"транспортное средство модульной конструкции "руббан"
Использование: относится к автотранспорту и касается автопоездов, предназначенных для международных и междугородских перевозок пассажиров и грузов. Сущность изобретения: транспортное средство модульной конструкции содержит тягач 1 с силовой установкой 6 и системой 3 управления , а также сцепные модульные звенья. Каждое модульное звено снабжено энергоустановкой . Тягач 1 состоит из двух разъемных частей, каждая из которых имеет индивидуальную энергоустановку. Одна из частей тягача выполнена с возможностью установки на хвостовом модульном звене. Торцовые поверхности соединяемых модулей выполнены сферическими с центрами, расположенными в точках пересечения вертикальных осей сцепных шкворней с горизонтальными осями опорно-сцепных устройств. Боковые поверхности соединяемых модулей содержат подпружиненные аэродинамические щитки. 2 з.п. ф-лы, 3 йл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
11 7
Фиг.f (21) 4838825/11 (22) 27.04.90 (46) 30.08.92. Бюл, N. 32 (71) Научно-инженерный центр "Инновация" Совместного предприятия СССР-ФРГ
"Локос-Mapeon"
{72) А.M.Рубайло (56) Авторское свидетельство СССР
M 931568, кл. В 62 D 47/02, 1977, (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ "РУББАН" (57) Использование: относится к автотранспорту и касается автопоеэдов, предназначенных для международных и междугородских перевозок пассажиров и грузов, Сущность изобретения: транспортное средство мо!
Ы 1757у47 А1 (s<>s B 62 D 53/00 1 т.. дульной конструкции содержит тягач 1 с силовой установкой 6 и системой 3 управления, а также сцепные модульные звенья.
Каждое модульное звено снабжено энергоустановкой. Тягач 1 состоит из двух разьемных частей, каждая из которых имеет индивидуальную энергоустановку. Одна из частей тягача выполнена с возможностью установки на хвостовом модульном звене.
Торцовые поверхности соединяемых модулей выполнены сферическими с центрами, расположенйыми в точках пересечения вертикальных осей сцепных шкворней с горизонтальными осями опорно-сцепных устройств, Боковые поверхности соединяемых модулей содержат подпружиненные аэродинамические щитки. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
1757947
25 автопоезда, улучшение аэродинамического 40 качества посредством уменьшения коэффи45
Изобретение относится к автотранспорту. в частности к автопоездам, предназначенным для международных и междугородских перевозок пассажиров и грузов по шоссе
BblcoKoI o класса.
Известно устройство грузового автопоезда, содержащее шарнирно сочлененный тягач и полуприцепный кузов.
Известно устройство поворотно-сочлененного пассажирского автобуса "Икарус".
Известна конструкция многомодульного автопоезда для бездорожья.
Недостатками известных устройств транспортных средств являются низкая вместимость, плохая управляемость и экологическая неэффективность силовых установок автопоездов.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство транспортного средства конструкции, содержащее тягач с силовой установкой и системой управления, а также прицепные модульные звенья, каждое из которых снабжено так же, как и тягач, двухосной поворотной тележкой с электроприводными мотор-колесамй, независимой и управляемой подвеской.
Недостатками известного устройства является плохая управляемость жесткого кузова, низкая эффективность и экологическая нечистоплотность его углеводородного турбодизельгенератора.
Цель изобретения — повышение эксплуатационных качеств транспортного среДства, Использование предлагаемого средства .обеспечивает улучшение безопасности транспортировки из-за смещения топливо энергетического модуля и хвостовое звено циента лобового сопротивления Сх за счет безщелевой подвижной стыковки модулей и наличия подвижных аэродинамических щитков, Кроме того увеличена надежность функционирования автопоезда, снабжение каждого модуля автономным электрогенерирующим устройством. Увеличен коэффициент полезного действия (преобразование химической энергии топлива в полезную работу до 72%) и улучшена экологичность(отсутствуют выхлопные газы и установка в хвостовом модуле энергоустановки "Жэльдар", представляющий собой водородный турбодизельгенератор).
