Червячный хомут

 

Использование: в машиностроении, а именно в устройствах для закрепления гибких трубопроводов. Сущность изобретения: червячный хомут содержит металлическую ленту в виде кольца с рельефными выступами, образующими винтовую линию на ее внешней стороне на одном конце и сквозным пазом на другом конце, на котором установлен кожух и червячный винт, расположенный в кожухе с возможностью вращения и взаимодействующий с выступами ленты. Конец ленты с рельефными выступами выполнен дугообразной формы в поперечном сечении, кривизна которой равна кривизне червячного винта, а рельефные выступы выполнены с кривизной, соответствующей кривизне винта червячного винта. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам крепления шлангов.

Известен червячный хомут, содержащий металлическую ленту в виде кольца, на одном конце которой выполнены прорези, образующие винтовую линию, а на другом выполнен сквозной паз и установлен кожух с размещенным в нем винтом, витки которого взаимодействуют с перемычками ленты [1] Недостатком такой конструкции является недостаточная жесткость перемычек ленты и, следовательно, надежность. Кроме того, при затяжке хомута в прорези вдавливается материал шланга и препятствует перемещению ленты.

Известен червячный хомут, содержащий металлическую ленту, на одном конце которой с наружной стороны выполнены углубления и выступы, образующие винтовую линию, взаимодействующие с червячным винтом, размещенным в кожухе, закрепленном на другом конце ленты [2] Такой хомут обладает большой надежностью, так как лента имеет сплошную внутреннюю поверхность без прорезей.

Однако расположение углублений и выступов в плоскости в поперечном сечении ограничивает контакт винта червяка с выступами на ленте и, следовательно, возможность передачи усилия.

Предлагаемое техническое решение направлено на повышение надежности хомута и снижение его металлоемкости.

Отличие состоит в том, что конец ленты с рельефными выступами имеет дугообразную форму в поперечном сечении с кривизной, равной кривизне червячного винта, а рельефные выступы имеют кривизну, соответствующую кривизне витка червячного винта, входящего в зацепление с выступами.

Таким образом, заявляемое техническое решение соответствует критерию новизны.

На момент подачи заявки лента с выступами выполнена плоской и контактирует с витками червяка по линии в пределах высоты выступа, что ограничивает передачу усилия из-за высоких контактных напряжений, снижает надежность хомута или требует увеличения толщины ленты и, следовательно, металлоемкости.

В заявленном техническом решении лента с выступами и углублениями, образующими винтовую линию, выполнена дугообразной формы в поперечном сечении ленты и имеет кривизну, равную кривизне червячного винта, так что червячный винт взаимодействует с выступами ленты на глубину, превышающую высоту выступов на величину прогиба ленты, что увеличивает площадь контакта винта с выступом и, следовательно, повышает надежность хомута. Кроме того, рельефные выступы на ленте имеют кривизну, соответствующую кривизне витка червячного винта, входящего в зацепление с выступами, что также увеличивает площадь контакта червячного винта с лентой и снижает удельные нагрузки, повышая надежность хомута.

Таким образом, заявленное техническое решение соответствует изобретательскому уровню.

На фиг.1 изображен предлагаемый хомут; на фиг.2 поперечное сечение хомута; на фиг.3 лента хомута в поперечном сечении.

Червячный хомут содержит металлическую ленту 1, выполненную в виде кольца с рельефными выступами 2 высотой h, образующими винтовую линию на наружной стороне ленты 1 на одном конце 3 и прямоугольный паз 4 на другом конце 5, на котором установлен кожух 6 с лапками 7, отгибы 8 которых входят в паз 4. Червячный винт 9 установлен в кожух 6 с возможностью вращения и взаимодействует витками 10 с выступами 2, имеющими кривизну, соответствующую кривизне витка 10. В поперечном сечении лента 1 на конце 3 имеет дугообразную форму, радиус кривизны которой R равен радиусу червячного винта 9, так что выступы 2 ленты 1 взаимодействуют с винтом на секторе Хомут работает следующим образом.

При вращении винта 9 червячная резьба ленты 1, образованная выступами 2, входит в зацепление с витками 10 винта 9 и перемещает конец 3 относительно конца 5. В результате происходит изменение диаметра кольца. При этом витки винта взаимодействуют с поверхностью выступов 2 на секторе a величина которого определяется величиной прогиба H ленты 1 в поперечном сечении. Увеличивая высоту прогиба, можно увеличить сектор a зацепления винта и, следовательно, площадь контакта с выступами 2 ленты без увеличения толщины ленты и высоты h выступов 2, что обеспечивает повышение надежности хомута без увеличения его металлоемкости.

Формула изобретения

Червячный хомут, содержащий металлическую ленту в виде кольца с рельефными выступами на ее внешней стороне, образующими винтовую линию на одном конце и сквозным пазом на другом конце, на котором установлен кожух, и червячный винт, расположенный в кожухе с возможностью вращения и взаимодействующий с выступами ленты, отличающийся тем, что конец ленты с рельефными выступами выполнен дугообразной формы в поперечном сечении, кривизна которой равна кривизне червячного винта, а рельефные выступы имеют кривизну, соответствующую кривизне витка червячного винта, входящего в зацепление с выступами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и применяется при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в магистралях для подачи среды по рукавам и трубам

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения резиновых и резинотканиевых рукавов в гидравлических и пневматических системах, работающих под давлением до 3,0 МПа, в топливных, водяных, масляных, воздушных системах различных изделий автотранспортной, судостроительной, станкостроительной, авиационной, специальной и бытовой техники

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем, особенно в условиях вибрации

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для закрепления рукавов на жестких штуцерах и патрубках

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям червячных хомутов

Изобретение относится к механике, более конкретно, к деталям машин и может быть использовано в конструкции червячных хомутов для зажима гибких шлангов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для присоединения шлангов к жестким элементам, а именно к зажимам для шлангов
Наверх