Способ устранения у детей инфантильного типа глотания

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для устранения инфантильного типа глотания. Способ включает формирование движений языка, обеспечивающих анатомически нормальное глотание путем выполнения комплекса упражнений с индивидуально подобранной по размеру указкой. Способ позволяет обеспечить воздействие на все основные зоны языка в последовательности, соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании, что способствует более эффективной коррекции инфантильного типа глотания. 1 табл., 2 ил.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано в ортодонтии для устранения инфантильного глотания у детей.

Неправильное положение языка при глотании, например, вследствие привычки у ребенка сосания пальцев связано с риском развития открытого прикуса. Ребенок просовывает язык между фронтальными зубами, вызывая аномалию окклюзии, протрузию верхних резцов, нарушение речи в виде шепелявости. Эти дефекты приобретаются в течение многих лет.

Для устранения вредной привычки конструируют пластинку на верхнюю челюсть с заслонкой для языка (Кн. Стоматология детей и подростков, 7-е изд. Под ред. Ральфа Е.Мак-Дональда, Дейвида Р.Эйвери, Мед. Информ. Агентство, М., 2003 г., с.676-677).

Более обоснованными способами лечения признаны миофункциональные, когда ребенок тренируется в правильном глотании. В частности, ребенок должен сомкнуть зубы, поместить кончик языка напротив резцового сосочка и затем глотнуть. При этом мышцы расслабляются. Когда ребенок научится подобным образом глотать с помощью лингвальной пластинки с заслонкой для языка, ребенка отучают просовывать язык в образовавшуюся между зубами щель. Указанные способы имеют недостаточный терапевтический эффект и длительное время лечения.

Известен способ устранения инфантильного типа глотания, предложенный доктором Хинцем из Германии. Способ осуществляют с помощью вставляемой в полость рта вестибулярной пластинки, на которой укреплена бусинка. При этом способе ребенка обучают вращать бусинку поднятием средней части языка вверх (В.М.Чапала. Миофункциональная коррекция вестибулярных пластинок (В.М.Чапала. "Миофункциональная коррекция зубочелюстных аномалий и речевых нарушений с применением вестибулярных пластинок." Методические рекомендации).

Недостатком способа является то, что раздражение наносится на одну зону языка, а это во многих случаях не обеспечивает формирование необходимых глотательных движений языка, кроме того, эффективность лечения по этому способу достигается только у детей до шестилетнего возраста.

В качестве ближайшего аналога предлагаемого изобретения принят способ, при осуществлении которого врач с помощью "петли для языка" охватывает тело языка и, прилагая некоторое усилие, обеспечивает придание ему более переднего положения (Журнал "Ортодонтия" 2004 г. №2). Недостаток тот же, что и в предыдущем способе: воздействие только на одну зону языка, что малоэффективно.

Предлагаемым изобретением решается задача обеспечения воздействия на все основные зоны языка и на весь язык в последовательности, наиболее соответствующей движениям языка при анатомически правильном глотании и повышении на этой основе устранения дефектов в глотании пищи, в том числе у детей старше шести лет. Изучение этого процесса показало, что последовательность активных сокращений различных зон языка и завершающих движений всего языка совпадает с направлением прохождения пищи от входа в ротовую полость до входа в пищевод. А именно: кончик языка, его средняя часть и корневая. Завершает процесс проглатывания пищи движение всего языка.

Сущностью изобретения является обеспечение воздействия на язык и его зоны в последовательности, соответствующей соприкосновению зон языка с пищей при анатомически правильном глотании, то есть воздействуют сначала на кончик языка, затем на его среднюю часть, потом на корневую часть, а затем на весь язык. При этом воздействуют на зоны языка и весь язык с помощью двух функциональных проволочных или пластмассовых приспособлений, называемых указками, показанных на фиг.1 и 2.

На фиг.1 дан схематический эскиз указки для надавливания на кончик языка и его среднюю часть, где 1 - треугольник указки, вершина которого заовалена, 2 - П-образный выступ указки, 3 - амортизаторы, 4 - держатель. На фиг.2 дан схематический эскиз для надавливания на корневую часть языка и на всю его поверхность, где 3 - амортизаторы, 4 - держатель, 5 - заоваленный конец указки, 6 - выступы для установки указки на зубы, 7 - средняя часть указки. Амортизаторы указок обеспечивают возможность отклонения указок при воздействии на них частями языка после надавливания на них в процессе лечения и для смягчения нажатия.

