Способ экспертной оценки контактной скорости пули при огнестрельных дырчатых переломах плоских костей черепа

Изобретение относится к медицине, а именно к судебной медицине, и может быть использовано при экспертной оценке контактной скорости пули при огнестрельных дырчатых переломах плоских костей черепа. Для этого определяют количество, величину и морфологические особенности костных осколков, образовавшихся в результате огнестрельного перелома плоских костей черепа пулей пистолета Макарова весом 5,9 г на расстоянии от 6 до 300 м. При выбивании крупного осколка наружной пластинки с прилегающим губчатым слоем, вращением и отрывом 4-6 крупных осколков внутренней компактной пластинки с прилегающим губчатым слоем скорость пули оценивают как 120-150 м/с. При выбивании наружной компактной пластинки с разделением осколка на две части средних размеров, раздроблением губчатого слоя и вращением с отрывом 4-8 крупных осколков внутренней компактной пластинки скорость пули оценивают как 175-250 м/с. При выбивании раздробленных слоев плоской кости с вращением и отрывом 6-8 средних осколков, состоящих из наружных слоев внутренней компактной пластинки скорость пули оценивают как 275-305 м/с. Причем крупными считают осколки, размеры которых превышают диаметр пули, средними - размеры которых равны диаметру пули. Способ позволяет с большой точностью определить контактную скорость пули, расстояние выстрела при огнестрельных ранениях, а также не требует дополнительных устройств. 1 табл.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к судебной медицине.

Ограниченные возможности конкретизации расстояния неблизкого выстрела диктуют необходимость поиска объективных судебно-медицинских диагностических критериев. Перспективным является установление расстояния выстрела по морфологическим особенностям повреждений однородных тканей и, в первую очередь, плоских костей, так как огнестрельный дырчатый перелом представляет собой материально фиксированную картину разрушения, содержащую скрытую информацию об энергетических параметрах снаряда. Формирование огнестрельного дырчатого перелома сопровождается образованием большого числа костных осколков различных форм и величины. Однако в исследованиях, посвященных огнестрельной травме не сообщается о возможности использования этого признака для экспертной оценки контактной скорости снаряда.

Аналогом предлагаемого способа авторы считают работу А.В.Смольянникова (Механизм действия огнестрельного снаряда // Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - М., 1952, Т.34. - С.17-54), в которой сообщается, что "...повышение живой силы снаряда (скорости) вызывает увеличение количества осколков и уменьшение их размеров...".

Недостатком данной работы является отсутствие подробных сведений о зависимости между скоростью пули и морфологическими особенностями костных осколков, образующихся при формировании огнестрельного перелома.

Прототипом предлагаемого способа авторы считают исследование А.К.Глуздикова (Попов В.Л., Шигеев В.Б., Кузнецов Л.Е. Судебно-медицинская баллистика. Санкт-Петербург, 2002. - 655 с.), в котором было установлено, что количество и характер костных осколков, окружающих огнестрельный дырчатый перелом плоских костей свода черепа зависит от скорости пули, выстреленной из автомата АКМ. Оказалось, что при контактной скорости 200 м/с возникали исключительно дырчатые переломы теменной кости; 300 м/с - дырчато-оскольчатые переломы с образованием единичных осколков; 400 м/с - дырчато-оскольчатые переломы с образованием крупных костных осколков; 500 м/с - дырчато-оскольчатые переломы с элементами фрагментации черепа; 600 м/с - фрагментация черепа; 700 м/с - фрагментация черепа с множественными крупными и мелкими осколками.

К недостаткам этого исследования можно отнести:

- невозможность использования способа в случаях образования дырчатых огнестрельных переломов, так как была установлена лишь зависимость между контактной скоростью снаряда и особенностями костных осколков, окружающих пулевой дефект;

- отсутствие сведений о зависимости характера костных осколков, образовавшихся при формировании огнестрельного дырчатого перелома от контактной скорости пули;

- исследование касается только автомата АКМ, в то время как в экспертной практике наиболее часто встречаются повреждения, причиненные выстрелами из пистолета ПМ.

Диагностика расстояний выстрелов с близких дистанций базируется на морфологии огнестрельной раны, поэтому авторами было изучено 25 случаев огнестрельных повреждений головы, причиненных выстрелами из пистолета ПМ с неблизкой дистанции. Так как выстрелами из пистолета ПМ в плоских костях черепа причиняются в основном дырчатые огнестрельные переломы, изучению подверглись костные осколки, образовавшиеся при формировании таких переломов. В зависимости от характера ранения огнестрельные повреждения были разделены на 2 группы. В 15 случаях (I группа) имелись входной и выходной пулевые дефекты, а пули обнаруживались в мягких тканях головы вблизи выходного костного дефекта. В 10 случаях (II группа) в плоских костях черепа имелся только входной огнестрельный дефект. Место расположения пули не оказывало никакого влияния на морфологические особенности костных осколков. Вес изъятых пуль составил в среднем 5,9-6,0 г. Толщина поврежденных костей - 5-8 мм.

