Реверсивная фрикционная предохранительнаямуфта

 

O n И С А Н И Е 2462 0 9

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республин

К ЗАВИСИМОМУ АВТОРСКОМУ

СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства № 236920

Заявлено 03.1Ч.1968 (№ 1233516/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет

Опубликовано 11 VI.1969. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 28.Х.1969

Кл. 47с, 8

МПК F 16cI

УДК 621.825.54-783 (088.8) Комитет по делам ° изобретеиий и открытий при Совете Министров

СССР

Авторы изобретения

Г. В. Гонский, В. Г1. Мельниченко и О. Н. Шпаков

Заявитель

РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в электроприводах запорной арматуры с планетарными передачами на предприятиях химической, газовой, нефтяной и других отраслей промышленности с целью повышения надежности и долговечности запорной арматуры и облегчения перехода на автоматическое дистанционное управление ею.

Известна по основному авт. св. № 236920 реверсивная фрикционная предохранительная муфта для планетарных редукторов одностороннего действия, которая обеспечивает передачу различных крутящих моментов при посадке запорного органа и его срыве, а также независимую регулировку этих моментов.

Однако практикой арматуростроения наряду с защитой арматуры от перегрузок по крутящему моменту как при посадке запорного органа на седло в момент полного закрытия, так и при посадке его на верхнее уплотнение при полном открытии ставится требование обеспечить передачу повышенного крутящего момента в обоих направлениях в начальный момент движения (для срыва запорного органа).

В предлагаемом изобретении это удовлетворяется путем применения подвижных упоров для ограничения поворота корпуса муфты, выполненных в виде двух кулачков, жестко закрепленных на валике.

При посадке запорного органа как в нижнем, так и в верхнем положениях муфта упи5 рается в корпус электропривода своими рабочими плунжерами (открытия или закрытия), т. е. работает как плунжерная муфта и обеспечивает высокую точность посадки. При срыве запорного органа (с верхнего и нижнего

10 положений) муфта упирается в перемещающиеся упоры, жестко связанные с валиком путевых выключателей привода, корпусом (а не рабочими плунжерами), т. е. работает как обычная фрикционная предохранительная

15 муфта и обеспечивает передачу необходимого для срыва повышенного крутящего момента.

На фиг. 1 представлена предлагаемая муфта; на фиг. 2 — ее кинематическая схема.

20 Муфта состоит из диска трения 1, закрепленного на валу, и корпуса 2 муфты, на котором размещены нажимная и отжимная системы. Корпус 2 свободно посажен на вал на шарикоподшипниках 8. В нажимную систему

25 входят нажимной диск 4, болты 5 с гайками 6 и пружины 7. Отжимная система представляет собой выполненную в корпусе муфты гидравлическую полость М, которая замыкается с двух сторон рабочими 8 и 9 и отжимными

30 10 плунжерами. Уплотнение гидравлической

246209

50 полости осущесгвляется резиновыми диафрагмами 11.

Муфта консольно устанавливается на валу червяка 12, входящего в зацепление с упорной шестерней 18 планетарной передачи 14. Муфта удерживает червяк 12 и упорную шестерню

18 от проворачивания при нормальной работе привода на открытие и закрытие. Движение от электродвигателя 15 передается запорному органу через планетарную передачу и снимается с водила 1б. При посадке запорного органа или аварийных помехах в пути водило останавливается, в результате чего происходит проворачивание упорной шестерни 18, червяка 12 и диска трения 1 муфты, т. е. ее срыв и буксование. Корпус 2 муфты при этом тоже стремится провернуться, но этому препятствуют упоры А и Б (корпус электропривода) или подвижные упоры 17 и 18. В зависимости от того, в какой из упоров упирается муфта, она передает тот или иной по величине крутящий момент, т. е. способна посадить и сорвать запорный орган с различными усилиямии.