Способ осуществляют следующим образом, сначала врач или медсестра объясняют ребенку, что язык можно условно разделить на три зоны, участвующие в глотании, а именно кончик языка, среднюю часть и корневую. Затем ребенку указывают эти зоны на его языке с помощью указок 1 и 2: несколько раз дотрагиваются до кончика языка треугольником 1, до его средней части языка - П-образным выступом 2, до корневой части - заоваленным концом 5 и до всей поверхности языка - средней частью 7. Эти приемы позволяют ребенку научиться ощущать расположение зон языка, а также привыкнуть к ощущению элементов указок.

После этого переходят к приемам, подготавливающим самостоятельное применение ребенком указок. Для этого после введения указки №1 в полость рта ребенка П-образный выступ 2 на ней используют в качестве опоры на небе и просят ребенка несколько раз дотянуться кончиком языка до треугольника 1 на указке. Затем в качестве опоры на небе используют треугольник 1 и просят ребенка несколько раз дотянуться средней частью языка до позиции 2. После этих приемов вместо указки №1 в полость ребенка вводят указку №2: выступами 6 ее фиксируют на шестых зубах верхней челюсти, просят ребенка несколько раз дотронуться корневой частью языка до конца 5, а затем, перевернув указку №2 позицией 5 вверх и используя позицию 1 в качестве опоры на небе, просят ребенка несколько раз дотянуться всей поверхностью языка до средней части 7 указки. Для закрепления полученных навыков и укрепления мышц языка вслед за этим проводят упражнения с обеспечением сопротивления на надавливание треугольником, безболезненно надавливают на кончик языка и предлагают ребенку несколько раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Точно так же предлагают ребенку по несколько раз поднять среднюю часть языка, его корневую часть и весь язык при надавливании, соответственно П-образным выступом, заоваленным концом 5 указки №2 и средней частью 7.

Приемы, подготавливающие самостоятельное применение ребенком указок, завершают одним-двумя циклами десятикратно повторяемых ребенком под наблюдением врача или медсестры упражнений на "надавливание-сопротивление" в указанной выше последовательности в использовании указок №1 и №2 и их элементов.

После этого ребенку выдают указки №1 и №2, индивидуально подогнанные к размерам его полости рта, и дают задания в домашних условиях ежедневно в течение 30 дней самостоятельно, многократно в течение каждого дня выполнять описанные выше упражнения на "надавливание - сопротивление". При явке к врачу через указанный период устанавливают необходимость и продолжительность выполнения упражнений в последующие периоды.

Заявителем по предлагаемому способу проведена коррекция инфантильного типа глотания у 27 детей различного возраста: от 7-и до 12-ти лет, из них у 11 девочек (таблица). Практика показала, что во всех случаях, за исключением одного, в период от 30 до 45 дней были получены положительные результаты - тип глотания был приведен к анатомически нормальному.

Наименование показателейВсегоВ том числе девочекПоложительный результат
Пролечено детей271126
Из них: от 7 до 9 лет18817
от 10 до 12 лет939

Рецидивов в отдаленном периоде наблюдения - до 1-го года - не наблюдалось. Что касается упомянутого выше отрицательного случая, то, как выяснилось, положительный результат у этого пациента, мальчика 7-и лет, не был достигнут из-за недостаточного внимания родителей к его лечению. Это подтвердилось, в частности, тем, что при усилении родителями внимания к обеспечению мальчиком многократности ежедневного выполнения рекомендованных упражнений через 40 дней процесс глотания у него нормализовался.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что поставленные изобретением технические задачи полностью решены: предлагаемым способом обеспечивается воздействие на все зоны и на весь язык в целом, а эффективность лечения приблизилась к 100%.

Пример.

Инфантильный тип глотания у мальчика 8 лет Пети К. Проба на сглатывание слюны показала, что подчелюстные мышцы не участвуют в процессе глотания. При отпивании воды из стакана ребенком производились всасывающие движения. При открытом рте по просьбе врача ребенок смог поднять в сторону неба только кончик языка. Лечение проведено по предлагаемому способу. Сначала ребенку разъяснили и с помощью указок №1 и №2 указали на его языке три зоны: кончик языка, среднюю и корневую части. Для этого по 2-3 раза дотронулись до названных частей языка в следующем порядке: треугольником 1 до кончика языка, затем П-образным выступом до средней части, после этого заоваленным концом 5 указки №2 до корневой части, а затем средней частью 7 указки №2 ко всей поверхности языка.

После этого перешли к подготовке ребенка к освоению им упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого указку №1 опирали на небо и просили ребенка дотянуться несколько раз кончиком языка до треугольника 1. После этого в качестве опоры на небе использовали треугольник 1 и просили ребенка прикоснуться несколько раз к П-образному выступу 2. Затем вместо указки №1 вводили в полость рта ребенка указку №2 и выступами 6 на ней фиксировали на шестых зубах верхней челюсти. После этого просили ребенка прикоснуться несколько раз корневой частью языка к заоваленному концу 5 указки №2. Затем, используя поз.5 в качестве опоры на небе, просили ребенка прикоснуться несколько раз всей поверхностью языка к средней части 7.

После подготовительных приемов перешли к освоению ребенком упражнений на "надавливание-сопротивление". Для этого треугольником 1 безболезненно надавливали на кончик языка и просили ребенка 5-6 раз поднять кончик языка, преодолевая сопротивление указки. Затем такое же упражнение при надавливании П-образным выступом 2 на среднюю часть языка, при надавливании концом 5 указки №2 на корневую часть языка и при надавливании средней частью 7 на всю поверхность языка.

После этого под наблюдением врача провели самостоятельное выполнение ребенком указанных выше упражнений на "надавливание-сопротивление" в указанной выше последовательности с использованием указок №1 и №2 и их элементов. По завершении обучения ребенку были выданы указки №1 и №2, индивидуально подогнанные к размерам его полости рта, и дано задание в течение 30 дней, ежедневно многократно повторять вышеуказанные упражнения.

На приеме у врача через 30 дней было замечено существенное улучшение в подвижности частей языка и подчелюстных мышц, синхронно-глотательные движения. Было назначено продолжать упражнение еще 15 дней. Проверка через 15 дней показала способность ребенка самостоятельно, без указок, поднимать к небу не только кончик, но и среднюю корневую часть языка, и весь язык. Подчелюстные мышцы окрепли. Глотание происходило анатомически нормально. Наблюдение через 1 год не выявили рецидива патологии в глотании.

Способ устранения у детей инфантильного типа глотания, включающий формирование движений языка, обеспечивающих анатомически нормальное глотание, отличающийся тем, что формирование этих движений осуществляют выполнением упражнений: дотрагивание ребенком до индивидуально подобранной по размеру указки, фиксированной на небе, последовательно кончиком языка, средней частью, корневой частью и всей поверхностью языка, далее проводят надавливание указкой на участки языка в той же последовательности, а ребенок при этом, преодолевая сопротивление, поднимает язык, затем ребенок самостоятельно многократно ежедневно выполняет надавливание указкой на участки языка в указанной последовательности, при этом, поднимая язык, преодолевая сопротивление, до выработки рефлекторного анатомически правильного глотания.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к оздоровительному и лечебному массажу и физиотерапии. .
Изобретение относится к медицине, а именно к косметологии. .

Изобретение относится к медицине, а именно к гастроэнтерологии и физиотерапии. .

Изобретение относится к медицине, а именно - физиотерапии. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, эндокринологии и педиатрии. .

Изобретение относится к области медицины, а конкретнее к способам лечения детского церебрального паралича (ДЦП). .

Изобретение относится к области педиатрии, реабилитологии и может быть использовано для лечения детей с ограниченными возможностями на фоне инфекционного процесса, в том числе и в условиях реабилитационных центров.
Изобретение относится к медицине, в частности к способам массажа, используемым при лечении пациентов от различного рода заболеваний. .

Изобретение относится к области медицины, а именно физиотерапии, магнитотерапии и лечебно-оздоровительным тренажерам. .
Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, курортологии, физиотерапии, эндокринологии и педиатрии. .

Изобретение относится к медицине и может быть применимо для лечения келоидных рубцов
Изобретение относится к медицине, в частности к иммунологии, и предназначено для активации иммунной системы человека

Изобретение относится к медицине, а именно к вертебрологии, к устройствам для лечения заболеваний позвоночника: остеохондроза, болей вертеброгенного характера, а также при нарушениях осанки

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в физиотерапии
Изобретение относится к медицине, а именно к массажу, и может быть использовано для релаксации человека
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для коррекции состояния пациента при плечелопаточном периартрите (ПЛП)
Изобретение относится к медицине и может быть использовано для устранения болевого синдрома в ягодичной области
Изобретение относится к медицине, а именно к эндокринологии и иглорефлексотерапии

Изобретение относится к медицине, а именно к мануальной терапии, массажу и лечебной физкультуре
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и предназначено для лечения детей с заболеваниями позвоночника в виде нарушений осанки и сколиоза
Наверх