Статор электрической машины

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение технологичности и надежности при эксплуатации. В статоре электрической машины внешний слой 1 лобовых частей катушек 2 обмотки опирается на внутренний диаметр 5 бандажного кольца 6. На наружном диаметре 7 этого кольца расположена в сжатом состоянии волнообразная яенточная пружина 8, закрытая сегментом 9 с ребрами жесткости 11. Лобовая часть каждой катушки, пружина 8 и сегмент 9 обхвачены петлей 18 шнура. Усилие натяжения в шнуре петли создается в процессе изготовления и автоматически, независимо от степени усыхания изоляционных материалов и потери эластичности шнура поддерживается в эксплуатации сжатой пружиной. 5 ил. w Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (I 9) (11) (s1)s Н 02 К 3/50

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 4 Ю

l4 ю О (). (21) 4617997/07 (22) 12.12.88 (46) 23,03.92. Бюл, ¹ 11 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения

Харьковского завода "Электротяжмаш" им. В.И. Ленина (72) В.П, Осичев (53) 621,313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 694941, кл. Н 02 К 3/50, 1979.

Заявка ФРГ

¹ 2802370, кл..Н 02 К 3/50, 1979.

Патент США

¹ 4488079, кл. Н 02 К 3/46, 1984.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к производству электрических машин, например тяговых синхронных генераторов.

Цель изобретения — повышение технологичности и надежности и ри эксплуатации.

На фиг, 1 показан статор электрической машины, продольный разрез; на фиг, 2— поперечный разрез, вид статора со стороны головок катушек статора; на фиг. 3 — элемент кольцевого пояса с плотной в тангенциальном направлении укладкой лобовых частей катушек статора; на фиг. 4 — вариант установки бандажного кольца в нажимной шайбе сердечника статора; на фиг. 5 — расположение пружин.

Внешний слой 1 лобовых частей катушек 2 обмотки статора (в данном случае на (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению, Цель изобретения — повышение технологичности и надежности при эксплуатации, B статоре электрической машины внешний слой 1 лобовых частей катушек 2 обмотки опирается на внутренний диаметр 5 бандажного кольца 6. На наружном диаметре 7 этого кольца расположена в сжатом состоянии волнообразная ленточная пружина 8, закрытая сегментом 9 с ребрами жесткости 11. Лобовая часть каждой катушки, пружина 8 и сегмент 9 обхвачены петлей 18 шнура. Усилие натяжения в шнуре петли создается в процессе изготовления и автоматически, независимо от степени усыхания изоляционных материалов и потери эластичности шнура поддерживается в эксплуатации сжатой пружиной. 5 ил. стороне головок 3 катушек) опирается через изоляцию 4 на внутренний диаметр 5 бандажного кольца 6, на наружном диаметре 7 которого расположена в сжатом состоянии волнообразная ленточная пружина 8, закрытая сегментом 9. Сегмент с боковых сторон снабжен радиусным переходом 10 и ребрами жесткости 11. Бандажное кольцо закреплено в нажимной шайбе 12, которая снабжена, например, кольцом 13, ребрами и опорой для бандажного кольца. Нажимная шайба установлена в сердечнике 14 статора и зажимает посредством крепежа 15 пакет

16 сердечника, Лобовая часть каждой катушки внешнего слоя, а также внутреннего слоя 17 обмотки статора, обхвачена петлей

18 шнура. Петля шнура обхватывает при этом также бандажное кольцо, волнообраз1721720 ную ленточную пружину и закрывающий ее сегмент. На фиг. 3 показан элемент кольцевого пояса 19(см, фиг. 1) с плотной втангенциальном направлении укладкой лобовых частей обмотки статора, образуемой за счет 5 местного увеличения толщины катушки путем закрепления на боковой стороне катушки прокладки 20 из изоляционного материала, например посредством липкой фторпластовой или стеклоленты 21. Про- 10 кладка может иметь П-образную форму с прилеганием к обеим сторонам катушки.