Были установлены заметные различия размеров и морфологических особенностей костных осколков, образовавшихся при формировании входных огнестрельных дырчатых переломов в I и II наблюдаемых группах, а также отличие осколков, образовавшихся при формировании входного и выходного огнестрельного перелома в I группе.

Так в I группе костные осколки были представлены бесформенной мелкой костной крошкой, внедренной в твердую мозговую оболочку и погруженной в полость раневого канала, проходящего в веществе головного мозга.

Во II изучаемой группе помимо бесформенной мелкой костной крошки, погруженной в просвет раневого канала, имелись мелкие плоские осколки неправильной треугольной, прямоугольной и трапециевидной формы, достигавшие размеров 0,6×0,3×0,1 см, часть которых удерживалась на месте и была внедрена в отслоенную твердую мозговую оболочку.

В случаях формирования выходного пулевого дефекта, костные осколки смещались наружу под отслоенный и пропитанный кровью апоневроз, имели неправильную трапециевидную и треугольную форму, наибольшие размеры 2,2×2,0×0,4 см, состояли из вещества наружной компактной пластинки и прилегающего губчатого слоя.

Результаты сравнительного анализа показали, что размеры костных осколков, образовавшихся при формировании входных огнестрельных переломов были значительно меньше размеров осколков, образованных при формировании выходного повреждения кости, что объясняется снижением скорости пули по мере ее продвижения в тканях. Различия осколков у входных повреждений в I и II наблюдаемых группах носили сходный характер, что вызвано меньшей контактной скоростью пули, причиняющий лишь входной огнестрельный перелом.

Полученные результаты были проверены в условиях эксперимента, в связи с чем авторы предлагают определять расстояние неблизкого выстрела по таблицам А.Ф.Лисицина (Расчет скорости полета пуль при судебно-медицинском исследовании огнестрельных повреждений. // Суд. мед. эксперт. - 1988. - №4. - С.14-16), исходя из характера костных осколков, образующихся при формировании дырчатых огнестрельных переломов в плоских костях черепа в зависимости от контактной скорости пули.

Экспериментальные выстрелы производились в изолированные кости, закрепленные на мишени с помощью пластилина из неподвижно закрепленного в специальном станке установки "Скорость" пистолета системы Макарова (ПМ) (калибр 9 мм) с использованием штатных патронов серии №539-Л 33-99. Извлеченные из пулеуловителя пули взвешивались, вес каждой из них был равен 5,9 г. Контактная скорость регистрировалась на установке "Скорость", менялась от 120 до 305 м/с изменением расстояния выстрела от 6 до 300 м. В соответствии с общепринятыми требованиями при проведении подобных экспериментальных работ (Громов А.П. Биомеханика травмы. М., 1979. - 269 с.) для исследования была выбрана правая теменная кость, средняя толщина которой составила 0,6-0,7 см. Эксперименты проводились в день забора материала. Кости изымались из трупов лиц мужского пола, умерших в возрасте 40-50 лет с учетом биоэтических норм (Покровский В.И., Лопухин Ю.М. Биомедицинская этика. М., 2002. - 240 с.) в первые сутки постмортального периода.

Костные осколки в каждом эксперименте собирались, делились на две группы по величине. К крупным (А) были отнесены осколки, размеры которых превышали диаметр пули, размеры средних (В) были равны диаметру снаряда. Ввиду сложности подсчета и измерений учет мелких осколков не проводился.

В свою очередь крупные и средние осколки авторы разделяли на пять подгрупп:

- к первой (I) были отнесены объемные осколки, состоящие из наружной компактной пластинки и прилегающего губчатого слоя;

- ко второй (II) - плоские осколки, состоящие из вещества наружной компактной пластинки;

- к третьей (III) - только из вещества губчатого слоя;

- к четвертой (IV) - объемные осколки, состоящие из внутренней компактной пластинки и прилегающего губчатого слоя;

- к пятой (V) - плоские осколки, состоящие из вещества внутренней компактной пластинки;

Было установлено что размеры и морфологические особенности костных осколков зависят от контактной скорости пули.