При открывании арматуры запорный орган перемещается из своего крайнего нижнего в крайнее верхнее положение. При этом осуществляются три процесса: срыв запорного органа с седла, перемещение его из нижнего положения в верхнее и, наконец, посадка его на верхнее уплотнение. Все эти процессы протекают при одном и том же направлении вращения электродвигателя. Корпус 2 муфты стремится повернуться против часовой стрелки и может прижиматься либо к подвижному упору 17, либо через рабочий плунжер 8 — к неподвижному упору А. В момент срыва запорного органа упор 17 находится против корпуса 2 муфты, и последний упирается в него; между плунжером 8 и упором А имеется небольшой зазор (порядка 1 — 2 мм). Так как рабочий плунжер, а следовательно, и отжимная система, не участвуют в работе, то муфта работает как обычная фрикционная предохранительная, передавая повышенный крутящий момент, пропорциональный начальной затяжке пружин 7 нажимной системы и необходимый для осуществления срыва запорного органа. Затем, по мере перемещения запорного органа вверх, подвижной упор 17, который жестко связан с валиком 19 путевых выключателей и приводится во вращение от водила через систему зубчатых колес, поворачивается

З0

40 и выходит из зацепления с корпусом 2 муфты. Последняя, выбирая зазор между рабочим плунжером 8 и упором А, упирается в него и начинает работать как плунжерная муфта.

При этом рабочий плунжер 8 передает реактивное усилие на жидкосгь в гидравлической плоскости Г, в которой развивается давление, пропорциональное действующему крутящему моменту; оно передается на отжимные плунжеры 10 и вызывает отжимной эффект, благодаря которому приближается момент срабатывания муфты и повышается точность ее работы. Срабатывание муфты наступает при аварийных помехах в пути или при посадке на верхнее уплотнение.

За период полного хода запорного органа подвижной упор 18 поворачивается на определенный угол и устанавливается против корпуса 2 муфты. Таким образом, к концу открытия арматуры муфта подготавливается к осуществлению срыва запорного органа с верхнего уплотнения при второй фазе движения запорного органа на закрытие, которая осуществляется за счет реверсирования электродвигателя. В этой фазе корпус 2 муфты в первый момент упирается в упор 18, обеспечивая работу муфты в режиме обычной фрикционной предохранительной муфты, а через небольшой отрезок времени, после выхода подвижного упора 18 из зацепления с корпусом 2 муфты, последняя упирается в упор Б вторым рабочим плунжером 9 и переходит на режим плунжерной муфты, на котором работает до момента посадки запорного органа.

Различные посадочные усилия в верхнем и нижнем положениях обеспечиваются различными диаметрами рабочих плунжеров 8 и 9.

Независимая регулировка осуществляется за счет сжатия пружин 7 нажимной системы и сменных рабочих плунжеров 8 и 9.

Предмет изобретения

Реверсивная фрикционная предохранительная муфта по авт. св. М 236920, отличаюи аяся тем, что, с целью обеспечения передачи повышенного крутящего момента в обоих направлениях в начальный момент движения, она снабжена подвижными упорами для ограничения поворота корпуса, выполненными в виде двух кулачков, жестко закрепленных на валике, расположенном параллельно валу муфты и связанном с ним с помощью шестеpен, 246209

Составитель И. Малюга

Редактор М, Афанасьева Техред Л. Я. Левина Корректоры: А. Абрамова и А. Николаева

Заказ 2751/1б Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2

Реверсивная фрикционная предохранительнаямуфта Реверсивная фрикционная предохранительнаямуфта Реверсивная фрикционная предохранительнаямуфта Реверсивная фрикционная предохранительнаямуфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к агрегатам вертолета для передачи энергии от силовой установки к несущему винту, в частности, к кулачковой муфте с гидравлическим управлением, предназначенной для соединения и рассоединения несущего винта с трансмиссией

Изобретение относится к муфтам сцепления

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда при изменении давления текучей среды, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач

Изобретение относится к средствам управления автоматическим переключением передач велосипеда при изменении вязкого трения, срабатывающим при изменении угловой скорости с последующим подключением вспомогательного усилия от втулки вращающегося колеса для срабатывания заднего переключателя передач
Наверх