Способ психокоррекции личности с использованием фрактальной энергоинформационной монотипии в лечебных и учебных целях

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и арттерапии, и может быть использовано для формирования условного рефлекса, как способ психокоррекции личности для лечения психических и соматических заболеваний, а также как метод суггестивного обучения. Пациент находится в помещении со светопоглощающими стенами и освещением от светодиодов. Он располагается между двумя зеркалами. При этом одно из зеркал обычное, а второе, находящееся перед лицом пациента, - полупрозрачное. Пациент читает вслух вербальные формулы - аффирмации. Одновременно, с обратной стороны полупрозрачного зеркала, психотерапевт или инструктор выполняет фрактальную монотипию, таким образом, чтобы пациент мог видеть процесс формирования фракталов. Способ позволяет оказать лечебное действие или способствует усвоению учебного материала. 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 5 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии и арттерапии, и может быть использовано для психофизиологической коррекции человека. Изобретение также может быть использовано, как обучающий метод с целью устранения у обучаемого состояния неуверенности в своих способностях и лучшего закрепления учебного материала.

Среди средств, используемых в психотерапии для психокоррекции человека, давно и хорошо известна арттерапия - метод, где используются различные виды искусства, художественные приемы и творчество. Среди таких приемов известна монотипия (http://www.inpsycho.ru/info/resursy/biblioteka/umk…).

Способ исполнения монотипии заключается в том, что на гладкую поверхность (металл, стекло, пластик, т.п.) наносят краской произвольные мазки. Затем на краску накладывается бумага и производится оттиск рукой, валиком или на станке. Получаемый оттиск всегда неповторим и уникален (Г.В.Беда. Основы изобразительной грамоты. М.: «Просвещение», 1981). При высыхании краски могут формироваться узоры, называемые стохастическими фракталами. Такая монотипия называется фрактальной (http://www.sgpi.ru/wiki/index.php/фрактальная монотипия).

Количество и четкость фракталов зависят от типа краски, ее консистенции, качества бумаги и некоторых других факторов. Единственные и неповторимые узоры фракталов изредка образуют рисунки, в которых угадывается какое-либо изображение или сюжет. Получение таких монотипий с рисунками оказывает на исполнителя мощное эмоциональное действие положительного характера, что в результате способствует психокоррекции личности, избавлению от комплексов, депрессий, улучшает нейроэндокринный баланс и может являться фактором, способствующим лечению соматических заболеваний. Если во время такого положительного стресса пациент произносит вербальные формулы (аффирмации), формируется условный рефлекс, связывающий в подсознании аффирмацию с изображением на монотипии. А во время обучения, учебный материал усваивается лучше. В дальнейшем, один только вид выполненной монотипии может вызвать рефлекторный ответ и оказать лечебное действие.

К недостаткам арттерапии с использованием фрактальной монотипии можно отнести очень малое количество отпечатков с узнаваемыми изображениями. По статистике таких отпечатков не более одного на сто попыток.

Целью настоящего изобретения является осуществление способа получения фрактальных монотипий, где количество полученных отпечатков с узнаваемыми изображениями во время сеанса терапии будет, по крайней мере, на порядок больше среднестатистического. Одновременно, целью изобретения является создание особой обстановки во время сеанса терапии для погружения пациента или обучаемого в особое психическое состояние, способствующее усилению психокоррекции и закреплению в подсознании необходимого условного рефлекса. Таким образом, общая цель - разработка метода арттерапии повышенной эффективности.

Среди способов изготовления монотипии известен такой, когда на гладкую металлическую поверхность наносят масляными красками конкретный рисунок. Затем накладывают лист и прокатывают валиком или на станке (http://www.tigelclub.ru/index.php?id=204). Это способ офортной монотипии позволяет получать достаточно четкие изображения. Недостатком способа является то, что использование масляных красок не позволяет получать отпечатки с богатым фрактальным узором таких, как это получается с использованием водных красок.