При скорости пули 120-150 м/с формировался дырчатый огнестрельный перелом с образованием одного крупного осколка, состоящего из наружной компактной пластинки и прилегающего губчатого слоя, по форме соответствующего боковому профилю пули и повреждению наружной компактной пластинки. Кроме того, обнаруживалось до 4-6 крупных осколков треугольной формы, состоящих из внутренней компактной пластинки и прилегающего губчатого слоя, которые вместе хорошо сопоставлялись с краями повреждения внутренней компактной пластинки. Мелкие осколки были представлены небольшим количеством и состояли из губчатого слоя.

Повышение скорости до 175-250 м/с приводило к разрушению выбитого участка наружной компактной пластинки на два фрагмента средних размеров с отделением их от губчатого слоя. Так же обнаруживалось до 4-8 крупных плоских осколков треугольной формы, состоящих из внутренней компактной пластинки и сопоставимых с краями повреждения на ней. Раздробление губчатого слоя сопровождалось образованием значительного количества мелких осколков.

Увеличение контактной скорости до 275-305 м/с характеризовалось раздроблением всех слоев кости с образованием большого количества мелкой костной крошки и 6-8 плоских осколков средних размеров неправильной треугольной и трапециевидной формы хорошо сопоставимых с участками выкрашивания поверхностных слоев внутренней компактной пластинки по краям дырчатого перелома.

Таблица 1.
Морфологические особенности костных осколков в зависимости от контактной скорости пули, выстреленной из пистолета ПМ.
СкоростьКоличественная и качественная характеристика костных осколков
м/сI AI BII АII ВIII AIII ВIV АIV ВV AV B
120-15014-6
n=10
175-25024-8
n=10
275-305 n=106-8

Результаты экспериментального исследования показали, что при скорости 120-150 м/с происходит выбивание контактной площадки с образованием крупного осколка, состоящего из вещества наружной контактной пластинки и прилегающего губчатого слоя, вдавление его в толщу кости. Сжатие костной ткани в поперечном направлении вызывает растяжение и разрыв внутренней компактной пластинки с прилегающим губчатым слоем с образованием крупных осколков в результате отрыва при вращении их относительно тангенциальных осей.

Повышение скорости до 175-250 м/с приводит к выбиванию контактной площадки и разделению ее на 2 осколка средних размеров, состоящих из вещества наружной компактной пластинки, раздроблению всего губчатого слоя и отрыву крупных участков внутренней компактной пластинки, расположенных по краям формирующегося дырчатого перелома, в результате их вращения.

При скорости пули 275-305 м/с наблюдается раздробление всей толщи плоской кости с образованием большого количества мелких костных осколков, выбивание которых вызывает вращение и отрыв лишь поверхностных слоев внутренней компактной пластинки с образованием 6-8 плоских осколков средних размеров.

Таким образом, величина и характер костных осколков, образовавшихся при формировании огнестрельных дырчатых переломов зависят от скорости пули, выстреленной из пистолета ПМ, что позволяет использовать этот признак для решения обратной судебно-медицинской задачи - диагностики расстояния неблизкого выстрела по морфологическим особенностям костных осколков при огнестрельных переломах плоских костей черепа.

Преимуществами данного способа являются:

- возможность с большой точностью определить контактную скорость пули, а следовательно, и расстояние выстрела при огнестрельных ранениях, сопровождающихся повреждениями плоских костей;

- возможность составления таблиц для определения контактной скорости и расстояния выстрела из различных видов нарезного оружия, что позволяет использовать его в повседневной судебно-медицинской практике;

- экономичность и доступность способа, основанная на визуальной оценке повреждения, не требующей дополнительных устройств и оснащения, позволяющая использовать его в работе судебно-медицинскими экспертами на выезде и хирургами при описании повреждений у пострадавших в случаях огнестрельных ранений с повреждениями плоских костей.

Результаты настоящей работы были использованы на практике для конкретизации расстояния неблизкого выстрела.

Причиной смерти неизвестного мужчины (акт №138 /2005 г.) явились два сквозных пулевых огнестрельных ранения головы. Из протокола осмотра места происшествия известно, что "местом происшествия является вагон поезда... окно вагона напротив открыто...". В числе вопросов, поставленных на разрешение судебно-медицинского эксперта, были вопросы о расстоянии и последовательности выстрелов. При исследовании трупа следов близкого выстрела обнаружено не было. На голове потерпевшего имелись два входных огнестрельных дырчатых перелома:

1) В левой височной кости, на наружной компактной пластинке повреждение имело округлую форму и размеры 0,9×1 см, на внутренней размерами 2×2,5. Костные осколки были представлены 4 плоскими крупными фрагментами внутренней компактной пластинки неправильной прямоугольной формы размерами 1,2×1,2×0,2 см, смещенными внутрь под слегка отслоенную твердую мозговую оболочку. Далее по ходу раневого канала выявлялись два неодинаковых осколка наружной пластинки средних размеров и большое количество мелких осколков раздробленного губчатого слоя.

