Переменная передача

 

Изобретение относится х машиностроению , а конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Цель - повышение плавности изменения передаточных отношений при расширении их диапазона и повышение надежности и функционирования. Цель достигается за счет использования зубчатого зацепления в виде штырей и впадин, образованных поверхностями с образующей эвольвентой, конусных шкивов со штырями и шарового сателлита с углублениями, при этом углубления и штыри равноудалены, а шаровой сателлит поддерживается в пространстве опорными роликами с гиперболической поверхностью. Взаимное перемещение шкивов обеспечивается зубчатыми колесами и валами, а один из шкивов может быть выполнен цилиндрическим с расположением штырей на торцовой поверхности . 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л В 62 М 9/08

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ь

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4775123/11 (22) 27.12.89 (46) 15.11.91. Бюл. М 42 (71) Институт кибернетики им, В,M.Ãëóøêîва (72) Е.А.Осадчий, В.Ф.Волынец, Н.M.Oñàäчая, Л,А.Волынец и Г.Т,Осадчая (53) 629.113-585,1(088.8) (56) Патент США М 3333479, кл. В 62 М 9/08, 1976. (54) ПЕРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к трансмиссиям транспортных средств. Цель — повышение плавности изменения передаточных отношений при

„„5U ÄÄ 1691213 А1 расширении их диапазона и повышение надежности и функционирования, Цель достигается эа счет использования зубчатого зацепления в виде штырей и впадин, образованных поверхностями с образующей эвольвентой, конусных шкивов со штырями и шарового сателлита с углублениями, при этом углубления и штыри равноудалены, а шаровой сателлит поддерживается в пространстве опорными роликами с гиперболической поверхностью. Взаимное перемещение шкивов обеспечивается зубчатыми колесами и валами, а один иэ шкивов может быть выполнен цилиндрическим с расположением штырей на торцовой поверхности. 1 з.п. ф-лы, 5 ил, го шкива) или 10,12 (для коне ного шкива), через вал 11 или осевой вал цилиндрического L êèâà передается íà LLiKilB 1, который свободно вращается с угловой cêîpoñòüþ вращения вала двигателя, Для включения первой (cHMoA низкой) передачи, после достижения позиции нейтральной передачи в центре цилиндрического (на краю узкой стороны конического) шкива 1 рычагом 19 через вал 18, зубчатое колесо 17, рейку 15 перемещается вал шкива 1 в обратную сторону, т.е. в сторону зацепления сателлита 4 со шкивом ". При этом происходит зацепление сателлита 4 через углубления 5 с зубьями 3, расположенными .на рабочей поверхности наименьшей из концентрических окоужностей шкива 1 и соответственно с зубьями 3 наибольшей из концентрических окру>кностей шкива 2, что обеспе«ивает требуемое передаточное отношение.

Вращательное движение шкива 1 передается сателлиту 4, который свободно вращается по касательной к боковым поверхностям роликов 6, тем самым заставляя их та<же осуществлять вращательное движение вокруг осей. Включение последующих (высших) передач осуществляешься аналогично, при

25 щсние всех =.заимодейстеующих рабочих (!Âà>õíîcòåÃ.,,ателлита 4 и шK iвов 1 и 2.

jina вклгочения обратно о хода, в случае использования в устройстве смешанных (цилиндрического и конического) шкивов. достато íÎ после дости>кения нейтральной передачи продолжать перемещение цилиндрического шкива в том же направлении. до момента зацепления зубьев 3 с углублениями 5 и т,д., т.е. до момента включения передач обратного хода. В случаз использования двух конических шкивов передачи обратного >ода возможны только с использованием дополнительного редуктора обратного хода. Но при "-том конструкция переменной передачи является зна ительно компактнее и обеспечивается большая плавнос.ь изменения передаточных отношений, чем в смешанном варианте. Это объясняется увеличением расстояния между соседними концентрическими окружностями, обг,аэуемыми на рабочих поверхностях конусных шкивов, по сравнению с цилиндрическим, пе. окружности одинакового диаметра з конусных шк "BBx расг,оложены на большем удалении дру-. от друга.

