Устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата

 

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов. Устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата содержит тележку 1 с опорным узлом 2, кареткой и грузозахватной рамой 14. Опорный узел выполнен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и фиксации в любом из рабочих положений. Грузозахватная рама снабжена боковыми скобами, охватывающими агрегат в зоне разъема. Скобы оборудованы регулируемыми стыковочными узлами для подсоединения к агрегату и тандерами для перемещений агрегата. Грузозахватная рама снабжена встроенной в конструкцию лестницей для доступа к такелажным узлам и тягами регулируемой длины для увеличения жесткости рамы. Боковые скобы выполнены поворотными. Стыковочные узлы оборудованы шарнирно закрепленными опорными площадками. Изобретение повышает эксплуатационные возможности. 3 з.п. ф-лы. 8 ил.

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов и касается устройств для монтажа-демонтажа и транспортировки крупногабаритных обтекателей антенн летательных аппаратов.

Известно устройство для монтажа-демонтажа агрегатов летательного аппарата, содержащее тележку, на которой установлена каретка с грузовой рамой, снабженной узлами для крепления агрегата (см. а.с. СССР N 572999, кл. В 64 F 5/00). Устройство обеспечивает монтаж агрегатов в люках самолета. Недостатком данного устройства являются его ограниченные эксплуатационные возможности.

Известна также тележка для монтажа крыльев летательного аппарата, содержащая раму на колесах, механизм подъема, ложементы и механизм регулировки по крену и тангажу (а.с. N 1317823, кл. В 64 F 5/00). Недостатком указанного устройства является отсутствие механизмов поворота вокруг вертикальной оси, продольного и поперечного перемещений ложементов.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому является устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата, содержащее тележку с опорным узлом и кареткой, на которой установлена грузозахватная рама с узлами крепления к каретке (см. а.с. N 172055, кл. B 64 F 5/00).

При этом каретка, обеспечивающая перемещение демонтируемых (монтируемых) агрегатов (секций обтекателя), размещена вдоль продольной оси устройства. Недостатком указанного устройства является то, что опорный узел выполнен неподвижным относительно рамы тележки, поэтому для демонтажа (монтажа) нескольких секций, размещенных на обтекателе, необходимо снятие обтекателя, поворот его при помощи дополнительных грузоподъемных средств и повторная установка на опорный узел в положение, удобное для монтажа-демонтажа очередной секции. Это увеличивает трудоемкость работ и номенклатуру используемых средств. Другим недостатком рассматриваемого устройства является отсутствие на грузозахватной раме боковых скоб, охватывающих контур обтекателя в зоне стыка и снабженных узлами для фиксации обвода обтекателя. Указанные недостатки ограничивают эксплуатационные возможности устройства и не позволяют получить требуемый технический результат.

Задачей пред лагаемого изобретения является повышение эксплуатационных возможностей устройства.

