Радиоканальная охранно-противоугонная система

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия. Центральный блок питания подключен к шине питания, выполненной с возможностью передачи кодированных частотно-модулированных высокочастотных сигналов. Первый вход центрального блока управления (ЦБУ) через выключатель подключен к шине питания. Вход и выход блока идентификации пользователя подключены соответственно к выходу и ко второму входу ЦБУ. Каждый из электронных блоков охранно-противоугонной системы связан с одним или несколькими функциональными органами ТС и содержит интерфейс, обеспечивающий связь электронного блока охранно-противоугонной системы по шине питания с ЦБУ. В систему введены центральный радиомодуль и автономные электронные модули охранно-противоугонной системы. Каждый из автономных электронных модулей охранно-противоугонной системы содержит блок автономного питания и автономный радиомодуль, связанный по радиоэфиру с центральным радиомодулем с возможностью ведения динамического идентификационного диалога с использованием кодовых сигнальных посылок с числами, изменяющимися случайным образом от посылки к посылке. Автономный радиомодуль подключен входом и выходом к одному или нескольким датчикам несанкционированного воздействия и функциональным органам ТС. Блок автономного питания соединен с питающими цепями автономного радиомодуля. ЦБУ выполнен с дополнительными входом и выходом, которые подключены соответственно к выходу и входу центрального радиомодуля. Дополнительно устанавливаемые на ТС автономные электронные модули охранно-противоугонной системы не требуют подводящих проводов, они взаимодействуют с ЦБУ с помощью надежно защищенных от "электронного взлома" радиоканалов. Таким образом, система обладает повышенной скрытностью установки и защищенностью от "электронного взлома". 9 з.п. ф-лы. 9 ил.

 

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного воздействия и предназначено для использования на ТС, оснащаемых дополнительным охранным и противоугонным оборудованием.

Известны охранно-противоугонные системы с запретом запуска двигателя угоняемого ТС. Примером такой системы является охранно-противоугонная система, содержащая связанные через кабельную бортовую сеть электропроводки центральный блок управления, датчики несанкционированного пользования ТС, блоки тревожной световой и звуковой сигнализации и узлы блокирования дверей и функциональных органов ТС, а также блок радиочастотной идентификации (RFID), состоящий из следующих частей:

- носимой части - тэга - находящегося у владельца ТС или у уполномоченных им лиц (далее, пользователей);

- возимой (то есть, установленной на борту ТС) части - ридера.

При этом ридер связан с пусковым входом центрального блока управления, сигнальный вход которого соединен с выходами датчиков несанкционированного воздействия и с выходами узлов блокирования дверей и функциональных органов ТС. Выходы центрального блока управления соединены с управляющими входами датчиков несанкционированного пользования ТС, со входами блоков тревожной световой и звуковой сигнализации и с узлами блокирования дверей и функциональных органов ТС (авторское свидетельство SU №1544613, В 60 R 25/04).

В современных моделях охранно-противоугонных комплексов, наряду с устройствами RFID, применяются также и биометрические считыватели (патент RU №2249514, В 60 R 25/00, G 08 В 13/00), в том числе идентифицирующие пользователя по отпечатку его пальца ("На страже автомобиля - биометрические иммобилайзеры WOODOO, "12 Вольт", 03 (82), 2006, с.12, 13).

В ранних моделях охранно-противоугонных систем не принимались специальные меры маскировки противоугонного оборудования и электронной защиты, что делало их малоэффективными.

Дело в том, что в этом случае датчики несанкционированного воздействия и узлы блокирования охранно-противоугонных систем, идентифицируются визуально:

- если конструкция этих элементов не соответствует конструкции стандартных элементов электрооборудования ТС, то просто по их внешнему виду;

- если их конструкция повторяет конструкцию стандартных элементов электрооборудования ТС, то по наличию подключенных к ним избыточных проводов. При этом маскировка избыточных проводов (путем объединения группы проводов в кабель, похожий на одиночный провод) не вызывает у угонщика особых трудностей: кабели, заменяющие несколько проводов, легко определяются по толщине.

То есть без использования специальных мер маскировки противоугонного оборудования и электронной защиты датчики несанкционированного воздействия и узлы блокирования охранно-противоугонных систем защищают ТС только от малоопытных угонщиков. Опытный "профессионал" может угнать такое ТС через 3-4 минуты после начала визуального осмотра сети электрооборудования ТС.

От этого недостатка свободны охранно-противоугонные системы, в которых подключение датчиков несанкционированного воздействия и узлов блокирования дверей и функциональных органов ТС осуществляется с помощью штатной сети питания, а обмен данными между ними и центральным блоком управления производится с использованием кодированных частотно-модулированных сигналов.

Так известно противоугонное устройство для ТС, содержащее центральный блок управления, первый вход которого подключен к шине питания через выключатель зажигания, а первый выход и второй вход соединены с возможностью запроса и считывания кода разблокирования, соответственно, со входом и выходом блока идентификации пользователя, включающего в себя связанные радиоканалом тэг и ридер, второй выход центрального блока управления через штатную сеть питания соединен со входами узлов блокирования дверей и функциональных органов ТС, каждый из которых имеет подключенное контактными группами к функциональному органу ТС управляемое реле (конструкция которого совпадает с конструкцией стандартных автомобильных реле) и последовательно включенные блок согласования с каналом связи и декодер. При этом входы напряжения питания в каждом узле блокирования дверей и функциональных органов ТС соединены с первым входом центрального блока управления (патент RU №2090395, В 60 R 25/00).

В данной системе угонщик не имеет возможности визуально идентифицировать узлы блокирования дверей и функциональных органов ТС (с целью их замены и последующего угона ТС). Однако простая прозвонка контактов при включенном и отключенном зажигании позволяет угонщику отделить узлы блокирования дверей и функциональных органов ТС от узлов управления функциональными органами ТС. Безусловно, времени на проверку замыкания или размыкания контактов реле при включении и отключении зажигания необходимо существенно больше, чем при визуальной идентификации. На эту операцию может потребоваться порядка двух часов. Значит, угон хотя и будет затруднен, но все-таки остается возможным.

Для снижения вероятности угона ТС путем исключения возможности как визуальной идентификации узлов блокирования дверей и функциональных органов ТС, так и электрической "прозвонки", в противоугонном устройстве для ТС по патенту RU №2160196, В 60 R 25/00, содержащем центральный блок управления, первый вход которого подключен к шине питания через выключатель зажигания, а первый выход и второй вход соединены с возможностью запроса и считывания кода разблокирования, соответственно, со входом и выходом ридера, связанного радиоканалом с носимым тэгом, второй выход центрального блока управления через шину питания соединен со входами узлов блокирования дверей и функциональных органов ТС, каждый из которых имеет подключенное контактными группами к функциональному органу ТС реле и последовательно включенные блок согласования и декодер, при этом входы напряжения питания каждого узла блокирования дверей и функциональных органов ТС соединены с первым входом центрального блока управления. При этом, по крайней мере, в один узел блокирования функциональных органов ТС введены элемент задержки и датчик движения, а в каждый узел блокирования - элемент памяти, причем первый вход элемента памяти подключен к выходу декодера, второй вход соединен с выходом датчика движения, третий вход через элемент задержки соединен с первым входом центрального блока управления, а выход подключен ко входу управления реле.

