Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к. транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей, тракторов и т. / д. Цель изобретения - повышение надежности работы. Коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм, имеющий солнечные шестерни 3, коронные шестерни, гидрораспределитель 16, сообщенный с источником 21 рабочей жидкости, гидробаком 22, полостями управления гидроцилиндрами тормозов 9-11, фрикционную муфту 12, дополнительные шестерни 14 и 15, размещенные соответственно на входном и выходном валах и выполненные с возможностью взаимодействия с коронными шестернями 4 планетарного редуктора посредством тяг и рычага 34. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 К 17/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4792240/11 (22) 16.02.90 (46) 30.06.92. Бюл. ¹ 24 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.Н. Протасеня, О,К. Довнар и M.È. Трофимович (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1527025, кл. В 60 К 17/08, 1988. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение о носится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей, тракторов и т.

„„5U,, 1743926 А 1 д. Цель изобретения — повышение надежности работы. Коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм, имеющий солнечные шестерни 3, коронные шестерни, гидрораспределитель

16, сообщенный с источником 21 рабочей жидкости, гидробаком 22, полостями управления гидроцилиндрами тормозов 9 — 11, фрикционную муфту 12, дополнительные шестерни 14 и 15, размещенные соответственно на входном и выходном валах и выполненные с возможностью взаимодействия с коронными шестернями 4 планетарного редуктора посредством тяг и рычага 34.

1 ил.

1743926

55

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа автомобилей. тракторов и т. д.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, связывающий валы планетарный механизм с двумя степенями свободы, тормоз и муфту для выборочного исключения одной степени свободы планетарного механизма, и распределитель, установленный между магистралями управления тормозом и муфты с одной стороны и источником рабочей жидкости и гидробаком с другой.

Недостатком данной коробки передач является возможность обеспечения уменьшенного количества передач, а именно только двух, что сужает ее технологические и эксплуатационные возможности.

Известна также коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм, имеющий солнечные шестерни, снабженные тормозами, водило, коронные шестерни, гидрораспределитель выборочного включения упомянутых тормозов гидравлически соединенный с источником рабочей жидкости, гидробаком и полостями управления гидроцилиндрами тормозов, рычаг управления, размещенный в направляющей и кинематически связанный с управляющими элементами гидрораспределителя.

Недостатком данной коробки передач является усложненная конструкция распределителя из-за необходимости в ряде линий, особенно при увеличенном количестве фрикционных элементов. Кроме того, управление данной коробки передач из-за двух управляющих элементов затруднительно, что ухудшает условия ее эксплуатации.

Цель изобретения — повышение надежности работы, Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства распределитель выполнен в виде корпуса и поворотного относительно его золотника, при этом корпус снабжен удвоенным количеством каналов, связанных с магистралями управления тормозами и расположенных с двух сторон от канала муфты, а на золотнике выполнены два радиальных паза, связанных с гидробаком, и расположенный между ними канал, связанный с источником рабочей жидкости.

При этом предпочтительно золотник распределителя и переключающее устроиство связывать посредством одного рычага, имеющего возможность движения в двух плоскостях, определяемых ограничительной кулисой с поперечной и двумя продольными прорезями, При этом перемещение рычага, соответствующее переключению позиций переключающего устройства, осуществляется в позиции распределителя, соответствующей включенной муфте планетарного механизма.

На чертеже изображена коробка передач, Коробка передач транспортного с редства содержит входной 1 и выходной 2 валы, связывающий валы планетарный механизм

3 с двумя степенями свободы, выполненный, например, в виде коронной шестерни

4, водила 5 и трех солнечных шестерен 6 — 8. тормоза 9 — 11 и муфту 12 для выборочного исключения одной степени свободы планетарного механизма 3, переключающее устройство 13 для изменения связи по крайней мере одного вала 1 или 2 со звеньями планетарного механизма З„выполненное, например, в виде двух связанных шестерен 14 и 15, установленных на валах 1 и 2, распределителя 16, установленного между магистралями 17 — 20 управления тормозами 9 — 11 и муфты 12 с одной стороны с источником 21 рабочей жидкости и гидробаком 22 с другой, Распределитель 16 выполнен в виде корпуса 23 и поворотного относительно неro золотника 24. При этом корпус 23 снабжен удвоенным количеством каналов 25 и

26, связанных с магистралями 18 — 20 управления тормозами 9 — 11 и расположенных с двух сторон от канала 27 муфты 12, а на золотнике 24 выполнены два радиальных паза 28 и 29, связанных с гидробаком 22, и расположенный между ними канал 30, связанный через проточку 31 с источником 21 рабочей жидкости, Управление распределителем 16 ocyu,åñòçëÿåòcÿ, например, с помощью зубчатой рейки 32, взаимодействующей с шестерней 33, выполненной на золотнике 24.

