Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к механизмам управления коробками передач, используемых в конструкциях самоходных машин. Цель изобретения - улучшение условий эксплуатации и повышение безопасности работы транспортного средства. Распределитель 13 выполнен в виде корпуса и поворотного относительно него золотника Последний Ь; Г 1 ю Ш I 2 снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смещенными относительно оси рядами каналов, выполнен подвижным в осевом направлении и связан посредством передаточного механизма 19с муфтой 8 для выборочного соединения рядов каналов с рядом 24 каналом корпуса При перемещений рычага управле ния 17 в продольной направляющей 26 ограничительной кулисы 18 обеспечивается реверсивное движение транспортного средства с остановкой перед изменением направления движения. При перемещении рычага 17 в поперечной направляющей 27 обеспечивается переход режима остановки к режиму включения нейтрали в коробке передач. При перемещении рычага 17 в направляющей 25 обеспечиваются режимы нейтраль, низкая, средняя и высшая скорости движения. 4 ил. ел с XI со ю XI 00 4 Фи&1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si)s В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4816908/11 (22) 23.04.90 (46) 23.12.92. Бюль 47 (71) Белорусский политехнический институт (72) 0,К.Довнар, О.Н.Протасеня, В,B.Àìeëüянчик и М.И,Трофимович (56) Авторское свидетельство СССР

М 1533885, кл. В 60 К 17/08, 1988. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО .СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к механизмам управления коробками передач, используемых в конструкциях самоходных машин. Цель изобретен ия — улучшение условий зксплуатации и повышение безопасности работы транспортного средства. Распределитель 13 выполнен в виде корпуса и поворотного относительно него золотника, Последний

I .Я2 1782784 А1

2 снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смещенными относительно оси рядами каналов, выполнен подвижным в осевом направлении и связан посредством передаточного мехаН 3Ма 19 с уф ой 8 для выборочного соединения рядов каналов с рядом 24 каналом корпуса, При перемещений рычага управления 17 в продольной направляющей 26 ограничительной кулисы 18 обеспечивается реверсивное движение транспортного средства с остановкой перед изменением направления движения. При перемещении рычага 17 в поперечной найравляющей 27. обеспечивается переход режима остановки к режиму включения нейтрали в коробке передач, При перемещении рычага 17 в направляющей 25 обеспечиваются режимы

"нейтраль", низкая, средняя и высшая скорости движения. 4 ил.

1782784

Изобретение относится к транспортному машиностроению и, в частности, к коробкам передач, используемых в конструкциях самоходных машин.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая входной и .выходной валы, планетарный мехайизм с коронной шестерней, связанной с входным валом, двумя "солнечйыми .шестернями и водилам, муфту для вйборочной связи выходного вала с водйлом или солнечной

; шестерней с меньшим числом зубьев.

Фрикционные устройства для выборочной связ П:олнечных шестерен с корпусом или блокировки планетарного механизма, распределитель, установленный мейеру источником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и магистралями уйравления фрикционными устройствами с другой, и рычаг управления.

Недостатком данной коробки передач являются ухудшенные условия эксплуатации и пониженная безопасность из-за наличия двух" независимых -управляющих устройств.

Известна также коробка передач транспортного средства, частично устраняющая эти недостатки, содержащая входной и выходной валы, планетарный мехаййзм с коронной шестерней, связанной с входным валом, двумя солнечными шестернями и водилом, муфту для выборочной связи выходного вала с водилом или соанечйой шестерней с меньшим числом зубьев, фрикционные устройства для выборочной связи солнечных шестерен с корпусом или блокировки планетарного механизма, распределитель, установленный между ивточником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и магистралями управления фрикционными устройствами с другой, рычаг управления с ограничительной кулисой и взаимодействующий с концом рычага управления передаточный механизм для управления распределителем и муфтой.

Недостатком данной коробки передач из-за отсутствия нейтрального положения является невозможность- остайовки транспортного средства. посредством коробки передач в режим изменения прямых скоростей, а также резкое возрастанйе скорости при переходе из режима реверсйрования направления движения в режим изменения прямых скоростей, В определенной степени не соответствует общепринятому и ухудшен в данной коробке передач и "стереотип управления", т.е., соответствие положения рычага коробки передач направлению и скорости перемещения транспортного средства. Это в итоге сказывается как на условиях эксплуатации, так и не безопасности использования коробки передач и транспортного средства.

Цель изобретения — улучшение условий

5 эксплуатации и повышение безопасности использования

Поставленная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства распределитель выполнен в виде корпуса и

10 поворотного относительно него золотника, золотник снабжен двумя расположен н ыми в диаметральных плоскостях и смещенными относительно оси рядами каналов, выполнен подвижным в осевом и окружном

15 направлении и связан посредством передаточного механйзма с муфтой для выбо лчного соединения рядов каналов с рядами каналов корпуса, связанных с магистралями управления фрикционными устройствами, а

20 ограничительная кулиса выполнена в виде двух продольных и поперечной направляющих, при этом продольные направляющие соединены поперечной в положении рычага управления, соответствующем позиции свя25 зи фрикционнйх устройств с гидробаком при связи муфты с водилом и позиции связи с корпусом солнечной шестерни с меньшим числом зубьев при связи муфты с указанной солнечной шестерней.

30 Изобретение обесйечивает улучшение условий эксплуатации коробки передач и повышение безопасности.

На фиг.1 показана предлагаемая коробка передач; на фиг.2 — то же, продольный

35 разрез по распределителю; на фиг.3, 4- то же, поперечные разрезы по распределителю.