Указанный патент реализован в серийно выпускаемых предприятием-заявителем охранно-противоугонных комплексах BLACK BUG, REEF и GUARD (Каталог "Автомобильные охранные системы", "Альтоника", Москва, выпуск 6, 2005). Так, например, модели охранно-противоугонных комплексов BLACK BUG Super (BT-84W, BT-85W) и BLACK BUG Plus (BT-71W, BT-71W2, BT-71W2D) содержат дистанционно управляемое по штатной проводке ТС реле WAIT UP (в переводе с английского "ждать, не смыкая глаз"), которое позволяет блокировать работу двигателя при начале движения ТС. Двигатель запускается в обычном режиме, но стоит переключить коробку передач и начать движение - сразу же срабатывает датчик движения и происходит разрыв блокируемой цепи. После полной остановки автомобиля реле WAIT UP снова замыкается, двигатель заводится, автомобиль начинает движение и снова сразу же останавливается. То есть, происходит имитация неисправности автомобиля. Ни прозвонкой цепей на наличие разрыва, ни при использовании специального диагностического оборудования реле WAIT UP не обнаруживается. Невозможно обнаружить его и при визуальном осмотре, поскольку конструктивно реле WAIT UP выполнено в корпусе стандартного реле и не требует при установке дополнительных проводов. Эта конструктивная особенность характерна и для ранее запатентованного реле HOOK-UP (без датчика движения), в течение нескольких лет серийно выпускаемого предприятием-заявителем.

Наиболее эффективной мерой защиты в ТС радиоканала системы RFID является на сегодняшний день технология динамического идентификационного диалога. Главной ее особенностью является наличие многоступенчатого диалога между тэгом и ридером.

Все вышеупомянутые технологии RFID, динамического идентификационного диалога, управляемые реле HOOK-UP и управляемые реле WAIT UP использованы в охранно-противоугонной системе по патенту RU №2207262, В 60 R 25/00, являющейся ближайшим аналогом настоящего изобретения.

В этом ближайшем аналоге представлена телематическая охранно-противоугонная система для ТС, содержащая штатные электронные модули, обеспечивающие определение состояния функциональных органов ТС и управление этими функциональными органами, охранно-противоугонную подсистему, содержащую подключенный к общей мультиплексорной шине центральный блок управления охранно-противоугонной подсистемы, электронные блоки охранно-противоугонной подсистемы, каждый из которых соединен через интерфейс этого электронного блока охранно-противоугонной подсистемы с общей мультиплексорной шиной ТС и блок идентификации пользователя ТС, состоящий из бесконтактно связанных между собой носимой части и возимой части, подключенной к центральному блоку управления охранно-противоугонной подсистемы, при этом центральный блок управления охранно-противоугонной подсистемы выполнен с возможностью формирования и передачи по общей мультиплексорной шине ТС команд управления следующими функциональными органами ТС: центральным замком, указателем поворотов, габаритными огнями, ближним светом, стеклоподъемниками, люком, кондиционером, зеркалом заднего вида, рулевой колонкой, креслами водителя и пассажира ТС, а также штатным иммобилайзером и штатной охранной подсистемой ТС, а интерфейс каждого из электронных блоков охранно-противоугонной подсистемы выполнен с возможностью приема этих команд и передачи их штатным электронным модулям, обеспечивающим определение состояния функциональных органов ТС и управление этими функциональными органами, а также приема-передачи указанных команд электронным блокам охранно-противоугонной подсистемы, причем, по крайней мере, один из электронных блоков охранно-противоугонной подсистемы представляет собой либо управляемое реле типа HOOK-UP, либо управляемое реле типа WAIT UP, а блок дистанционной идентификации пользователя выполнен с использованием технологии динамического идентификационного диалога.

Недостатком описанной выше телематической системы (ближайшего аналога заявляемого изобретения) является ограниченность ее применения. Дело в том, что в настоящее время лишь небольшая часть эксплуатируемых ТС оснащена общей мультиплексорной шиной. В большинстве ТС используется обычная силовая сеть (далее, шина питания), подключаемая к центральному блоку питания - аккумулятору. Более того, установщикам противоугонных систем нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда тот или иной датчик несанкционированного воздействия или узел блокирования функциональных органов ТС не может быть подключен к шине питания, то есть контакт с ними и управление ими по штатной сети питания не представляются возможными. В этих случаях приходится протягивать к указанным датчикам и узлам блокирования дополнительные провода, что требует дополнительных трудозатрат и, естественно, ведет к демаскированию охранно-противоугонного оборудования.

Предлагаемое техническое решение направлено на устранение указанного недостатка.

Предметом изобретения является радиоканальная охранно-противоугонная система, содержащая центральный блок питания, который подключен к шине питания, выполненной с возможностью передачи кодированных частотно-модулированных высокочастотных сигналов, центральный блок управления, первый вход которого через выключатель подключен к шине питания, и блок идентификации пользователя, вход и выход которого подключены, соответственно, к выходу и ко второму входу центрального блока управления, а также электронные блоки охранно-противоугонной системы, каждый из которых связан с одним или несколькими функциональными органами ТС и содержит интерфейс, обеспечивающий связь электронного блока охранно-противоугонной системы по шине питания с центральным блоком управления, - в нее введены центральный радиомодуль и автономные электронные модули охранно-противоугонной системы, каждый из которых содержит автономный радиомодуль, связанный по радиоэфиру с центральным радиомодулем, с возможностью ведения динамического идентификационного диалога с использованием кодовых сигнальных посылок с числами, изменяющимися случайным образом от посылки к посылке, и подключенный входом и выходом к одному или нескольким функциональным органам ТС, а также блок автономного питания, соединенный с питающими цепями автономного радиомодуля, при этом центральный блок управления выполнен с дополнительными входом и выходом, которые подключены соответственно к выходу и входу центрального радиомодуля.

Частными существенными признаками изобретения являются следующие.

Центральный радиомодуль содержит центральный блок обработки сигналов, микроконтроллер и приемопередатчик, обеспечивающий двустороннюю связь центрального радиомодуля с каждым автономным радиомодулем, первые вход и выход центрального блока обработки сигналов подключены, соответственно, к выходу и входу приемопередатчика, а вторые вход и выход - соответственно, к первым выходу и входу микроконтроллера, вторые выход и вход которого являются, соответственно, выходом и входом центрального радиомодуля.

Каждый автономный радиомодуль содержит автономный блок обработки сигналов, микроконтроллер и приемопередатчик, обеспечивающий двустороннюю связь между данным автономным радиомодулем и центральным радиомодулем, первые вход и выход автономного блока обработки сигналов подключены, соответственно, к выходу и входу приемопередатчика, а вторые вход и выход, соответственно, к первым выходу и входу микроконтроллера, вторые выход и вход которого являются, соответственно, выходом и входом данного автономного радиомодуля.

