Устройство для защиты буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей


 


Владельцы патента RU 2493322:

Похабов Владимир Иванович (RU)
Аносов Виктор Сергеевич (RU)
Катенин Владимир Александрович (RU)
Чернявец Владимир Васильевич (RU)
Гордеев Игорь Иванович (RU)
Жильцов Николай Николаевич (RU)

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности, в частности к устройствам, предназначенным для защиты буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей. Устройство выполнено в виде защитного барьера, установленного на дне водоема по периметру бурового объекта и закрепленного на дне сваями. При этом сваи выполнены в виде якоря-балласта конусообразной формы из железобетона. Сваи соединены в верхней своей части со щитами, щиты соединены с плавательным средством с нулевой плавучестью на его торцевых поверхностях. В средней своей части щиты соединены между собой посредством стопорных элементов, верхние части щитов соединены между собой посредством упорных элементов. Плавательное средство снабжено в нижней части стабилизирующим устройством, выполненным в виде металлического каркаса пирамидальной формы. Позволяет повысить надежность защиты морского объекта хозяйственной деятельности от воздействия ледовых образований. 1 ил.

 

Изобретение относится к области защиты буровых объектов при движении ледяных полей при естественном или искусственном разрушении ледяного покрова, преимущественно в зонах эксплуатации морских объектов хозяйственной деятельности.

Большинство морей Арктического бассейна отличается большим разнообразием ледовых процессов. Являясь серьезным естественным препятствием в осуществлении хозяйственной деятельности человека на море, ледяной покров значительно ограничивает их деятельность, создает реальную угрозу их безопасности.

Проводимые в последнее время в шельфовой зоне работы по поиску углеводородов диктуют необходимость поиска более совершенных и не отягощенных серьезными материальными затратами и трудоемкостью.

В источнике информации (Расенко А. «Кайсар» это ледовый защитник // газета «Астраханские известия», 22.01.2004 [1]), в качестве средств защиты морских нефтегазовых терминалов на Каспийском море рассматривается возможность использования для этих целей затопленных на мелководье старых кораблей, которые раньше использовались в качестве мишеней для ракет.

В результате исследований была выполнена оценка характера и интенсивности взаимодействия дрейфующих льдов с неподвижной, вертикально расположенной преградой. Корабли расположены в море на глубинах 5-6 м и на расстоянии от берега от 10 до 50 км.

Эпизодические подвижки и интенсивный дрейф льда под воздействием штормовых ветров преобладающих в это время года западного и восточного направлений, а также сгонно-нагонные колебания уровня моря способствуют образованию мощных торосов. Вокруг затопленных кораблей образуются сплошные торосистые поля, а вдоль их бортов - гигантские многослойные навалы из обломков льдин, высота которых составляла от 3-6 до 15 метров над уровнем моря, а их подводные основания достигали дна, образуя торосистые образования, сидящие на грунте - стамухи.

Полученные результаты ледовых исследований были использованы в 1999 г. в Астрахани, где для нужд казахской компании ОКИОК (Оффшор Казахстан Интернешил Оперейтинг Компани), была осуществлена реконструкция типовой погружной буровой баржи, которая была специально адаптирована для работы в условиях дрейфующих льдов Северо-Восточного Каспия.

Подводное основание и борта баржи типа «Кайсар» были модифицированы таким образом, чтобы противостоять ледовым нагрузкам, которые изучались и анализировались на протяжении пяти лет. Проводилось компьютерное моделирование. В результате расчетов площадь баржи была увеличена вдвое, добавлены специальные ледовые отражатели с обеих, сторон баржи. На месте постановки баржи в море, с обеих сторон от баржи, предусмотрена установка системы мощных металлических свай (глубина заглублениях в морское дно до 20 м), назначение которых - сдерживание натиска дрейфующих льдов и активизация процессов торосового образования вокруг платформы. Также известно аналогичное устройство для защиты буровой платформы от воздействия дрейфующих льдов (Karl-Ulrich Evers, Walter Spring(Ice mjdel testing of an exploration platform for shallow waters in the North Caspian sea // 16th International Conference on Port and Ocean Engineering under Frctic Conditions "Ice Engineering Applied to Offshore Regions" (Fugust 12-17, 2001 Ottawa, Ontario, Canada) 2001, pp.255-264 [2], при использовании которого, также достигается защита буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей, созданием перед буровым объектом в ледовый период торосов, сидящих на грунте, посредством ледостойких сооружений, которые специально затапливаются по периметру вокруг буровой платформы.

Однако, при всех многочисленных достоинствах барж типа «Кайсар», использование данного устройства все-таки не гарантирует абсолютной защиты буровых объектов от воздействия дрейфующих льдов.

