Система маслопитания и управления гидромеханической передачи

 

Использование: в транспортном машиностроении , в трансмиссиях мобильных машин . Сущность: система содержит большой 1 и малый 2 гидронасосы с клапанами 3-6, двухпозиционный семилинейный гидрораспределитель 7, потребители. В первом положении гидрораспределителя система маслопитания работает аналогично прототипу , а во втором малый насос 2 вращает большой насос 1, связанный с двигателем, и этим запускает двигатель мобильной машины при ее буксировке, благодаря чему ускоряется запуск двигателя мобильной машины при ее буксировке, уменьшаются износы элементов трансмиссии, что повышает ее долговечность. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s В 60 К 17/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4886298/11 (22) 29.11.90 (46) 15.08.92. Бюл. М 30 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) А.А,Бобров, Л,Н.Лаврушкина, С,Н.Поддубко и О.П,Царев (56) Гидромеханическая передача автобуса, М.: Транспорт, 1977. (54) СИСТЕМА МАСЛОПИТАНИЯ И УПРАВ-.

ЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ (57) Использование; в транспортном машиностроении, в трансмиссиях мобильных ма Ы 1754502 А1 шин. Сущность: система содержит большой

1 и малый 2 гидронасосы с клапанами 3 — 6, двухпозиционный семилийейный гидрораспределитель 7, йотребители. В первом положении гидрораспределителя система маслопитания работает аналогично прототипу, а во втором малый насос 2 вращает большой насос 1, связанный с двигателем, и этим запускает двигатель мобильной машины при ее буксировке, благодаря чему ускоряется запуск двигателя мобильной машины при ее буксировке, уменьшаются износы элементов трансмиссии, что повышает ее долговечность. 1 ил, 4

1754502

10

30

40

55

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях мобильных машин, Все гидромеханические передачи имеют гидросистему, предназначенную для создания и поддержания необходимого рабочего давления в исполнительных цилиндрах фрикционных муфт включения ступеней коробки передач, обеспечения циркуляции рабочей жидкости через гидротрансформатор и радиатор, обеспечения смазки трущихся поверхностей деталей трансмиссии.

В автомобилях БелАЗ-540А, БелАЗ75401, БелАЗ-548А применяется трехступенчатая гидромеханическая передача. В гидросистеме две основнйе магистрали— главная масляная магистраль и магистраль. питания гидротрансформатора-и смазки ко- робки передач. Питание гидросистемы осу- 20 ществляется от одного двухсекционного насоса, имеющего главную секцию и секцию гидротрансфоматора. Привод насоса осуществляется от двигателя через согласующий редуктор.

Недостатком такого привода является то, что при выходе из строя насоса или при неработающем двигателе тидросистема оказывается неработоспособной.. Кроме этого, для автомобилей с одним насосом невозможен запуск двигателя при буксировке.

На автомобилях БелАЗ установлена пятиступенчатая гидромеханическая передача. В системе питания передачи установлены два насоса — передний и задний, Передний насос шестеренного типа состоит из двух секций — главной секции и секции гидротрансформатора. Он предназначен для подачи масла в цилиндры фрикционов, магистраль гидротрансформатора и смазки подшипников шестерей й-дисков фрикционов. Передний насос приводится во вращение от насосного колеса гидротрансформатора.

Задний насос односекционный, предназначен для подачи масла в гидросистему гидромеханической передачи в случае, когда не работает передний насос (остановка двигателя, повреждение насоса или его привода). Задний насос включается автоматически при падении давления масла в главной магистрали, создаваемого передним насосом. Это обеспечивается специальным клапаном, который управляет муфтой привода заднего колеса. Клапан расположен в отдельном корпусе, являющемся одновременно крышкой заднего насоса;

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является система управления гидромеханической передачи

ЛАЗ-НАМИ автобуса.

Система имеет два масляных насоса: большой с приводом от двигателя и малый— от промежуточного вала передачи, постоянно вращающегося при движении автобуса, Имеются два предохранительных клапана, редукционный клапан.

При запуске двигателя работает только большой масляный йасос. При движении автобуса включается малый насос, После того, как подача малого насоса оказывается достаточной для поддержания рабочего давления в системе, большой насос отключается от главной магистрали, Магистраль нагнетания этого насоса соединяется со сливом через редукционный клапан. Отключение большого насоса снижает затраты мощности двигателя йа маслопитание.

Таким образом, давление масла в системе поддерживается при движении автобуса даже при неработающем двигателе. Это позволяет пускать двигатель буксировкой автобуса и тормозить автобус двигателем.

Недостатками системы является то, что при запуске двйгателя буксировкой автобуса необходимо, чтобы малый масляный насос заполнил систему рабочей жидкостью, довел давление в ней до рабочего, на что необходимы большие затраты времени и что приводит к износу деталей трансмиссии.

Цель изобретения — повышение долговечности трансмйссии путем облегчения запуска двигателя буксировкой мобильной машины.

Поставленная цель достигается тем, что система маслопитания и управления гидромеханической передачи мобильной машины, содержащая большой и малый масляные насосы с шариковыми клапанами, редукционный клапан, связанный с насосами, дополнительно снабжена двухпозиционным семилинейным гидрораспределителем, соединенным с большим и малым насосами, главной масляной магистралью, сливом и редукционным клапаном, причем в первом положении распределителя (рабочий режим системы) первая линия соединена с редукционным клапаном и четвертой линией, вто- ° рая линия соединена с выходом малого насоса и с седьмой линией, третья — со сливом и пятой линией, четвертая линия соединена с выходом большого насоса, шестая связана со сливом и перекрыта, а седьмая— с главной магистралью, во втором положении гидрораспределителя (режим запуска двигателя при буксировке) вторая линия связана с пятой, четвертая с шестой, а первая,третья и седьмая перекрыты.