Известен «Способ корректирующего воздействия на организм человека и средство для его осуществления (варианты)» (Патент RU 2194542). Способ заключается в том, что пациенту показывают графическое изображение пиктографических символов - рун, одни из которых помещены на носителе справа и соответствуют дате проведения корректирующего воздействия. Другие руны помещены слева и соответствуют имени, отчеству, фамилии и дате рождения пациента. А в центре носителя помещены руны, обеспечивающие динамическое равновесие организма пациента. Известный способ позволяет использовать заранее заготовленные изображения в любом количестве и формировать условный рефлекс. Недостатком способа является отсутствие участия пациента в творческом процессе, что снижает эмоциональное воздействие терапии и снижает ее эффективность.

Известен способ психотерапии, когда для погружения пациента в особое психическое состояние используют помещение с зеркальными стенами - «зеркальный кабинет» (http://olmins.eto-ya.com/2010/09/27/zerkala-v-nashej-zhizni/). Известный способ вызывает изменения в состоянии сознания и может применяться в целях лечения или обучения. Способ не включает в себя арттерапию, и не позволяет получать красочные отпечатки и связанный с ними механизм закрепления условного рефлекса.

Известен «Способ коррекции психоэмоционального состояния» - прототип (Патент RU 2369412). Способ отличается тем, что арттерапию осуществляют рисованием на внутренних поверхностях объемного носителя рисунка (помещения). При этом пациента размещают внутри этого объемного носителя, снабжая его набором средств для нанесения рисунка. Способ осуществляется при непосредственном участии пациента в творческом процессе. Недостаток известного способа в том, что пациент далеко не всегда может выполнить рисунок, качество которого доставит ему удовлетворение. И вместо положительных эмоций терапевт может столкнуться с эмоциями отрицательными, что потребует дополнительной коррекции. Способ не включает в себя возможность получения изменения в сознании психики пациента. Недостаток способа и в том, что пациент не может забрать с собой рисунок и использовать его в любое время для улучшения психофизиологического состояния и срабатывания желаемого условного рефлекса во время созерцания рисунка.

Многочисленными опытами авторы установили, что на формирование фрактальных узоров монотипии, в числе других, влияют такие факторы, как: температура окружающей среды, длинна волн света, которым освещается монотипия, звуковые и механические вибрации. То есть имеют значения различные волновые процессы - электромагнитные (тепловые и световые), звуковые и механические волны. Оперируя этими факторами можно добиваться с высокой надежностью получения разнообразных фрактальных рисунков, узоры которых сами по себе, даже без узнаваемых изображений, производят на исполнителя большое впечатление.

Для устранения указанных недостатков предлагается использовать два зеркала, одно из которых обычное, а другое - полупрозрачное. Зеркала находятся в помещении со светопоглощающими стенами, и помещение освещается неярким светом светильников со светодиодами. А пациент находится между зеркалами, лицом к зеркалу полупрозрачному. Многократное переотражение зеркал и светильников в них создает видимость, так называемого, «зеркального коридора» и вызывает изменение сознания пациента, что способствует закреплению условного рефлекса во время сеанса терапии. Монотипию выполняет водными красками психотерапевт или его помощник (инструктор) непосредственно на грани полупрозрачного зеркала, с другой от пациента стороны. При соответствующей подготовке лицо, выполняющее монотипию, может рисовать конкретные изображения (фигуры людей, животных, растений, пейзажи, т.п.). Получаемый затем отпечаток может содержать это изображение. Во время выполнения монотипии пациент смотрит на полупрозрачное зеркало и читает вслух вербальные формулы (аффирмации). Звуковые волны голоса вызывают в стекле зеркала механические вибрации, которые способствуют дополнительному формированию богатого фрактального узора. Пациент может видеть получаемое изображение. Вид появляющегося фрактального рисунка создает у пациента ощущение сопричастности и производит необходимое действие, формируя условный рефлекс. После сеанса монотипию можно оформить в рамку и отдать пациенту для личного пользования.

Поскольку в предлагаемом способе важную роль играет энергия различных волновых колебаний и для выделения этого способа выполнения монотипии и арттерапии, из других известных способов (монотипия офортная, акватипия, кляксография, др.) мы дали ему специальное название - «фрактальная энергоинформационная монотипия - ФЭИМ». Этот термин признан удачным и получил признание в кругу специалистов.

