Турбореактивный двухконтурный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности

Турбореактивный двухконтурный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с противоточной схемой газовоздушного тракта содержит на выходе из компрессора низкого давления ресивер с защитной сеткой. Защитная сетка установлена под острым углом к оси двигателя. Отношение проходной площади защитной сетки к площади газовоздушного тракта на входе в компрессор высокого давления составляет 1,5-40, а отношение площади газовоздушного тракта на входе в компрессор низкого давления к площади газовоздушного тракта на выходе из компрессора низкого давления составляет 1,5-3,0. Изобретение позволяет повысить надежность и КПД турбореактивного двигателя за счет предотвращения обледенения защитной сетки и снижения ее гидравлического сопротивления. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к турбореактивным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности авиационного применения.

Известен турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с однорядным вентилятором, привод которого осуществляется через редуктор [С.А.Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981, с.548, рис.13.3.1].

Недостатком такой конструкции является низкая надежность при попадании посторонних предметов в газовоздушный тракт двигателя, что приводит к лавинообразному разрушению малоразмерных лопаток компрессора высокого давления и лопаток турбины.

Наиболее близким к заявляемому является турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с противоточной схемой газовоздушного тракта, в котором на выходе из компрессора низкого давления выполнен ресивер, на выходе из которого установлена защитная сетка [Патент РФ №2075658, F16C 21/00, 1997 г.].

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является низкая надежность и низкий КПД турбореактивного двигателя из-за повышенного гидравлического сопротивления защитной сетки и возможности ее обледенения при низких температурах окружающей среды, а также из-за скопления посторонних предметов в газовоздушном тракте двигателя перед сеткой при длительной эксплуатации двигателя..

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности и КПД турбореактивного двигателя за счет предотвращения обледенения защитной сетки и снижения ее гидравлического сопротивления.

Сущность изобретения заключается в том, что в турбореактивном двухконтурном двигателе сверхвысокой степени двухконтурности с противоточной схемой газовоздушного тракта, на выходе из компрессора низкого давления которого выполнен ресивер с защитной сеткой, согласно изобретению защитная сетка установлена под острым углом к оси двигателя, причем отношение проходной площади F3 защитной сетки к площади F4 газовоздушного тракта на входе в компрессор высокого давления составляет 1,5-40, а отношение площади F1 газовоздушного тракта на входе в компрессор низкого давления к площади F2 газовоздушного тракта на выходе из компрессора низкого давления составляет 1,5-3,0.

Кроме того, на внешней стороне ресивера перед защитной сеткой установлен лючок сброса посторонних предметов.

Постановка защитной сетки в ресивере между компрессором низкого давления и газогенератором под острым углом к оси двигателя решает задачу защиты лопаток газогенератора и лопаток установленной за газогенератором турбины от повреждения посторонними предметами, но при этом возможно обледенение самой защитной сетки с последующей ее поломкой и попаданием в проточную часть газогенератора.

Для предотвращения обледенения сетки воздух подогревается в процессе сжатия в компрессоре низкого давления, причем степень сжатия воздуха определяется соотношением площадей проточной части на входе и на выходе из компрессора низкого давления.

При F1/F2<1,5 возможно обледенение защитной сетки из-за малого подогрева воздуха в процессе его сжатия в компрессоре низкого давления, а в случае F1/F2>3 - снижается надежность турбореактивного двигателя из-за увеличения количества ступеней, незащищенных защитной сеткой.

Гидравлическое сопротивление сетки должно быть минимальным, чтобы не ухудшать экономичность двигателя, что достигается увеличением ее проходной площади.

При F3/F4<1,5 ухудшается КПД турбореактивного двигателя из-за повышенного гидравлического сопротивления защитной сетки, однако в случае, когда F3/F4>40, излишне возрастают габариты и масса турбореактивного двигателя из-за возрастания габаритов защитной сетки. Причем защитная сетка установлена под острым углом α к оси двигателя, что позволяет увеличить ее проходную площадь F3.

Важным фактором, снижающим ресурс турбореактивного двигателя, является попадание посторонних предметов в газовоздушный тракт двигателя, например, при рулежке самолета по взлетной полосе.

В этом случае поврежденные лопатки вентилятора и компрессора низкого давления могут быть отремонтированы или заменены без съема двигателя с крыла. В то же время замена лопаток компрессора высокого давления или турбины высокого давления без съема газогенератора с крыла является сложной технической задачей ввиду больших окружных скоростей и напряжений на лопатках компрессора высокого давления и турбины высокого давления.

Для удаления накапливающихся в процессе эксплуатации загрязнений (посторонних предметов) перед защитной сеткой во внешней стенке реверса в нижней части двигателя выполнен лючок сброса посторонних предметов.

На чертеже показан продольный разрез турбореактивного двигателя заявляемой конструкции.

Турбореактивный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности 1 состоит из биротативного вентилятора 2 и установленного за ним ниже по потоку компрессора низкого давления 3 с входом 4. Газовоздушный тракт 5 двигателя выполнен по противоточной схеме, и на выходе 6 из компрессора низкого давления выполнен ресивер 7 с установленной в нем защитной сеткой 8, который на выходе соединен с входом 9 газогенератора 10, состоящего из компрессора высокого давления 11, камеры сгорания 12 и турбины высокого давления 13, на выходе которой установлена биротативная турбина 14, которая приводит во вращение биротативный вентилятор 2. На выходе из биротативной турбины 14 установлена турбина низкого давления 15, которая приводит во вращение компрессор низкого давления 3.

Газ 16 через выхлопные патрубки 17 истекает в канал наружного контура 18, смешивается с потоком воздуха 19 и далее истекает в атмосферу через сопло 20.

Во внешней стенке 21 ресивера 7 перед защитной сеткой 8, в нижней части двигателя 1, установлен лючок 22 сброса загрязнений (посторонних предметов), который может быть выполнен открывающимся автоматически, например, при рулежке самолета на режиме малого газа работы двигателя 1.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе двигателя 1 сверхвысокой степени двухконтурности на вход 4 компрессора низкого давления 3 при рулежке самолета по взлетной полосе могут поступать посторонние предметы (например, куски бетонного покрытия аэродрома и т.п.), которые могут вызвать лавинообразное разрушение лопаток газогенератора 10 и установленных за ним турбин 14 и 15. Однако этого не происходит, так как защитная сетка 8 исключает попадание крупных посторонних предметов на вход в газогенератор 10. Одновременно сетка 8 способствует повышению равномерности потока воздуха на входе в газогенератор 10. В двигателе сверхвысокой степени двухконтурности степень сжатия и подогрев воздуха в корневых сечениях вентилятора 2 мала, поэтому оптимальная степень сжатия воздуха с соответствующим его подогревом в компрессоре низкого давления 3 обеспечивает надежную работу двигателя 1 без обледенения защитной сетки 8. Увеличенная проходная площадь защитной сетки 8 позволяет минимизировать ее гидравлическое сопротивление даже при частичном ее загрязнении, что также повышает надежность двигателя 1.

Лючок 22 сброса загрязнений (посторонних предметов), установленный на внешней стенке 21 ресивера 7 в нижней части двигателя 1, позволяет при регламентных работах производить техническое обслуживание защитной сетки 8 и периодический сброс загрязнений, в том числе и в автоматическом режиме.

1. Турбореактивный двухконтурный двигатель сверхвысокой степени двухконтурности с противоточной схемой газовоздушного тракта, на выходе из компрессора низкого давления которого выполнен ресивер с защитной сеткой, отличающийся тем, что защитная сетка установлена под острым углом к оси двигателя, причем отношение проходной площади защитной сетки к площади газовоздушного тракта на входе в компрессор высокого давления составляет 1,5-40, а отношение площади газовоздушного тракта на входе в компрессор низкого давления к площади газовоздушного тракта на выходе из компрессора низкого давления составляет 1,5-3,0.

2. Турбореактивный двухконтурный двигатель по п.1, отличающийся тем, что на внешней стороне ресивера перед защитной сеткой установлен лючок сброса посторонних предметов.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции элементов тракта всасывания газоперекачивающего агрегата, в частности к защитной сетке газотурбинного двигателя, и может использоваться для обеспечения надежной защиты газотурбинного двигателя от попадания посторонних предметов внутрь его проточной части.

Изобретение относится к авиационному оборудованию. .

Изобретение относится к передвижным и стационарным газотурбинным установкам. .

Изобретение относится к газотурбинным установкам в блочно-контейнерном исполнении, в том числе и для привода электрогенератора. .

Изобретение относится к авиационной промышленности. .

Изобретение относится к авиационному оборудованию, в частности к воздухозаборникам турбореактивных двигателей

Изобретение относится к газоочистным устройствам и может быть использовано для очистки забираемого из атмосферы воздуха и подготовке его к подаче в компрессоры газотурбинных двигателей (ГТД), применяемых в качестве приводов, например, газоперекачивающих агрегатов, газотурбинных электростанций для защиты лопаточного аппарата от абразивного износа

Воздухозаборная система газотурбинной установки, расположенной в укрытии, содержит установленное снаружи укрытия воздухоочистительное устройство, включающее фильтрующие элементы и осадкозадерживающие козырьки и конфузор, соединенный через воздуховод с газотурбинной установкой. Фильтрующие элементы воздухоочистительного устройства расположены в раме, закрепленной в проеме стены укрытия. Конфузор герметично скреплен с внутренней поверхностью стены укрытия. Осадкозадерживающие козырьки воздухоочистительного устройства скреплены с наружной поверхностью стены укрытия. Использование предлагаемого изобретения позволит значительно снизить общую массу воздухозаборной системы, минимизировать площадь, занимаемую воздухозаборной системой на промышленной площадке, понизить гидравлическое сопротивление воздухозаборной системы. 3 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов, в частности к защитным устройствам различных типов воздушно-реактивных двигателей. Воздухозаборное устройство включает заглушку воздушно-реактивного двигателя для защиты элементов регулирования и распределения маршевого топлива на стартовом режиме. Заглушка расположена на входе в воздухозаборное устройство, имеет обтекаемую аэродинамическую форму, выполнена сбрасываемой и содержит пиротолкатель для ее сброса. Пиротолкатель состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня. Толкающий поршень выполнен с возможностью перекрытия своим торцом канала расположения сбрасываемого с заглушкой поршня. Изобретение позволяет упростить конструкцию заглушки и механизма ее удаления, а также повысить надежность последнего. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Фюзеляж летательного аппарата содержит носовую часть с кабиной управления и передним шасси, серединную часть с элементами крепления крыльев, хвостовую часть с реактивным двигателем и оперением. Между серединной и хвостовой частями установлены соединительное звено и изогнутая по дуге решетчатая ферма, площадь решетки которой больше площади всасывающего сопла реактивного двигателя. Соединительное звено выполнено полнотелым/пустотелым. Через соединительное звено проложены трубопроводы, электрические кабели для обеспечения работы реактивного двигателя и поворотных элементов оперения. Изобретение направлено на повышение безопасности летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к конструктивным элементам двигателей летательных аппаратов. Пиротолкатель заглушки воздухозаборного устройства воздушно-реактивного двигателя состоит из корпуса, газогенератора с дроссельной шайбой, сбрасываемого с заглушкой поршня, разрушаемого элемента фиксации сбрасываемого с заглушкой поршня в корпусе и толкающего поршня, закрывающего в конце хода канал расположения сбрасываемого с заглушкой поршня своим торцом. Часть сбрасываемого с заглушкой поршня расположена внутри основного толкающего поршня, а сопряжение их центрирующих поверхностей выполнено с минимальным зазором. Внутри основного толкающего поршня расположен вспомогательный толкающий поршень, упирающийся своим торцем в торец сбрасываемого с заглушкой поршня. Основной толкающий поршень имеет разжимное пружинное кольцо, а в корпусе пиротолкателя имеется канавка для разжимного пружинного кольца. Изобретение позволяет повысить надежность работы пиротолкателя и обеспечить фиксацию толкающего поршня в корпусе пиротолкателя после его срабатывания. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может применяться в конструкции воздухоочистительных устройств газотурбинных установок (ГТУ), применяемых в качестве приводов, например, газоперекачивающих агрегатов или газотурбинных электростанций, для исключения возможности возникновения помпажа двигателя ГТУ. Воздухоочистительное устройство содержит воздухоприемную камеру, погодные козырьки и фильтры. Фильтры расположены ярусами в воздухоприемной камере. Перед фильтрами, выше и ниже их, установлены вращающиеся барабаны с намотанной на них мелкоячеистой сеткой, закрепленной своими концами на верхнем и нижнем барабанах. Барабаны снабжены нагревательными элементами в виде греющего кабеля. На погодные козырьки могут дополнительно устанавливаться нагревательные элементы, выполненные в виде инфракрасных устройств. Использование изобретения позволит повысить КПД и надежность работы газотурбинной установки, исключив обледенение фильтров воздухоочистительного устройства без системы подогрева циклового воздуха. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к двигателям летательных аппаратов. Воздухозаборник вертолетного газотурбинного двигателя содержит компрессор и канал для подачи воздуха на компрессор, кромки (30, 32) и противообледенительную решетку (36). Противообледенительная решетка установлена на внешних концах (30а, 32а) кромок (30, 32) воздухозаборника и расположена на пути воздушного потока, поступающего в воздухозаборник (34). По меньшей мере, одна кромка (30, 32) воздухозаборника изготовлена из тонкого металлического листа. Изобретение обеспечивает существенный объем обходного потока при обледенении. 2 н. и 8 з.п. ф-лы. 6 ил.
Наверх