Многоцелевое однопалубное судно

 

Использование: в судостроении, в частности в судах, предназначенных для перевозки самых разнообразных грузов и в любой их комбинации. Сущность: судно содержит корпус с двойными бортами и палубой квартердека, многоярусную носовую надстройку, грузовой трюм, ширина которого больше ширины грузового люка, комплект щитов к нему, кормовое машинное отделение с бортовым расположением газовыхлопных шахт, люковое закрытие, кормовую аппарель и грузовое устройство в виде козлового крана. Настил крышек люкового закрытия выполнен на одном уровне с палубой квартердека и пристыкован к ней, образуя общую палубу, а в грузовом трюме у поперечных переборок свободно установлены в вертикальном положении щиты. Один из щитов - кормовой присоединен к кормовой переборке шарнирно разъемным узлом и с обеих сторон имеет сплошной настил, а вдоль длинной стороны по краям имеет реборды (по типу аппаральных), которыми он обращен к кормовой поперечной переборке трюма. На двойных бортах со стороны трюма установлены вертикальные стойки, выполненные вровень с продольным комингсом грузового люка, и стопорные устройства, взаимодействующие с ответными узлами устройства, расположенными на щитах. Стопорные устройства обеспечивают стопорение щитов как в вертикальном их положении, так и в горизонтальном положении. 4 з. п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам, предназначенным для перевозки самых разнообразных грузов и в любой их комбинации, т. е. к судам многоцелевого назначения.

Известно многоцелевое однопалубное судно, содержащее корпус с двойным дном и двойными бортами, ограниченным поперечными переборками грузовым трюмом с люковым закрытием, кормовым машинным отделением и бортовым расположением газовыхлопных шахт, кормовой аппарелью и грузовым устройством в виде козлового крана, а также носовую многоярусную надстройку.

Недостатками известного судна являются неприспособленность судна к скоростным грузообработкам и весьма ограниченные возможности его при перевозке разнородных грузов, особенно небольшими партиями.

Технической задачей изобретения является повышение эксплуатационных качеств судна.

Это достигается тем, что на судне настил крышек люкового закрытия выполнен на одном уровне с палубой квартердека и пристыкован к ней, образуя общую палубу, в грузовом трюме у поперечных переборок свободно установлены в вертикальном положении щиты, причем один из них, кормовой щит, присоединен к кормовой переборке шарнирно разъемным узлом и имеет конструктивные отличия от других однотипных щитов: меньшие размеры по высоте, с обеих сторон имеет сплошной настил, а вдоль длинной стороны по краям имеет реборды (по типу аппаральных), которыми он обращен к кормовой поперечной переборке трюма; на двойных бортах со стороны трюма установлены вертикальные стойки, выполненные вровень с продольным комингсом грузового люка, и стопорные устройства, взаимодействующие с ответными узлами устройства, расположенными на щитах, при этом стопорные устройства расположены по длине и высоте так, что обеспечивают стопорение щитов как в их вертикальном положении в районе упомянутых вертикальных стоек (щиты поперечные переборки), так и в горизонтальном положении вдоль грузового трюма (щиты автомобильные платформы), а для установки щитов и перемещения сдвижных крышек люкового закрытия на углах рамы козлового крана установлены грузовые лебедки с управлением ими с главной палубы судна.

На фиг.1 изображено многоцелевое однопалубное судно, вид сбоку; на фиг.2 то же, разрез по грузовому трюму; на фиг.3 миделевое сечение; на фиг.4 узел I на фиг. 2; на фиг.5 схема установки поперечных переборок и автомобильных платформ в трюме, продольный разрез; на фиг.6 схема погрузки легковых автомашин, продольный разрез; на фиг.7 то же, план; на фиг.8 погрузка грузовых автомашин, продольный разрез; на фиг.9 схема деления на отсеки (17 вариантов).

Судно состоит из корпуса 1 с двойными бортами 2 и палубой квартердека 3, многоярусной надстройки 4, грузового трюма 5, ширина которого больше ширины грузового люка 6, комплекта щитов 7 и 8, кормового машинного отделения 9 с бортовым расположением газовыхлопных шахт 10, люкового закрытия 11, кормовой аппарели 12 и грузового устройства в виде козлового крана 13. Настил 14 крышек люкового закрытия 11 выполнен на одном уровне с палубой квартердека 3 и пристыкован к ней, образуя тем самым одну общую палубу от кормового транца 15 до носовой надстройки 4.

В грузовом трюме 5 у носовой поперечной переборки 16 свободно установлены в вертикальном положении однотипные щиты 7, а у кормовой поперечной переборки 17 кормовой щит 8 и однотипные щиты 7. Каждая группа однотипных щитов 7 закреплена быстродействующими стопорами, а кормовой щит 8 присоединен к кормовой переборке 17 шарнирно разъемным узлом 18. Каждый щит состоит в основном из настила 19, несущего набора 20 и деревянных подушек 21, расположенных на нижнем и боковых торцах щита, а кормовой щит 8 имеет иную конструкцию; сплошной настил выполнен у него с обеих сторон, по краям длинной стороны предусмотрены реборды 22 и, кроме того, он меньших размеров при одинаковых при ширине трюма. Кормовая переборка 17 выполнена с двумя горизонтально расположенными одна над другой нишами 23, в которых размещаются реборды 22 кормового щита 8 при его вертикальном нерабочем положении.

На двойных бортах со стороны трюма 5 установлены вертикальные стойки 24, выполненные вровень с продольным комингсом 25 грузового люка 6, и стопорные устройства 26, взаимодействующие с ответными узлами устройства, расположенными на щитах 7. Стопорные устройства 26 расположены по длине и высоте трюма так, что обеспечивают стопорение щитов 7 как в вертикальном положении, когда они выполняют функцию поперечных переборок 27 (см. фиг.3, левая часть), так и в горизонтальном положении, когда щиты 7 и 8 выполняют функции автомобильных платформ 28 (см. фиг.3, правая часть), поперечные переборки 27 устанавливаются в районах расположения вертикальных стоек 24. Шарнирно разъемный узел 18 расположен по высоте на одном уровне с щитами автомобильных платформ 28. Вертикальные стойки 24, расположенные на двойных бортах 2, не доведены до настила двойного дна 29 на высоту, обеспечивающую проход вдоль трюма, и под нижним торцом их установлены двери 30.

Люковое закрытие 11 выполнено комбинированным: две шарнирно соединенные носовые крышки 31 и 32 складываются в нос гидроцилиндрами, остальные крышки 33 выполнены сдвижного типа и обслуживаются грузовыми лебедками 34, установленными на углах рамы козлового крана 13 и управляемыми с главной палубы 35 судна. Этими же лебедками 34 производятся операции по установке щитов 7 и 8.

Кормовой щит 8 имеет возможность поворота на 180о вокруг оси шарнирно разъемного узла 18 (см. фиг.4). После поворота на 90о по стрелке А он становится горизонтально и образует вместе с однотипными щитами 7 автомобильные платформы 28. При повороте еще на 90о по стрелке Б и последующем подъеме по стрелке В щит 8 снимается с переборки 17 и может быть использован либо в качестве переносной аппарели 36 (см. фиг.6 и 7), либо в качестве погрузочной платформы 37 (см. фиг.8) в зависимости от принимаемого на судне груза.

Многоцелевое однопалубное судно работает следующим образом.

Во исполнение требования доставки грузов "От двери до двери" судно имеет возможность прохода по внутренним водам, поэтому у него ограничены по высоте (для прохода под мостами) многоярусная носовая надстройка 4, газовыхлопные шахты 10 и козловой кран 13, а мачты выполнены заваливающими (см. фиг.1).

Для дальнейшего описания работы судна его длина в качестве примера принята 80 м, а длина грузового трюма 5-46 м.

Люковое закрытие 11 такого большого трюма 5 состоит всего лишь из пяти крышек 31-33 (см. фиг.2) и благодаря наличию таким образом лишь четырех уплотнительных стыков приобретает повышенную надежность. Применение крышек больших размеров, мобильных и эффективных в работе стало возможным в связи с установкой на козловом кране 13 лебедок 34 и использования комбинированной системы люкового закрытия. Быстрое открывание (закрывание) люка обеспечивается за счет одновременного открывания носовых крышек 31 и 32 и складирования двух крышек 33 на третью. Эти операции допускается производить даже на рейде в условиях небольшой качки, так как крышка 33, висящая на четырех коротких вертикальных тросах лебедок 34, ограничена в своем раскачивании опорами козлового крана 13. Носовые крышки 31 и 32 обеспечивают частичное раскрытие люка без участия крана, например, на ходу для проветривания трюма в хорошую погоду, для осмотра груза и т.п. а при грузовых операциях она надежно защищает людей и носовую надстройку 4 от случайных ударов грузом, гаком, грейфером.

Грузовой трюм представляет собой большой ящик с гладкими стенками со всех сторон. В такой трюм удобно грузить контейнеры, пакетированные грузы, лесоматериалы (в пакетах и россыпью), длинномерные грузы (трубы, прокат ЖБИ), крупногабаритные тяжеловесы и т.п. В этих случаях щиты 7 и 8 активно в работе не участвуют, однако они надежно защищают поперечные переборки 16 и 17 от возможных ударов грузом или грейфером, исключая тем самым случаи порчи груза и неприятные экологические последствия.

При перевозке других грузов и небольшими партиями такой трюм непригоден, его необходимо разделить на отсеки. Эту задачу выполняют щиты 7 и 8. Щиты 7 располагаются у поперечных переборок 16 и 17 попарно (см. фиг.4) несущим набором 20 друг к другу, а настилами 19 наружу. Это делается для ускорения процесса постановки поперечных переборок 27 с гладкими стенками с обоих бортов, и достигается это установкой сразу двух щитов 7.

На фиг.5 приведен пример постановки щитов при делении носовой части трюма на два отсека по длине, кормовой части трюма на два отсека по высоте трюма. Начинать можно с любого конца трюма. Начнем с кормового, для этого люковые крышки 33 необходимо откатить краном в носовую часть люка и перегнать кран в кормовую часть, в положение Г. Лебедками 34 поднимают на небольшую высоту (около 100 мм) два щита 7 (Д и Е), перемещают их вдоль трюма до своего стопорного устройства, опускают их на настил второго дна 29 (траектория указана стрелкой Ж) и один щит (Д), обращенный к кормовой переборке 17, закрепляют с двух сторон стопорными устройствами 26, затем второй щит (Е) таким же образом перемещают до своего стопорного устройства (указано стрелкой И) и так же закрепляют его. Два щита (Д и Е) и кормовой щит 8 поворачивают краном 13 или лебедками 34 до горизонтального положения (как указано стрелками на фиг.5) с закреплением каждого щита второй парой стопорных устройств. После этого устанавливают щиты носовой группы, для чего прежде всего передвигают краном сдвижные крышки 33 в кормовую часть трюма.

Кран 13 устанавливают в положение К, указанным выше способом поднимают два щита 7 (Л и М) и перемещают их (как указано стрелкой Н) до вертикальных стоек 24, расположенных в средней части трюма (см. фиг.3). Щит (М), обращенный к переборке 16, закрепляется в районе стоек 24 двумя парами стопорных устройств, а щит (Л) перемещается далее по стрелке П до своих стопорных устройств и закрепляется ими. Затем аналогичным способом щит (Л) поворачивается до горизонтального положения (как указано стрелками) и закрепляется еще одной парой стопорных устройств.

Таким образом получаем трюм, разделенный на три отсека. Чтобы получить 4 отсека необходимо выполнить еще одну простейшую операцию: два щита 7 (Р и С) аналогичным способом переносятся по стрелке Т в район вертикальных стоек 24 и закрепляются стопорными устройствами 26. Получаем 4 отсека в трюме, причем во всех отсеках все стенки гладкие без набора, за исключением одного щит (М) со стороны кормовой переборки 17 имеет несущий набор.

Если нижний кормовой отсек будет загружаться колесной техникой, то погрузка производится через люк, образующийся при опущенном вниз щите 8 или при его повороте по стрелке Б, как указано на фиг.4. Если в этот отсек будет приниматься иной груз, то щиты 7 (Д, Е и Л) устанавливаются после загрузки иным способом, щиты предварительно укладываются на двойное дно 29 в другом отсеке или на крышки 33, а затем четырьмя лебедками 34 они подводятся в горизонтальном положении на свои места и стопорятся каждый двумя парами стопорных устройств 26.

Три щита 7 (Д, Е и Л) и кормовой щит 8 развернулись таким образом настилом вверх и образовали автомобильные платформы 28 на половину длины трюма 5, однако в этот низкий отсек (около 1,8 м) могут быть погружены и любые другие грузы как на твиндечную палубу многопалубных судов.

После перегрузки судна щиты 7 и 8 при необходимости устанавливаются на свои штатные места. Производится это аналогичным способом, но в обратной последовательности.

Несмотря на установку в трюме поперечных переборок 27 проходы обеспечиваются с обоих бортов под вертикальными стойками 24. Эти проходы могут быть закрыты в случае приема в какой-либо отсек сыпучего груза, для чего предусмотрены двери 30 (см. фиг.3).

Количество однотипных щитов принято из расчета установки автомобильных платформ вдоль всего трюма от переборки 16 до переборки 17. Для трюма длиной 46 м (наш пример) их семь и таким образом при делении трюма на 4 отсека один щит остается как бы лишним. Но именно он защищает переборку 16 от ударов и поэтому в полученный носовой отсек (и смежный с ним) можно без опасений принимать любой груз, в том числе руду, зерно, удобрения и пр.

Предлагаемое многоцелевое судно способно трансформироваться в судно типа Ро-ро не более чем за 1 ч. Проводится это следующим образом (см. фиг.6 и 7). Все щиты 7 устанавливаются горизонтально указанным выше способом, образуя автомобильные платформы 28; щит 8 краном снимается с переборки 17, переворачивается ребордами 22 вверх и устанавливается наклонно между палубой квартердека 3 и автомобильными платформами 28, превращаясь таким образом в переносную аппарель 36, а кормовая аппарель 12 опускается на причал. Чтобы освободить часть люка 6 для погрузки автомашин в трюм 5, переносная аппарель 36 смещена на один борт.

Таким образом созданы условия для погрузки машин как на судах типа Ро-ро, причем в два потока I и II, несмотря на малые размерения судна. Все машины по кормовой аппарели въезжают на палубу квартердека 3, где и разделяются на два потока. Машины I-го потока направляются на переносную аппарель 36, спускаются по ней на автоплатформы 28 и следуют далее по ним до своего места. Машины II-го потока краном спускаются в трюм и по настилу двойного дна 29 направляются до места раскрепления. После полной загрузки машинами трюма и автоплатформ переносная аппарель 36 опускается краном вдоль переборки 17 и соединяется с ней шарнирно разъемными узлами 18, затем поворачивается на 90о до горизонтального положения ребордами вниз и раскрепляется стопорными устройствами 26 с обоих бортов. Таким образом щит 8, который только что был аппарелью 36, становится автоплатформой 28 и на него краном догружаются автомашины.

Закрыв грузовой люк крышками 31-33, судно приобретает одну сплошную гладкую палубу длиной в нашем примере около 70 м. На эту палубу через аппрарель 12 машины въезжают своим ходом настолько быстро, что скорость их погрузки определяется лишь временем раскрепления машин. Указанную выше сплошную гладкую палубу можно с успехом использовать для приема тяжеловесов, закатив их на тройлере по аппарели 12, либо погрузив портовыми грузовыми средствами.

В последние годы участились случаи перевозки на судах грузовых автомашин, причем в трюме. Разделять при этом тягач и трейлер и грузить их порознь непроизводительная работа. На предлагаемом судне эта задача решается опять за счет универсальности кормового щита 8, который совместно с краном 13 образует портативный лифт. Щит 8 выступает здесь в качестве погрузочной платформы 37, а кран 13 в качестве привода лифта (см. фиг.8).

