Способ суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикоподшипников и устройство для его осуществления

 

Использование: в машиностроении при финишной обработке дорожек качения колец шарикоподшипников. В корпусе 3 размещена гильза 4, в которой с помощью резиновых вкладышей 6 установлен вал 5 качания, Полости 7 вкладышей 6 через кана& /X Л 8 Д1 / лы гильзы 4 соединены с генератором пульсирующих колебаний, состоящим из насоса 11, жиклеров 12, плунжеров 9 и вращающейся планшайбы 10. Планшайба 10 приводится во вращение электродвигателем с регулируемой частотой вращения. На валу 5 качания размещен держатель инструмента 13 и механизм 14 прижима, Хвостовик 15 вала 5 размещен между двумя дополнительными резиновыми вкладышами 16 с полостями 17, соединенными с генератором пульсирующих колебаний. Насос 11 под давлением через жиклеры 12 подает рабочую жидкость в полости устройства и рабочие камеры 8 генератора. Планшайба развернута на некоторый угол и при ее вращении в каждой рабочей камере последовательно создается избыточное давление, которое передается в полости резиновых вкладышей и воздействует на вал качания с держателем инструмента, заставляя его перемещаться по замкнутой траектории и совершать возвратно-поступательное перемещение. 2 с. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. 7 J Л 4 5 А . Н/ я а U-VWj сл с 4 CJ о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (st)s В 24 В 19/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4770006/08 (22) 11.10.89 (46) 07.06,92. Бюл. N 21 (71) Загорский филиал Всесоюзного научноисследовательскогоо конструкторско-технологического института подшипниковой промышленности (72) Е,М.Боков, С.П.Куприн и B.Ï.Òðåíêóíîâ (53) 621,924.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 278453,. кл. В 24 В 19/06, 1968. Авторское свидетельство СССР

¹ 931419, кл. B 24 В 35/00, 1980. (54) СПОСОБ СУПЕРФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ШАРИКОПОДШИПНИ КОВ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Использование: в машиностроении при финишной обработке дорожек качения колец шарикоподшипников. В корпусе 3 размещена гильза 4, в которой с помощью резиновых вкладышей 6 установлен вал 5 качания, Полости 7 вкладышей 6 через кана. Ы 1738610 А1

2 лы гильзы 4 соединены с генератором пульсирующих колебаний, состоящим из насоса

11, жиклеров 12, плунжеров 9 и вращающейся планшайбы 10. Планшайба 10 приводится во вращение электродвигателем с регулируемой частотой вращения. На валу 5 качания размещен держатель инструмента

13 и механизм 14 прижима, Хвостовик 15 вала 5 размещен между двумя дополнительными резиновыми вкладышами 16 с полостями 17, соединенными с генератором пульсирующих колебаний, Насос 11 под давлением через жиклеры 12 подает рабочую жидкость в полости устройства и рабочие камеры 8 генератора. Планшайба развернута на некоторый угол и при ее вращении в каждой рабочей камере последовательно создается избыточное давление, которое передается в полости резиновых вкладышей и воздействует на вал качания с держателем инструмента, заставляя его перемещаться по замкнутой траектории и совершать возвратно-поступательное перемещение. 2 с. 1 з.п, ф-лы, 5 ил.

1738610

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при финишной обработке дорожек качения колец шарикоподшипников.

Целью изобретения является повышение качества и точности обработки.

На фиг.1 показан суперфинишный брусок, совершающий качательное движение относительно оси качания, левое крайнее положение; на фиг.2 — то же, среднее положение; на фиг.3 — то же, правое крайнее положение; на фиг.4 — устройство для обработки; на фиг.5 — сечение А — А на фиг.4, Кольцо 1 имеет отличные от настроечного кольца величины радиуса и положения дорожки качения, равные Яд,< = R< + дя и

Пд.к = Пн + дп соответственно.

В этом случае брусок 2, имеющий профиль, соответствующий профилю дорожки качения настроечного кольца, при совершен ии качател ьн ых движений (суперфинишной обработке) не обрабатывает всю поверхность дорожки качения (показан сплошной линией), На ней останутся следы предыдущей обработки (шлифования) и произойдет искажение профиля.

При сообщении бруску дополнительно к качательному движению относительно оси качания с частотой 10 — 20 Гц непрерывного движения по замкнутой траектории с частотой 100 — 200 Гц и амплитудой А = 2дв + дл, позволит ему совершать перемещение относительно центра кривизны дорожки качения (брусок показан пунктирной линией) и производить обработку по всему профилю дорожки качения, тем самым уменьшая влияние на точность обработки и качество поверхности отклонений в пределах допуска величин радиуса и положения дорожки качения, Величина амплитуды выбирается из условия обработки партии колец, имеющих допуск размеров радиуса и положения дорожки качения BR и д соответственно, Частота колебаний выбирается из условий интенсификации резания; верхний предел ограничивается конструкцией генератора, Устройство для обработки (фиг,4) состоит из корпуса 3, в котором на подшипниках размещена гильза 4. В гильзе установлен вал 5 качания с помощью резиновых вкла-дышей 6, имеющих полости 7, соединенные через каналы гильзы с генератором пульсирующей жидкости, состоящим из корпуса, в котором выполнены рабочие камеры 8. В рабочих камерах размещены плунжеры 9, контактирующие с вращающейся плэншайбой 10, Рабочие камеры шлангами соедине5

55 ны сполостями устройства,,Для поддержания рабочего давления генератор снабжен насосом 11, который подает жидкость через жиклеры 12 в рабочие камеры 8. Планшайба

10 приводится во вращение электродвигателем с регулируемой частотой вращения.

На валу 5 качания размещен держатель

13 инструмента и механизм 14 прижима.

