Радиально-упорная упругодемпферная опора
Использование: машиностроение, а именно виброизоляция роторов турбомашин, работающих в условиях повышенного воздействия вибраций. Сущность изобретения: опорный узел содержит втулку вибратора с упругим элементом, втулку статора и металлические уплотнительные кольца. Демпфирующий узел состоит из кольцевого бурта, прижимающегося к торцу втулки, с коэффициентом трения, большим отношения заданных возбуждающей радиальной силы и осевой силы на рабочем режиме. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я>s F 16 F 7/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕ1ЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4802939/28 (22) 16,03.90 (46) 30,11,92. Бюл. ¹ 44 (71) Самарский авиационный институт им. акад. С. П, Королева (72) В. Б. Балякин, С. В. Карпов и Д, Е. Чегодаев (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 754141, кл. F 16 F 7/00, 1978. (54) РАДИАЛЬНО-УПОРНАЯ УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА
Изобретение относится к средствам для гашения колебаний роторов турбомашины.
Известна демпфирующая опора ротора, содержащая регулятор давления, втулку вибратора с упругим элементом, втулку статора с каналами для подачи смазки между ними, металлические уплотнительные кольца, взаимодействующие с двумя штоками, установленными на поршнях двух гидроцилиндров, диаметрально расположенных и связанных с регулятором давле.сия, и два датчика перемещения вибратора.
Недостатком опоры является невысокая эффективность демпфирования, вызванная наличием демпфирования во всем диапазоне работ.
Цель изобретения -- повышение эффективности демпфирования, обусловленное воэможностью увеличивать демпфирование на резонансе и снижать до минимума на рабочем режиме.
Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемой опоре, содержащей втулку. Ы 1778431 А1 (57) Использование: машиностроение, а именно виброизоляция роторов турбомашин, работающих в условиях повышенного воздействия вибраций. Сущность изобретения; опорный узел содержит втулку вибратора с упругим элементом, втулку статора и металлические уплотнительные кольца. Демпфирующий узел состоит из кольцевого бурта, прижимающегося к торцу втулки, с коэффициентом трения, большим отноше ния заданных возбуждающей радиальной силы и осевой силы на рабочем режиме, 1 ил. вибратора с упругим элементом, втулку статора с каналом для подачи смазки между ними и металлические уплотнительные кольца, новым является то, что втулка вибратора имеет бурт для.фрикционного взаимодействия .с торцевой поверхностью втулки статора, коэффициент трения которой выбран большим отношения заданных возбуждающей и осевой сил.
На чертеже показана радиальная упругодемпферная опора, продольный разрез.
Опора содержит втулку 1 вибратора с упругим элементом 2, напрессованную на шарикоподшипник 3, вставленную с зазором 4 во втулку 5 статора. Торцы зазора уплотнены разрезными металлическими кольцами 6, 7. Втулка 1 вибратора имеет кольцевой бурт 8, который за счет осевой силы, возникающей в роторе, прижимается к торцу 9 втулки 5 статора. От вращения втулка вибратора фиксируется штифтом 10. установленным с зазором 11, превышающим зазор 4, для предоставления втулке
1778431
Составитель В. Бал я кин
Техред М.Моргентал Корректор З.Салко
Редактор
Заказ 4178 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 прецессионного движения. Крышка 12 опоры крепится с помощью шпилек 13 к корпусу 14 опоры; Зазор 15 между крышкой 12 и втулкой 1 вибратора превышает зазор 4.
Смазка в зазор 4 подается через радиальный канал 16 в корпусе опоры и канал 17 во втулке 5 статора. Утечка смазки через осевой канал 18 в бурте втулки вибратора.
Радиально-упорная упругодемпферная опора работает следующим образом.
При действии осевой силы в месте контакта бурта 8 втулки I вибратора с торцом втулки 5 статора возникает сила трения, пропорциональная осевой силе и коэффициенту трения контактирующих поверхностей. Коэффициент трения подбирается большим отношения заданных возбуждающей радиальной сйлы, обусловленной дисбалансом ротора, и осевой силы на рабочем режиме с частотой вр>1,41 йфез, где йфеэ резонансная частота роторной системы.
На резонансе возбуждающая сила резко возрастает и превышает силу трения в контакте, что.приводит.к колебаниям втулки
1 вибратора и выдавливанию смазки из зазара 4. Засчет сил вязкого трения в тонкой пленке смазки происходит рассеяние энергии колебания ротора, снижение амплитуды колебаний и коэффициента передачи усилий через опору на корпус 14. За резонан5 сом на рабочей частоте, когда частота >1,41 и, радиальная возбуждающая сила-становится меньше силы трения и втулка
1 вибратора фиксируется от перемещения силой трения, демпфирование прекращает10 ся, что позволяет иметь минимальный коэффициент передачи усилий через опору на корпус в этой области на рабочем режиме, Формула изобретения
15 Радиально-упорная упругодемпферная опора ротора, содержащая втулку вибратора с упругим элементом, втулку статора с каналом,для подачи смазки между ними и металлические уплотнительные кольца. о т20 лича ю щаяся тем,что, сцелью повышения эффективности демпфирования, втулка вибратора имеет бурт для фрикционного взаимодействия с торцевой поверхностью втулки статора, коэффициент трения кото25 рого выбран большим отношения заданных . возбуждающей и осевой сил.