1754502

20

30

50

Таким образом в систему управления дополнительно вводится двухпоэиционный гидрораспределитль, при нахождении которого в первой позиции работа системы полностью соответствует работе известной системы управления, а во второй малый насос раскручивает при буксировке машины большой насос, который при этом запускает двигатель.

Запуск двигателя значительно ускоряется, уменьшается износ деталей трансмиссии.

На чертеже изображена предлагаемая система мэслопитания и управления гидромеханической передачи.

Система содержит большой 1 и малый 2 масляные насосы с шариковыми клапанами

3 и 4 и перепускным клапаном 5, редукционный клапан 6 и двухпозиционный семилинейный гидрораспределитель 7, связанные с главной магистралью 8 и сливом 9. На главной магистрали находятся потребители: фрикционы 10, гидротрансформатор 11 с главнь м золотником управления 12, клапаном блокировки 13, радиатором 14 для охлаждения рабочей жидкости, связанным со сливом 9. По каналу 15 масло подается от главной магистрали 8 на смазку деталей трансмиссии, Система управления работает следующим образом, При невключенном двухпозиционном гидрораспределителе, т.е, в его первом положении, раоота системы обеспечивается двумя масляными насосами 1 и 2, причесал большой

1 приводится от двигателя, а малый 2 — от промежуточного вала коробки передач, постоянно вращающегося при движении транспортного средства. При работе двигателя масло из бака 9 поступает к большому масляному насосу 1 и через клапан 3 в главную магистраль 8 и к редукционному клапану 6. Если транспортное средство не движется, то шариковый клапан 4 закрывается под действием давления масла в главной магистрали. Величина этого давления определяется параметрами редукционного клапана 6 (площадью золотника и силой пружины).

При движении транспортного средства вступает в работу малый масляный насос 2, который через шариковый клапан 4 также подает масло в главную магистраль. Избыток масла через редукционный клапан 6 поступает во всасывающую полость большого насоса. Когда подача лалого масляного насоса окажется достаточной для поддержания в системе рабочего давления, большой масляный насос отключается от главной магистрали. При этом редукционный клапан 6 соединяет магистраль нагнетания большого насоса со сливом (всасывающей полостью большого насоса), и насос работает нэ себя.

Клапан 3 закрывается, и питание всей системы обеспечивается масляным насосом 2.

Для запуска двигателя при помощи буксировки транспортного средства двухпозициоггный распределитель переключается во второе положение (изображено на чертеже).

При движении транспортного средства вступает в работу малый масляный насос 2, который через клапан 4 подает масло во всасывающую полость большого насоса 1. нагнетательная полость которого соединяется со сливом, а сообщение с главной магистралью отсутствует. Таким образовал малый насос приводит во вращение большой, связанный с коленчатым валом двигателя, и двигатель запускается. После запуска двигателя большой насос работает вхолостую до момента переключения двухпоэиционного распределителя. При установке его в первое положение, работа системы управления происходит в соответствии с описанным выше. Клапан 5 предохраняет от поломки насос 1 при попытке запустить заклиненный двигатель.

Таким образом применение в системе маслопитания и управления гидромеханической передачи двухпозиционного распределителя ускоряет и упрощает запуск двигателя транспортного средства при буксировке, вследствие того, что не требуется заполнения всей гидросистемы рабочей жидкости для запуска двигателя, уменьшается износ деталей трансмиссии. Долговечность трансмиссии повышается.

Формула изобретения

Система- маслопитания и управления гидромеханической передачи мобильной машины, содержащая большой и малый масляные насосы с шариковыми клапанами, редукционный клапан, связанный с насосами, о тл и ч а ю ща я с я тем, что, с целью повышения долговечности трансмиссии путем облегчения запуска двигателя при буксировке машины, она дополнительно снабжена двухпозиционным семилинейным гидрораспределителем, соединенным с большим и малым насосами, главной масляной магистралью, сливом и редукционным клапаном, причем в первом положении распределителя первая линия соединена с редукционным клапаном и четвертой линией, вторая линия соединена с выходом малого насоса и с седьмой линией, третья— со сливом и пятой линией, четвертая линия соединена с выходом большого насоса, шестая связана с сливом и перекрыта, а седь1754502

I t

Составитель А. барыков

Редактор Ю,Петрушко Техред М.Моргентал Корректор Т. Вашкович. Заказ 2856 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 мая — с главной магистралью, во втором положении тидрораспределителя вторая линия связана с пятой, четвертая — с шестой, а первая, третья и седьмая перекрыты.

Система маслопитания и управления гидромеханической передачи Система маслопитания и управления гидромеханической передачи Система маслопитания и управления гидромеханической передачи Система маслопитания и управления гидромеханической передачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к объемным гидропередачам самоходных машин, предназначенных к зимней эксплуатации

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных и тяговых машин

Изобретение относится к трансмиссии самоходных машин, в частности к трансмиссиям , имеющим ступенчатую коробку передач и бесступенчатый гидрообъемный ходоуменьшитель

Изобретение относится к гидростатическим трансмиссиям функционально-мобильных машин и может быть использовано в дорожно-строительном и горном машиностроении

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе хода самоходных транспортных средств, в частности строS

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх