Устройство для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка

 

Использование: в устройствах для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка в перекрытии пассажирского самолета. Сущность изобретения: на крышке, откидывающейся в пассажирский салон, установлен кронштейн подшипника с соединенным с ним шарнирно двуплечим подвижным рычагов. Одно плечо этого рычага выполнено в виде рукоятки, а второе плечо имеет на своем конце ролик. В закрытом положении крышки этот ролик входит в предварительно напряженный фиксатор, охватывающий ролик, а при открывании крышки ролик расположен с возможностью прокатывания по опорной кромке, преодолевая предварительное напряжение фиксатора. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к устройству для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка, установленного, предпочтительно в перекрытии пассажирского салона самолета гражданской авиации, и ведущего в грузовой или бытовой отсек, находящийся под полом.

Известны различные конструкции поворотных крышек люка и устройств для их блокировку и разблокировки. В самолетах, особенно пассажирских самолетах, однако, требуется, с одной стороны, надежное закрывание таких крышек, а, с другой стороны, обеспечение беспрепятственного их открывания даже при повышенной нагрузке. Такие требования предъявляются, например, в пассажирских самолетах, рассчитанных на дальние перелеты, в которых под пассажирским салоном должны находиться дополнительные члены экипажа, при необходимости этот персонал должен выходить из своего помещения или помещений через такие люки. Однако, это возможно только в том случае, когда крышка свободна, то есть не прижата пассажиром или членом экипажа. У поворотных крышек известна комбинация рукоятки с устройством для блокировки. Для этого рукоятка размещена перпендикулярно движению откидывания крышки и для открывания имеет возможность перемещения в продольном направлении против усилия пружины. Блокировка в закрытом положении и открывание прижатого с наружной стороны поворотной крышки невозможна (1).

Ближайшим аналогом является устройство для открывания поворотной крышки выходного люка, установленного в перекрытии пассажирского салона, содержащее кронштейн, неподвижно установленный на неподвижной раме люка, и двуплечий подвижный рычаг с осью вращения плеч, одно плечо которого выполнено в виде рукоятки (2).

В основу изобретения положена задача создания устройства для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка, позволяющего открывать поворотную крышку даже в прижатом положении. Поставленная задача решается тем, что в устройстве для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка, установленного в перекрытии пассажирского салона самолета, содержащем кронштейн, неподвижно установленный на неподвижной раме люка, и двуплечий подвижный рычаг с осью вращения плеч, одно плечо которого выполнено в виде рукоятки, согласно изобретению на неподвижно установленном кронштейне размещен предварительно напряженный фиксатор, а на крышке люка установлен второй кронштейн с осью вращения двуплечего рычага, при этом двуплечий рычаг выполнен жестким, а его второе плечо снабжено роликом, взаимодействующим с фиксатором, а при открывании с опорной плоскостью, преодолевая предварительное напряжение фиксатора, что создает возможность открывать поворотную крышку даже в заблокированном положении. При открывании поворотом рукоятки рычаг сначала выкатывается роликом из-под фиксатора, преодолевая предварительное напряжение последнего, что не сопровождается непосредственным открыванием поворотной крышки. После преодоления предварительного напряжения фиксатора можно открыть крышку ее откидыванием. Если крышка случайно прижата пассажиром или членом экипажа, то прокатыванием ролика по опорной кромке без прикладывания значительного усилия к рукоятке можно открыть крышку настолько, чтобы тот, кто препятствует его открыванию, заметили это перемещение и освободил крышку.

Для предварительного напряжения фиксатора использован пружинный элемент, опорная кромка выполнена на кронштейне, размещенном на раме клапана, а рукоятки двух плеч рычагов, соединенных шарнирно с боковыми сторонами поворотной крышки, соединены скобой для совместного перемещения крышки.

Кроме того, плечо рычага установлено с возможностью перемещения в сторону для разблокировки поворотной крышки без рукоятки.

На фиг. 1 изображена закрытая и заблокированная поворотная крышка люка, на фиг. 2 показан процесс разблокировки поворотной крышки люка, на фиг. 3 - разблокированная поворотная крышка люка, на фиг. 4 разблокированная и повернутая на некоторый угол, но не открытая поворотная крышка люка, на фиг. 5 вид по стрелке I на фиг. 1.

Крышка 1 соединена шарниром 2 с верхней кромкой 3 пола пассажирского салона и застопорена на стороне, противоположной шарниру 2.

Помимо этого, на нижней стороне крышки 1 установлен кронштейн 4 подшипника, в котором закреплен в качестве рукоятки двуплечий подвижный рычаг. Более длинное плечо 6 рычага выполнено в виде рукоятки, а более короткое плечо 7 имеет ролик 8 на своем конце. Этот ролик в закрытом положении, показанном на фиг. 1, входит в предварительно напряженный фиксатор 9, охватывающий ролик 8. Для создания предварительного напряжения, распространяющегося по стрелке 10 на фиг. 1, могут быть использованы пружины. В процессе разблокировки поворотной крышки 1, при котором поворотом плеча 6 фиксатор 9 настолько преодолевает усилие предварительного напряжения, чтобы ролик 8 мог выкатиться из-под него. Фиксатор 9 закреплен на кронштейне 11 в раме 12 крышки.

Поворотная крышка 1 после разблокировки еще находится в закрытом положении, поскольку нагрузка, например, обозначенная стрелкой 13, препятствует его открыванию. При дальнейшем повороте плеча 6, выполненного в качестве рукоятки, ролик 8 прокатывается по опорной кромке 14 на кронштейне 11, чем обеспечивается, в конце концов, приоткрывание крышки. Тот, кто препятствует процессу открывания, ощущает при этом движение и освобождает поворотную крышку 1 для ее окончательного открывания.

С обеих сторон поворотной крышки 1 имеется по одному коленчатому рычаг 5, 5', удлиненные плечи 6, 6' которых соединены скобой 15 для общего перемещения. Плечи 7 рычагов могут быть смещены и вбок, например, против действия пружин, так что в экстренном случае разблокировка и открывание поворотной крышки 1 может происходить независимо от рукоятки 5 или скобы 15.

Формула изобретения

1. Устройство для блокировки и разблокировки поворотной крышки люка, установленного в перекрытии пассажирского салона самолета, содержащее кронштейн, неподвижно установленный на неподвижной раме люка, и двуплечий подвижный рычаг с осью вращения плеч, одно плечо которого выполнено в виде рукоятки, отличающееся тем, что на неподвижно установленном кронштейне размещен предварительно напряженный фиксатор, а на крышке люка установлен второй кронштейн с осью вращения двуплечего рычага, при этом двуплечий рычаг выполнен жестким, его второе плечо снабжено роликом, взаимодействующим с фиксатором, а при открывании с опорной плоскостью, преодолевая предварительное напряжение фиксатора.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что для предварительного напряжения фиксатора использован пружинный элемент.

3. Устройство по п. 1 или 2, отличающееся тем, что опорная кромка выполнена на кронштейне, размещенном на раме люка.

4. Устройство по одному из пп. 1 3, отличающееся тем, что рукоятки двух плеч рычагов, соединенных шарнирно с боковыми сторонами поворотной крышки, соединены скобой для совместного перемещения крышки.

5. Устройство по одному из пп. 1 4, отличающееся тем, что плечо рычага установлено с возможностью перемещения в сторону для разблокировки поворотной крышки без рукоятки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиа- и машиностроению, в частности к силовым замкам для быстросъемных силовых люков

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам управления грузовой дверью

Изобретение относится к самолетостроению, в частности к защелкам для самолетных панелей

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано в решении технической задачи согласования планера высокоскоростного летателльного аппарата с силовой установкой, включающее в себя воздушно-реактивный двигатель, расположенный под фюзеляжем

Изобретение относится к авиационной технике, в частности, к спортивно-пилотажным самолетам

Изобретение относится к авиационной технике, к грузовым люкам летательного аппарата

Изобретение относится к обеспечению аварийного покидания гидросамолета экипажем в воздухе через открываемую вовнутрь бортовую дверь

Изобретение относится к авиационной технике в частности к съемному оборудованию для крепления и фиксации в определенных положениях поддонов, контейнеров и платформ с грузами, размещаемых в грузовых отсеках летательных аппаратов

Замок // 2104216
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности, к устройствам для одностороннего разъемного соединения двух и более элементов конструкций, и может быть использовано, в частности, в летательных аппаратах, автомашинах для крепления быстро- и легкосъемных элементов

Изобретение относится к машиностроени., а именно к конструкции люков летательных аппаратов и может применяться для открытия крышек люков и других транспортных средств

Изобретение относится к космическим летательным аппаратам и воздушно-космическим транспортным системам многоразового использования, орбитальным станциям и межпланетным короблям

Изобретение относится к средствам управления фонарем кабины самолета

Изобретение относится к авиационно-космической технике и может быть использовано для сброса давления из полости летательного аппарата, для обеспечения ее пыле- и влагозащищенности

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к авиации и может быть использовано в конструкциях фюзеляжа, крыльев и т.д

Изобретение относится к устройствам термостатирования летательных, в частности космических, аппаратов, размещаемых под обтекателем ракеты-носителя при ее транспортировке к месту старта, при подготовке и проведении запуска
Наверх