Зажим концевой для контактной сети электрифицированного транспорта

Изобретение относится к электрифицированному транспорту и может применяться для зажима контактных проводов любых марок, которые используются в контактной сети электрифицированных железных дорог, сетях городского транспорта, трамвая, троллейбуса. Преимущественная область использования - секционные изоляторы контактной сети железнодорожного транспорта. Зажим концевой имеет скрепленную болтовым соединением, по меньшей мере, одну пару планок с плоскими наружными и внутренними поверхностями и вкладыш со стопорными винтами. Вкладыш расположен между внутренними поверхностями планок. В нижней части каждой планки выполнен выступ, форма которого соответствует форме пазов на контактных проводах. Выступы предназначены для захвата контактного провода. Каждый стопорный винт выполнен на конце с заостренной конусной поверхностью для заглубления вершиной в контактный провод. Техническим результатом от использования изобретения является повышение надежности крепления контактного провода и увеличение срока службы при обеспечении надежного токосъема за счет применения стопорных винтов выбранной формы и предложенного их расположения. 6 з.п. ф-лы, 9 ил.

 

Изобретение относится к электрифицированному транспорту и может применяться для зажима контактных проводов любых марок, которые используются в контактной сети электрифицированных железных дорог, сетях городского транспорта, трамвая, троллейбуса. Преимущественная область использования - секционные изоляторы контактной сети железнодорожного транспорта.

Известны зажимы для контактного провода (SU, авторское свидетельство №125272, В 60 М 1/24, 1960 г.; RU №2165858, В 60 М 1/24, 2001 г.).

Наиболее близким аналогом является зажим для контактных проводов (RU №2059480, В 60 М 1/24, 2001 г.) Известный зажим содержит щеки с выступами, имеющими поперечную насечку, форма которых соответствует форме пазов на контактных проводах, и с пазами, а также стягивающие болты, гайки и кольцевые выступы, образованные на наружных стенках щек соосно отверстиям для стягивающих болтов.

Недостатком ближайшего аналога является недостаточная надежность крепления контактного провода.

Задачей, решаемой изобретением, является повышение надежности крепления контактного провода за счет исключения стопорящего элемента (насечка не является отдельным стопорящим элементом).

Поставленная задача решается за счет того, что зажим концевой имеет скрепленную болтовым соединением, по меньшей мере, одну пару планок с плоскими наружными и внутренними поверхностями и вкладыш со стопорными винтами, расположенный между внутренними поверхностями планок, при этом в нижней части каждой планки выполнен выступ, форма которого соответствует форме пазов на контактных проводах и который предназначен для захвата контактного провода, а каждый стопорный винт выполнен на конце с заостренной конусной поверхностью для заглубления вершиной в контактный провод.

Угол раствора конической поверхности стопорного винта может составлять 75-110°.

Стопорные винты расположены во вкладыше с шагом, составляющим преимущественно 2,5-3,5 диаметра стопорного винта.

При этом выступы планки могут быть выполнены (в зоне взаимодействия с контактным проводом) с рифлением, форма зуба которого в сечении имеет трапециевидную или волнистую форму.

Для закрепления двойного контактного провода зажим может содержать расположенные рядом две пары планок, контактирующих между собой плоскими наружными поверхностями смежных планок и скрепленных общим болтовым соединением, проходящим через обе пары планок.

Для создания дополнительного усилия, удерживающего провод, вкладыш в нижней части выполняют с коническими заглублениями вокруг стопорных винтов, предназначенными для заполнения материалом контактного провода, выдавленным в упомянутые заглубления вследствие деформации провода при завинчивании стопорного винта.

Техническим результатом от использования изобретения является повышение надежности крепления контактного провода и увеличение срока службы за счет использования стопорных винтов предлагаемой формы и предложенного их расположения при обеспечении надежного токосъема.

Изобретение поясняется фиг.1-9, на которых изображено:

на фиг.1 - зажим концевой, главный вид;

на фиг.2 - то же, вид сверху;

на фиг.3 - то же, вид сбоку;

на фиг.4 - стопорный винт;

на фиг.5 - планка;

на фиг.6 - вид А на фиг.5;

на фиг.7 - сечение Б.Б на фиг.6;

на фиг.8, 9 - зажим концевой для двух контактных проводов.

Зажим содержит пару планок 1 и 2 со сквозными отверстиями под болты. Планки скреплены горизонтально расположенными соединительными болтами 3 с гайками и выполнены с плоскими внутренними и внешними поверхностями. В нижней части планок 1, 2 выполнен выступ 4 с рифлением 5 по всей длине выступа 4. Выступ 4 каждой планки имеет форму, обеспечивающую вхождение в паз контактного провода.

Между парой планок 1, 2 расположен призматический вкладыш 6 с горизонтальными отверстиями под соединительные болты 3, контактирующий боковыми плоскостями с плоскими внутренними поверхностями планок 1, 2. Во вкладыше 6 выполнены резьбовые отверстия под стопорные винты 7, расположенные вертикально с шагом, составляющим 2,5-3,5 диаметра стопорного винта 7.

В верхней части планки 1, 2 имеются выступы 8, ограничивающие перемещение вкладыша 6.

Стопорный винт 7 выполнен на конце с заостренной конической поверхностью 9, которая при завинчивании винта 7 в резьбовое отверстие вкладыша 6 врезается в тело контактного провода, обеспечивая надежную его фиксацию, а также возникновение дополнительного усилия прижатия в зоне контакта с нижними выступами 4 планок 1, 2, что в свою очередь повышает надежность крепления контактного провода. Угол раствора конической поверхности стопорного винта составляет 75-110°, предпочтительно 90°.

При затягивании болтов 3 зубья рифлении 5 врезаются в тело контактного провода и дополнительно удерживают его от выскальзывания из зажима. Для обеспечения надежности крепления контактного провода зубья рифлений 5 выполнены в сечении волнистой или трапециевидной конфигурации.

Вкладыш 6 в нижней своей части предпочтительно имеет конические заглубления вокруг стопорных винтов 7. Эти заглубления заполняются выдавленной из контактного провода медью, что служит дополнительным фактором, удерживающим провод.

Для закрепления двух контактных проводов используют две пары планок, которые располагают рядом и стягивают общим болтовым соединением (см. фиг.7).

Сборка зажима осуществляется следующим образом.

Между планками 1, 2 устанавливают вкладыш 6, в горизонтальные отверстия планок и вкладыша вставляют соединительные болты 3, при этом расстояние между выступами 4 больше ширины верхней части контактного провода. Затем устанавливают контактный провод так, что выступы 4 располагаются напротив пазов контактного провода. После этого производят затяжку болтов 3, головки которых после полной затяжки упираются в плоские боковые поверхности шин, при этом контактный провод зажимается между выступами 4 планок 1, 2. Рифление 5 на выступах 4 заглубляется в металл контактных проводов, препятствуя выскальзыванию последних из зажима под действием силы натяжения, приложенной к проводам и направленной вдоль их продольных осей.

В вертикальные резьбовые отверстия вкладыша 6 завинчивают стопорные винты 7, расстояние между которыми составляет предпочтительно 2,8-2,9 диаметра стопорного винта. Винт 7 входит в тело контактного провода на расчетную глубину, обеспечивающую исключение сдвига контактного провода в продольном направлении при сохранении прочности провода, что обеспечивает повышение надежности работы зажима и его долговечности. Кроме этого, расчетная деформация контактного провода стопорным винтом определяет увеличение силы, вдавливающей рифление 5 выступов 4 в контактной провод, и, следовательно, увеличение силы, противодействующей выскальзыванию из зажима контактных проводов, находящихся под натяжением.

Для предотвращения повреждения провода глубина проникновения винта в провод ограничена упиранием головки болта в верхнюю поверхность планок.

1. Зажим концевой, характеризующийся наличием скрепленной болтовым соединением, по меньшей мере, одной пары планок с плоскими наружными и внутренними поверхностями и вкладыша со стопорным винтом, расположенного между внутренними поверхностями планок, при этом в нижней части каждой планки выполнен выступ, форма которого соответствует форме пазов на контактных проводах, а каждый стопорный винт выполнен на конце с конусной поверхностью для заглубления вершиной в контактный провод.