Хвостовик 15 вала 5 размещен между двумя дополнительными резиновыми вкладышами 16, имеющими полости 17, соединенные с генератором пульсирующей жидкости, Гильза соединена с приводом колебаний, состоящим из двигателя 18 и кривошипного механизма 19.

Устройство работает следующим образом, Насос 11 под давлением через жиклеры

12 подает рабочую жидкость (масло) по шлангам в полости устройства и рабочие камеры 8 генератора пульсирующей жидкости. При включении привода генератора начинает вращаться планшайба 10, контактирующая с плунжерами 9, расположенными в рабочих камерах. Планшайба развернута на некоторый угол, тем самым она последовательно в каждой рабочей камере создает избыточное давление. Избыточное давление масла по шлангам и каналам в гильзе последовательно передается в полости резиновых вкладышей и воздействует на вал качания, заставляя его перемещаться по замкнутой траектории.

Избыточное давление, передаваемое в полости резиновых вкладышей, между которыми размещен хвостовик, воздействует на вал качания, заставляя его совершать возвратно-поступательное движение в осевом направлении. B связи с тем, что держатель с инструментом размещен на валу качания, то перемещения по замкнутой траектории и возвратно-поступательное движение будут передаваться инструменту.

Частота и амплитуда перемещений регулируется в широких пределах и зависит от частот вращения и угла разворота планшайбы, Тем самым имеется возможность управления процессом обработки.

При обработке партии колец, имеющих разброс размеров радиуса и положения дорожек качения в пределах допуска, брусок, имеющий профиль, соответствующий минимальному размеру радиуса, будет совершать качательное движение относительно оси качания, непрерывное движение по замкнутой траектории и возвратно-поступательное движение в направлении, параллельном касательной к профилю дорожки качения.

1738610

Движение по замкнутой траектории будет совершаться относительно оси качания в случае, когда центр кривизны дорожки качения совпадает с осью качания, В случае, когда центр кривизны дорожки качения не совпадает с осью качания, движение по замкнутой траектории будет совершаться относительно центра кривизны дорожки качения.

Формула изобретения

1. Способ суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикоподшипников, при котором бруску соответствующего профиля сообщают качательное движение относительно оси, проходящей через центр кривизны дорожки качения, и возвратно-поступательное движение в направлении, параллельном касательной к профилю дорожки качения,отл ича ю щи йся тем, что, с целью повышения качества и точности обработки, бруску сообщают непрерывное движение по замкнутой траектории относительно оси качания с частотой 100 — 200 Гц и амплитудой, равной

А =2дя+д,, где дя — величина допуска на радиус дорожки качения; д — величина допуска на положение дорожки качения.

2. Устройство для суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикопод5 шипников, содержащее привод колебаний и корпус, несущий вал качания, на котором размещены держатель и механизм прижима инструмента,отл ич а ющееся тем,что устройство снабжено генератором пульси10 рующей жидкости, расположенной в корпусе гильзой и размещенными внутри нее между приводом колебаний и держателем инструмента резиновыми вкладышами, в которых установлен вал качания, причем в

15 гильзе выполнены каналы, а во вкладышах — по крайней мере по три полости, соединенн ые посредством каналов с генератором пульсирующей жидкости.

20 З,Устройство по п.2,отл и ч а ю щеес я тем, что оно снабжено размещенными внутри гильзы между резиновыми вкладышами и приводом колебаний на хвостовике вала качания двумя дополнительными рези25 новыми вкладышами с полостями, соединенными с генератором пульсирующей жидкости.

1738610

Зиг.5

50

Составитель А, Шутов

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Черни

Редактор Л. Гратилло

Заказ 1966 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Способ суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикоподшипников и устройство для его осуществления Способ суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикоподшипников и устройство для его осуществления Способ суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикоподшипников и устройство для его осуществления Способ суперфинишной обработки дорожек качения колец шарикоподшипников и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к абразивной обработке и может быть использовано на машиностроительных и металлургических предприятиях при изготовлении и ремонте изделий типа валков и калибров периодических прокатных станов

Изобретение относится к абразивной обработке материалов и может быть использовано в подшипниковом производстве при получении выпуклой формы дорожек качения подшипниковых колец

Изобретение относится к обработке дорожек качения колец шарикоподшипников и может быть использовано в подшипниковой промышленности

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при финишной обработке дорожек качения деталей шарикоподшипников

Изобретение относится к устройствам для базирования и вращения деталей, обрабатываемых по внутренней поверхности и торцу

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технологии отделочной обработки металлов методом суперфиниширования с использованием абразивного и алмазного инструмента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии отделочной обработки сложных криволинейных поверхностей металлов методом суперфиниширования с использованием специального доводочного инструмента

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологическим операциям чистовой обработки деталей типа колец высокоточных подшипников

Изобретение относится к металлообработке и может найти применение в суперфинишной обработке наружных колец подшипников

Изобретение относится к технике финишной обработки и может быть использовано для суперфиниширования поверхности качения бочкообразных роликов конических и цилиндрических подшипников

Изобретение относится к процессам приработки подшипников в собранном виде

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам окончательной обработки поверхностей вращения, например роликовых дорожек качения колец подшипников

Изобретение относится к области станкостроения, а именно к шлифовальным станкам с бесцентровым шлифованием, и может быть использовано, например, для восстановления дорожек качения или буртов наружных или внутренних колец подшипников качения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при суперфинишировании криволинейных поверхностей деталей, преимущественно дорожек качения наружных и внутренних колец шариковых подшипников

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при окончательной обработке конических поверхностей вращения, например дорожек качения колец конических подшипников, с использованием абразивного инструмента

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при чистовой обработке деталей типа колец высокоточных подшипников
Наверх