Соединение типа вал-втулка для передачи крутящего момента

 

Использование: в области машиностроения для соединения деталей, передающих крутящий момент. Сущность изобретения: на валу выполнено преимущественно три лыски, а на торцах втулки в тангенциальных пазах установлено преимущественно шесть призматических шпонок, контактирующих одной плоскостью с лысками вала. От осевого смещения шпонки удерживаются крышками , закрепленными винтами к торцам втулки. Данное конструктивное выполнение позволяет снизить трудоемкость изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения. 3 з.п. ф-лы. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (зппп F 16 D 1/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4707772 (27 (22) 19.06.89 (46) 23.06.92, Бюл, ¹ 23 (75) И,К. Клещенок (53) 621,229.314(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 307211, кл. F 16 B 3/00, 1969. (54) СОЕДИНЕНИЕ ТИПА ВАЛ-ВТУЛКА

ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО MOMEHTA (57) Использование: в области машиностроения для соединения деталей; передающих

Изобретение относится к машиностроениюи может быть использовайо для передачи крутящего момента.

Известно шпоночное соединение, в котором связь вала с втулкой осуществляется посредством трех расположенных равномерно по окружности шпонок, установленных в пазах втулки и своими плоскими поверхностями опирающихся на лыски ва- . ла, Данное соединение нетехнологично как с точки зрения изготовления, так и в отношении процессов сборки и ремонта.

Цель изобретения — повышение надежности путем уменьшения ослабления втулки при выполнении шпоночных пазов и снижение трудоемкости изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения, На фиг. 1 приведено соединение, общий вид (винты, крепящие крышку, и резьбовые отверстия для них не показаны); на фиг, 2— разрез А-А на фиг. 1.

Соединение состоит из вала 1 с лысками

2, втулки 3 с тангенциальными пазами под .

„„ Ы„„1742542 А1 крутящий момент, Сущность изобретения: на валу выполнено преимущественно три лыски, а на торцах втулки в тангенциальных пазах установлено преимущественно шесть призматических шпонок, контактирующих одной плоскостью с лысками вала. От осевого смещения шпонки удерживаются крышками, закрепленными винтами к торцам втулки. Данное конструктивное выполнение позволяет снизить трудоемкость изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения, 3 з.п. ф-.лы, 2 ил. призматические шпанки 4, крышки 5 и упора 6.

Вал 1 круглого сечения на участке движения вдоль его втулки 3 выполнен по меньшей мере с одной лыской 2, а оптимальное количество лысок 2 равно трем — равномерно по окружности, причем с лыской 2 могут контактировать две шпонки 4 — по одной на каждом торце втулки 3; При трех лысках количество шпонок 4 достигает шести. Втулка 3 центральным отверстием сопряжена с наружной поверхностью. вала 1 по скользящей посадке (c малым зазором). Преимущественно на обоих торцах втулки 3 выполнены глухие пазы прямоугольного сечения, причем внутренние стенки пазов отстоят от центра вала 1 на то же расстояние, что и лыски 2 вала 1. а периферийные стенки этих пазов проходят обычно на расстоянии, превышающем радиус вала 1. Глубина, высота и длина пазов соответствуют размерам шпонок 4, которые входят в пазы с малым зазором, а их боковые стороны контактируют с дном пазов и плоских кольцевых крышек 5, прикрепленных к втулке 3 винтами

1742542

Составитель И.Клещенок

Техред М,Моргентал . Корректор M.Ïîæî

Редактор H.ßöoëà

Заказ 2272 . Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101 (не показаны) — не менее трех винтов равномерно по окружности. Поверхности лысок 2 и контактирующие с ними поверхности шпонок 4 как правило закалены и прошлифованы. Для ограничения перемещения 5 втулки по валу 1 (или наоборот) на конце вала 1 выполнен упор, например, в виде стопорного кольца 6.