Так, в феврале 2002 г., под воздействием штормовых ветров преимущественно западных румбов происходило увеличение сплоченности плавучих льдов в районе Гурьевской бороздины, их интенсивная подвижка, торошение и образование стамух, которое сопровождалось повышением уровня моря, вызванного ветровым нагоном. Это опасное природное явление едва не стало причиной серьезной аварии на казахской буровой платформе «Сункар». Одна из четырех барж типа «Ледовый защитник», специально построенных и затопленных вокруг буровой платформы с целью ее защиты от опасного воздействия дрейфующих льдов, была сдвинута движущимся льдом с места и переместилась по дну на расстояние 120 м. Лишь по счастливой случайности на пути баржи не оказалась буровая платформа.

Известна также полезная модель, которая относится к области нефтяной и газовой промышленности, в частности, к защите буровых объектов от разрушения при эксплуатации в море, на Северном Каспии, в ледовых условиях - «Устройство для защиты буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей (Патент на полезную модель RU №79611 [3]).

Техническим результатом устройства [3] является дальнейшее усовершенствование устройств защиты от разрушения буровых объектов морской разведки и добычи. Известное [3] решает задачу защиты от разрушения буровых объектов морской разведки и добычи и содержит защитный барьер, состоящий из металлических щитов, установленных на дне водоема и винтовые сваи. При этом устройство работает следующим образом. Вокруг бурового объекта устанавливают защитный барьер, обеспечивающий торошение ледяных полей, и закрепляют его четырьмя-шестью винтовыми сваями, которые обеспечивают надежную фиксацию защитного барьера на дне. Винтовые сваи углубляют в грунт на 10 м или более и инициируют образование кольцевой стамухи вокруг бурового объекта. Дрейфующие под действием ветра ледяные поля, встречают на своем пути защитный барьер, расположенный вокруг бурового объекта, и ломаются. Заявленный технический результат получают в предположении, что из-за частой смены направлений ветра при всех типах зим, применительно к условиям северной части Каспийского моря, направление и скорость дрейфа льда в море также часто меняется, до 2-5 раз в сутки. Происходит торошение льда, при этом в результате многократной смены направлений ветра с учетом их повторяемости вокруг бурового объекта образуется торос, сидящий на грунте, который в дальнейшем защищает его от сдвига и разрушения.

При этом, одновременно решается еще одна очень важная проблема - обеспечение экологической безопасности вод Северного Каспия в результате возможных аварийных разливов нефти, поскольку кольцевая стамуха, образовавшаяся вокруг бурового объекта, обеспечивает надежную локализацию источника нефтяного (и любого другого) загрязнения, ограниченного внутренними размерами кольцевой стамухи. Ликвидировать же последствия загрязнения внутри кольцевой стамухи значительно проще, дешевле и безопаснее, чем в открытом море, покрытом дрейфующим, торосистым льдом.

Однако, технический результат от использования данного технического решения достигается только при условии, что «направление и скорость дрейфа льда в море также часто меняется, до 2-5 раз в сутки». Кроме того, надежная установка винтовых свай, сопряжена с дополнительными трудностями, в первую очередь, обусловленными типом грунта и глубинами моря в районе расположения морского нефтегазового терминала.

Задачей настоящего технического решения является повышение надежности защиты морских объектов хозяйственной деятельности в период льдообразования, дрейфа и в период торошения ледяных полей, расположенных как в условиях мелкого, так и глубокого морей.

Поставленная задача решается за счет того, что в устройстве для защиты буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей, содержащим искусственно образованное препятствие на пути дрейфующих льдов, выполненное в виде защитного барьера, установленного на дне водоема по периметру бурового объекта и закрепленного на дне сваями, при этом защитный барьер инициирует торошение дрейфующих льдов и образует вокруг бурового объекта круговой торос - кольцевую стамуху, в котором сваи выполнены в виде якоря - балласта конусообразной формы из железобетона, сваи соединены в верхней своей части с металлическими щитами, металлические щиты соединены с плавательными средствами с нулевой плавучестью на его торцевых поверхностях, в средней своей части металлические щиты соединены между собой посредством стопорных элементов, верхние части металлических щитов соединены между собой посредством упорных элементов, плавательное средство снабжено в нижней части стабилизирующим устройством, выполненным пирамидальной формы. Новые отличительные признаки устройства, заключающиеся в том, что сваи выполнены в виде якоря - балласта конусообразной формы из железобетона, сваи соединены в верхней своей части с металлическими щитами, металлические щиты соединены с плавательным средством с нулевой плавучестью на его торцевых поверхностях, в средней своей части металлические щиты соединены между собой посредством стопорных элементов, верхние части металлических щитов соединены между собой посредством упорных элементов, плавательное средство снабжено в нижней части стабилизирующим устройством, выполненным в виде металлического каркаса пирамидальной формы с нулевой плавучестью, позволяют повысить надежность защиты морского объекта хозяйственной деятельности от воздействия ледовых образований.

