Устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства

 

Изобретение относится к автотракторной технике, в частности к устройствам для управления сцеплением, акселератором и тормозом. Цель изобретения - расширение диапазона применения темпостатов на автотранспорте . Устройство содержит рычаги 1-3, первый двуплечий рычаг 4 с плечами 5 и 6, второй двуплечий рычаг - цилиндрическую пружину 7 с плечами 8 и 9, зубчатую рейку 13, расположенную подвижно на рычаге 2 тормоза. На педалях 17-19-крепятся ролики 14-16, которые входят в вилки рычагов 1-3. При нажатии на плечо 5. оно воздействует на рычаг 1 акселератора, педаль которого фиксируется в определенном положении. При нажатии на педаль тормоза педаль акселератора возвращается в прежнее положение. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)э В 60 К 41/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4794305/11 (22) 21.02.90 (46) 15.06.92. Бюл. hL 22 (71) Стахановский региональный центр научно-технического творчества молодежи

"Фактор" (72) В.А,Березка (53) 629 113 578 587(088 8) (56) Авторское свидетельство СССР

N- 1426868, кл. В 60 К 41/28, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СЦЕПЛЕНИЕМ, АКСЕЛЕРАТОРОМ И ТОРМОЗОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторной технике, в частности к устройствам для, 0,, 1740208 А1 управления сцеплением, акселератором и тормозом. Цель изобретения — расширение диапазона применения темпостатов на автотранспорте. Устройство содержит рычаги

1 — 3, первый двуплечий рычаг 4 с плечами 5 и 6, второй двуплечий рычаг — цилиндрическую пружину 7 с плечами 8 и 9, зубчатую рейку 13, расположенную подвижно на рычаге 2 тормоза. На педалях 17-19-крепятся ролики 14 — 16, которые входят в вилки рычагов 1-3. При нажатии на плечо 5. оно воздействует на рычаг 1 акселератора, педаль которого фиксируется в определенном положении. При нажатии на педаль тормоза педаль акселератора возвращается в прежнее положение. 1 з,п. ф-лы, 2 ил.

1740208

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобильной и тракторной промышленности в механическом темпостате — устройстве для получения постоянной скорости движения транспортного средства беэ воздействия на педаль акселератора.

Известно устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства, выполненное в виде первого двухплечего рычага, подвижно установленного на оси, размещенной в корпусе над педалями сцепления, акселератора и тормоза, и кинематически связанного с педалями акселератора и тормоза, зубчатой рейки, подвижно размещенной на педали тормоза, второго двуплечего рычага в виде цилиндра, насаженного на ось первого двуплечего рычага, причем плечи рычага кинематически связаны с педалью сцепления и педалью тормоза через ролики, закрепленные на педалях в обоймах.

На грузовом же автотранспорте в основном применяются напольные педали управления, В машинах с навесными педалями управления два двуплечих рычага своими плечами кинематически непосредственно взаимодействуют с педалями управления, в машинах же с напольными педалями управления для осуществления кинематической связи двуплечих рычагов с педалями управления требуется в конструкцию ввести дополнительные элементы.

Для чего на автотранспорте с напольными педалями управления используются рычаги, один конец которых представляет вилку, кинематически связанную с педалью управления через ролик, укрепленный на педали, другой конец рычага шарнирно соединен с корпусом.

Недостатком блокировки известного устройства является жесткость блокировочного узла, представляющего собой цилиндр с плечами, кинематически связанными через ролики с педалями сцепления и тормоза и большой ход педали тормоза (порядок 5-6 мм) для сброса фиксатора, в результате чего возникают дополнительные усилия на конструкцию темпостата при нажатии на педаль сцепления.

Большой ход педали тормоза объясняется тем,. что отрыв зуба фиксатора от зубчатой рейки происходит только при отклонении зубчатой рейки на определенный угол, заданный упором (ограничителем угла качания) зубчатой рейки.

Целью изобретения является уменьшение дополнительного усилия на конструкцию.