Прокладка компенсирует величину нормально установленного зазора для прохода охлаждающего воздуха между лобовыми 15 частями смежных катушек статора и обеспечивает плотную в тангенциальном направлении укладку катушек в кольцевом поясе. Кольцевой пояс с плотной укладкой лобовых частей, если он выполнен в единст- 20 венном числе в слое, предпочтительно расположить под бандажным кольцом, особенно если прокладка придана П-образная форма. На фиг. 4 показан предпочтительный вариант закрепления бандажного 25 кольца посредством сварки с опорами 22 и ребрами 23 нажимной шайбы и кольца. Бандажное кольцо в этом случае наиболее технологично в изготовлении, так как проходит механическую обработку в шайбе, и увели- 30 чивает момент инерции шайбы от выкручивания при затяжке пакета сердечника статора. При изготовлении устройства устанавливают изоляцию на бандажное кольцо, производят укладку катушек статора в пазы 35 сердечника и закрепляют их в пазовой части клиньями. Затем технологическим приспособлением распирают лобовые части обмотки статора в радиальном направлении от центра, как показано знаком f на фиг. 1 40 одним из известных способов до упора в бандажное кольцо, устанавливаю как это показано на фиг. 5, на наружном диаметре его между опорами в нажимной шайбе волнообразные ленточные пружины, закрыва- 45 ют их сегментами и производят сжатие пружин технологическим приспособлением как показано знаком f на фиг. 1, используя для этого, например, кольцо нажимной шайбы. После того, как лобовые части катушек 50 статора прижаты к бандажному кольцу, а волнообразная ленточная пружина сжата практически до распрямления, производят закрепление лобовых частей обмотки шнуром путем наложения петель, обхватываю- 55 щих лобовую часть катушки, бандажное кольцо и пружину с сегментом. В этом случае требуется лишь незначительное усилие рабочего для натяжения шнура в процессе наложения петель, так как местоположение лобовых частей уже технологически зафиксировано на бандажном кольце, а волнообразная ленточная пружина находится в сжатом состоянии, Радиусный переход к ребрам жесткости в сегменте исключает перетирание шнура при его наложении и эксплуатации. Завершив наложение петель шнура на каждую катушку статора по крайней мере в пределах одного сегмента снимают технологическое приспособление, посредством которого была сжата волнообразная ленточная пружина и последняя, только частично приходя в исходное состояние, обеспечивает необходимое по расчету усилие натяжения шнура петли, упруго закрепив лобовые части катушек статора на бандажном кольце. Затем снимаюттехнологическое приспособление, которое прижимало лобовые части обмотки к внутреннему диаметру бандажного кольца, В результате обеспечено существенное облегчение в наложении петель шнура для закрепления лобовых частей обмотки статора, а сам процесс закрепления более технологичен и приемлем для серийного производства, равно как и в ремонте, Статор работает следующим образом.

Волнообразная ленточная пружина, установленная на наружном диаметре бандажного кольца, в процессе сжатия технологическим приспособлением перед наложением петель шнура практически распрямлена и после снятия технологического приспособления приходит в исходное волнообразное состояние лишь частично, создавая и поддерживая необходимое усилие натяжения петель шнура, прижимая лобовые части катушек обмотки статора к внутреннему диаметру бандажного кольца. В процессе эксплуатации происходит некоторое усыхание и изоляции и вытяжка шнура, Однако усилие натяжения шнура, создаваемое сжатой волнообразной ленточной пружиной, автоматически поддерживает в необходимых пределах, исключающих возможность ослабления крепления и смещения лобовых частей обмотки от их первоначального положения, чем обеспечивается надежность изоляции обмотки в эксплуатации.

Формула изобретения

Статор электрической машины, содержащий обмотку, лобовые части которой расположены на внутреннем диаметре бандажного кольца и закреплены на нем посредством петель шнура, а бандажное кольцо прикреплено к нажимной шайбе сердечника при помощи опор, о т л и ч а ю1721720 шийся тем, что, с целью повышения технологичности и надежности при эксплуатации, он снабжен сегментами с ребрами жесткости, волнообразными ленточными пружинами, расположенными на наружном диаметре бандажного кольца в промежутA-А ках между его опорами, при этом пружины сжаты в радиальном направлении и закрыты с внешней стороны сегментами, а петли шнура обхватывают сегменты, фиксирую5 щие посредством ребер жесткости местоположение пружин на бандажном кольце.

Составитель Ф,Подольская

Редактор Т.Шагова Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 959 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при изготовлении статоров электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к области электромашиностроения

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх