Способ и устройство измерения искажений фактического круга катания рельсового колеса

Изобретение относится к области технических измерений при ремонте машин, то есть к измерениям диаметра круга катания колеса, имеющего гребень (реборды), например, для мостовых или козловых кранов, в частности железнодорожного подвижного состава. Целью изобретения является повышение точности измерения искажений фактического круга катания рельсового колеса. К отличительным признакам относятся: размещение опор, определяющих хорду, в плоскости максимального диаметра гребня (реборды) рельсового колеса, которая параллельна и удалена на заданное расстояние относительно круга катания; перенос ее направления и длины на плоскость круга катания, дополнительные регулярные измерения и регистрация рядов соответствующих промежуточных высот и отрезков хорды по кругу катания и оценка искажения фактического круга катания по различиям координат относительно теоретического круга в одноименной плоскости, который определяют математической зависимостью при упомянутой максимальной высоте сегмента. Для реализации способа оба упомянутых измерительных элемента устройства выполнены в виде датчиков линейного перемещения, выходы которых соединены со входами двухканального регистратора, корпус выполнен в виде прямолинейной ограненной направляющей. На концах направляющей закреплены электропривод, элементы кинематической передачи к каретке и опоры. Устройство дополнено цепочкой электрически последовательно соединенных между собой двухканального регистратора, вычислителя и индикатора, первые два из которых соединены с блоком управления, соединенным с электроприводом. Способ и устройство позволяют повысить достоверность информации не только о местном, но и о круговом износе колеса. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области технических измерений при ремонте машин, то есть к измерениям диаметра круга катания колеса, имеющих гребень (реборды), например, для мостовых или козловых кранов, в частности железнодорожного подвижного состава.

Известны способы и устройства для измерения диаметра непосредственно охватывающими скобами или косвенно по длине хорды и высоте сегмента с последующим вычислением, к которым относится «Способ определения радиусов объектов» (авт. св. СССР №1095027, G 01 В 5/08), заключающийся в последовательности изменения величин хорд сегмента и измерения и регистрации соответствующих разностей их высот.

За прототип принято «Устройство для контроля среднего диаметра колец шарикоподшипников» (авт. св. СССР №485302, G 01 В 5/08). Устройство содержит две опоры, корпус, установленную на нем с возможностью параллельного перемещения плоскую каретку, с закрепленным на одном из ее краев первым измерительным элементом, и установленный на поворотном рычаге второй измерительный элемент перпендикулярного первому. Кроме того, с поворотным рычагом соединен вибратор, и каретка соединена с системой пружин.

Способы совмещения базовых (опорных) и измерительных точек на общей поверхности круга катания непригодны для контроля ее изношенности, так как система отсчета претерпела.

Целью изобретения является повышение точности измерения искажений круга катания рельсового колеса.

Сущность изобретения состоит в обособлении плоскостей измерения и отсчета.

К отличительным признакам относятся: размещение опор, определяющих хорду, в плоскости максимального диаметра гребня (реборды) рельсового колеса, которая параллельна и удалена на заданное расстояние относительно круга катания; перенос ее направления и длины на плоскость круга катания, дополнительные регулярные измерения и регистрация рядов соответствующих промежуточных высот и отрезков хорды по кругу катания, кратных шагам, после смещения с заданным шагом, например, равным, по всей длине хорды на очередную позицию измерений; и определение искажений фактического круга катания по различным координатам относительно теоретического круга в одноименной плоскости, который определяют математической зависимостью при упомянутой максимальной высоте сегмента.

Для реализации способа оба упомянутых измерительных элемента устройства выполнены в виде датчиков линейного перемещения, выходы которых соединены со входами двухканального регистратора, корпус выполнен в виде прямолинейной ограненной направляющей. На концах направляющей закреплены электропривод, элементы кинематической передачи к каретке и опоры, последние выполненные в виде призм уголкового сечения, соответствующие полки которых параллельны плоскости каретки. Первый измерительный элемент, преимущественно, бесконтактный, закреплен краю каретки, ориентирован вдоль направляющей и имеет возможность взаимодействовать с ней. Второй измерительный элемент контактного типа жестко закреплен на противоположном краю относительно первого так, что упомянутая перпендикулярность соблюдена между его измерительным штоком, имеющим возможность перемещения под действием пружины, и плоскостью каретки, и он удален от направляющей на расстояние, равное удалению между плоскостями катания и максимального диаметра гребня колеса. Устройство дополнено цепочкой электрически последовательно соединенных между собой, образованной двухканальным регистратором, вычислителем и индикатором, первые два из которых - соединены с блоком управления, соединенным с электроприводом.

На фигуре изображена схема устройства измерения диаметра круга катания рельсового колеса.

Устройство имеет две опоры 1, выполненные в виде призм уголкового сечения.

Корпус выполнен в виде прямолинейной направляющей 2.

На концах направляющей 2 жестко закреплены опоры 1, электропривод 3 и элементы кинематической передачи 4 к каретке 5. Кинематическая передача 4, например, выполнена в виде ходового вала с гайкой. Кроме того, между опорами 1 на направляющей 2 установлена с возможностью параллельного перемещения плоская каретка 5. На одном из краев каретки 5, в частности, ближнем к направляющей 2, закреплен вдоль нее первый измерительный элемент 6, выполненный, в частности, бесконтактным. Второй измерительный элемент 7 жестко закреплен на противоположном краю каретки 5 так, что его подпружиненный измерительный шток имеет возможность перемещаться перпендикулярно плоскости каретки 5. Длина каретки 5 выбрана равной расстоянию между плоскостями катания и максимального диаметра гребня (реборды) колеса, в частности железнодорожного.

Одноименные полки опор 1 закреплены параллельно плоскости каретки 5, играют роль базовых точек по вертикали и определяют длину хорды. Другие полки опор 1 расположены в плоскости параллельной кругу катания и играют роль базовых точек по горизонтальной плоскости.

Оба измерительных элемента 6 и 7 выполнены в виде датчиков линейного перемещения, выходы которых соединены со входами двухканального регистратора 8. Двухканальный регистратор 8 электрически соединен выходом с последовательно соединенными вычислителем 9 и индикатором 10. Управляющие входы двухканального регистратора 8 и вычислителя 9 электрически соединены с выходом блока управления 11, который другим выходом соединен с электроприводом 3.

Принцип работы устройства основан на способе, имеющем особенности размещения базовых точек опор и многократных измерений. Перед измерениями выполняются следующие действия:

- размечают хорду в плоскости максимального диаметра гребня (реборды) рельсового колеса;

- размечают круг катания, который удален на заданное расстояние и параллелен относительно плоскости максимального диаметра гребня;

- переносят (размечают) направление и длину хорды на плоскость круга катания (полученные сегмент и хорда уменьшены из-за конструктивной разницы между радиусами диаметра гребня и круга катания);

- хорду по кругу катания размечают на отрезки, кратные заданным шагам, например, равным;

- измеритель устанавливают на позицию измерений в конец отрезка;

- производят отсчет по обоим измерителям (продольному и ортогональному);

- смещают с заданным шагом на очередную позицию измерений, то есть в конец каждого отрезка и повторяют отсчеты (рекомендуется назначать не менее пяти позиций);

- регистрируют оба последовательных ряда измерений:

- выделяют пару измерений, соответствующих середине хорды и максимуму ортогонального (высотного) значения;

- рассчитывают теоретическую окружность круга катания (кроме того, расчет допустимо вести по координатам пяти точек, которые определяют любую плоскую кривую второго порядка);

- сравнивают расчетные координаты и измеренные;

- находят величины износа рельсового колеса.

Устройство конструктивно определяет удаление между плоскостями, которое задано постоянной длиной каретки 5, и длину хорды по диаметру гребня, которая задана постоянным расстоянием между опорами 1. Постоянство указанных величин упрощает математический расчет. Величина шага и моменты отсчетов задаются блоком управления 11. Для получения информации об износе круга катания колеса достаточно совместить опоры устройства с гребнем колеса, зафиксировать полки опоры на его торце и включить блок управления. При фиксации опор 1 каретка 5 занимает положение, ортогональное плоскости катания колеса, а подпружиненный измерительный шток второго измерительного элемента 7 на любой позиции находится в ней. Фиксация устройства на гребне колеса полезна тем, что он изнашивается в наименьшей степени и тем самым обеспечивается первоначальная база отсчетов, принятая при изготовлении или восстановлении колеса. После цикла измерений в одном сегменте подобные измерения рекомендуется провести в нескольких других, что повысит достоверность информации не только о местном, но и о круговом износе колеса.

1. Способ измерения искажений фактического круга катания рельсового колеса, например железнодорожного, заключающийся в размещении хорды постоянной длины, определяющей сегмент круга, измерении максимальной высоты сегмента и расчете кривизны дуги по известной математической зависимости между ними, отличающийся тем, что размечают положение хорды в плоскости максимального диаметра гребня (реборды) рельсового колеса, параллельной и удаленной на заданное расстояние относительно круга катания, переносят ее направление и длину на плоскость круга катания, дополнительно после смещения с заданным шагом, например, равным по всей длине хорды, на очередную позицию измерений регулярно, например, в пяти позициях, измеряют и регистрируют ряды соответствующих промежуточных высот и отрезков хорды, кратных шагам по кругу катания, и искажения фактического круга катания оценивают по различиям координат относительно теоретического круга в одноименной плоскости, определяемого математической зависимостью при упомянутой максимальной высоте сегмента.

2. Устройство для реализации способа по п.1, содержащее две опоры, корпус, установленную на нем с возможностью параллельного перемещения плоскую каретку с закрепленным на одном из ее краев первым измерительным элементом и установленный перпендикулярно первому второй измерительный элемент с пружиной, отличающееся тем, что оно дополнено цепочкой из электрически последовательно соединенных между собой двухканального регистратора, вычислителя и индикатора, первые два из которых соединены с блоком управления, соединенного с электроприводом, имеющим кинематическую передачу, ведущий элемент которой соединен с кареткой, оба упомянутых измерительных элемента выполнены в виде датчиков линейного перемещения, выходы которых соединены со входами двухканального регистратора, корпус выполнен в виде прямолинейной направляющей, на концах которой закреплены электропривод, элементы кинематической передачи к каретке и опоры, последние выполнены в виде призм уголкового сечения, соответствующие полки которых параллельны плоскости каретки, причем второй измерительный элемент жестко закреплен на противоположном краю каретки относительно первого преимущественно бесконтактного измерительного элемента, который ориентирован вдоль направляющей и имеет возможность взаимодействовать с ней так, что упомянутая перпендикулярность соблюдена между подпружиненным измерительным штоком второго, имеющим возможность перемещения, и плоскостью каретки, и он удален от направляющей на расстояние, равное удалению между плоскостями катания и максимального диаметра гребня колеса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения внутренних размеров деталей и узлов. .

Изобретение относится к области технических измерений и может быть использовано при измерении диаметра изделия с учетом отклонений формы. .

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к приборам для контроля параметров букс колесных пар железнодорожных вагонов (среднего диаметра и овальности в измеряемых сечениях и конусности) и способам их использования.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при измерении отклонений формы преимущественно крупногабаритных оболочек вращения. .

Изобретение относится к области технических измерений и может быть использовано при измерении отклонения от круглости поверхностей вращения изделий. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля предельных или измерения действительных размеров деталей. .

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в метрологических устройствах для измерения ошибок профиля, включая измерение отклонения от крутости.

Изобретение относится к измерительным приборам. .

Изобретение относится к измерительной технике. .

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к устройствам для контроля шаров. .

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных размеров колесных пар, в частности, на железнодорожном и других видах транспорта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля диаметров, отклонений формы и расположения поверхностей, имеющих круглое сечение

Изобретение относится к области технических измерений, осуществляемых в машиностроении при изготовлении и контроле размеров отверстий в деталях машин

Нутромер // 2397438
Изобретение относится к измерительной технике, а именно к устройствам для измерения диаметров отверстий

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, более конкретно к устройству для измерения диаметра эталонной канавки колеса локомотива

Изобретение относится к измерительному устройству для проведения измерений характеристик цилиндров, валков и подобных элементов во время операции шлифования, снабженному системами определения геометрических и пространственных характеристик

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля размеров, формы и взаимного расположения поверхностей

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам для линейных измерений средних диаметров резьбы

Изобретение относится к дендрометрии и может быть использовано в индикации природной среды, в частности по комлевой части растущих в различных экологических условиях произрастания деревьев. Изобретение также может быть использовано при разработке мер по улучшению качества лесных и нелесных древостоев с учетом закономерностей формы ствола учетных деревьев по диаметру в зависимости от азимута его измерения. Способ включает измерение диаметра по двум взаимно перпендикулярным направлениям север-юг и восток-запад. Измерения диаметра и азимута направления этого диаметра выполняют через заданные интервалы азимута, начиная с северного геодезического направления, совместно применением одного устройства по отдельным поперечным сечениям ствола на разных высотах от поверхности почвы. Дополнительно определяют азимуты направлений минимального и максимального значений диаметра на данной высоте ствола. Устройство включает корпус мерной вилки, на котором со стороны миллиметровой шкалы выдвижной рейки установлен компас. Компас установлен с ориентацией метками на север и юг вдоль выдвижной рейки. Способ и устройство обеспечат упрощение процесса измерений и повышение точности измеренных значений диаметра ствола на разных высотах. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 8 ил., 4 табл., 1 пр.
Наверх