Соединение работает следующим образом. 10

Втулка 3 через шпонки 4 контактирует с лысками 2 вала 1 и установлена на нем по скользящей посадке. Это обеспечивает подвижность втулки 3 вдоль вала 1 (или наоборот), а также способность передавать 15 крутящий момент, т.е, предлагаемое соединение работает подобно известным шпоночным соединениям. Вместе с тем соединение обеспечивает лучшую ремонтопригодность по сравнению со шлицевым, 20 так как по мере износа между периферийными стенками пазов и шпонками 4 можно установить плоские тонкие прокладки и прижать их крышками 5; Капитальный ремонт соединения также прост: надо про- 25 шлифовать лыски 2 вала 1 и изготовить новые шпанки 4.

Использование изобретения позволяет снизить трудоемкость на изготовление и ремонт соединения. Соединение можно изго- 30 товить на универсальном металлорежущем оборудовании.

Формула изобретения

1, Соединение типа вал-втулка для пе- 35 редачи крутящего момента, содержащее участок вала круглого сечения, установленную на нем с возможностью осевого перемещения втулку и средства связи указанных элементов в окружном направлении в виде выполненных на валу равномерно по окружности лысок и установленных в выполненных ва втулке равномерно по окружности пазах шпонок, контактирующих с лысками своими плоскими поверхностями, при этом втулка снабжена средствами фиксации шпонок в пазах от осевого перемещения, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения ослабления втулки при выполнении шпоночных пазов, снижения трудоемкости изготовления при упрощении процессов сборки и ремонта соединения, шпоночные пазы расположены тангенциально со стороны по меньшей мере одного торца втулки и выполнены глухими, торцовые поверхности пазов выполнены по радиусу, шпонки — призматическими со средствами снижения концентрации напряжения на торцовых поверхностях, а длина шпонок соответствует длине шпоночных пазов.

2. Соединение .по и, 1, о т л и ч а ю - . щ е е с я тем, что средства снижения кон центрации напряжений на торцовых поверхностях шпонок ...выполнены в виде скругленных участков с радиусом кривизны, соответствующим радиусу ответных поверхностей шпоночных пазов.

3, Соединение по и, 1, отл ич а ющ е е с я тем, что средства снижения концентрации напряжений на торцовых поверхностях шпонок выполнены в виде фасок.

4,Соединение по п.1, отличаю-. щ е е с я тем, что шпоночные пазы с расположенными в них шпанками выполнены на обоих торцах втулки.

Соединение типа вал-втулка для передачи крутящего момента Соединение типа вал-втулка для передачи крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания, а также может быть использовано в других поршневых устройствах и позволяет упростить технологию и снизить трудоемкость изготовления поршня

Изобретение относится к машиностроению , в частности к регулируемым шпоночным соединениям деталей, и может быть использовано для точной угловой установки соединяемых деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для маховиков на валах приводов камнепильных машин

Изобретение относится к области трубопроводного транспорта жидкостей и газов и предназначено для контроля качества сварных швов труб

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для осевой и угловой фиксации часто заменяемых ступиц на валу

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал-ступица коническими втулками

Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным в осевой плоскости соединениям валов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов соосным валам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в крупногабаритных устройствах при передаче крутящего момента

Изобретение относится к деталям машин, в частности к быстродействующему соединению деталей машин и механизмов с целью передачи движения (крутящего момента, усилия) от ведущего элемента ведомому без использования жестких стационарных соединений типа шпоночных, шлицевых, клеммных или прессовых соединений и посадок

Изобретение относится к отрасли приборостроения

Изобретение относится к компенсирующим муфтам, преимущественно к муфтам, допускающим передачу больших крутящих моментов при повышенных углах перекоса соединяемых валов, например к муфтам тяжелонагруженных механизмов прокатных станов

Изобретение относится к насосной технике, в частности к гашению пульсаций, возникающих при работе плунжерных или поршневых насосов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах передачи крутящего момента

Изобретение относится к предохранительным муфтам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шпоночным соединениям

Изобретение относится к подъемному устройству

Изобретение относится к машиностроению, в частности к соединениям вал-ступица коническими втулками, и может быть использовано для закрепления шкивов, звездочек, маховиков, зубчатых колес, рычагов и т
Наверх