Механизм включения блока кислородного оборудования катапультного кресла

 

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажей летательных аппаратов. Цель изобретения повышение надежности срабатывания механизма включения блока кислородного оборудования катапультного кресла. Механизм размещен на силовом каркасе 1 кресла и в сиденье 2, имеющем сквозной продольный паз 3, и содержит блок 5 кислородного оборудования с включателем 6, пускатель 7, выполненный в виде цилиндра 8 с подпружиненным штоком 9 и водилом 10, закрепленным на штоке 9 и установленным в паз 3 сиденья 2, привод включения блока 5, выполненный в виде тросовой тяги 12, соединенной одним концом со штоком 9 пускателя 7 и имеющей на противоположном конце чеку 13, запирающую включатель 6. На боковине силового каркаса 1 шарнирно закреплена подпружиненная качалка 14, соединенная с фалом притяга ног пусковым звеном 17. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажей летательных аппаратов. Известны блоки кислородного оборудования, размещаемые непосредственно на полетном снаряжении летчика и включаемые барометрическим датчиком или вручную. Однако они не пригодны для использования на современных летательных аппаратах, так как размещение кислородного оборудования непосредственно на летчике затрудняет его работу по управлению летательным аппаратом и снижает безопасность катапультирования. Наиболее близким к предлагаемому является механизм включения блока кислородного оборудования катапультного кресла К-36. В современных катапультных креслах блок кислородного оборудования (БКО) размещен в сиденьи кресла, а его включение осуществляется путем разблокировки включателя БКО механизмом включения, содержащим гибкую тягу, одним концом соединенную с включателем БКО, а другим с бортом летательного аппарата и перемещаемую относительно кресла при его движении по направляющим рельсам кабины на время катапультирования с последующим разобщением связи тяги с креслом во время этого перемещения. В этом катапультном кресле механизм включения БКО выполнен в виде тросовой тяги, имеющей на одном конце чеку, установленную во включатель БКО и блокирующую (запирающую) его, а другим концом прикрепленную к нижней колонке объединенного разъема коммуникаций (ОРК) кресла. В линии тросовой тяги установлен разъединитель, выполненный в виде двух крючков, зацепленных друг за друга и заключенных в ограничительную цилиндрическую муфту. При этом один из крючков соединен с частью тросовой тяги, идущей к включателю БКО, а другой с частью тросовой тяги, идущей к нижней колодке ОРК. Для предотвращения повреждения тросовой тяги, а также затирания ее элементами оборудования кресла она проложена внутри защищающего ее трубопровода. Недостатком указанного механизма включения блока кислородного оборудования катапультного кресла является пониженная надежность включения БКО, что может привести к травмированию и даже к гибели летчика из-за отсутствия подачи кислорода при катапультировании на больших высотах. Цель изобретения повышение надежности срабатывания механизма включения блока кислородного оборудования катапультного кресла. Это достигается тем, что механизм включения блока кислородного оборудования катапультного кресла, содержащий гибкую тягу, соединенную одним концом с включателем блока кислородного оборудования, снабжен пусковым звеном, пускателем и подпружиненной качалкой, шарнирно закрепленной на кресле, при этом один конец качалки установлен с возможностью взаимодействия с пускателем, а другой через пусковое звено соединен с фалом механизма притяга ног катапультного кресла. Кроме того, пускатель выполнен в виде водила и цилиндра, корпус которого закреплен на кресле, конец подпружиненного штока жестко соединен с водилом, а водило установлено с возможностью взаимодействия с качалкой. На фиг. 1 показан механизм, вид сбоку; на фиг. 2 узел I на фиг. 1; на фиг. 3 механизм, вид сверху. Механизм размещен на силовом каркасе 1 кресла и в сиденье 2, имеющем сквозной продольный паз 3 и объединенный разъем коммуникаций 4, и содержит установленный в сиденье 2 блок 5 кислородного оборудования с включателем 6, пускатель 7, выполненный в виде цилиндра 8 с подпружиненным штоком 9 и водилом 10, закрепленным на штоке 9 и установленным в паз 3, сиденья 2, привод включения блока 5, выполненный в виде заключенной в трубопровод 11 тросовой тяги 12, соединенной одним концом со штоком 9 пускателя 7 и имеющей на противоположном конце чеку 13, запирающую включатель 6, установленную на боковой поверхности силового каркаса 1 поворачивающуюся качалку 14 с пружиной 15, фал 16 притяга ног, пусковое звено 17, соединяющее качалку 14 с фалом 16 притяга ног. Механизм работает следующим образом. В исходном положении блок 5 подготовлен к работе, а его включатель 6 взведен и застопорен чекой 13 тросовой тяги 12. При катапультировании в начале движения кресла в направляющих происходит размыкание n колодок объединенного разъема коммуникаций 4. При этом обратные клапаны верхней колодки перекрывают каналы связи кресла с магистралями борта летательного аппарата, герметизируя кислородные магистрали кресла. При дальнейшем движении кресла срабатывают фалы 16 притяга ног, связанные с кабиной летательного аппарата, в результате чего обеспечивается притяг ног летчика в кресле, а пусковое звено 17, прикрепленное к фалу 16 притяга ног, перемещается фалом 16 и поворачивает качалку 14. Качалка 14, преодолевая сопротивление оттягивающей ее пружины 15, воздействует на водило 10, перемещая его в пазу 3 сиденья 2. При перемещении водила 10 шток 9, связанный с ним, перемещается в цилиндре 8, увлекая за собой тросовую тягу 12, в результате чего чека 13 выдергивается из включателя 6, который включает в работу блок 5, обеспечивающий подачу кислорода к снаряжению летчика. После катапультирования и снижения до заданной высоты вводится основной парашют и летчик отделяется от кресла вместе с сиденьем 2, с которым он связан подвесной системой. При этом водило 10 скользит относительно качалки 14, обеспечивая свободное отделение сиденья 2 от кресла.

Формула изобретения

1. МЕХАНИЗМ ВКЛЮЧЕНИЯ БЛОКА КИСЛОРОДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАТАПУЛЬТНОГО КРЕСЛА, содержащий гибкую тягу, соединенную одним концом с включателем блока кислородного оборудования, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности срабатывания механизма, он снабжен пусковым звеном, пускателем и подпружиненной качалкой, шарнирно закрепленной на кресле, при этом один конец качалки установлен с возможностью взаимодействия с пускателем, а другой через пусковое звено соединен с фалом механизма притяга ног катапультного кресла. 2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что пускатель выполнен в виде водила и цилиндра с подпружиненным штоком, при этом корпус цилиндра закреплен на кресле, конец подпружиненного штока жестко связан с водилом, а водило установлено с возможностью взаимодействия с качалкой.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 29.06.1994

Номер и год публикации бюллетеня: 29-2001

Извещение опубликовано: 20.10.2001        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам спасения и может быть использовано для спасения экипажа многоразового космического летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажа летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажей летательных аппаратов

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к средствам аварийного покидания самолетов (САПС) и может быть использовано при разработке перспективных образцов САПС маневренных типов самолетов тактической авиации

Изобретение относится к индивидуальным аварийным спасательным средствам, в частности, к спасательным средствам защиты, преимущественно, водителей транспортных средств, например, самолетов и автогонщиков

Изобретение относится к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к области авиационно-космической техники, в частности к средствам спасения экипажа самолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию катапультируемых средств спасения экипажа

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к созданию катапультных устройств для систем аварийного спасения летчика, оснащенных ракетными двигателями твердого топлива

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения экипажа при аварии летательного аппарата
Наверх