2) В затылочной кости, на наружной компактной пластинке имелось повреждение правильной круглой формы, диаметром 0,9 см, на внутренней - 1,2 см. Пять костных осколков были внедрены в твердую мозговую оболочку имели форму плоских прямоугольных пластинок размерами от 0,9×0,3×0,1 до 1,0×0,5×0,2 и состояли из наружных слоев внутренней компактной пластинки. В веществе головного мозга по ходу раневого канала определялось большое количество мелкой костной крошки.

Характер и морфологические особенности осколков соответствовали контактной скорости пули 175-250 м/с при ранении левой височной области головы и 275-305 м при ранении затылочной, что могло быть при выстрелах с расстояний свыше 90 м и от 1,25 до 90 м соответственно. Исходя из установленных расстояний и локализации повреждений было сделано заключение, что выстрел в левую височную область был произведен первым извне пределов вагона, в затылочную область - вторым ("контрольный выстрел"), возможно, внутри вагона. Данное заключение получило подтверждение при расследовании преступления.

Способ экспертной оценки контактной скорости пули при огнестрельных дырчатых переломов плоских костей свода черепа, включающий определение количества и характера костных осколков костей свода черепа, отличающийся тем, что определяют количество, величину и морфологические особенности костных осколков, образовавшихся в результате огнестрельного перелома плоских костей черепа пулей пистолета Макарова весом 5,9 г на расстоянии от 6 до 300 м и при выбивании крупного осколка наружной компактной пластинки с прилегающим губчатым слоем, вращением и отрывом 4-6 крупных осколков внутренней компактной пластинки с прилегающим губчатым слоем скорость пули оценивают как 120-150 м/с; при выбивании наружной компактной пластинки с разделением осколка на 2 части средних размеров, раздроблением губчатого слоя и вращением с отрывом 4-8 крупных осколков внутренней компактной пластинки скорость пули оценивают как 175-250 м/с; при выбивании раздробленных слоев плоской кости с вращением и отрывом 6-8 средних осколков, состоящих их наружных слоев внутренней компактной пластинки скорость пули оценивают как 275-305 м/с, причем крупными считают осколки, размеры которых превышают диаметр пули, средними - размеры которых равны диаметру пули.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины и педагогики, а также к спортивным и игровым тренажерам, и может быть использовано для сопряженного взаимозависимого развития физических и интеллектуальных способностей человека на мотивационной основе.

Изобретение относится к животноводству. .
Изобретение относится к медицине, в частности к акушерству, и может быть использовано для пренатального прогнозирования развития инфекции мочевой системы у новорожденного.

Изобретение относится к медицинской технике и предназначено для определения лабильности зрительной системы человека. .

Изобретение относится к медицине и предназначено для диагностики сексуальных предпочтений. .
Изобретение относится к медицине, точнее к мануальной медицине, и может найти применение в неврологической и хирургической практике, педиатрии, геронтологии, терапии, травматологии, гинекологии, гомотоксикологии, спортивной медицине.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к хирургическим инструментам, используемым для определения степени натяжения тканей и размеров грыжевых ворот.

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. .

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для мониторинга сердечно-сосудистой системы человека. .

Изобретение относится к области медицины и касается способа, который может быть использован при оценке степени тяжести повреждения зубочелюстной системы человека при огнестрельном ранении

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано для мониторинга сердечно-сосудистой системы человека

Изобретение относится к медицине, а именно к психосоматике, и предназначено для диагностики психосоматических соотношений при гипертонической болезни

Изобретение относится к медицине, в частности к рентгенологии, магниторезонансной томографии, может использоваться для диагностики заболеваний внутренних органов и изучения прижизненной анатиомии и топографии внутренних органов, а именно к способу обработки изображений для определения их геометрических характеристик, позволяющих определить без операционного вмешательства состояние органов человека

Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии, и может быть использовано для диагностики и контроля устранения зубочелюстно-лицевых аномалий

Изобретение относится к области медицины, а именно к диагностике фонетических нарушений
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии-реаниматологии и токсикологии
Изобретение относится к медицине, а именно к анестезиологии-реаниматологии и токсикологии

Изобретение относится к области медицины, а именно к физиологии и функциональной диагностике

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, и может быть использовано в послеоперационном периоде у больных, перенесших операции на органах брюшной полости
Наверх