Способ электролитического осаждения сплава железо - алюминий

Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых, износостойких покрытий, в частности железоалюминиевых покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей. Способ включает осаждение из электролита, содержащего кг/м3: хлористый алюминий 50-600, железо хлористое (II) 200-700, хлористый калий (натрий) 80-100, соляную кислоту 0,5-1,5, на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии 1,2-6,катодной плотностью тока 30-70 А/дм2, температурой электролита 20-40°С, рН электролита 0,8. Технический результат: повышение производительности, прочности сцепления покрытия с основой, микротвердости и износостойкости.

 

Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых, износостойких покрытий, в частности железоалюминиевых покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей.

Известен способ электролитического осаждения из хлористого электролита железнения, содержащего 200-250 кг/м3 хлористого железа и 2-3 кг/м3 соляной кислоты (Мелков М.П. Твердое осталивание автотракторных деталей. М., "Транспорт", 1971, с. 19-20). Однако этот электролит работает при высокой температуре (60-80°С) и обеспечивает получение покрытий со значением микротвердости 4500-6500 МПа.

За прототип взят известный способ электролитического осаждения сплава железо-алюминий из электролита, содержащего: хлористый алюминий, железо хлористое, хлористый калий (натрий), соляную кислоту, глицерин. Процесс ведут на постоянном токе при температуре 20-100°С и катодной плотности тока 5-100 А/дм2 (А.с. №377432, МПК С 23 b 5/32. Способ электролитического осаждения сплава железо-алюминий). Недостатком данного способа является ограниченная микротвердость покрытия, низкая прочность сцепления покрытия с основой, низкая скорость осаждения покрытия и использование высоких температур электролита, низкая износостойкость.

Для устранения вышеперечисленных недостатков предлагается способ электролитического осаждения сплава железо-алюминий, который имеет высокую производительность за счет применения переменного асимметричного тока. Он экономически эффективен, т.к. осаждение происходит при высоких катодных плотностях тока и низких температурах электролита, что обеспечивает высокую скорость осаждения покрытий. Получаемые покрытия обладают высокой прочностью сцепления с основой, высокой микротвердостью и износостойкостью. Осаждение происходит из электролита, содержащего хлористый алюминий, железо хлористое (II), хлористый калий (натрий), соляную кислоту при следующем соотношении компонентов, кг/м3:

хлористый алюминий50-600
железо хлористое (II)200-700
хлористый калий (натрий)80-100
соляная кислота0,5-1,5

Электролиз ведется при температуре 20-40°С на переменном асимметричном токе с интервалом катодных плотностей тока 30-70 А/дм2 и коэффициентом асимметрии β=1,2-6. Кислотность электролита находится в пределах рН 0,8.

Электролит получают соединением водного раствора хлористого железа, хлористого алюминия и хлористого калия (натрия).

Хлористый алюминий находится в пределах 50-600 кг/м3. Нижний предел обусловлен тем, что при содержании менее 50 кг/м3 хлористого алюминия, не происходит заметного изменения физико-механических свойств покрытия. Верхний предел ограничивается содержанием хлористого алюминия 600 кг/м3. При содержании больше 600 кг/м3 происходит интенсивное образование окислов алюминия, что резко снижает физико-механические свойства электролитического покрытия.

Концентрация хлористого железа находится в пределах 300-450 кг/м3. Нижний предел показывает зону минимальной вязкости. Верхний предел показывает зону максимальной электропроводности (Швецов А.Н. Основы восстановления деталей осталиванием. Омск, 1973, с.77-79).

Содержание соляной кислоты находится в пределах 0,5-1,5 кг/м3. Верхний предел установлен из экономических соображений, электроосаждение железа на катоде происходит с одновременным разряжением водорода. С повышением содержания соляной кислоты резко увеличивается количество разряжающегося водорода и падает выход по току. Нижний предел выбран по качественным характеристикам структур электролитического железа. При содержании соляной кислоты меньше 0,5 кг/м3 происходит сильное защелачивание прикатодного слоя. Гидроокись, образующаяся в прикатодном слое, включается в покрытие и этим ухудшает их структуру.

Хлористый калий (натрий) находится в пределах 80-100 кг/м3. Нижний предел обусловлен тем, что при содержании менее 80 кг/м3 хлористого калия (натрия), не происходит заметного изменения физико-механических свойств покрытия. Верхний предел ограничивается содержанием хлористого калия (натрия) 100 кг/м3. При содержании больше 100 кг/м3 происходит интенсивное образование окислов калия (натрия), что резко снижает физико-механические свойства электролитического покрытия.

Температурный интервал находится в пределах 20-40°С. Нижний предел ограничен диффузионными свойствами электролита. Движение ионов замедленное и скорость осаждения покрытия низкая. Выше 40°С использование электролита невыгодно с экономической точки зрения. Качественного изменения покрытия не происходит, однако увеличиваются затраты на подогрев электролита.

Катодная плотность тока находится в пределах 40-80 А/дм2. Ниже 40 А/дм2 плотность тока использовать не целесообразно, т.к. процесс электролиза имеет низкую скорость осаждения покрытия. При катодной плотности тока выше 80 А/дм2 происходит сильное дендритообразование и резко снижается выход по току.

Начало осаждения покрытия проходит при коэффициенте асимметрии β=1,2, который обеспечивает высокую сцепляемость покрытия с основой, Gсц=350 МПа. Если коэффициент асимметрии ниже 1,2, осаждение не происходит. В процессе электроосаждения коэффициент асимметрии постепенно повышают до β=6, который характеризуется высокой и стабильной скоростью осаждения покрытия. Дальнейшее повышение коэффициента асимметрии не рекомендуется, т.к. с дальнейшим снижением анодной составляющей процесс переходит на режим, близкий к постоянному току, и качество покрытий ухудшается. Благодаря разным значениям коэффициента асимметрии можно получать покрытия с различными физико-механическими свойствами.

На основе проведенных испытаний оптимальными условиями способа электроосаждения сплава железо-алюминий являются условия, приведенные в примере:

Электролит состоит из следующих компонентов в количестве, кг/м3:

хлористый алюминий350
железо хлористое (II)350
хлористый калий (натрий)90
соляная кислота1,0

Процесс электролитического осаждения покрытия ведут при температуре 40°С и катодной плотности тока 40 А/дм2. Процесс осаждения начинают с β=1,2 и постепенно в течение 3-5 минут повышают до β=6. Покрытие имеет Gсц=350 МПа, микротвердость Нμ=8000 МПа, скорость осаждения 0,35 мм/ч.

Предлагаемый способ имеет высокую производительность за счет применения переменного асимметричного тока. Он экономически эффективен, т.к. осаждение покрытия происходит при высокой катодной плотности тока и имеет высокую скорость осаждения покрытия. Покрытия, полученные предлагаемым способом, обладают высокой микротвердостью и износостойкостью, что позволяет их использовать в народном хозяйстве для восстановления и упрочнения поверхностей деталей машин.

Способ электролитического осаждения сплава железо - алюминий из электролита, содержащего хлористый алюминий, хлористое железо (II), хлористый калий (натрий), соляную кислоту, отличающийся тем, что осаждение ведут из электролита, содержащего, кг/м3:

Хлористый алюминий50-600
Железо хлористое (II)200-700
Хлористый калий (натрий)80-100
Соляная кислота0,5-1,5

на переменном асимметричном токе с коэффициентом асимметрии 1,2-6,катодной плотностью тока 30-70 А/дм2, температурой электролита 20-40°С, кислотностью электролита рН 0,8.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в машиностроении для получения покрытий с повышенными износостойкостью и твердостью. .
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых износостойких покрытий, в частности железоборных покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей.
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых, износостойких покрытий, в частности железо-борных покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхности.
Изобретение относится к области гальваностегии, в частности к электролитическому осаждению сплава железо-хром. .
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых износостойких покрытий, в частности железо-марганец-фосфорных покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей.
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых износостойких покрытий, в частности железо-молибден-кобальтовых покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей.

Изобретение относится к области гальванотехники, в частности к электроосаждению гальванопокрытий на поверхности деталей из алюминия и его сплавов. .

Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в промышленности для придания декоративного вида и защиты от коррозии изделий из стали, восстановления изношенных деталей.
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых износостойких покрытий, в частности железо-ванадиевых покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей.
Изобретение относится к области электрохимического осаждения металлических покрытий, в частности никелевых, и может быть использовано для получения коррозионностойкого, твердого, термо- и износостойкого покрытия в радиоэлектронной промышленности, машиностроении, например автомобилестроении
Изобретение относится к гальванотехнике, в частности к электрохимическому осаждению никелевых покрытий, и может быть использовано для получения многофункционального твердого, коррозионно-, термо- и износостойкого, а также защитно-декоративного покрытия в машиностроении
Изобретение относится к области электролитического осаждения твердых износостойких покрытий, в частности железо-хромистых покрытий, применяемых для восстановления и упрочнения поверхностей деталей
Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в машиностроении
Изобретение относится к области гальваностегии и может быть использовано в машиностроении

Изобретение относится к технологии электрохимических производств и может быть применено для получения блестящих покрытий сплавом никель-хром

Изобретение относится к гальваностегии и может быть использовано для восстановления изношенных деталей гребных винтов, защиты от коррозии, а также в машиностроении, приборостроении и автомобильной промышленности
Изобретение относится к области гальванотехники, в частности к электрохимическому осаждению покрытий сплавом свинец-кобальт-бор, и может быть использовано в различных отраслях промышленности
Изобретение относится к области электрохимического осаждения металлических покрытий и может быть использовано для получения твердых, износостойких, термостойких, коррозионно-стойких, паяемых, легко свариваемых покрытий для изделий машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения
Изобретение относится к области гальванотехники, в частности к электролитическому осаждению сплава кадмий-никель
Наверх