Указанная цель достигается тем, что цилиндр выполнен в. виде цилиндрической пружины с двумя плечами, одно из плеч кинематически воздействует непосредственно на зубчатую рейку, второе плечо через тягу, кулису и обойму кинематически связано с педалью (рычагом) сцепления. В этом случае при нажатии на педаль сцепления одно из плеч цилиндрического рычага не10

15 посредственно нажимает на зубчатую рейку, стараясь от нее оторвать зуб фиксатора.

Благодаря упругости пружинного рычага зубчатая рейка до сброса фиксатора может отклоняться на незначительный угол, но после преодоления сил упругости произойдет сброс фиксатора, т.е. темпостат будет отключен. При таком конструктивном исполнении ход педали тормоза не превышает

2 — 3 мм (т.е. не выходит за пределы свободного хода тормоза) отсюда усилия на конструкцию при нажатии на педаль сцепления незначительны.

Внесенные конструктивные решения расширяют диапазон применения темпо20 статов на эксплуатируемом автотранспорте, уменьшают дополнительные усилия на конструкцию, при сбросе фиксатора дополнительные усилия на конструкцию практически отсутствуют, На фиг.1 схематично изображено предлагаемое устройство; на фиг,2 — разрез А — А на фиг.1, Устройство содержит рычаги 1 — 3. первый двуплечий рычаг 4 с плечами 5 и 6, связанными с рычагами 1 и 2, второй двуплечий рычаг — цилиндрическую пружину 7 с плечами 8 и 9, связанными с рычагами 2 и

3. Плечо 9 через кулису 10 и тягу 11 связано с обоймой 12, укрепленной на рычаге 3. На

35 рычаге 2 тормоза подвижно располагается зубчатая рейка 13. Ролики- 14-16 крепятся на педалях 17 — 19 и входят в вилки рычагов

1-3, Верхние концы рычагов 1 — 3 связаны с корпусом посредством шарниров 20-22. между планками 23 и 24. 3убчатая рейка 13 упирается в выступ 25 на рычаге 2. Отверстия 26 в рейке 13 служат для регулировки угла отклонения рейки. Педали 17-19 связаны с корпусом через пружины 27 — 29

Устройство работает следующим образом.

При нажатии на плечо 5 рычага 4 оно воздействует на рычаг 1 акселератора 17 и начинает перемещать его вниз (через вилку и ролик 14) на определенный угол, рычаг 4, расположенный между планками 23 и 24, проворачивается и плечо в рычаге 4 входит в зацепление с зубчатой рейкой 13. Усилие, возникающее при этом и направленное поч45 Рычаг 4 и рычаг-цилиндр 7 располагаются

1,;740208 ти параллельно оси рычага тормоза 2, прижимает рейку 13 к выступу 25. Педаль 17 акселератора зафиксирована в определенном положении. (Получена определенная. скорость движения). 5

При нажатии на педаль 18 тормоза в результате достаточного сцепления плеча 6 с рейкой 13, последняя начинает поворачиваться вокругточки соприкосновения рейки

13 с выступом 25 по часовой стрелке, а рычаг 10

4 — против часовой стрелки.

Педаль 17 акселератора начинает плавно возвращаться в исходное положение.

Вращение рейки 13 продолжается до тех пор, пока винт, вставленный в одно из от- 15 верстий 26 рейки 13, не упрется снизу в рычаг 2. Только тогда плечо 6 рычага выдер- . гивается из впадины рейки 13. В фиксированном положении до сброса рейки 13 рычаги 1 и 2 находятся в состоянии качаю- 20 щейся пары. Когда рычаг 2 идет вниз, то рычаг 1 идет вверх и наоборот.

Для обеспечения безопасной работы сцепления в случае переключения передач в фиксированном состоянии педали 17 аксе- 25 лератора служит рычаг — цилиндрическая пружина 7, плечи 8 и 9 которого связаны с рычагами 2 и 3 тормоза сцепления.