Центральный блок обработки сигналов включает в себя центральный процессор, первый выход которого подключен к цифроаналоговому преобразователю, последовательно соединенные полосовой фильтр и аналого-цифровой преобразователь (АЦП), выход которого подключен к первому входу центрального процессора, а также блок синхронизации, выход которого подключен ко второму входу центрального процессора, при этом вход полосового фильтра и выход цифроаналогового преобразователя являются, соответственно, первым входом и первым выходом центрального блока обработки сигналов, а третий вход и второй выход центрального процессора - соответственно, вторым входом и вторым выходом центрального блока обработки сигналов.

Каждый автономный блок обработки сигналов включает в себя автономный процессор, первый выход которого подключен к цифроаналоговому преобразователю, последовательно соединенные полосовой фильтр и АЦП, выход которого подключен к первому входу автономного процессора, а также блок синхронизации, выход которого подключен ко второму входу автономного процессора, при этом вход полосового фильтра и выход цифроаналогового преобразователя являются, соответственно, первым входом и первым выходом автономного блока обработки сигналов, а третий вход и второй выход автономного процессора - соответственно, вторым входом и вторым выходом автономного блока обработки сигналов.

Блок идентификации пользователя выполнен в виде системы радиочастотной идентификации, содержащей носимый тэг и установленный на борту ТС ридер, которые могут обмениваться друг с другом по радиоэфиру кодовыми сообщениями, в том числе вести динамический идентификационный диалог, при этом вход и выход ридера являются, соответственно, входом и выходом блока идентификации пользователя.

Блок идентификации пользователя выполнен в виде биометрического считывателя, содержащего установленный на борту ТС биометрический оптоэлектронный сканер, для которого биометрическим параметром служит отпечаток одного или нескольких пальцев любого из пользователей данного ТС, и контроллер, первый вход контроллера подключен к выходу биометрического оптоэлектронного сканера, второй вход и выход которого являются, соответственно, пусковым входом и выходом блока идентификации пользователя.

Контроллер содержит блок регистрации, первый вход которого является первым входом контроллера, а второй вход - пусковым входом контроллера, и блок сравнения, первый вход которого подключен к первому выходу блока регистрации, а выход является выходом контроллера, а также блок хранения образцов, вход которого подключен ко второму выходу блока регистрации, а выход - ко второму входу блока сравнения.

Один или несколько автономных электронных модулей охранно-противоугонной системы выполнены в виде управляемого реле HOOK-UP.

Один или несколько автономных электронных модулей охранно-противоугонной системы выполнены в виде управляемого реле WAIT UP.

Суть изобретения поясняется на фиг.1 - 9.

На фиг.1 представлена структурная схема предлагаемой радиоканальной противоугонной системы.

На фиг.2 представлена структурная схема автономного электронного модуля охранно-противоугонной системы.

На фиг.3 показана структурная схема варианта выполнения блока идентификации пользователя в виде устройства RFID.

На фиг.4 показана структурная схема варианта выполнения блока идентификации пользователя в виде биометрического считывателя.

На фиг.5 показана структурная схема контроллера, входящего в состав варианта выполнения блока идентификации пользователя в виде биометрического считывателя.

На фиг.6 показана структурная схема центрального радиомодуля.

На фиг.7 показана структурная схема автономного радиомодуля.

На фиг.8 показана структурная схема центрального блока обработки сигналов, входящего в состав центрального радиомодуля охранно-противоугонной системы.

На фиг.9 показана структурная схема автономного блока обработки сигналов, входящего в состав автономного радиомодуля охранно-противоугонной системы.

На фиг.1 - фиг.9 использованы следующие обозначения: 1 - электронный блок охранно-противоугонной системы; 2 - функциональные органы ТС; 3 - интерфейс; 4 - шина питания; 5 - центральный блок управления; 6 - автономный электронный модуль охранно-противоугонной системы; 7 - центральный радиомодуль; 8 - автономный радиомодуль; 9 - блок автономного питания; 10 - блок идентификации пользователя; 11 - тэг; 12 - ридер; 13 - биометрический оптоэлектронный сканер; 14 - контроллер; 15 - выключатель; 16 - центральный блок питания; 17 - блок регистрации; 18 - блок хранения образцов; 19 - блок сравнения; 20 - микроконтроллер; 21 - центральный блок обработки сигналов; 22 - автономный блок обработки сигналов; 23 - приемопередатчик; 24 - центральный процессор; 25 - автономный процессор; 26 - блок синхронизации; 27 - цифроаналоговый преобразователь; 28 - АЦП; 29 - полосовой фильтр.

Предлагаемая радиоканальная охранно-противоугонная система (фиг.1) содержит центральный блок 16 питания, который подключен к шине 4 питания, выполненной с возможностью передачи через интерфейсы 3 кодированных частотно-модулированных высокочастотных сигналов от центрального блока 5 управления к электронным блокам 1 охранно-противоугонной системы и обратно. Первый вход центрального блока 5 управления через выключатель 15 подключен к шине 4 питания. Второй вход и выход центрального блока 5 управления подключены, соответственно, к выходу и входу блока 10 идентификации пользователя, а дополнительные вход и выход, соответственно, к выходу и входу центрального радиомодуля 7. В состав рассматриваемой системы входят также автономные электронные модули 6 охранно-противоугонной системы, каждый из которых содержит (фиг.2) автономный радиомодуль 8, связанный по радиоэфиру с центральным радиомодулем 7, и блок 9 автономного питания, обеспечивающий питанием автономный радиомодуль 8 и все другие узлы автономного электронного модуля 6 охранно-противоугонной системы. Каждый из электронных блоков 1 и автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы связан с одним или несколькими функциональными органами 2 ТС. Один или несколько автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы могут быть выполнены в виде управляемых реле HOOK-UP или управляемых реле WAIT UP.

Центральный 7 и автономные 8 радиомодули выполнены с возможностью ведения динамического идентификационного диалога.

Центральный радиомодуль 7 (фиг.6) содержит центральный блок 21 обработки сигналов, микроконтроллер 20 и приемопередатчик 23, обеспечивающий двустороннюю связь центрального радиомодуля 7 с каждым из автономных радиомодулей 8. Первые вход и выход центрального блока 21 обработки сигналов подключены, соответственно, к выходу и входу приемопередатчика 23, а вторые вход и выход - соответственно, к первым выходу и входу микроконтроллера 20, вторые вход и выход которого являются, соответственно, входом и выходом центрального радиомодуля 7. В центральном радиомодуле 7 микроконтроллер 20 связан с центральным блоком 5 управления.

Автономный радиомодуль 8 (фиг.7) содержит автономный блок 22 обработки сигналов, микроконтроллер 20 и приемопередатчик 23, обеспечивающий двустороннюю связь данного автономного радиомодуля 8 с центральным радиомодулем 7. Первые вход и выход автономного блока 22 обработки сигналов подключены, соответственно, к выходу и входу приемопередатчика 23, а вторые вход и выход - соответственно, к первым выходу и входу микроконтроллера 20, вторые вход и выход которого являются, соответственно, входом и выходом данного автономного радиомодуля 8. В автономном радиомодуле 8 микроконтроллер 20 связан с функциональными органами 2 ТС. При этом цепи питания каждого автономного электронного модуля 6 охранно-противоугонной системы подключены к своему блоку 9 автономного питания.

Входящий в состав центрального радиомодуля 7 центральный блок 21 обработки сигналов (фиг.8) включает в себя центральный процессор 24, первый выход которого подключен к цифроаналоговому преобразователю 27, а также последовательно соединенные полосовой фильтр 29 и АЦП 28, выход которого подключен к первому входу центрального процессора 24, и блок 26 синхронизации, выход которого подключен ко второму входу центрального процессора 24. Вход полосового фильтра 29 и выход цифро-аналогового преобразователя 27 являются, соответственно, первым входом и первым выходом центрального блока 21 обработки сигналов, а третий вход и второй выход центрального процессора 24 - соответственно, вторым входом и вторым выходом центрального блока 21 обработки сигналов.

Входящий в состав автономного радиомодуля 8 автономный блок 22 обработки сигналов (фиг.9) включает в себя автономный процессор 25, первый выход которого подключен к цифроаналоговому преобразователю 27, а также последовательно соединенные полосовой фильтр 29 и АЦП 28, выход которого подключен к первому входу автономного процессора 25, и блок 26 синхронизации, выход которого подключен ко второму входу автономного процессора 25. Вход полосового фильтра 29 и выход цифроаналогового преобразователя 27 являются, соответственно, первым входом и первым выходом автономного блока 22 обработки сигналов, а третий вход и второй выход автономного процессора 25 - соответственно, вторым входом и вторым выходом автономного блока 22 обработки сигналов.

Блок 10 идентификации пользователя представлен в двух возможных вариантах выполнения.

На фиг.3 представлен первый вариант выполнения блока 10 идентификации пользователя: в виде устройства RFID, содержащего носимый тэг 11, находящийся у пользователя ТС, и ридер 12, установленный на борту ТС. Тэг 11 и ридер 12 могут обмениваться друг с другом по радиоэфиру кодовыми сообщениями, в том числе вести динамический идентификационный диалог, при этом вход и выход ридера 12 являются, соответственно, входом и выходом блока 10 идентификации пользователя.

Во втором варианте выполнения (фиг.4) блок 10 идентификации пользователя выполнен в виде биометрического считывателя, содержащего установленный на борту ТС биометрический оптоэлектронный сканер 13, для которого биометрическим параметром являет отпечаток одного или нескольких пальцев любого из пользователей данного ТС, и контроллер 14, первый вход которого подключен к выходу биометрического оптоэлектронного сканера 13, а второй вход и выход являются, соответственно, пусковым входом и выходом блока 10 идентификации пользователя.

Контроллер 14 (фиг.5), используемый в изображенном на фиг.4 втором варианте выполнения блока 10 идентификации пользователя содержит последовательно соединенные блок 17 регистрации, первый вход которого является первым входом контроллера 14, а второй вход - пусковым входом контроллера 14, и блок 19 сравнения, первый вход которой подключен к первому выходу блока 17 регистрации, а выход является выходом контроллера 14, а также блок 18 хранения образцов, вход которого подключен ко второму выходу блока 17 регистрации, а выход - ко второму входу блока 19 сравнения.

Часть электронных блоков 1 и автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы, связанных с функциональными органами 2 ТС (например, центральным замком, указателем поворотов, системой зажигания, системой подачи топлива), обеспечивают определение состояния функциональных органов 2 ТС, например, фиксируют закрыт или открыт центральный замок, обеспечивается ли подача топлива из бензобака и так далее.

Другая часть электронных блоков 1 охранно-противоугонной системы и их интерфейсов 3, а также ряд автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы выполнены с возможностью управления функциональными органами 2 ТС, например, включения/отключения иммобилайзера или дистанционно-управляемых реле.

Схема построения блока 10 идентификации пользователя в виде устройства RFID определяется конкретным видом используемой в его составе носимой части - тэга 11.

При выполнении тэга 11 в виде активного радиобрелока, снабженного источником питания, возимая часть - ридер 12 - включает в себя формирователь радиосигналов запроса. Тэг 11 представляет собой электронную метку, выполненную с возможностью формирования идентификационного кода и передачи его по радиоканалу в ридер 12, то есть в возимую часть блока 10 идентификации пользователя.

Указанные технические решения реализованы в виде аксессуаров к серийно выпускаемым охранно-противоугонным комплексам BLACK BUG, REEF и GUARD (Каталог "Автомобильные охранные системы", "Альтоника", Москва, 2006, с.43, 44).

Технология динамического идентификационного диалога разработана на предприятии-заявителе и реализована в серийно выпускаемом предприятием-заявителем аксессуаре "Метка МВ-С", выполненном в виде брелока с литиевой батарейкой, имеющей ресурс питания до трех лет. Ридер 12 блока 10 идентификации пользователя имеет возможность работы с любым из нескольких комплектных тэгов 11, находящимся в зоне опроса. Дальность считывания кода - до 2,5 м (Каталог "Автомобильные охранные системы", "Альтоника", Москва, 2006, с.44).

Схема (фиг.4) построения блока 10 идентификации пользователя в виде биометрического считывателя реализована в серийно выпускаемых предприятием-заявителем биометрических иммобилайзерах WOODOO WD-800 и WOODOO WD-800W (журнал "12 Вольт", 03 (82), 2006, с.12-13).

Построение канала передачи частотно-модулированных сигналов по проводам штатной шины питания бортовой сети в ТС хорошо известно и описано, например, в патентах RU №2090395, В 60 R 25/00, RU №2160196, В 60 R 25/00 и RU №2160196, В 60 R 25/00.

Как правило, каждый из электронных блоков 1 и автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы конструктивно выполнен в виде стандартного блока, входящего в состав штатного электронного оборудования ТС. Например, управляемое по проводам питания реле WAIT UP, имеющее в своем составе элемент задержки и датчик движения, выполнено в виде штатного автомобильного реле.

Все элементы, входящие в состав рассматриваемой радиоканальной охранно-противоугонной системы, описаны в технической литературе и производятся серийно, в том числе на предприятии-заявителе. Поэтому техническая реализуемость и "промышленная применимость" предлагаемого технического решения не вызывают сомнений.

Рассматриваемая радиоканальная охранно-противоугонная система работает следующим образом.

Работа начинается с того, что электронный блок 1 охранно-противоугонной системы, подключенный к одному или нескольким функциональным органам 2 ТС, получает через интерфейс 3 по шине 4 питания кодированный частотно-модулированный сигнал запроса из центрального блока 5 управления. Этот сигнал запроса направляется в микропроцессор электронного блока 1 охранно-противоугонной системы (на фиг.1 не показан), где дешифрируется.

В зависимости от местонахождения (адреса) и функционального назначения данного электронного блока 1 охранно-противоугонной системы, его микропроцессор формирует по сигналу запроса исполнительную команду определенного вида, которая должна быть отработана одним или несколькими функциональными органами 2 ТС, к которым подключен данный электронный блок 1 охранно-противоугонной системы. После отработки данной исполнительной команды указанные функциональные органы 2 ТС посылают в микропроцессор электронного блока 1 охранно-противоугонной системы сообщения о результатах отработки исполнительной команды.

Микропроцессор электронного блока 1 охранно-противоугонной системы анализирует указанные сообщения. При правильной отработке исполнительной команды микропроцессор данного электронного блока 1 охранно-противоугонной системы переходит в режим ожидания новых сигналов запроса. Если же исполнительная команда не была выполнена или ее выполнение было некорректно, микропроцессором электронного блока 1 охранно-противоугонной системы вырабатывается код неисправности, который передается через интерфейс 3 и шину 4 питания в центральный блок 5 управления, где происходит диагностирование неисправности соответствующих функциональных органов 2 ТС. Например, фиксируются обрыв в цепи, короткое замыкание, перегрузка по току и другие возможные неисправности.

Охранная функция в рассматриваемой радиоканальной охранно-противоугонной системе реализуется с помощью вышеупомянутых электронных блоков 1 охранно-противоугонной системы, связанных с центральным блоком 5 управления по шине 4 питания, и введенных в систему автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы (фиг.2), связанных с центральным радиомодулем 7 радиоканалами.

Каждый такой радиоканал связывает центральный радиомодуль 7 с автономным радиомодулем 8, входящим в состав каждого автономного электронного модуля 6 охранно-противоугонной системы. Каждый автономный электронный модуль 6 охранно-противоугонной системы может взаимодействовать с одним или несколькими функциональными органами 2 ТС. Питание всех функциональных узлов, входящих в состав автономного электронного модуля 6 охранно-противоугонной системы, осуществляется от блока 9 автономного питания, входящего в состав данного автономного электронного модуля 6 охранно-противоугонной системы.

Охраняемое ТС может быть использовано по прямому назначению - для передвижения (без буксировки) - только пользователями. Опознавание пользователей осуществляется с помощью связанных друг с другом блока 10 идентификации пользователя и центрального блока 5 управления.

Блок 10 идентификации пользователя может быть выполнен:

- в виде устройства RFID (фиг.3), включающего в свой состав тэг 11 (носимую пользователем часть устройства RFID) и ридер 12 (часть устройства RFID, установленную на ТС);

- в виде биометрического считывателя (фиг.4), содержащего установленные на борту ТС биометрический оптоэлектронный сканер 13 и контроллер 14.

Если блок 10 идентификации пользователя выполнен в виде устройства RFID (фиг.3), то пользователь должен иметь при себе тэг 11, который может быть выполнен в виде транспондерной карточки, брелока или активной метки.

Тэг 11 осуществляет радиоконтакт в форме динамического идентификационного диалога с установленным на ТС ридером 12.

Сигналом для начала динамического идентификационного диалога является замыкание (или размыкание) выключателя 15, в результате чего, на первый вход центрального блока 5 управления поступает сигнал питания с шины 4 питания. В качестве выключателей 15 могут быть использованы тумблер включения зажигания, замок двери, педаль тормоза и другие узлы ТС, срабатывание которых указывает на воздействие пользователя на ТС. Центральный блок 5 управления переключает ридер 12 в режим начала идентификации. В этом режиме ридер 12 периодически формирует кодовые радиосообщения, которые распространяются в некой зоне опроса вокруг ридера 12. Если в зоне опроса отсутствует хотя бы один тэг 11, то на свои кодовые радиосообщения ридер 12 не получает ответов.

Если же в зоне опроса ридера 12 оказывается тэг 11, то кодовое радиосообщение принимается этим тэгом 11. После получения указанного кодового радиосообщения тэг 11 анализирует его. В том случае, если анализ показывает, что кодовое радиосообщение может быть сформировано ридером 12, входящим в состав того же блока 10 идентификации пользователя, что и тэг 11, то тэг 11 формирует ответный сигнал, содержащий записанный в памяти тэга 11 индивидуальный код.

После получения этого ответного сигнала ридер 12 проверяет, совпадает ли полученный в ответном сигнале индивидуальный код с одним из записанных в его памяти индивидуальных кодов тэгов 11, которые могут входить в его блок 10 идентификации пользователя. Если такое совпадение имеет место, то ридер 12 начинает цикл опроса. В цикле опроса ридер 12 посылает тэгу 11 сигнал, содержащий динамический код - случайное число. Тэг 11 принимает этот сигнал, преобразует динамический код согласно заложенному в памяти тэга 11 нелинейному алгоритму и передает обратно ридеру 12. Ридер 12 параллельно проводит такое же преобразование и при совпадении чисел - собственного и полученного от тэга 11 - ТС снимается с охраны. Основным отличием динамического кода от обычного формирования кода-пароля является то, что с динамического кода невозможно сделать "электронный слепок", так как на каждом этапе динамического идентификационного диалога динамический код меняется.

Если блок 10 идентификации пользователя выполнен в виде биометрического считывателя (фиг.4), то идентификация пользователя осуществляется следующим образом. Так же, как и в описанном выше варианте выполнения блока 10 идентификации пользователя в виде устройства RFID, процесс идентификации начинается после замыкания выключателя 15.

В процессе идентификации лицо, являющееся либо одним из пользователей, либо злоумышленником, прикладывает свой палец к поверхности биометрического оптоэлектронного сканера 13 и тем самым замыкает выключатель 15. Напряжение от центрального блока 16 питания (аккумулятора) по шине 4 питания поступает в центральный блок 5 управления охранно-противоугонной системы и активирует формирование команды начала процедуры идентификации.

Сформированная команда начала процедуры идентификации из центрального блока 5 управления поступает на пусковой вход блока 10 идентификации пользователя. После получения команды начала процедуры идентификации входящий в состав блока 10 идентификации пользователя контроллер 14 (фиг.5) запускает процедуру сканирования изображения отпечатка пальца. По этой процедуре блок 17 регистрации контроллера 14 принимает выходной сигнал биометрического оптоэлектронного сканера 13 и фиксирует его в своей памяти в виде двумерного изображения - кадра, представляющего собой цифровую форму изображения отпечатка пальца. Если полученный кадр не пригоден для идентификации (например, из-за плохого контакта пальца с биометрическим оптоэлектронным сканером 13), то в память блока 17 регистрации записывается следующий кадр изображения, полученного биометрическим оптоэлектронным сканером 13, пока не будет, наконец, получен кадр, пригодный для идентификации.

Как только фиксируется кадр, пригодный для идентификации, в блоке 17 регистрации контроллера 14 формируется команда запуска процедуры поиска в блоке 18 хранения образцов кадров образцов отпечатков пальцев, а кадр, пригодный для идентификации, передается на первый вход блока 19 сравнения.

Кадры образцов из блока 18 хранения образцов последовательно передаются на второй вход блока 19 сравнения, где происходит их сопоставление с полученным кадром, пригодным для идентификации. В случае нахождения образца, соответствующего полученному кадру отпечатка пальца, пригодному для идентификации, появляется сигнал соответствия, например, корреляционный отклик. Амплитуда корреляционного отклика тем выше, чем больше степень соответствия сформированного кадра отпечатка пальца одному из кадров образцов отпечатков пальцев. В блоке 19 сравнения амплитуда корреляционного отклика сравнивается с заданным порогом. Превышение амплитудой корреляционного отклика заданного порога свидетельствует о близком соответствии (о совпадении) отсканированного отпечатка пальца и определенного отпечатка пальца руки одного из легитимных пользователей ТС. Затем амплитуда корреляционного отклика нормируется и с выхода блока 19 сравнения нормированный корреляционный отклик, дополненный порядковым номером кадра образца отпечатка пальца, поступает на вход центрального блока 5 управления, который фиксирует порядковый номер кадра образца отпечатка пальца, при котором произошло совпадение. Это позволяет установить номер ячейки памяти блока 18 хранения образцов, соответствующей определенному образцу отпечатка пальца, то есть однозначно установить личность пользователя ТС. В свою очередь, по установленной личности пользователя ТС центральный блок 5 управления определяет заранее заданный данным пользователем ТС оптимальный для него режим управления охранно-противоугонной системой.

Центральный блок 5 управления формирует соответствующую команду для одного или нескольких электронных блоков 1 охранно-противоугонной системы и/или для одного или нескольких автономных электронных модулей 6 охранно-противоугонной системы, например, команду разблокирования управляемых реле HOOK-UP и/или управляемых реле WAIT UP. Эта команда передается, соответственно, либо по шине 4 питания на соответствующие электронные блоки 1 охранно-противоугонной системы, либо по радиоканалу через центральный радиомодуль 7 к одному или нескольким автономным радиомодулям 8.

Центральный 7 (фиг.6) и автономные 8 (фиг.7) радиомодули работают под управлением своих микроконтроллеров 20.

Первые вход и выход микроконтроллера 20, расположенного в центральном радиомодуле 7 (фиг.6), служат для подключения к соответствующим дополнительным выходу и входу центрального блока 5 управления. При этом вторые вход и выход указанного микроконтроллера 20 служат для подключения ко вторым выходу и входу центрального блока 21 обработки сигналов (фиг.8).

А первые вход и выход микроконтроллера 20, расположенного в автономном радиомодуле 8 (фиг.7), служат для подключения к выходам и входам соответствующих функциональных органов 2 ТС. При этом вторые вход и выход указанного микроконтроллера 20 служат для подключения ко вторым выходу и входу автономного блока 22 обработки сигналов (фиг.9).

При таком подключении центральный блок 21 обработки сигналов (фиг.8) получает от микроконтроллера 20 команды, в соответствии с которыми устанавливаются параметры передачи и приема сигналов, осуществляемые приемопередатчиком 23, входящим в состав центрального радиомодуля 7.

В свою очередь, автономный блок 22 обработки сигналов (фиг.9) получает от микроконтроллера 20 команды, в соответствии с которыми устанавливаются параметры передачи и приема сигналов, осуществляемые приемопередатчиком 23, входящим в состав автономного радиомодуля 8.

Таким образом, создаются условия для осуществления двухсторонней радиосвязи между приемопередатчиком 23, входящим в состав центрального радиомодуля 7, и каждым из приемопередатчиков 23, входящих в состав соответствующего автономного радиомодуля 8. При этой двусторонней радиосвязи осуществляется обмен кодовыми сообщениями между центральным радиомодулем 7 и каждым из автономных радиомодулей 8.

Как отмечалось выше, наиболее эффективным вариантом такой радиосвязи является режим динамического идентификационного диалога, который осуществляется в целом аналогично описанному выше динамическому идентификационному диалогу между тэгом 11 и ридером 12, однако имеет ряд своих особенностей.

Динамический идентификационный диалог между центральным радиомодулем 7 и одним из автономных радиомодулей 8 начинается с того, что центральный радиомодуль 7 формирует кодовое сообщение, предназначенное для определенного автономного радиомодуля 8. Для выделения этого определенного автономного радиомодуля 8 могут использоваться различные возможности. Например, центральный блок 21 обработки сигналов может использовать для обмена кодовыми сообщениями между приемопередатчиками 23 специально выделенную для каждого из автономных радиомодулей 8 несущую частоту. Вместо этого можно включать в кодовое сообщение, формируемое в центральном радиомодуле 7, индивидуальный код того автономного радиомодуля 8, для которого предназначено данное кодовое сообщение.

Приемопередатчик 23 автономного радиомодуля 8 выделяет кодовое сообщение, предназначенное для данного автономного радиомодуля 8, и проверяет, могло ли быть послано это кодовое сообщение из центрального радиомодуля 7 (например, по содержащемуся в данном кодовом сообщении индивидуальному коду центрального радиомодуля 7). При положительных результатах проверки автономный радиомодуль 8 формирует ответный сигнал, по которому можно однозначно опознать данный автономный радиомодуль 8 (например, ответный сигнал может содержать индивидуальный код автономного радиомодуля 8).

После получения этого ответного сигнала центральный блок 21 обработки сигналов проверяет, отправлено ли ответное сообщение соответствующим автономным радиомодулем 8. Например, в качестве такой проверки может быть использовано совпадение полученного индивидуального кода с соответствующим индивидуальным кодом автономного радиомодуля 8, хранящемся в памяти центрального радиомодуля 7. Если ответное сообщение выдерживает проверку, то центральный радиомодуль 7 вновь посылает автономному радиомодулю 8 сигнал, содержащий код некоторого случайного числа. Автономный радиомодуль 8 принимает этот сигнал, преобразует случайное число, в соответствии с заложенным в автономном радиомодуле 8 нелинейным алгоритмом, и передает обратно центральному радиомодулю 7. Центральный радиомодуль 7 параллельно проводит тождественное нелинейное преобразование случайного числа, сравнивает результат указанного тождественного нелинейного преобразования с нелинейно преобразованным случайным числом, полученным от автономного радиомодуля 8, и при их совпадении посылает в центральный блок 5 управления сообщение о легитимности радиоконтакта с данным автономным электронным модулем 6 охранно-противоугонной системы.

Далее центральный радиомодуль 7 начинает аналогичный динамический идентификационный диалог со следующим автономным радиомодулем 8.

Описанная выше процедура динамического идентификационного диалога надежно защищает радиоканал от "электронного взлома".

Все функции цифровой, логической и пороговой обработки сигналов в центральном 7 и автономных 8 радиомодулях выполняют, соответственно, центральный 21 и автономный 22 блоки обработки сигналов (фиг.7 и фиг.8).

В состав центрального блока 21 обработки сигналов входит центральный процессор 24, а в состав автономного блока 22 обработки сигналов - автономный процессор 25.

Кроме того, в состав центрального блока 21 обработки сигналов и в состав автономного блока 22 обработки сигналов входят общие элементы:

- блок 26 синхронизации;

- цифроаналоговый преобразователь 27;

- АЦП 28;

- полосовой фильтр 29.

При этом сигналы синхронизации для центрального процессора 24 формирует блок 26 синхронизации, входящий в состав центрального блока 21 обработки сигналов.

А сигналы синхронизации для автономного процессора 25 формирует блок 26 синхронизации, входящий в состав автономного блока 22 обработки сигналов.

В центральном блоке 21 обработки сигналов (фиг.8) кодированный сигнал, необходимый для ведения динамического идентификационного диалога, поступает с первого выхода центрального процессора 24 на вход цифроаналогового преобразователя 27, преобразуется в аналоговый вид и подается через первый выход центрального блока 21 обработки сигналов на модулирующий вход приемопередатчика 23. В приемопередатчике 23 этот кодированный сигнал переносится на высокочастотную несущую и излучается в эфир.

Принятый автономным радиомодулем 8 сигнал поступает из приемопередатчика 23 на первый вход автономного блока 22 обработки сигналов (фиг.9). В указанном автономном блоке 22 обработки сигналов данный сигнал подается на вход полосового фильтра 29. Полосовой фильтр 29 снижает уровень помех и шумов в сигнале. После этого принятый сигнал подвергается аналого-цифровому преобразованию в АЦП 28 и в цифровом виде подается на первый вход автономного процессора 25, который обрабатывает преобразованный сигнал в соответствии с описанным выше алгоритмом динамического идентификационного диалога. Преобразования кода динамического идентификационного диалога осуществляются с тактовой частотой, задаваемой блоком 26 синхронизации, подключенным ко второму входу автономного процессора 25. Команда передачи преобразованного кода поступает из соответствующего микроконтроллера 20 через второй вход автономного блока 22 обработки сигналов на третий вход автономного процессора 25. После этого автономный процессор 25 передает преобразованный код через цифро-аналоговый преобразователь 27 на приемопередатчик 23. К преобразованному коду может добавляться дополнительная служебная информация. Приемопередатчик 23 передает по радиоэфиру преобразованный код и дополнительную служебную информацию в центральный радиомодуль 7.

Вся переданная по радиоэфиру информация через приемопередатчик 23 поступает в центральный блок 21 обработки сигналов (фиг.8).

При совпадении кода динамического идентификационного диалога, содержащегося в принятом сигнале, с кодом, записанным в памяти центрального процессора 24, на втором выходе центрального процессора 24 формируется сообщение об опознавании соответствующего автономного радиомодуля 8. Это сообщение со второго выхода центрального процессора 24 через второй выход центрального блока 21 обработки сигналов поступает в микроконтроллер 20 (и далее в центральный блок 5 управления). Дополнительная служебная информация об автономном электронном модуле 6 охранно-противоугонной системы также фиксируется в центральном блоке 5 управления.

Далее, центральный радиомодуль 7 переходит к динамическому идентификационному диалогу со следующим автономным радиомодулем 8.

Автономный блок 22 обработки сигналов отличается от центрального блока 21 обработки сигналов наличием порогового устройства, предназначенного для контроля напряжения питания, поступающего от блока 9 автономного питания. Это пороговое устройство на фиг.9 не показано. Пороговое устройство фиксирует разряд блока 9 автономного питания, требующий замены батареи. При понижении выходного напряжения блока 9 автономного питания ниже установленного порогового уровня пороговое устройство посылает в автономный процессор 25 специальный сигнал, получение которого фиксируется в памяти автономного процессора 25. Во время динамического идентификационного диалога между автономным радиомодулем 8 (в состав которого входит данный автономный процессор 25) и центральным радиомодулем 7 информация о необходимости замены батареи соответствующего блока 9 автономного питания передается в эфир (в составе дополнительной служебной информации). Затем эта информация принимается приемопередатчиком 23, находящимся в центральном радиомодуле 7, и пересылается из центрального радиомодуля 7 в центральный блок 5 управления. При опознавании легитимного пользователя центральный блок 5 управления формирует соответствующий сигнал оповещения пользователя о необходимости замены батареи в определенном автономном электронном модуле 6 охранно-противоугонной системы.

Если в качестве автономного электронного модуля 6 охранно-противоугонной системы выступает датчик несанкционированного воздействия, например, геркон, то при его срабатывании микроконтроллер 20 автономного радиомодуля 8 формирует в цифровом виде тревожное извещение, которое через второй вход автономного блока 22 обработки сигналов поступает на третий вход автономного процессора 25. Автономный процессор 25 преобразует это извещение в вид, необходимый для передачи по радиоканалу. Преобразованное тревожное извещение с первого выхода автономного процессора 25 поступает на вход цифроаналогового преобразователя 27, который преобразует указанное извещение в аналоговый сигнал, необходимый для модуляции высокочастотной несущей приемопередатчика 23 автономного радиомодуля 8. Сигнал модуляции с первого выхода автономного блока 22 обработки сигналов поступает на вход приемопередатчика 23. Приемопередатчик 23 формирует соответствующее тревожное сообщение и посылает его в радиоэфир. Указанное тревожное сообщение принимается приемопередатчиком 23 центрального радиомодуля 7 и передается в центральный блок 21 обработки сигналов - на его первый вход, являющийся входом полосового фильтра 29. Полосовой фильтр 29 снижает уровень шумов принятого сигнала. После этого указанный сигнал проходит аналого-цифровое преобразование в АЦП 28 и в цифровом виде поступает на первый вход центрального процессора 24. Центральный процессор 24 преобразует принятое тревожное сообщение к виду, необходимому для того, чтобы центральный блок 5 управления воспринимал поступившее тревожное сообщение так же, как извещение, поступившее от какого-либо электронного блока 1 охранно-противоугонной системы.

В соответствии с поступившим тревожным сообщением и заложенной в центральном блоке 5 управления программой, формируется сигнал управляющего воздействия на функциональные органы 2 ТС. Например, может быть сформирован сигнал блокирования дверей и/или сигнал блокирования движения ТС. По шине 4 питания и/или через центральный радиомодуль 7 - по радиоэфиру - этот управляющий сигнал подается из центрального блока 5 управления на соответствующие электронные блоки 1 охранно-противоугонной системы и/или на автономные электронные модули 6 охранно-противоугонной системы. Интерфейс 3 и/или автономный радиомодуль 8 преобразуют этот сигнал в управляющие воздействия для соответствующих функциональных органов 2 ТС.

Нарушить работу этого информационно-управляющего контура путем "электронного взлома" практически невозможно, поскольку используемые в нем радиоканалы надежно защищены режимом динамического идентификационного диалога. Вероятность физического воздействия на элементы этого информационно-управляющего контура также мала, поскольку внешне эти автономные электронные модули 6 охранно-противоугонной системы ничем не отличаются от штатных электротехнических узлов ТС и "прозвонкой" не определяются.

Таким образом, решается поставленная задача по созданию радиоканальной охранно-противоугонной системы, обладающей более высокой, чем известные аналоги, скрытностью установки и защищенностью от "электронного взлома".

Обеспечиваемый технический результат заключается в том, что дополнительно устанавливаемые на ТС автономные электронные модули 6 охранно-противоугонной системы (представляющие собой датчики несанкционированного воздействия и узлы блокирования функциональных органов ТС, оснащенные автономными радиомодулями 8 и блоками 9 автономного питания) выполнены с возможностью радиообмена кодовыми сообщениями с центральным блоком 5 управления и поэтому не требуют подводящих проводов. Они взаимодействуют с центральным блоком 5 управления с помощью надежно защищенных от "электронного взлома" радиоканалов, управляемых встроенными микроконтроллерами.

1. Радиоканальная охранно-противоугонная система, содержащая центральный блок питания, который подключен к шине питания, выполненной с возможностью передачи кодированных частотно-модулированных высокочастотных сигналов, центральный блок управления, первый вход которого через выключатель подключен к шине питания, и блок идентификации пользователя, вход и выход которого подключены соответственно к выходу и ко второму входу центрального блока управления, а также электронные блоки охранно-противоугонной системы, каждый из которых связан с одним или несколькими функциональными органами транспортного средства и содержит интерфейс, обеспечивающий связь электронного блока охранно-противоугонной системы по шине питания с центральным блоком управления, отличающаяся тем, что в нее введены центральный радиомодуль и автономные электронные модули охранно-противоугонной системы, каждый из которых содержит автономный радиомодуль, связанный по радиоэфиру с центральным радиомодулем с возможностью ведения динамического идентификационного диалога с использованием кодовых сигнальных посылок с числами, изменяющимися случайным образом от посылки к посылке, и подключенный входом и выходом к одному или нескольким функциональным органам транспортного средства, а также блок автономного питания, соединенный с питающими цепями автономного радиомодуля, при этом центральный блок управления выполнен с дополнительными входом и выходом, которые подключены соответственно к выходу и входу центрального радиомодуля.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что центральный радиомодуль содержит центральный блок обработки сигналов, микроконтроллер и приемопередатчик, обеспечивающий двустороннюю связь центрального радиомодуля с каждым автономным радиомодулем, первые вход и выход центрального блока обработки сигналов подключены соответственно к выходу и входу приемопередатчика, а вторые вход и выход - соответственно к первым выходу и входу микроконтроллера, вторые выход и вход которого являются соответственно выходом и входом центрального радиомодуля.

3. Система по п.1, отличающаяся тем, что каждый автономный радиомодуль содержит автономный блок обработки сигналов, микроконтроллер и приемопередатчик, обеспечивающий двустороннюю связь между данным автономным радиомодулем и центральным радиомодулем, первые вход и выход автономного блока обработки сигналов подключены соответственно к выходу и входу приемопередатчика, а вторые вход и выход - соответственно к первым выходу и входу микроконтроллера, вторые выход и вход которого являются соответственно выходом и входом данного автономного радиомодуля.

4. Система по п.2, отличающаяся тем, что центральный блок обработки сигналов включает в себя центральный процессор, первый выход которого подключен к цифроаналоговому преобразователю, последовательно соединенные полосовой фильтр и аналого-цифровой преобразователь, выход которого подключен к первому входу центрального процессора, а также блок синхронизации, выход которого подключен ко второму входу центрального процессора, при этом вход полосового фильтра и выход цифроаналогового преобразователя являются соответственно первым входом и первым выходом центрального блока обработки сигналов, а третий вход и второй выход центрального процессора - соответственно вторым входом и вторым выходом центрального блока обработки сигналов.

5. Система по п.3, отличающаяся тем, что каждый автономный блок обработки сигналов включает в себя автономный процессор, первый выход которого подключен к цифроаналоговому преобразователю, последовательно соединенные полосовой фильтр и аналого-цифровой преобразователь, выход которого подключен к первому входу автономного процессора, а также блок синхронизации, выход которого подключен ко второму входу автономного процессора, при этом вход полосового фильтра и выход цифроаналогового преобразователя являются соответственно первым входом и первым выходом автономного блока обработки сигналов, а третий вход и второй выход автономного процессора - соответственно вторым входом и вторым выходом автономного блока обработки сигналов.

6. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок идентификации пользователя выполнен в виде системы радиочастотной идентификации, содержащей носимый тэг и установленный на борту транспортного средства ридер, которые могут обмениваться друг с другом по радиоэфиру кодовыми сообщениями, в том числе вести динамический идентификационный диалог, при этом вход и выход ридера являются соответственно входом и выходом блока идентификации пользователя.

7. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок идентификации пользователя выполнен в виде биометрического считывателя, содержащего установленный на борту транспортного средства биометрический оптоэлектронный сканер, для которого биометрическим параметром является отпечаток одного или нескольких пальцев любого из пользователей данного транспортного средства, и контроллер, первый вход которого подключен к выходу биометрического оптоэлектронного сканера, а второй вход и выход контроллера являются соответственно пусковым входом и выходом блока идентификации пользователя.

8. Система по п.7, отличающаяся тем, что контроллер содержит блок регистрации, первый вход которого является первым входом контроллера, а второй вход - пусковым входом контроллера, и блок сравнения, первый вход которого подключен к первому выходу блока регистрации, а выход является выходом контроллера, а также блок хранения образцов, вход которого подключен ко второму выходу блока регистрации, а выход - ко второму входу блока сравнения.

9. Система по п.1, отличающаяся тем, что один или несколько автономных электронных модулей охранно-противоугонной системы выполнены в виде управляемого реле HOOK-UP.

10. Система по п.1, отличающаяся тем, что один или несколько автономных электронных модулей охранно-противоугонной системы выполнены в виде управляемого реле WAIT UP.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от угона с технологией радиочастотной идентификации (RFID) пользователей ТС. .

Изобретение относится к охранной технике, в частности к противоугонным системам, предназначенным для блокировки рулевого вала транспортного средства. .

Изобретение относится к области техники, направленной на защиту от подделки идентификационных признаков моторного транспортного средства. .

Изобретение относится к оборудованию для предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств. .

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного использования. .

Изобретение относится к средствам безопасности транспортных средств (ТС) и предназначено для использования при защите ТС от проникновения и угона. .

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к механическим противоугонным устройствам, предназначенным для предотвращения угона транспортных средств посторонними лицами.

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к механическим противоугонным устройствам, предназначенным для предотвращения угона транспортных средств посторонними лицами.

Изобретение относится к области борьбы с угонами и кражами транспортных средств (ТС) и предназначено для обнаружения фактов недозволенного использования ТС, в том числе фактов фальсификации страховых случаев.

Изобретение относится к технике реализации охранных систем, предназначенных для защиты объектов недвижимости и транспортных средств

Изобретение относится к охранной технике и может быть использовано в противоугонных системах, устанавливаемых на рулевом валу транспортного средства для блокировки его в повернутом положении

Изобретение относится к противоугонным устройствам и может быть установлено в качестве защитной блокировки магнитного клапана топливного насоса высокого давления на дизельных двигателях

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования

Изобретение относится к сигнальным устройствам для охранно-противоугонных систем транспортных средств и предназначено для тревожного звукового оповещения

Изобретение относится к замкам противоугонного устройства

Изобретение относится к системам сигнализации, обеспечивающим подачу тревожных сигналов и поиск транспортного средства в случаях угона или разбойного нападения

Изобретение относится к техническим средствам мониторинга и контроля состояния транспортных средств (ТС), а также реагирования на возникновение нештатных и аварийных ситуаций, включая угон и дорожно-транспортное происшествие (ДТП)

Изобретение относится к системе вызова автомобиля, более конкретно к системам дистанционного управления автомобилем

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к оборудованию для предотвращения недозволенного использования или кражи транспортных средств
Наверх