Поставленная задача достигается за счет того, что в устройстве для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата, содержащем тележку с опорным узлом, каретку и грузозахватную раму, опорный узел выполнен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и фиксации в любом из рабочих положений, а грузозахватная рама снабжена боковыми скобами, охватывающими агрегат в зоне разъема и исключающими произвольную деформацию его контура, причем скобы оборудованы регулируемыми стыковочными узлами для подсоединения к агрегату и увеличения его поперечных размеров в плоскости разъема, а также тандерами для перемещения агрегата при стыковке. Поворот опорного узла вокруг своей вертикальной оси и его фиксация обеспечивается самотормозящим механизмом. Грузозахватная рама в верхней части имеет встроенную в ее конструкцию лестницу для доступа к такелажным узлам, а в передней части - съемные тяги регулируемой длины для увеличения жесткости рамы. Боковые скобы крепятся к грузозахватной раме с возможностью поворота (складывания) для уменьшения габаритных размеров устройства при транспортировке и хранении. Стыковочные узлы оборудованы шарнирно закрепленными опорными площадками для подсоединения к криволинейной поверхности.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид А; на фиг. 3 - сечение Г-Г фиг. 2; на фиг. 4 - вид В фиг. 1; на фиг. 5 - узел Д фиг. 1; на фиг. 6 - сечение Ж-Ж фиг. 5; на фиг. 7 - рабочее положение тандера 23; на фиг. 8 - сечение Б-Б фиг. 1 Устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки содержит тележку 1 с закрепленным на ее раме опорно-поворотным узлом (механизмом) 2 для установки обтекателя 3 с пилонами. Опорно-поворотный механизм 2 снабжен опорой качения 4 и зубчатой передачей 5, помещенной в корпус 6. Сверху на механизме 2 установлен кронштейн 7 с узлами для крепления пилонов обтекателя 3. Опорно-поворотный механизм 2 приводится во вращение посредством самотормозящей кинематической передачи, обеспечивающей фиксацию механизма 2 в любом положении. В конструкции предусмотрены также дополнительные стопоры, используемые при транспортировке. Кинематическая передача состоит из самотормозящего редуктора 8, ручного привода 9 и валов 10 и 11. В задней части рамы тележки 1 на рельсах 12 установлена каретка 13. Каретка 13 имеет возможность перемещаться в продольном направлении вдоль оси устройства. На каретке 13 закреплена грузозахватная рама 14, которая снабжена поворотными боковыми скобами 15, удерживаемыми от складывания подкосами 16 и 17. Боковые скобы 15 обеспечивают фиксацию обвода обтекателя 3 и исключают произвольную деформацию его контура в плоскости стыка при помощи закрепленных на них стыковочных узлов 18, установленных с возможностью поворота: горизонтального и вертикального перемещений. Опорные площадки 19 шарнирно закреплены на винтах 20 стыковочных узлов 18, так как поверхность обтекателя 3 имеет сложную геометрическую форму. Горизонтальное перемещение опорной площадки 19 и ее фиксация в необходимом положении обеспечиваются гайкой 21 и упором 22. Винты 20 с самотормозящей резьбой обеспечивают при их вращении вертикальное перемещение закрепленных на них опорных площадок вместе с присоединенной секцией 24 обтекателя 3, т. е. увеличение поперечных размеров секции 24 обтекателя 3 в плоскости разъема при монтаже и демонтаже. Тандеры 23, закрепленные одним концом к боковым скобам 15, а другим - к силовой части обтекателя 3, обеспечивают при их вращении преодоление сил трения в стыке и перемещение секции 24 обтекателя 3 по поверхности стыка. На концах ложементов 25 грузозахватной рамы 14 имеются узлы для крепления тяг 26 регулируемой длины, а на верхней поверхности рамы 14 - встроенная лестница 27.

Работу устройства рассмотрим на примере демонтажа одной из секций 24 обтекателя 3. Обтекатель 3 устанавливают пилонами на кронштейн 7 опорно-поворотного механизма 2 и крепят к нему болтами. При помощи ручного привода 9 подвижную часть опорно- поворотного механизма 2 с закрепленным на ней обтекателем 3 поворачивают в положение, необходимое для демонтажа одной из секций 24 обтекателя 3, когда плоскость разъема устанавливается перпендикулярно продольной оси устройства. Для этого на опорно-поворотном механизме 2 и на раме тележки имеются риски положений. Каретку 13 перемещают по рельсам 12 в крайнее заднее положение и фиксируют в этом положении. На каретку 13 с помощью грузоподъемного устройства устанавливают грузозахватную раму 14 и закрепляют на ней. Затем каретку 13 с грузозахватной рамой 14 перемещают в направлении к обтекателю 3 и, используя имеющиеся на каретке 13 приспособления, устанавливают ее так, чтобы грузозахватная рама 14 охватила контур обтекателя 3, в том числе и в плоскости разъема. На предусмотренные на поверхности секции 24 обтекателя 3 места устанавливают опорные площадки 19 стыковочных узлов 18, изменяя при необходимости их положение в горизонтальной и вертикальной плоскостях и поворачивая на шарнире винта 20. Затем опорные площадки 19 болтами крепят к секции 24 обтекателя 3. К силовой (неподвижной) части обтекателя 3 крепят тандеры 23. Снимают болты крепления секции 24 к силовой части обтекателя 3. Вращением винтов 20 стыковочных узлов 17 увеличивают поперечные размеры секции в плоскости разъема - "раскрывают стык" для уменьшения сил трения на стыкуемых поверхностях. Вращением тандеров 23 сдвигают секцию с поверхностей стыка с силовой частью обтекателя 3, после чего тандеры 23 отсоединяют от силовой части. Каретку 13 с секцией обтекателя 3 откатывают в крайнее заднее положение и фиксируют в нем. К концам ложементов 25 присоединяют тяги 26 регулируемой длины, которые придают жесткость грузозахватной раме 14. Узлы крепления грузозахватной рамы 14 к каретке 13 освобождают, и раму 14 снимают с каретки 13, используя грузоподъемные устройства. Демонтированная секция 24 обтекателя 3 может храниться в грузозахватной раме 14, в том числе в вертикальном положении. При необходимости секция 24 может быть вынута из рамы 14 после отсоединения опорных площадок 19 стыковочных узлов 17 и тяг 26. Для демонтажа очередной секции 24 опорно-поворотный механизм 2 вместе с зацепленным на нем обтекателем 3 должен быть повернут на необходимый угол и установлен в рабочее положение, аналогично описанному для первой секции 24. Подобным же образом выполняется демонтаж последующих секций 24.