При нажатии на педаль 19 сцепления с помощью ролика 16 и вилки рычаг 3 начина- 30 ет отклоняться, через тягу 11 и кулису 10 начинает перемещать плечо 9 на определенный угол, цилиндрическая . „.у:нна 7;. расположенная на оси рычага 4 начинает поворачиваться и плечо 8 рыча а / еоздей- 35 ствует на зубчатую рейку i3. Рычаг 2, а следовательно, и педаль 1Р тормоза отклоняется вниз.

Зубчатая рейка 13 стремится повернуться по часовой стрелке, но так как плечо 40

8 непосредственно воздействует на эуб;атую рейку 13, то угол поворота зубчатсй рейки будет ограничен и как только сила воздействия плеча 8 на зубчатую рейку преодолеет силу сцепления зуба 6 с торцом рейки 13, произойдет сброс фиксатора.

Таким образом. при непосредственном воздействии плеча 8 на зубчатую рейку 13 достаточно свободного хода педали тормоза для сброса фиксатора, отсюда значительное уменьшение усилия на конструкцию, Использование предлагаемого изобретения расширит диапазон применения на автотранспортных средствах, уменьшит дополнительные усилия на конструкцию, улучшит работу блокировочного узла.

Формула и зоб ретен ия

1. Устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства, содержащее педали сцепления, акселератора и тормоза, зубчатую рейку, подвижно размещенную на педали тормоза, два двуплечих рычага, первый из которых выполнен с воэможностью кинематической связи своими плечами с акселератором и тормозом, второй — с возможностью кинематической связи с педалями сцепления и тормоза, размещенные на одной оси, расположенной в отверстиях планок, закрепленных в корпусе, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью расширения диапазона применения темпостатов на автотранспорте, оно снабжено рычагами педалей сцепления, тормоза и акселератора, один конец которых представляет вилку, другие концы рычагов шарнирно соединены с корпусом, а педали управления снабжены роликами, размещенными с возможностью взаимодействия с выемками рычагов.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я том, что второй двуплечий рычаг выполнан в виде цилиндрической пружины с угругими плечами, причем. одно из плеч размещено с воэможностью взаимодействия сзубч той ре.3к й, другое снабжено кулисой ь обоймой, посредством которых связано с рычагом педали сцепления.

1740208

Составитель О. Дуплик

Редактор Ю. Середа Техред M.Mîðãåíòàë Корректор А. Осауленко

Заказ 2040 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж 35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства Устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства Устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства Устройство для управления сцеплением, акселератором и тормозом транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, может быть использовано в автомобильной и тракторной промышленности для поддержания постоянной скорости движения транспортного средства без воздействия водителя на педаль акселератора

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам для управления механизмом подачи топлива

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях и тракторах для получения постоянной скорости движения

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления транспортных средств, оборудованных роторно-винтовыми или гусеничными движителями

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автотракторостроении как механический темпостат

Изобретение относится к устройствам для управления грузоподъемными механизмами

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в автомобильной и тракторной промышленности как механический темпостат - устройство для получения постоянной скорости движения транспортного средства без воздействия на педаль акселератора

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть иснользовано на машинах, использующих в комбинированной силовой установке гидравлический аккумулятор энергии

Изобретение относится к устройствам комбинированного управления приводами транспортных средств, в частности к устройствам управления подачей топлива в двигатель и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства

Изобретение относится к системе управления агрегатом на пересеченной местности и может быть использовано в качестве системы корректирования скорости и вертикальных нагрузок на ведущие колеса, средства силового регулирования (и перераспределения) опорных реакций и скорости движения сельскохозяйственного агрегата на пересеченной местности и в горной зоне

Изобретение относится к автотракторной технике и предназначено для контроля за режимами работы и состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в автомобилях с ручным управлением для водителей-инвалидов без ног

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для автомобилей с устройством управления автоматическим сцеплением в режиме аварийного движения
Наверх