2. Зажим по п.1, отличающийся тем, что стопорные винты расположены с шагом, составляющим 2,5-3,5 диаметра стопорного винта.

3. Зажим по п.1, отличающийся тем, что выступы планки выполнены в зоне взаимодействия с контактным проводом с рифлением, форма зуба которого в сечении имеет, преимущественно, трапециевидную или волнистую форму.

4. Зажим по п.1, отличающийся тем, что угол раствора конической поверхности стопорного винта составляет 75-110°.

5. Зажим по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что он содержит расположенные рядом две пары планок, контактирующих между собой плоскими наружными поверхностями - смежных планок и скрепленных общим болтовым соединением, проходящим через обе пары планок.

6. Зажим по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что вкладыш имеет в нижней части конические заглубления вокруг стопорных винтов, предназначенные для заполнения материалом контактного провода, выдавленным при завинчивании стопорного винта.

7. Зажим по п.5, отличающийся тем, что вкладыш имеет в нижней части конические заглубления вокруг стопорных винтов, предназначенные для заполнения материалом контактного провода, выдавленным при завинчивании стопорного винта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию электрифицированных железных дорог. .

Изобретение относится к электроэнергетике и может быть использовано при соединении и ремонте проводов воздушных линий электропередачи. .

Изобретение относится к области электрифицирования рельсового транспорта и может быть использовано для соединения встык контактных проводов. .

Изобретение относится к зажимам для соединения многожильных проводов и предназначено для использования в контактной сети электрифицированных железных дорог. .

Изобретение относится к области электрификации железных дорог, в частности к зажимам для соединения струны и контактного провода контактной подвески. .

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам, в частности к устройствам для подвешивания контактного провода в цепных подвесках контактной сети. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к зажимам для соединения и/или скрепления многожильных проводов и способу их получения. .

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта, в частности к стыковым зажимам. .

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, а именно к устройствам для соединения медных и сталемедных проводов электрических соединителей с контактным проводом или несущим тросом.

Изобретение относится к области электрификации железных дорог, а именно к арматуре контактной сети. .

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту и направлено на усовершенствование средств соединения проводов контактной сети

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта, а именно к арматуре воздушной контактной сети, и может быть использовано для крепления многопроволочного провода (троса средней анкеровки) к контактным проводам

Изобретение относится к области электрических железных дорог

Изобретение относится к устройствам контактной сети электрифицированного транспорта и направлено на усовершенствование конструкции зажима для контактного провода
Заявляемая группа изобретений относится к области электрификации железных дорог, а именно к токопроводящей арматуре из медьсодержащих сплавов, соединяющей между собой и поддерживающей провода контактной подвески, и может быть использована, в частности, для изготовления зажимов и других изделий токопроводящей арматуры. Задача - повышение качества токоведущих соединений за счет повышения электропроводности токоведущей арматуры, изготовленной горячей штамповкой из сплава на основе меди. Арматуру формируют из сплава, содержащего никель 2,2-2,8%, кремний 0,5-0,9%, хром 0,4-1,0%, цирконий 0,05-0,25%, магний 0,05-0,25%, нанодисперсный фуллероидный материал 0,0001-0,5%, медь - остальное путем горячей штамповки. Сначала заготовку подвергают предварительной закалке путем выдерживания ее при температуре 800-1000°C в течение от 15 мин до 2 часов со скоростью охлаждения не менее 30°C/сек. и перед штамповкой нагревают до температуры 900-950°C. После горячей штамповки полученное изделие подвергают закалке путем постепенного нагрева в течение 2,5 часов до температуры 900°C, выдерживания его при этой температуре не менее 40 минут и охлаждения в воде. Затем полученную штамповку подвергают искусственному старению, для чего ее постепенно в течение 1,5 часов разогревают до температуры 495±2°C и выдерживают при этой температуре в течение 4 часов с последующим охлаждением на воздухе. 2 н.п. ф-лы.
Наверх