Выполнение монотипии не обязательно на грани зеркала. С этой целью можно использовать кодаскоп или эпидиаскоп (далее прибор). Прибор располагается с обратной от пациента стороны полупрозрачного зеркала, объективом в сторону зеркала. Заранее производится фокусировка, чтобы изображение проецируемое прибором, получалось на зеркале резким. Выполнение монотипии производится непосредственно на предметном столике прибора. Затем включается лампа прибора, и пациент может наблюдать процесс формирования фракталов.

Схема оборудования помещения для выполнения предлагаемого способа проиллюстрирована на фигуре 1, где:

1 - обычное зеркало, расположенное позади пациента;

2 - полупрозрачное зеркало;

3 - место получаемого изображения;

4 - прибор (кодаскоп или эпидиаскоп).

Возможность осуществления вышеописанного способа подтверждена на практике и иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Пациент А., мужчина 28 лет, страдал алкогольной зависимостью. Анамнез показал, что пациент увлекается псовой охотой с борзыми. Пристрастился к алкоголю во время поездок на охоту. Наибольшие положительные эмоции у него вызывает его любимая собака. Пациенту была составлена аффирмация, куда с целью нейролингвистического программирования была включена скрытая формула, направленная на то, чтобы вызвать у пациента отвращение к алкоголю и внушение того, что в случае дальнейшего злоупотребления алкоголем, его собака заболеет. Во время сеанса на отпечатке монотипии сформировался фрактальный узор с очертаниями, напоминающими борзую собаку (фиг.2). Сеанс произвел на пациента очень сильное впечатление и дал положительные результаты. Наблюдения в течение 1,5 лет показали, что пациент избавился от вредной привычки.

Пример 2.

Пациентка А.А., девочка 3 лет. Страдала ночным недержанием мочи. Любимое занятие пациентки - кормление аквариумных рыбок и разглядывание их. Была составлена короткая аффирмация в стихотворной форме, которую девочка выучила наизусть. В помещение, где проводилась психокоррекция, был установлен аквариум с рыбками. Пациентке внушили, что, если она прочтет рыбкам стихотворение, рыбки помогут ей оставаться ночью сухой. На полученной монотипии получилось фрактальное изображение рыбки (фиг.3). Увидев изображение еще на плоскости зеркала, девочка пришла в восторг. Монотипия была повешена в изголовье ее кровати, чтобы перед сном вызывать необходимые ассоциации. По словам родителей, ночной энурез прекратился сразу после психокоррекции.

Пример 3.

Пациентка Б., 28 лет, страдала псориазом в течение 14 лет, который развился после трагической гибели ее отца. Регрессивный психоанализ показал, что пациентка очень любила отца. Самыми сильными оказались воспоминания, в которых она, еще будучи маленькой девочкой, гуляет с отцом по полю. Его гибель стала причиной сильного стресса, который, вероятно, и дал толчок заболеванию. Была составлена аффирмация, куда включили формулу о том, что отец отныне станет ее невидимым покровителем и избавит от псориаза. На отпечатке монотипии сформировались две фигуры, в которых, при желании, можно увидеть людей, гуляющих среди высоких трав (фиг.4). В течение 2-х месяцев после сеанса псориатические бляшки постепенно заместились здоровым эпидермисом. Рецидивов не было 2 года и 10 месяцев.

Пример 4.

Пациентка В., 62 года, страдала фобией инсульта. От этого у нее повышается артериальное давление, что еще больше усиливает страхи пациентки. Ультразвуковая доплерография сосудов головы показала, что основания для таких опасений действительно имеются. Психотерапевт объяснил пациентке, что состояние ее сосудов соответствует возрасту и ничего плохого не случится, если она не будет переживать по этому поводу. В ходе беседы было установлено, что на пациентку производит успокаивающее действие журчание воды. В качестве аффирмации был выбран припев из песни на стихи М.Вольпина «Журчат ручьи». Когда получилась монотипия с видом гор, тающего снега и стекающих ручьев (фиг.5), отпечаток закатали в прозрачную пленку и предложили пациентке иметь его постоянно при себе. В случае возникновения страхов, смотреть на отпечаток и напевать про себя или вслух слова песни. После психокоррекции пациентка полгода вела дневник, где два раза в день - утром и вечером - записывала показатели АД. Она убедилась, что давление пришло в норму и опасаться ей нечего.

Известно, что в педагогике большое значение имеют средства и методы, способствующие закреплению учебного материала. Иногда с этой целью используются методы с измененным состоянием сознания. Использование предлагаемого способа - в помещении с зеркалами и на фоне демонстрации формирования фрактальной монотипии - можно использовать как суггестивный метод.

Для изучения возможностей использования предлагаемого способа в целях обучения был проведен педагогический эксперимент.

Пример 5.

Группе лиц из 8 человек, проходящих обучение на курсах английского языка, было предложено обучение с использованием ФЭИМ. Обучаемые разучивали стихотворные тексты на языке обучения, находясь в помещении с зеркалами и с одновременным наблюдением за выполнением монотипий. После урока каждому выдавался на руки фрактальный отпечаток и задание на дом: повторять пройденный урок, созерцая монотипию. Регулярные проверки усвоения знаний показали, что в экспериментальной группе усвоение материала проходит почти вдвое успешнее, по сравнению с группой контрольной, где обучение проходило по тому же поурочному плану, но в обычной аудитории, без применения ФЭИМ.

Предлагаемый способ ранее не известен. Его выполнение соответствует уровню техники. Применимость доказана на практике.

1. Способ психокоррекции личности, включающий использование арттерапии и помещения с зеркалами, отличающийся тем, что помещение освещают светодиодами и во время психокоррекции выполняют фрактальную монотипию, при этом пациент находится между двумя зеркалами, причем одно из зеркал является полупрозрачным и располагается перед лицом пациента и пациент читает вслух вербальную формулу, а монотипию выполняют с другой от пациента стороны полупрозрачного зеркала таким образом, чтобы пациент мог видеть получаемое изображение.

2. Способ психокоррекции личности по п.1, отличающийся тем, что монотипию выполняют непосредственно на одной из граней полупрозрачного зеркала.

3. Способ психокоррекции личности по п.1, отличающийся тем, что монотипию выполняют на предметном столике эпидиаскопа, объектив которого направлен на полупрозрачное зеркало, а получаемое изображение затем проецируют на полупрозрачное зеркало.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, в частности к способам лечения заикания. .

Изобретение относится к медицине, психотерапии и может быть использовано для лечения логоневроза и неврозоподобного, резидуально-органического заикания. .
Изобретение относится к медицине и может быть использовано в профилактике, лечении и реабилитации лиц с различными формами зависимости. .

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине. .
Изобретение относится к медицине, а именно - к физиотерапии, неврологии. .
Изобретение относится к медицине, а именно психотерапии, коррекционной и медицинской психологии, к физической, психологической и социальной реабилитации детей, перенесших термическую травму.
Изобретение относится к области медицины, в частности к морской медицине. .
Изобретение относится к области медицины, а именно к наркологии, психотерапии. .

Изобретение относится к области медицины, а именно к терапии, и может быть использовано для лечения ожирения, метаболического синдрома и других заболеваний, которые сопровождаются избыточной массой тела.
Изобретение относится к области медицины, а именно к сексопатологии, и касается лечения психогенной эректильной дисфункции (импотенции)
Изобретение относится к психологии, а именно к способам психологической адаптации детей к стрессовым факторам, в частности, в стоматологии
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для реабилитации пациентов с острой цереброваскулярной патологией на фоне посттравматического стрессового расстройства
Изобретение относится к медицине, а именно к психотерапии, в частности к способам, вызывающим изменения в состоянии сознания, и может быть использовано для достижения состояния психоэмоциональной релаксации и повышения позитивной самооценки пациента и профилактики стресса и его последствий
Изобретение относится к области медицины, а именно к стоматологии и психологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для функциональной коррекции клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей первого и второго детства
Изобретение относится к медицине, физиотерапии

Изобретение относится к медицине, а именно к курортологии, физиотерапии
Наверх