Цель достигается тем, что, в транспортном средстве модульной конструкции, содержащем тягач с силовой установкой и системой управления, а также прицепные модульные звенья, каждое из которых снаб5
35 жено так же, как тягач, двухосной поворотной тележкой с электроприводными моторколесами, независимой и управляемой подвеской, каждое модульное звено снабжено энергосиловой установкой, а тягач состойт иэ двух разъемных частей, каждая из которых имеет индивидуальную энергосиловую установку, причем одна из частей выполнена с возможностью ее установки в хвостовом модульном звене, при этом торцовые поверхности соединяемых модулей выполнены сферическими с центрами, расположенными в точках пересечения вертикальных осей сцепных шкворней с горизонтальными осями опорносцепных устройств, а на боковых поверхностях соединяемых модулей установлены подпружиненные относительно них подви>кные аэродинамические щитки, Знергосиловая установка каждой части тягача и каждого модульного звена содержит панели солнечных батарей, а также блок аккумуляторных батарей, Часть тягача, которая имеет возможность установки в хвостовом модуле, содержит криотопливный бак и снабжена энергосиловой установкой s виде водородного герметичного турбодизельгенератора, например энергоустановки "Жельдар", На фиг. 1 представлен ведущий автомобиль-тягач, состоящий из двух разъемных частей; на фиг, 2 — вид прицепного модульно-пасса>кирского звена; на фиг. 3 — хвосто-. вая часть транспортного средства в грузовом варианте с хвостовым энергомодулем и криотопливным баком от тягача, Устройство содержит автомобиль-тягач
1, состоя.ций из двух разьемных частей, вобственно тягача 2 с кабиной шофера 2 и блоками управления 3 и съемного хвостового модуля 4. содержащего криотопливный бак
5 с жидким водородом, водородный герметичный турбодизельгенератор 6, например транспортную энергоустановку "Жельдар"„ и блок аккумуляторных батарей 7, Автомобиль-тягач 1 оборудован отсеком экипажа 8 с дверцей 9 и креслом шофера 10. Собственно тягач 1 снабжен управляющими ведущими мотор-колесами
11 и управляемой двухосной поворотной тележкой-шасси 12 с злектроприводными мотор-колесами и независимой управляемой подвеской 13. Каждое звено автопоезда оборудовано седельным сцепным устройством 14, панелями солнечных батарей, в том числе на тягаче 15 и 16 на энергомодуле 4, а также блоком аккумуляторных батарей 7.
Модульные звенья транспортного средства сопрягаются торцовыми стенками ведущей
17 и ведомой 18, которые выполнены сфери1757947 ческими с центрами в точках пересечения вертикальных осей сцепных шкворней с горизонтальными осями опорно-сцепных устройств 14. При этом вихреобразующие полости модулей и межмодульные полости 5 прикрыты подпружиненными подвижными аэродинамическими щитками 19.
Корпуса пассажирских модульных звеньев 20 оборудованы на крышке панелями солнечных батарей 21, панорамными с t0 фотохромными стеклами окнами обзора 22, цельноштампованными пассажирскими креслами 23, багажными отсеками 24, дверьми 25 входа-выхода пассажиров и кондиционером 26. 15
Двухосная поворотная управляемая. тележка l2 с мотор-колесами 11, управляемой подвеской 13, аккумуляторной батареей 7 и седельным сцепным устройством 14 являются принадлежностью каждого модульно- 20
ro звена автопоезда.
Грузовой модуль-звено в варианте рефрижератора содержит двери погруэкиразгрузки, теплоизоляцию. потолочные батареи охлаждения рефрижератора, алек- 25 тромеханические дистанционно управляемые стояночные опоры, установленные на каждом модуле-звене транспортного средства.
Формула изобретения 30
1, Транспортное средство модульной конструкции, содержащее тягач с силовой установкой и системой управления, а также сцепные модульные звенья, каждое иэ которых выполнено так же, как и тягач, с двухосной поворотной тележкой с электроприводными мотор-колесами. связанными с тележкой независимой и управляемой подвесками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения "эксплуатационных качеств, каждое модульное звено снабжено энергоустановкой, а тягач снабжен дополнительной отделяемой секцией, которая имеет индивидуальнуЮ энергоустановку и выполнена с воэможностью ее установки на хвостовом модульном звене, при этом торцовые поверхности соединяемых модулей выполнены сферическими с центрами, расположенными в точках пересечения верти- кальных осей сцепных шкворней с горизонтальными осями опорно-цепных устройств, а на боковых поверхностях соединяемых модулей установлены подпружиненные относительно них подвижные аэродинамические щитки, 2. Транспортное средство rio и. 1. о тл и ч а ю щ е е с я тем, что энергосиловая установка каждой части тягача и каждого модульного звена содержит панели солнечных батарей, а также блок аккумуляторных батарей, 3. Транспортное средство no n. 1. о тл и ч а ю щ е е с я тем, что энергосиловая установка части тягача. которая имеет возможность ее установки на хвостовом мо- . дульном звене."выполнена в аиде водородного герметичного турбодизельгенератора.
1757947!
Редактор Ю. Петрушко Техред M.Моргентал
Корректор А, Долинич
Заказ 2966 Тираж ... Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 103