Грузовая машина своим ходом через аппарель 12 заезжает на палубу квартердека 3, а затем на погрузочную платформу 37 между ее ребордами 11, здесь она раскрепляется и краном 13 опускается в трюм 5 (траектория движения машины при погрузке обозначена стрелками на фиг.8). Далее возможны различные варианты в зависимости от обстоятельства: например, если установлены платформы 28, то машина съезжает на настил двойного дна и своим ходом движется вдоль трюма на свое место, если платформы не установлены то кран может либо отвести машину на платформе 37 в носовую часть трюма (для удобства выгрузки) и т. п. Указанным способом может быть погружена любая другая техника на колесах, в том числе и несамоходная.

С помощью погрузочной платформы 37 можно производить погрузку также со стороны борта, не пользуясь кормовой аппарелью 12, однако в этом случае судно будет каждый раз испытывать крен и довольно значительный, учитывая небольшие размерения судна и довольно большую массу груза.

Формула изобретения

1. МНОГОЦЕЛЕВОЕ ОДНОПАЛУБНОЕ СУДНО, содержащее корпус с двойным дном и двойными бортами, ограниченным поперечными переборками грузовым трюмом с люковым закрытием, кормовым машинным отделением и бортовым расположением газовыхлопных шахт, кормовой аппарелью и грузовым устройством в виде козлового крана, а также носовую многоярусную надстройку, отличающееся тем, что корпус выполнен с палубой квартердека, примыкающей к люковому закрытию и расположенной на одном уровне с настилом его крышек с образованием общего перекрытия с последним, а на двойных бортах со стороны грузового трюма, имеющего ширину, превышающую ширину грузового люка, установлены вертикальные стойки вровень с продольным комингсом грузового люка и стопорные устройства, при этом судно снабжено комплектом щитов, размещенным внутри грузового трюма, каждый щит выполнен со стопорными устройствами, ответными упомянутым стопорным устройствам, размещенным в трюме для фиксирования щитов в вертикальном положении в районе указанных вертикальных стоек и в горизонтальном положении вдоль грузового трюма, при этом один из щитов выполнен с меньшими размерами по высоте, чем остальные щиты, присоединен посредством шарнирно-разъемного узла крепления к кормовой поперечной переборке трюма и имеет сплошной настил по обеим своим сторонам и реборды вдоль его продольных кромок, а на углах рамы козлового крана установлены грузовые лебедки для установки щитов и перемещения крышек люкового закрытия.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что шарнирно-разъемный узел расположен по высоте на одном уровне со щитами при их установке в горизонтальном положении.

3. Судно по пп.1 и 2, отличающееся тем, что кормовая переборка грузового трюма выполнена с двумя горизонтально расположенными одна над другой нишами для размещения в них упомянутых реборд при креплении щита по-походному.

4. Судно по п. 1, отличающееся тем, что указанные вертикальные стойки закреплены с зазором относительно настила двойного дна для обеспечения прохода вдоль трюма, а под нижними их торцами установлены двери.

5. Судно по п.1, отличающееся тем, что люковое закрытие включает в себя сдвижные крышки и две шарнирно соединенные носовые крышки, складывающиеся в нос судна.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании и постройке грузовых судов с многоярусными палубами, предназначенных для перевозки тарно-штучных грузов

Изобретение относится к оборудованию для судов« Цель изобретения - повышение надежности

Изобретение относится к отсекам судов и служит, в частности, для погрузки и размещения колесной техники и других подобных грузов

Судно // 1085889

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции сухогрузных судов. Сухогрузное судно содержит носовую и кормовую надстройки на главной палубе, между которыми размещено грузовое помещение, ограниченное сверху люковыми крышками. Наружная бортовая стенка грузового помещения образована из ряда стоек, жестко связанных палубой, размещенных между стойками поворотных панелей, а также горизонтальной продольной балки, закрепленной на верхних концах стоек. При этом продольные балки двух бортовых стенок жестко связаны между собой посредством поперечной балки. Технический результат заключается в ускорении погрузочно-разгрузочных работ на сухогрузном судне и повышении его поперечной прочности. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх