Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо



Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо
Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо
Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо
Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо
Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо
Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо

 


Владельцы патента RU 2414374:

Гусев Гелий Анатольевич (RU)

Изобретение относится к велосипедам, в которых педальный вал проходит через втулку колеса и соединён с колесом через универсальный шарнир или шарнир равных угловых скоростей. При повороте руля (10) в пределах заданного угла обеспечивается удержание вилки (4) от поворота. При повороте на угол больше заданного руль (10) упирается в выступы (16) вилки (4) и обеспечивается поворот вилки (4) и колеса. Между рамой (13) и вилкой (4) установлены пружины (15), установочное усилие которых достаточно для удержания вилки (4) в нейтральном положении при движении и которые не препятствуют повороту вилки (4) после поворота руля (10) в крайние положения за счёт приложения к пружинам (15) усилия, превышающего установочное. При возврате руля (10) в нейтральное положение вилка (4) автоматически занимает своё нейтральное положение. Решение направлено на устранение раскачивания руля от сил давления на педали. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Стремление конструкторов уменьшить нагрузку велосипедиста путем снижения его аэродинамического сопротивления привело к созданию множества конструкций велосипедов, на которых человек размещен в полулежащей позе. В этом случае конструктивно выгодно выполнить привод от педалей на переднее колесо. При этом переднее колесо сохраняло функции управляемого колеса. К сожалению, велосипед с приводом на переднее управляемое колесо обладает серьезным недостатком. Во время езды горизонтальная составляющая силы воздействия ногой на педаль стремиться повернуть руль. При нажатии правой ногой - влево, при нажатии левой - вправо. Раскачивание руля приходится гасить усилиями рук.

Решение этой задачи известно из GB 635550 А.

Вилка переднего колеса выполнена неповоротной. Поэтому сила давления на педаль никак не влияет на поведение руля.

Для того чтобы переднее колесо сохранило при этом функцию управляемого колеса, предложена следующая его конструкция. Колесо состоит из двух основных частей: поворотной части и неповоротной (или центральной). К поворотной части относятся обод с шиной и диск колеса (или спицевый набор). К центральной части - втулка, имеющая привод от педалей и крепления колеса к вилке. Между ними установлено подвижное соединение, также состоящее из поворотной и неповоротной частей, которые входят в соответствующие части колеса. Соединение позволяет передавать крутящий момент от втулки к шине при любом наклоне плоскости вращения поворотной части (в заданном диапазоне углов) относительно втулки колеса. Такими соединениями могут быть, например, шарнир Гука или шарнир равных угловых скоростей (ШРУС).

Рассматриваемая схема поворота управляемого колеса позволяет получить угол его отклонения до плюс-минус 15 градусов при расстоянии между педалями по горизонтали около 0,2 м. Такие параметры приемлемы при движении со скоростью выше 5÷7 км/час. Тем не менее, в какой-то ситуации может возникнуть потребность поворота колеса на больший угол. Например, когда велосипедист ведет велосипед за руль, или когда балансирует на малой скорости, или когда во время езды требуется резко повернуть руль при неожиданном появлении препятствия. (В этом случае велика вероятность падения.)

Настоящее изобретение направлено на решение этой задачи.

Для того чтобы поворотная часть колеса отклонялась не в произвольную сторону, а только по направлению, по которому должно катиться колесо, в конструкцию введен механизм поворота. Он связан со стержнем руля, что обеспечивает управление велосипедом.

В настоящем изобретении рассматриваются новые конструкции механизма поворота колеса, которые, по мнению автора, более компактны и более надежны.

Краткое описание чертежей.

Фиг.1 - принципиальная схема компоновки переднего колеса.

Фиг.2 - вид сверху при повороте велосипеда.

Фиг.3 - схема устройства центральной части переднего колеса.

Фиг.4 - предлагаемый механизм поворота колеса.

Фиг.5 - схема установки удерживающих пружин.

Фиг.6 - схема шестеренчатого механизма привода колеса.

На чертежах обозначены

1 - Поворотная часть колеса.

2 - Втулка.

3 - Шарнир равных угловых скоростей.

4 - Вилка переднего колеса.

5 - Подшипник механизма поворота колеса.

6 - Точка фиксации наружной обоймы подшипника (5).

7 - Элемент вилки, фиксирующий подшипник (5).

8 - Точка крепления к подшипнику (5) тяги управления.

9 - Корпус механизма поворота колеса.

10 - Труба руля.

11 - Стержень руля.

12 - Ролики.

13 - Рама велосипеда.

14 - Шарнир поворота вилки.

15 - Удерживающие пружины.

16 - Выступы на передней вилке колеса.

17 - Вал педального узла.

18 - Ведущая шестерня.

19 - Ведомая шестерня.

На фиг.1 показана схема компоновки переднего колеса. Поворотная часть колеса (1) крепится к втулке (2) через ШРУЗ (3). Втулка для простоты изображена выполненной как одно целое с педалями. (Так делали на старинных велосипедах - «пауках».) На фиг.2 эта же схема показана при виде сверху по сечению А-А на фиг.1. Причем плоскость поворотной части (1) повернута относительно вилки (4).

На фиг.3 показана центральная часть предлагаемой конструкции колеса в двух проекциях. Видно, что на наружной поверхности ШРУЗ в плоскости его симметрии установлен подшипник (5), являющийся основной частью механизма поворота колеса. В точке (6) подшипник соединен с пером вилки (4), имеющим жесткий элемент (7) с подшипником в точке (6). К точке (8) крепится тяга механизма поворота, которая связывает поворотную часть колеса со стержнем руля. При перемещении точки (8) подшипник отклоняется от нейтрального положения вправо-влево по ходу велосипеда, поворачиваясь вокруг показанной на правой проекции оси 00, проходящей через точку (6) и ось колеса. Таким образом, у наружной обоймы подшипника механизма поворота остается одна степень свободы - поворот вправо-влево по необходимому направлению качения колеса. Внутренняя обойма подшипника, корпус механизма поворота (9) и прикрепленная к нему часть колеса образуют поворотную часть колеса (1), которая имеет две степени свободы - поворот и вращение вокруг оси втулки.

Эта конструкция отличается от предложенной в GB 635550 А. Там наружная обойма подшипника (5) заключена в корпус, который жесткой штангой соединен с рулем (10, 11). Поворот корпуса (и, следовательно, колеса), удержание их от наклонов выполняет только эта штанга. Внутренняя обойма подшипника (5) жестко соединена с диском (спицевым набором) колеса. Из компоновочных соображений подшипник механизма поворота вынесен из плоскости качения колеса, что увеличивает расстояние между перьями вилки. В противном случае уменьшится угол поворота колеса по направлению движения. И то и другое решение ухудшает характеристики велосипеда по сравнению с предлагаемой конструкцией.

Устройство механизма поворота с жесткой штангой имеет еще один недостаток. Вал переднего колеса крепится к вилке не в двух точках, как обычно, а в трех: два пера вилки и средняя часть вилки через подшипник механизма поворота, жесткую штангу и руль. Образуется статически неопределимая система. Как следствие, проблемы вибраций и прочности. Их решение означает увеличение массы и сложности конструкции велосипеда.

В предлагаемой конструкции подшипник механизма поворота (5) связан с рулем не жесткими элементами, а системой тяг. Следовательно, вал имеет не три, а две опоры. Система статически определимая.

Механизм поворота может иметь и иную конструкцию. Например, показанную на фиг.4, где колесо повернуто вправо по ходу. Здесь корпус механизма поворота выполнен в виде удлиненного силового элемента. С ним жестко соединена труба руля (10) своим стержнем (11). На корпусе крепятся ролики (12), прижимающиеся беговыми поверхностями к ободу колеса с противоположных его сторон. Ролики удерживают колесо в одной плоскости вращения и поворачивают эту плоскость при повороте руля относительно вилки (4) и рамы (13). Эта конструкция более простая, но она требует высокого качества изготовления обода.

Для решения указанной выше проблемы поворота колеса вправо-влево на угол больше расчетного для нормальной езды предлагается следующее. Передняя вилка крепится к раме не жестко, а на шарнире, как у привычного велосипеда. Кроме того, в конструкции предусмотрено удерживающее устройство (УУ), которое удерживает вилку от поворота, пока руль движется в пределах заданных углов. Если же руль поворачивается в какую-нибудь сторону до упора, то УУ освобождает вилку, и при дальнейшем движении руля в том же направлении вилка движется вместе с рулем. Конструкции УУ могут быть самые разнообразные.

На фиг.5 представлен один из возможных вариантов. Стержень руля (11) поворачивается внутри вилки (4). Вилка (4) соединена с рамой (13) шарниром (14). Функцию УУ выполняют пружины (15). Их установочное усилие больше силы, стремящейся повернуть вилку во время педалирования. Поэтому повернуть вилку можно только усилиями рук, надавливая трубой руля (10) на выступы вилки (16). При возврате руля в сторону своего нейтрального положения вилка автоматически занимает свое нейтральное положение, фиксируя вилку колеса.

1. Велосипед с приводом на переднее управляемое колесо, имеющий:
педали с рычагами на концах вала (17) педального узла, закрепленного через подшипники на передней вилке (4),
втулку (2), соединенную с валом (17) педального узла,
шестерни (18, 19), обеспечивающие передачу крутящего момента от педалей к втулке (2),
подвижное соединение (3), установленное между втулкой (2) и диском (спицевым набором) колеса, позволяющее рулем (10, 11) через механизм поворота колеса отклонять плоскости вращения диска (спицевого набора) колеса и обода с шиной по необходимому направлению движения велосипеда, передавая при этом крутящий момент от втулки (2) к диску (спицевому набору),
отличающийся тем, что при повороте руля в пределах заданного угла обеспечивается удержание вилки (4) от поворота; при повороте руля на угол больше заданного обеспечивается поворот вилки.

2. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что между вилкой (4) и рамой (13) установлены пружины (15), установочное усилие которых достаточно для удержания вилки (4) в нейтральном положении при движении, и которые не препятствуют повороту вилки после поворота руля в крайние положения за счет приложения к пружинам усилия, превышающего установочное.

3. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что механизм поворота колеса содержит подшипник (5), установленный так, чтобы его плоскость симметрии, перпендикулярная оси вращения, совпадала с плоскостью, проходящей через центры сечений шины, подшипник (5) соединен с пером вилки жестким элементом (7) с подшипником в точке (6), а в точке (8) - со стержнем руля через систему тяг.

4. Велосипед по п.1, отличающийся тем, что механизм поворота колеса содержит установленный между колесом и верхней частью вилки удлиненный силовой элемент с роликами (12), которые примыкают к ободу колеса справа и слева, и который центральной частью жестко соединен со стержнем руля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двухколесным полноприводным велосипедам с кривошипным валом, совмещенным с осью вращения переднего колеса. .

Изобретение относится к складным грузовым велосипедам для езды полулежа с приводом на переднее колесо. .

Мотоцикл // 2111144
Изобретение относится к области техники для передвижения по дорогам, в частности к устройствам колесного транспорта, используемым в быту. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных машин, преимущественно мотоциклов. .

Изобретение относится к мотоцикл ос троению, в частности к приводам на заднее колесо мотоцикла и блокированного привода на колесо боковой коляски. .

Изобретение относится к устройствам для управления передним колесом, скомбинированным с устройством для наклона кузова при движении на поворотах. .

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к управляемым ведущим мостам транспортных средств. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах с независимой подвеской колес. .

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортных средствах с независимой подвеской колес. .

Изобретение относится к области транспортной техники и может быть использовано в качестве регулятора скорости вращения колес автомобиля. .

Изобретение относится к детским транспортным средствам. .

Трактор // 2255869
Изобретение относится к тракторам с передней подвеской, а именно к трактору с подвеской переднего колеса и механическим приводом переднего колеса, в котором кожух (26) дифференциала привода переднего колесо включает поддон для масла двигателя, устраняющий необходимость использовать отдельный масляный насос, и в котором управляющие рычаги (42, 62) подвески установлены на кожухе (26) дифференциала через монтажные устройства, совместно сформованные на кожухе (26) дифференциала.

Изобретение относится к транспортному машиностроению. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве силовой тяговой установки в аппаратах и транспортных средствах, движение которых не зависит от окружающей среды, под действием этой силы.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к тормозным системам тормозного управления. .

Изобретение относится к машиностроению , в частности к сельскохозяйственному машиностроению. .
Наверх