Приспособление для сборки панелей агрегатов летательного аппарата

 

Приспособление используется при производстве летательных аппаратов и является оснасткой для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа и оперения. Приспособление содержит колонны и балки, образующие жесткую конструкцию. К балкам с помощью узлов крепления присоединены ложементы с двумя базовыми поверхностями, расположенными на противоположных сторонах ложемента и соответствующими теоретическому контуру панелей разных типоразмеров. За счет такого выполнения ложемента повышается эффективность технологического процесса сборки. 2 ил.

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов, а именно к оснастке для сборки панелей агрегатов типа крыла, фюзеляжа, оперения.

Известно приспособление для сборки панели крыла (В.П.Григорьев и М.П. Галиханов. "Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов". Москва, "Машиностроение", 1977 г., 98-99 стр.) Приспособление содержит ложементы с базовым контуром по внутренней поверхности обшивки панели. На ложементах установлены вакуумные присоски для притягивания обшивки к ложементу. Сами ложементы крепятся к раме приспособления. В приспособлении собираются панели с криволинейной поверхностью. Недостатком приспособления является низкая эффективность техпроцесса сборки. Недостаток обусловлен использованием для каждой панели специального приспособления, коэффициент загрузки которого, как правило, очень низок, а металлоемкость, стоимость и занимаемая производственная площадь всего комплекта сборочной оснастки велика.

Наиболее близким к предлагаемому приспособлению, по технической сущности и достигаемому результату, является специализированное сборочное приспособление для сборки группы панелей носового отсека фюзеляжа (В.П.Григорьев и М. П. Галиханов. "Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов", Москва, "Машиностроение", 1977 г., 56-59 стр., рис. 3.13.).

Приспособление включает колонны, балки, узлы крепления фиксирующих элементов к балкам и сами фиксирующие элементы в виде нескольких комплектов ложементов. Каждый комплект ложементов предназначен для сборки одной панели из группы, а каждый ложемент имеет по два отверстия для крепления к узлам с одинаковыми координатами для ложементов разных комплектов. Одна из кромок ложемента, являющаяся базой для фиксации обшивки, совпадает с теоретическим контуром собираемой панели. При сборке одной панели устанавливается комплект ложементов с соответствующим контуром и фиксируется по узлам балок. Для сборки панелей другого размера устанавливают новый комплект ложементов на те же узлы. При этом большинство элементов приспособления: колонны, балки, узлы используются многократно при сборке группы панелей одного агрегата, что снижает общую стоимость и занимаемую производственную площадь всего комплекта сборочной оснастки.

Недостатками прототипа являются невозможность сборки разных панелей по одним и тем же ложементам, что увеличивает металлоемкость и стоимость оснастки, а также низкая производительность труда, вызванная необходимостью переналадки приспособления при смене типоразмера собираемой панели. То и другое снижает эффективность технологического процесса сборки.

Целью изобретения является повышение эффективности технологического процесса сборки, то есть снижение стоимости применяемой оснастки и повышение производительности труда сборки.

Указанная цель достигается тем, что в приспособлении для сборки панелей агрегатов летательного аппарата, содержащем колонны и балки, образующие жесткую конструкцию, и ложементы с узлами крепления к балкам, в отличие от прототипа ложементы выполнены с двумя базовыми поверхностями, расположенными на противоположных сторонах ложемента и соответствующими теоретическим контурам двух разных панелей, что дает возможность сборки одновременно двух панелей разных типоразмеров на одном ложементе.

На фиг. 1 изображен общий вид сборочного приспособления в разрезе, на фиг. 2 - сечение А-А.

Приспособление для сборки панелей агрегатов летательного аппарата содержит верхнюю балку 1, колонны 2 и нижнюю балку 3, которые образуют жесткую раму. С помощью стаканов 4 на балках 1 и 3 установлены вилки 5, на которых закреплены ложементы 6 с помощью штырей 7. Ложемент выполнен с базовыми поверхностями 8 и 9, расположенными на противоположных сторонах ложемента 6. Поверхность 8 ложемента соответствует теоретическому контуру наружной поверхности обшивки панели 10, а поверхность 9 - внутреннему контуру поверхности обшивки панели 11. Обшивки панелей 10 и 11 крепятся к ложементу с помощью известных крепежных элементов, например присосок и т.п. (на рисунке не показано).

Зафиксировав в приспособлении панель 10 по базовому контуру 8 производят ее сборку с базой по наружной поверхности обшивки. Для сборки панели 11 другого типоразмера и контура обшивку фиксируют по внутреннему контуру на те же ложементы по базовой поверхности 9 без переналадки приспособления.

В данном исполнении приспособление может использоваться для сборки панелей фюзеляжа разных отсеков. Для одного комплекта ложементов можно подобрать панели, являющиеся продолжением одна другой (В.П.Григорьев и М.П.Галиханов. "Приспособления для сборки узлов и агрегатов самолетов и вертолетов", Москва, "Машиностроение", 1977 г., рис. 3.13., стр. 58). Возможно комплектование панелей для сборки на одних ложементах из разных агрегатов. Например, сочетание более простых панелей оперения и крыла с панелями меньшего радиуса кривизны фюзеляжа удачно сочетается с требованиями к жесткости ложементов, для чего средняя часть ложементов делается шире, чем в местах крепления по узлам.

Применение предлагаемого приспособления для сборки панелей агрегатов летательного аппарата позволит повысить эффективность технологического процесса сборки и изготавливать одновременно по две панели разных типоразмеров с одновременным повышением производительности сборки и снижением стоимости за счет исключения операции переустановки ложементов при смене типоразмера собираемой панели.

Формула изобретения

Приспособление для сборки панелей агрегатов летательного аппарата, содержащее колонны и балки, образующие жесткую конструкцию, ложементы с базовой поверхностью, соответствующей теоретическому контуру одной панели, узлы крепления к балкам, отличающееся тем, что ложементы выполнены с дополнительной базовой поверхностью на противоположной, относительно имеющейся, стороне ложемента и соответствующей теоретическому контуру другой панели.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам сборки крыла летательных аппаратов и может быть использовано в самолетостроении
Изобретение относится к области авиации и касается ремонта летательных аппаратов

Изобретение относится к машиностроению преимущественно для закрепления навесных конструкций, например, панелей солнечных батарей, антенн и т.п., расположенных на спутнике статически определяемой системой связей

Изобретение относится к области производства летательных аппаратов и может быть использовано в других отраслях машиностроения, производящих сложные объемные агрегаты

Изобретение относится к авиации и касается устройств наземного электроснабжения летательных аппаратов

Изобретение относится к технологии авиастроения и касается разработки способов сборки фюзеляжа самолетов

Изобретение относится к вертолетостроению, а именно к способам изготовления несущих винтов вертолетов

Изобретение относится к монтажу сборочной оснастки и может быть использовано в самолетостроении

Изобретение относится к области наземного обслуживания самолетов, в частности к устройствам для монтажа и демонтажа колес шасси

Изобретение относится к технологическому оборудованию для стыковки частей объекта, например для стыковки частей фюзеляжа летательного аппарата

Изобретение относится к оборудованию для противообледенительной обработки внешних поверхностей самолета в наземных условиях

Изобретение относится к технологии производства сотовых конструкций

Изобретение относится к технологическому оборудованию для формования оболочковых конструкций летательных аппаратов (ЛА)

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов

Изобретение относится к передвижной платформе, предназначенной для работ на наружных участках фюзеляжа

Изобретение относится к области самолетостроения

Изобретение относится к вертолетной технике и может быть использовано при оценке технического состояния основных узлов несущей системы вертолета
Наверх