Эксцентриковый стопор

Изобретение относится к такелажной технике, а именно к средствам для крепления такелажа на судах. Стопор содержит основание, установленное посредством поворотного устройства на базовой поверхности, и подпружиненную защелку, установленную также на базовом основании. При этом на основании закреплены два подпружиненных эксцентрика, установленные на осях, упоры и скоба. Технический результат заключается в повышении безопасности при работе с устройством посредством обеспечения беспрепятственной отдачи троса при больших тяговых усилиях. 4 ил.

 

Изобретение относится к такелажной технике и может быть использовано для крепления снастей бегучего такелажа преимущественно на малых парусных судах.

Известен зажим для троса [1], представляющий собой вставляемую в отверстие опорной пластины втулку с центральным отверстием для троса. Втулка выполнена из сплава с памятью формы. При нормальной температуре втулка фиксирует трос. При нагреве втулка изменяет свою форму и освобождает трос. Недостатком известного устройства является необходимость наличия источника тепла и большое время срабатывания устройства.

Известны различные стопорные узлы, завязываемые на тросах для предотвращения их выхлестывания из шкива блока, например, восьмерка, стивидорный, юферсный и другие узлы [2], а также различные втулки, закрепляемые на тросе, например, [3]. Их недостаток заключается в необходимости завязывания нового узла или изменения положения втулки при изменении рабочей длины фиксируемого троса.

Известен шкентель с мусингами [4], представляющий собой трос с завязанными по долине узлами, закладываемый в паз киповой планки. Его недостаток заключается в том, что он обеспечивает изменение рабочей длины троса только на величину, кратную расстоянию между мусингами.

Известны устройства для крепления троса в виде пластины с рядом отверстий, в которые последовательно продевается трос, например, [5]. Их недостаток заключается в необходимости затрат времени для закрепления и освобождения троса.

Известны различные клиновые стопоры, в которых трос фиксируется в сужающейся щели, например, [6]. Недостатки таких устройств заключаются в необходимости для освобождения троса приложения к нему усилия, превышающего тягу троса, а также повышенном износе троса при его заклинивании в сужающейся щели.

Известны многочисленные варианты устройств, за которые вяжутся снасти бегучего такелажа, например, утки [7]. Их недостаток заключается в необходимости затрат времени для завязывания или развязывания узла.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому техническому решению является эксцентриковый стопор, описанный в [8] и содержащий основание с двумя закрепленными на них осями, на которых установлены два подпружиненных эксцентрика, а также закрепленные на основании упоры и скоба. Соприкасающиеся с тросом поверхности эксцентриков для предотвращения проскальзывания троса снабжены насечками. Упоры ограничивают угол поворота эксцентриков. Описанный эксцентриковый стопор позволяет быстро закрепить шкот или фал и также быстро отдать в случае необходимости. Характерной особенностью известного технического решения является то, что чем большее усилие прилагается, например, к шкоту со стороны паруса, тем надежнее он удерживается эксцентриками с насечкой.

Недостаток известного эксцентрикового стопора заключается в том, что для освобождения троса необходимо приложить к нему усилие, превышающее тягу троса. В сложных метеоусловиях (шторм, шквал и так далее), а также при аварийных ситуациях усилие, развиваемое человеком, может оказаться недостаточным для выхлестывания троса из стопора, что может привести к тяжелым последствиям вплоть до опрокидывания парусного судна, поломки мачты и тому подобное.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение безопасности путем обеспечения беспрепятственной отдачи троса при больших тяговых усилиях.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в известное устройство, содержащее основание с двумя закрепленными на нем осями, на которых установлены два подпружиненных эксцентрика, а также закрепленные на основании упоры и скобу, внесены следующие усовершенствования: оно дополнительно содержит подпружиненную защелку и поворотное устройство, при этом скоба, эксцентрики и поворотное устройство расположены последовательно по направлению тяги троса, причем подпружиненная защелка закреплена на базовой поверхности, основание закреплено на поворотном устройстве, а поворотное устройство закреплено на базовой поверхности.

Такое построение эксцентрикового стопора позволяет при необходимости освободить трос, не прикладывая к нему усилия, превышающего тягу троса, достаточно оттянуть подпружиненную защелку, при этом основание поворачивается в направлении тяги троса и трос выхлестывается из эксцентрикового стопора.

Сущность изобретения поясняется описанием конкретного, но не ограничивающего заявляемое техническое решение варианта конструктивного выполнения и прилагаемыми чертежами, на которых:

- на фиг.1 приведен вид сбоку эксцентрикового стопора;

- на фиг.2 приведен вид сверху эксцентрикового стопора;

- на фиг.3 приведен вид сзади эксцентрикового стопора;

- на фиг.4 приведен рисунок, поясняющий принцип действия эксцентрикового стопора.

Эксцентриковый стопор содержит (фиг.1-3) основание 1, на котором закреплены две оси 2, на которых установлены два подпружиненных с помощью пружин 3 два эксцентрика 4, между которыми закрепляется трос 5. Направление тяги троса 5 указано на фиг.1, 2, 4 стрелками. На основании 1 закреплена скоба 6. Защелка содержит корпус 7, сердечник 8, пружину 9 и ручки 10. Корпус 7 закреплен на базовой поверхности 11 винтами 12. Поворотное устройство содержит два кронштейна 13 и два винта 14. Кронштейны 13 закреплены на базовой поверхности 11 винтами 15. Винты 14 проходят через отверстия кронштейнов 13 и закреплены в основании 1. Кронштейны 13 и винты 14 позволяют основанию 1 поворачиваться вокруг оси, совпадающей с осями винтов 14. Кронштейны 13 расположены после эксцентриков 4 по направлению тяги троса 5, а скоба 6 расположена перед эксцентриками 4 по направлению тяги троса 5. На основании 1 закреплены два упора 16, ограничивающие угол поворота эксцентриков 4. Соприкасающиеся с тросом 5 поверхности эксцентриков 4 для предотвращения проскальзывания троса снабжены насечками 17.

Эксцентриковый стопор работает следующим образом. При фиксации троса 5 его ходовой конец продевается в скобу 6, раздвигаются эксцентрики 4, и в зазор между ними вкладывается трос 5. Пружины 3 прижимают эксцентрики 4 к тросу 5. При появлении тяги троса 5 эксцентрики 4 за счет насечек 17 сближаются и плотнее прижимаются к тросу 5. Чем сильнее тяга троса 5, тем плотнее эксцентрики 4 прижимаются к тросу 5 и тем надежнее трос 5 удерживается эксцентриками 4 с насечками 17.

При небольшой тяге для освобождения троса 5 достаточно натянуть его в направлении, противоположном тяге троса 5 до ослабления сжатия эксцентриков 4, и выхлестнуть трос 5 из зазора между эксцентриками 4.

При большой тяге троса 5 для освобождения из эксцентрикового стопора необходимо оттянуть назад ручку 10, при этом сердечник 8 защелки освобождает основание 1, которое под действием тяги троса 5 поворачивается (фиг.4), и трос 5 под действием собственной тяги выхлестывается из промежутка между эксцентриками 4. После этого основание 1 под действием собственного веса возвращается в исходное состояние (сердечник 8 фиксирует основание 1 параллельно базовой поверхности 11).

Таким образом, в описанном эксцентриковом стопоре не требуется при большой тяге для освобождения троса прикладывать к нему усилие, превышающее тягу троса, в результате чего повышается безопасность плавания путем обеспечения беспрепятственной отдачи троса при больших тяговых усилиях.

Источники информации

1. Зажим для тросика. Заявка №1-275931 (Япония), публ.06.11.89, МПК F 16 G 11/00.

2. Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1984. С.14-15, 99-101.

3. Устройство для закрепления конца проволоки. Патент №4850084 (США), публ.25.09.89, МПК F 16 G 11/00. НКИ 24-115Р.

4. Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1984. С.17-18.

5. Крепление для шнура. Заявка №2217768 (Великобритания), публ.04.11.89 №44, МПК F 16 G 11/00, А 44 В 11/04.

6. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. 3-е изд. Л.: Судостроение, 1985. С.254.

7. 300 советов по катерам, лодкам и моторам. / Составитель Г.М. Новак. Л.: Судостроение, 1975. С.54-55.

8. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. 3-е изд. Л.: Судостроение, 1985. С.253-254.

Эксцентриковый стопор, содержащий основание с двумя закрепленными на нем осями, на которых установлены два подпружиненных эксцентрика, между которыми располагается трос, а также закрепленные на основании упоры, ограничивающие угол поворота эксцентриков, и скобу для пропуска троса, отличающийся тем, что он дополнительно содержит поворотное устройство и подпружиненную защелку для фиксации основания параллельно базовой поверхности, при этом скоба, эксцентрики и поворотное устройство расположены последовательно по направлению тяги троса, причем подпружиненная защелка закреплена на базовой поверхности, основание закреплено на поворотном устройстве, а поворотное устройство закреплено на базовой поверхности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к такелажной технике и может быть использовано для крепления снастей бегучего такелажа преимущественно на малых парусных судах

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано при извлечении ранее проложенного и заглубленного подводного кабеля

Изобретение относится к способу и устройству для временного закрепления или запирания цепи, каната или троса

Изобретение относится к области изготовления стальных канатов. Устройство содержит корпус, наметку, механизм сжимания корпуса с наметкой и узел для соединения с тяговым механизмом. При этом на внутренней поверхности корпуса и наметки выполнены выемки для размещения вытягиваемого каната, одни концы корпуса и наметки выполнены отогнутыми, в которых соосно расположены отверстия для соединения с тяговым механизмом, а механизм сжимания корпуса с наметкой выполнен в виде резьбовых хомутов, установленных соответственно на корпусе и наметке и снабженных гайками. Использование изобретения позволяет значительно упростить конструкцию устройства и снизить трудоемкость его изготовления. 3 ил.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано на кабельных судах для аварийной остановки прокладываемого подводного кабеля. Предложено устройство для аварийной остановки прокладываемого подводного кабеля, содержащее корпус со смонтированными в нем силовым электрическим приводом с целью запуска, ручным винтовым приводом и опорными роульсами для кабеля и сигнальное табло, причем оно снабжено генератором магнитных меток, устройством нанесения магнитных меток на бронепроволоки кабеля, установленным на его входе, и устройством считывания магнитных меток, установленным на его выходе, при этом вход устройства нанесения магнитных меток соединен с выходом генератора магнитных меток, выход устройства считывания магнитных меток включен в цепь запуска силового привода, а выход устройства считывания магнитных меток соединен с выходом генератора магнитных меток. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства аварийной остановки прокладываемого подводного кабеля за счет автоматизации процесса стопорения. 3 ил.

Изобретение относится к такелажной технике, а именно к средствам для крепления такелажа на судах

Наверх