Монтаж секций 24 обтекателя 3 осуществляется в обратной последовательности.

Предлагаемое устройство позволяет осуществлять транспортировку крупногабаритного обтекателя, его поворот в необходимое для монтажа и демонтажа любой секции положение без использования дополнительных средств, а также фиксацию обтекателя в этом положении. Используемые в устройстве боковые скобы, снабженные стыковочными узлами, удерживают контур демонтируемой секции обтекателя от деформаций, позволяют при установке и снятии секции с силовой (неподвижной) части обтекателя уменьшить силы трения в стыке, а закрепленные на скобах тандеры обеспечивают перемещение секции и преодоление сил трения в стыке. Конструкция устройства позволяет уменьшить его габариты при транспортировке и хранении за счет складывания боковых скоб.

Наличие на грузозахватной раме встроенной лестницы для доступа к такелажным узлам позволяет ограничить номенклатуру используемых средств.

Совокупность указанных признаков позволяет повысить эксплуатационные характеристики устройства.

Формула изобретения

1. Устройство для монтажа-демонтажа и транспортировки агрегатов летательного аппарата, содержащее тележку с опорным узлом, кареткой и грузозахватной рамой, отличающееся тем, что опорный узел выполнен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси и фиксации в любом из рабочих положений, а грузозахватная рама снабжена боковыми скобами, охватывающими агрегат в зоне разъема, причем скобы оборудованы регулируемыми стыковочными узлами для подсоединения к агрегату, а также тандерами для перемещений агрегата при стыковке.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что грузозахватная рама снабжена встроенной в конструкцию лестницей для доступа к такелажным узлам и тягами регулируемой длины для увеличения жесткости рамы.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что боковые скобы выполнены поворотными.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что стыковочные узлы оборудованы шарнирно закрепленными опорными площадками.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технологическому оборудованию для формования оболочковых конструкций летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к технологии производства сотовых конструкций

Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях

Изобретение относится к технологическому оборудованию для стыковки частей объекта, например для стыковки частей фюзеляжа летательного аппарата

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов, в частности к устройствам для монтажа и демонтажа колес шасси

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов, а именно к оснастке для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа, оперения

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к передвижной платформе, предназначенной для работ на наружных участках фюзеляжа

Изобретение относится к области самолетостроения

Изобретение относится к вертолетной технике и может быть использовано при оценке технического состояния основных узлов несущей системы вертолета

Изобретение относится к авиационно-технологическому оборудованию и предназначено для подъема самолета, расположенного на трех гидроподъемниках, с осуществлением подъема его трех ног

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к способам сборки головного блока (ГБ) ракет космического назначения

Изобретение относится к области эксплуатации самолетов и их двигательных установок, может также применяться и в других (наземных, космических) энергетических установках многоразового использования (ЭУМИ) на жидких и газообразных углеводородных горючих и охладителях

Изобретение относится к самолетостроению и может быть использовано при изготовлении полотна силового шпангоута летательного аппарата, преимущественно из титана или его сплавов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для установки изделия в заданное пространственное положение в принятой системе координат, в частности, при выполнении сборочных и монтажных работ в самолетостроении
Наверх