35 чении высших передач шкив 1 должен 40 этом сателлит : в момент перехода на последующую передачу, осуществляет вращательное движение в двух плоскостях, скользя вдол ь боковой поверхности роликов 6 и вращая их при передаче вращательного движения с двигателя на ведущие колеса 27 транспортного средства, которое происходит в результате передачи вращательного усилия от шкива 2 через вал 22 на зубчатые ко:".еса 23, 24, 25, 26 к полуосям на ведущие колеса 27 транспортного средства. Естественно, при вклюдвигаться вдоль оси в сторону дорожек большего диаметра, Существенным является то, что при переходе на любую отличную оТ наивысшей (наинизшей) передачи получаемые концентрические окружности на поверхности шкивов 1 и 2 не обязательно приходятся, при поперечном сечении, на один из выступов сателлита 4 и углубление

5 шкивов 1 и 2, Разновероятным является и возможность частичного взаимодействия двух зубьев 3 сателлита 4 с парой углубления относительно условной линии концентрической окружности выбранного передаточного отношения.

Контрольной операцией проверки работоспособности технического устройства является свободное перекатывание сателлита

4 по рабочей поверхности любого из шкивов

1 и 2, а также взаимное свободное переме50

55

Формула изобретения

1, Переменная передача, содержащая полусферические ведущие и ведомый шкивь„связу,ощий элемент — сателлит, расположенные с возможностью взаимного перемещения и вращения вокруг осей и взаимодействующие между собой зубчатым соединением в виде раsноудаленных зубьев и впадин, а также орган управления передачей, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности изменения передаточных отношений при расширении их диапазона и повышения надежности функционирования, ведущий и ведомый шкивы вь;полнены коническими и установлены с возможностью взаимного перемещения, нз боковых поверхностях которых расположены равноудаленные выступы, а в качестве связующего звена, обеспечивающего зубчатое зацепление, применен шаровой элемент с равноудаленными углублениями, поддерживаемый четырьмя опорными роликами с гиперболической поверхностью вращения, при этом зубья и впадины образованы поверхностью вращения с образующей эвольвентой и расположены в радиальном направлении для взаимодействия, а орган управления представляет собой механизм переключения передач, включающий в себя зубчатую рейку, связанную через ось зубчатого колеса с рычагом переключения передач.

1691213

2.Передача по п.1, от л и ч а ю щ а я с я тем, что с целью упрощения механизма переключения передач, один из шкивов выполнен цилиндрическим, на одной из торцовых поверхностей которого расположены равноудаленные выступы, а в центре другой прикреплен вал.

1691213 (22) Составитель С.Белоусько

Техред M.Moðråíòàë Корректор С.Шевкун

Редактор Н.Шитев

Заказ 3898 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Переменная передача Переменная передача Переменная передача Переменная передача Переменная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к велосипедостроению

Изобретение относится к биотранспорту, велосипедам, веломобилям, повышает удобство пользования приводом при меньших габаритах передачи и обеспечивает компактность конструкции

Изобретение относится к приводам велосипеда

Изобретение относится к велостроению

Изобретение относится к передаче с изменяемым передаточным отношением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, трансмиссии транспортных средств, а именно к переменным передачам, которые могут быть использованы в автомобиле- и тракторостроении

Изобретение относится к транспортным средствам с мускульным приводом

Изобретение относится к трансмиссиям с колесами, перемещаемыми при переключении

Изобретение относится к машиностроению, транспорту, в частности к велостроению

Изобретение относится к велосипедам с приводом, содержащим возвратно-поступательно движущиеся ножные упоры

Изобретение относится к звездочкам переменного диаметра и/или эксцентрично установленным звездочкам

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям велосипедов, веломобилей и т.п

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к конструкции биотранспорта, а именно велосипедов для перевозки грузов и пассажиров, дорожных, туристских и спортивных

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям велосипедов, веломобилей и т.п

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в велосипедах, велотренажерах и других подобных устройствах
Наверх