Кроме того, зубчатая рейка 32 и шестерни 14 и 15 связаны посредством одного рычага 34, имеющего возможность движения в двух плоскостях, определяемых ограничительной кулисой 35 с поперечной Зб и двумя продольными 37 и 38 прорезями. При этом перемещение рычага 34, соответствующее переключению шестерен 14 и 15, осуществляется в позиции распределителя 16, соответс; вующей включенной муфте 12 планетарного механизма 3, Коробка передач транспортного средства работает следующим образо.,.

8 положении рычага 34 управления по схеме шестерня 14 входного вала 1 связывае ..я с коронной шестерней 4, шестерня

1743926

Составитель С.Протасева

Техред М.Моргентал Корректор Л.Бескид

Редактор И.Касарда

Заказ 2160 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101

15 выходного вала 2 связывается с водилом .

5, а в распределителе 16 включается позиция, соответствующая включению тормоза

9 солнечной шестерни 6, Планетарный механизм 3 обеспечивает наибольшее переда- 5 точное число, а коробка передач — первую передачу. Для получения последующих передач рычаг 34 управления перемещается по продольной прорези 37 вперед, При этом за счет включения посредством распреде- 10 лителя 16 тормоза 10 солнечной шестерни 7 и тормоза 11 солнечной шестерни 8 передаточное число планетарного механизма 3 постепенно уменьшается и при включении муфты 12, связывающей солнечную шестер- 15 ню 6 с водилом 5, становится равным единице. Коробка передач обеспечивает соответственно вторую, третью и четвертую передачи.

При включении муфты 12 рычаг 34 уста- 20 навливается напротив прорези 36. Перемещение рычага 34 по данной поперечной прорези 36 с входным валом 1 через шестерню 14 связывает водило 5, а с выходным валом 2 посредством шестерни 15 — корон- 25 ную шестерню 4, Для получения последующих передач рычаг 34 перемещается по прорези 38 вперед, При этом за счет последовательного включения тормоза 11 солнечной шестерни 8, тормоза 10 солнечной 30 шестерни 7 и тормоза 9 солнечной шестерни 6 передаточное число планетарного механизма 3 также последовательно уменьшается от единицы с обеспечением коробкой передач соответственно пятой, 35 шестой и седьмой передач.

Таким образом, выполнение распределителя в виде корпуса и поворотного относительно его золотника, снабжение корпуса удвоенным количеством каналов, связан- 40 ных с магистралями управления тормозами и расположенных с двух сторон от канала муфты, выполнение на золотнике двух радиальных пазов, связанных с гидробаком, и расположенного между ними канала, свя- 45 занного с источником рабочей жидкости, а также связь золотника распределителя и переключающего устройства посредством одного рычага, имеющего возможность движения в двух плоскостях, определяемых ограничительной кулисой с поперечной и двумя продольными прорезями, при этом перемещение рычага, соответствующее переключению позиций переключающего устройства, осуществляется в позиции распределителя, соответствующей включенной муфте планетарного механизма обеспечивает упрощение конструкции коробки передач транспортного средства за счет значительного упрощения распределителя, а также улучшение условий ее эксплуатации за счет совмещения управляющих функций в одном элементе.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм, имеющий солнечные шестерни, снабженные тормозами, водило, коронные шестерни, гидрораспределитель выборочного включения упомянутых тормозов, гидравлически соединенный с источником рабочей жидкости. гидробаком и полостями управления гидроцилиндрами тормозов. рычаг управления, размещенный в направляющей и кинематически связанный с управляющими элементами гидрораспределителя, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью повышения надежности работы, она снабжена фрикционной муфтой, двумя дополнительными шестернями, причем гидрораспределитель выполнен в виде поворотного золотника. снабженного шестерней и зубчатой рейкой, выполненной с возможностью взаимодействия с рычагом управления, при этом ведомые элементы фрикционной муфты соединены с водилом, ведущие элементы фрикционной муфты соединены с одной из солнечных шестерен планетарного механизма, дополнительные шестерни расположены на входном и выходном валах с возможностью взаимодействия с коронными шестернями планетарного механизма и связаны с рычагом управления.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к гидросистемам транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике, в частности, к механизмам поворота транспортных средств

Изобретение относится к механизмам привода двухсюростных валов отбора мощности

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в межкомплексных дифференциалах транспортных средств

Изобретение относится к автомобилестроению , в частности к конструкциям автомобилей с передним поперечным расположением двигателя и с приводом на все колеса

Изобретение относится к транспортным средствам

Изобретение относится к тяговотранспортным самоходным машинам, в частности к трансмиссиям гусеничных лесопромышленных тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к приводам ведущих колес транспортных средств и может быть использовано в автотракторном и дорожно-строительном машиностроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тяговым средствам, используемым на транспортных операциях

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано для привода самоходного полноприводного транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к трансмиссиям тракторных средств

Изобретение относится к транспортным средствам, преимущественно, к малогабаритным тракторам типа колесного универсального самоходного шасси с постоянным приводом на все колеса

Изобретение относится к системам автоматического управления узлами и механизмами транспортного средства, а также их контроля и диагностики

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин
Наверх