Коробка передач транспортного средства содержит входной 1 и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с коронной шес40 терней 4, связанной с входным валом 1, двумя солнечными шестернями 5, 6 и водилом 7, муфту 8 для выборочной связи выходного вала 2 с водилом 7 или солнечной шестерней с меньшим числом зубьев 5, 45 фрикционные устройства 9-11 для выборочной связи солнечных шестерен 5, 6 с корпусом 12 или блокировки планетарного механизма 3, распределитель 13. установленный между источником рабочей жидко50 сти 14 и гибробаком 15 с одной стороны и магистралями 16 управления фрикционными устройствами 9-11 с другой, рычаг управления 17 с ограничительной кулисой 18 и взаимодействующий с концом рычага уп55 равления 17 передаточный механизм 19 для управления распределителем 13 и муфтой 8.

Распределитель 13 выполнен в виде корпуса 20 и поворотного относительно него золотника 21. Золотник 21 снабжен двумя расположенными в диаметральных плоско1782784 стях и смещенными относительно оси рядами каналов 22, 23, выполнен подвижным в осевом и окружном направлении и связан посредством передаточного механизма-19 с муфтой 8 для выборочного соединения ря- 5 дов 22, 23 каналов с рядом 24 каналов корпуса 20, связанных с магистраляйи 16 управления фрикцион ными устройствами 911, Ограничительная кулиса 18 выполнена в виде двух продольных 25, 26 и поперечной 10

27 направляющих, при этом продольные направляющие 25, 26 соединены поперечной

27 в положении рычага управления 17, соответствующем позиции связи фрикциойных .устройств 9-11 с гидробаком 15 при связи 15 муфты 8 с водилам 7 (данная позиция распределителя 13 показана на фиг.4) и позиции связи с корпусом 12 солнечной шестерни 5 с меньшим числом зубьев при связи муфты 8 с данной солнечной шестер- 20 ней 5 (данная позиция распределителя 13 показана на фиг.3), Предлагаемая коробка передач обеспе-. чивает работу транспортного средства в двух режимах. 25

Первый режим (режим реверсирования направления движения) обеспечивается: при движении рычага управления 17 по продольной прорези 26 кулисы 18. Передйее положение рычага 17, при котором посредством 30 распределителя 13 включено фрикционное устройство 11 и планетарный механизм 3 заблокирован, соответствует переднему ходу. транспортного средства. Заднее положение рычага 17. прим котором включено фрикци- 35 онное устройство 10 и остановлена солнечная шестерня 6, соответствует заднему ходу транспортного средства. В положении рычага 17, показанном на схеме, т.е. при включенном фрикционном устройстве 9 и 40 остановленной солнечной шестерне 5, транспортное средство заторможена.

Второй режим (режим изменения прямых.скоростей) обеспечивается при движе- 45 нии рычага управления 17 по продольной прорези 25. Крайнее заднее положение, при котором посредством распределителя 13 фрикционные устройства 9-11 связаны с гидробаком 15, соответствует нахождению 50 коробки передач в нейтрали с отсутствием движения транспортного средства. Последовательное движение рычага 17 вперед с остановкой первоначально солнечной шестерни 6, потом солнечной шестерни 5 и за- 55 тем блокировкой планетарного механизма 3 соответствует включению соответственно низшей, средней и высшей передач, Для переключения режимов рычаг управления 17 движется по поперечной направляющей 27, при этом одновременно с муфтой 8 перемещается и золотник 21 распределителя 13, переводя коробку передач из положения остановки выхоДноrо вала 2 в нейтральное положение, в результате чего в обоих случаях транспортное средство движения не получает.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с коронной шестерней, связанной с входйым валом, двумя солнечными шестернями, и водилом; муфту для выборочной связи выходного вала с водилом и солнечной шестерней с меньшим числом зубьев, фрикционные устройства для выборочной связи солнечных шестерен с корпусом и блокировки планетарного механизма, распределитель, установленный между источником рабочей жидкости и гидробаком с одной стороны и магистралями управления фрикционными устройствами— с другой, рычаг управления с ограничительной кулисой и взаимодействующий с концом рычага управления передаточный механизм для управления распределителем и муфтой, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий эксплуатации и повышения безопасности, распределитель выполнен в виде корпуса и поворотного относительно него золотника, золотник снабжен двумя расположенными в диаметральных плоскостях и смешенными относительно оси рядами каналов, выполнен подвижным в осевом и окружном направлениях и связан посредством передаточного механизма с муфтой для выборочного соединенйя рядов каналов с рядами каналов корпуса, связанных с магистралями управления фрикционными устройствами, а ограничительная кулиса выполнена в виде двух продольных и поперечной направляющих, при этом продольные направляющие соединены поперечной в положении рычага управления, соответствующем позиции связи фрикционных устройств с гидробаком при связи муфты с водилом и позиции связи с корпусом солнечной шестерни с меньшим числом зубьев при связи муфты с упомянутой солнечной шестерней.

1782784

Составитель О, Протасеня

Техред М.Моргентал .: . Корректор Е; Папп.

Редактор Т. Йвайова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4480 Тираж:; . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета rio изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым на самоходных машинах типа трактора и аналогичных транспортных средств

Изобретение относится к маши «острой тепьному гидроприводу и может быть использовано в транспортном машиностроении в качестве гидравлического привода вспомогательных агрегатов двигателя внутреннего сгорания Цель изобретения - повышение эффективности работы привода путем регулирования частоты вращения вспомогательных агрегатов двигателя в зависимости от его температурного режима

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях колесных и гусеничных транспортных и тяговых машин

Изобретение относится к объемным гидропередачам самоходных машин, предназначенных к зимней эксплуатации

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх