Червячный хомут

 

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем, особенно в условиях вибрации. В червячном хомуте, содержащем винт, металлическую ленту, свернутую в кольцо и имеющую с одного свободного конца выступы или прорези, которые последовательно взаимодействуют с винтом, и корпус с боковым торцом, на винте предусмотрен после резьбы цилиндрический участок. Между его торцом и боковым торцом корпуса установлена с возможностью поворота стопорная планка, взаимодействующая после поворота с лентой или корпусом. Стопорная планка выполнена в виде плоской пластины с отверстием с одного конца и имеет с одной или двух сторон эксцентрично расположенную относительно оси отверстия торцевую поверхность с профилем, заходящим после поворота стопорной планки, например, на 90° во впадину или прорезь на свободном конце ленты. На боковой поверхности стопорной планки предусмотрен выступ, который после ее поворота контактирует с боковым торцом корпуса. В корпусе с двумя боковыми торцами расположен винт, имеющий со стороны начала резьбы дополнительный цилиндрический участок, и между его торцом и боковым торцом корпуса установлена с возможностью поворота и взаимодействия с лентой или корпусом вторая стопорная планка. Изобретение повышает надежность конструкции хомута. 3 з.п. ф-лы, 12 ил.

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем, особенно в условиях вибрации.

Известен хомут, содержащий ленту, на одном конце которой выполнены прорези, образующие винтовую резьбу, а на другом - расположен корпус. Он отформован из отрезка бесшовной металлической трубы и имеет полуцилиндрический участок, в котором вращается винт (патент Великобритании N 2150205, кл. F 16 L 33/08).

Недостатком известного хомута является возможность его самоотвинчивания при вибрации, что может привести к ослаблению закрепления шланга на штуцере.

Прототипом изобретения является червячный хомут, содержащий трубчатый корпус с винтом и стяжной элемент с выступами на поверхности, закрепленный одним концом на корпусе, а другим - контактирующий с винтом. Винт установлен в корпусе под углом к стяжному элементу, выступы которого выполнены с разворотом относительно оси этого стяжного элемента, при этом угол разворота больше угла подъема резьбы винта (ав. св. СССР N 1559235, кл. F 16 L 33/08).

Недостатком известного хомута является то, что, несмотря на повышение в определенной степени самостопорящихся свойств резьбового соединения, возможно его самоотвинчивание при действии на хомут значительных вибрационных нагрузок. Обусловлено это тем, что практически самоторможение резьбы при вибрации не получается даже при угле подъема линии витка, равном 3 - 6o. Эти углы подъема и применяются в резьбовых соединениях хомута. Следовательно, при вибрации может произойти самоотвинчивание резьбы, что приведет к ослаблению затяжки шланга хомутом.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности хомута.

Указанная цель достигается тем, что в известном хомуте, содержащем винт, металлическую ленту, свернутую в кольцо и имеющую с одного свободного конца выступы или прорези, которые последовательно взаимодействуют с винтом, и корпус с боковым торцом, на винте предусмотрен после резьбы цилиндрический участок, на котором между его торцом и боковым торцом корпуса установлена с возможностью поворота стопорная планка, взаимодействующая после поворота с лентой или корпусом.

Стопорная планка выполнена в виде плоской пластины с отверстием с одного конца и имеет с одной или двух сторон эксцентрично расположенную относительно оси отверстия торцевую поверхность с профилем, заходящим после поворота стопорной планки, например, на 90o во впадину или прорезь на свободном конце ленты.

На боковой поверхности стопорной планки предусмотрен выступ, который после ее поворота контактирует с боковым торцом корпуса.

В корпусе с двумя боковыми торцами расположен винт, имеющий со стороны начала резьбы дополнительный цилиндрический участок, и между его торцом и боковым торцом корпуса установлена с возможностью поворота и взаимодействия с лентой или корпусом вторая стопорная планка.

Известных решений, содержащих сходные отличительные признаки, нами не обнаружено.

На фиг. 1 представлен общий вид предложенного хомута в разрезе; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - положение стопорной планки после поворота на 90o и захода ее профиля во впадину на свободном конце ленты; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - общий вид варианта хомута с выступом на боковой поверхности стопорной планки; на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 5; на фиг. 7 - положение стопорной планки после поворота на 90o и контакта ее выступа на боковой поверхности с боковым торцом корпуса; на фиг. 8 - разрез Г-Г на фиг. 7; на фиг. 9 - общий вид варианта хомута с двумя стопорными планками; на фиг. 10 - разрез Д-Д на фиг. 9; на фиг. 11 - положение стопорной планки после поворота на 90o и захода ее профиля в прорезь на свободном конце ленты; на фиг. 12 - разрез Е-Е на фиг. 11.

Хомут состоит из винта 1 с шестигранной головкой 2, металлической ленты 3 и корпуса 4. Лента 3 свернута в кольцо 5 и имеет с одного свободного конца 6 выступы 7 или прорези 8, которые последовательно взаимодействуют с винтом 1, установленным в корпусе 4 с возможностью вращения. С другого конца лента 3 закреплена в корпусе 4, имеющем боковой торец 9. На винте 1 предусмотрен после резьбы цилиндрический участок 10, на котором между его торцом 11 и боковым торцом 9 корпуса 4 установлена с возможностью поворота стопорная планка 12, взаимодействующая после поворота с лентой 3 или корпусом 4.

Стопорная пленка 12 представляет собой плоскую пластину, имеющую на одном конце отверстие 13, с помощью которого она установлена на цилиндрическом участке 10 винта 1. Она имеет с одной или двух сторон эксцентрично расположенную относительно оси отверстия 13 торцевую поверхность 14 с профилем 15. Профиль 15 соответствует профилю впадины 16 или прорези 8 на свободном конце 6 ленты 3. После поворота стопорной планки 12, например, на 90o профиль 15 плотно заходит во впадину 16 или прорезь 8 ленты 3. В этом положении при попытке самоотвинчивания резьбы винта 1 стопорная планка 12 упирается своей боковой поверхностью 17 в боковой торец 9 корпуса 4 и ее профиль 15, находящийся во впадине 16 или прорези 8, препятствует перемещению ленты 3, т.е. происходит стопорение резьбы винта 1. Для обеспечения захода профиля 15 во впадину 16 или прорезь 8 в любом положении свободного конца 6 ленты 3 стопорная планка 12 имеет возможность осевого перемещения в пределах шага винта 1.

В варианте на боковой поверхности 17 стопорной планки 12 со стороны отверстия 13 предусмотрен выступ 18, который после поворота стопорной планки 12 контактирует с боковым торцом 9 корпуса 4. При этом стопорная планка 12 своей противоположной боковой поверхностью 19 контактирует с торцом 11 цилиндрического участка 10, обеспечивая плотное соприкосновение винта 1 и корпуса 4 со стопорной планкой 12 и, тем, самым, препятствуя вращению винта 1.

В корпусе 4 с двумя боковыми торцами 9 расположен винт 1, имеющий со стороны начала резьбы дополнительный цилиндрический участок 20, и между его торцом 21 и боковым торцом 9 корпуса 4 установлена вторая стопорная планка 22. После поворота вторая стопорная планка 22 взаимодействует с лентой 3 или корпусом 4 (фиг. 1 - 12).

Хомут работает следующим образом.

В одетом на шланг хомуте с помощью шестигранной головки 2 начинают вращать винт 1. При вращении винта 1 его резьба последовательно взаимодействует с выступами 7 или прорезями 8, перемещая ленту 3. В результате этого уменьшается диаметр кольца 5 и происходит закрепление шланга на штуцере (не показаны). После закрепления шланга поворачивают стопорную планку 12, которая после поворота взаимодействует с лентой 3 или корпусом 4, т.е. заходит во впадину 16 или прорезь 8 ленты 3 или контактирует с корпусом 4 и, тем самым, препятствует самоотвинчиванию винта 1.

В хомуте с двумя стопорными планками после закрепления шланга поворачивают и вторую стопорную планку 22 до ее взаимодействия с лентой 3 или корпусом 4.

Преимущество предлагаемого хомута по сравнению с аналогом заключается в повышении его надежности за счет того, что стопорная планка предохраняет резьбовое соединение винта от самоотвинчивания при вибрации. Заход стопорной планки во впадину или прорезь ленты препятствует ее перемещению и обеспечивает стопорение резьбы винта. Аналогичный эффект создает и взаимодействие стопорной планки с корпусом. Применение двух стопорных планок еще больше предохраняет винт от самоотвинчивания.

Предлагаемый хомут может применяться для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем, особенно, в условиях вибрации.

Формула изобретения

1. Хомут, содержащий винт, металлическую ленту, свернутую в кольцо и имеющую с одного свободного конца выступы или прорези, которые последовательно взаимодействуют с винтом, и корпус с боковым торцом, отличающийся тем, что на винте предусмотрен после резьбы цилиндрический участок, на котором между его торцом и боковым торцом корпуса установлена с возможностью поворота стопорная планка, взаимодействующая после поворота с лентой или корпусом.

2. Хомут по п.1, отличающийся тем, что стопорная планка выполнена в виде плоской пластины с отверстием с одного конца и имеет с одной или двух сторон эксцентрично расположенную относительно оси отверстия торцевую поверхность с профилем, заходящим после поворота стопорной планки, например, на 90o во впадину или прорезь на свободном конце ленты.

3. Хомут по п.1, отличающийся тем, что на боковой поверхности стопорной планки предусмотрен выступ, который после ее поворота контактирует с боковым торцом корпуса.

4. Хомут по п.1, отличающийся тем, что в корпусе с двумя боковыми торцами расположен винт, имеющий со стороны начала резьбы дополнительный цилиндрический участок, и между его торцом и боковым торцом корпуса установлена с возможностью поворота и взаимодействия с лентой или корпусом вторая стопорная планка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения резиновых и резинотканиевых рукавов в гидравлических и пневматических системах, работающих под давлением до 3,0 МПа, в топливных, водяных, масляных, воздушных системах различных изделий автотранспортной, судостроительной, станкостроительной, авиационной, специальной и бытовой техники

Изобретение относится к машиностроению и применяется для крепления шлангов на трубах при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к машиностроению и применяется при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в магистралях для подачи среды по рукавам и трубам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для закрепления рукавов на жестких штуцерах и патрубках

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкциям червячных хомутов

Изобретение относится к механике, более конкретно, к деталям машин и может быть использовано в конструкции червячных хомутов для зажима гибких шлангов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для присоединения шлангов к жестким элементам, а именно к зажимам для шлангов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения труб и шлангов, и может использоваться при монтаже гидравлических и пневматических систем

Изобретение относится к ленточным хомутам для соединения гибких труб

Изобретение относится к червячным резьбовым хомутам

Изобретение относится к шланговым зажимам
Наверх