Сущность предлагаемого технического решения поясняется чертежом (фигура). Фигура. Конструкция защитного барьера. Защитный барьер состоит из щитов 1, установленных на дне 2 водоема и соединенных со сваями 3. Сваи 3 выполнены в виде якоря - балласта конусообразной формы из железобетона. Сваи 3 соединены в верхней своей части со щитами 1. Торцевые поверхности 5 плавательных средств 4 с нулевой плавучестью соединены с металлическими щитами 1 посредством механизма 13. В средней своей части щиты 1 соединены между собой посредством стопорных элементов 6. Верхние части щитов соединены между собой посредством упорных элементов 7. Плавательное средство 4 с нулевой плавучестью снабжено в нижней части стабилизирующим устройством 8, выполненным в виде металлического каркаса пирамидальной формы. Плавательное средство 4 с нулевой плавучестью размещено на водной поверхности 11.

Щиты 1 выполнены в виде жесткой металлической конструкции и снабжены сваями 3 в виде якоря-балласта, который выполнен в виде конусообразной конструкции из железобетона. Сваи 3 соединены в верхней своей части со щитами 1, посредством болтовых соединений 12.

Плавательное средство 4 с нулевой плавучестью, выполнено в виде понтона и предназначенного для использования в морях и реках северного региона и снабжено стабилизирующими элементами для обеспечения его стабилизации при неблагоприятных погодных условиях (волнение, битый лед, шуга и т.д.). Аналог плавательного средства 4 приведен в описании к патенту RU №2271962 С1, бюл. №17 от 20.06.2005.

Разрушение льда на акватории, прилегающей к морскому объекту хозяйственной деятельности, может осуществляться известными способами. Например, известный способ разрушения ледяного покрова, включает установку под лед на расстоянии друг от друга зарядов взрывчатого вещества и их подрыв. Для повышения эффективности разрушения льда взрывами подрыв зарядов производят поочередно, причем каждый из последующих зарядов подрывают с интервалом времени, равным времени прохождения вершины изгибно-гравитационной волны (ИГВ) от места взрыва предыдущего заряда (В.М. Козин и др. "Способ разрушения ледяного покрова" SU №1820188 по заявке N 4931705/23 (036059) [1]).

Ввиду того, что практически невозможно исключить движение ледовых образований после выполнения взрывных работ, то вокруг морского объекта хозяйственной деятельности устанавливают защитный барьер, который состоит из щитов 1, установленных на дне 2 водоема и соединенных со сваями 3. Сваи 3 выполнены в виде якоря - балласта конусообразной формы из железобетона. Сваи 3 соединены в верхней своей части со щитами 1. Плавательное средство 4 с нулевой плавучестью на его торцевых поверхностях 5 ограничено двумя частями металлического щита. В средней своей части щиты 1 соединены между собой посредством стопорных элементов 6. Верхние части щитов соединены между собой посредством упорных элементов 7. Плавательное средство 4 с нулевой плавучестью снабжено в нижней части стабилизирующим устройством 8, выполненным в виде металлического каркаса пирамидальной формы с вершиной 9. Вершина металлического каркаса направлена в сторону нижней части металлического щита. Плавательное средство 4 с нулевой плавучестью размещено на водной поверхности 11.

Предлагаемый способ позволяют исключить нежелательное распространение ледовых образований в направлении размещения морского объекта хозяйственной деятельности. Предлагаемое устройство защиты буровых объектов в море достаточно эффективно не только в период льдообразования, дрейфа и торошения ледяных полей, обеспечивая их безопасную эксплуатацию, но и в условиях дрейфа существенных ледовых образований, включая айсберги. Устройство защиты буровых объектов в море может быть также использовано в качестве устройства для защиты затонувшего аварийного судна от наносов.

Источники информации

1. Расенко А. «Кайсар» это ледовый защитник // газета «Астраханские известия», 22.01.2004.

2. Karl-Ulrich Evers, Walter Spring … Ice mjdel testing of an exploration platform for shallow waters in the North Caspian sea // 16th International Conference on Port and Ocean Engineering under Frctic Conditions "Ice Engineering Applied to Offshore Regions" (Fugust 12-17, 2001 Ottawa, Ontario, Canada) 2001, pp.255-264.

3. Патент RU на полезную модель №79611.

Устройство для защиты буровых объектов от разрушения при движении ледяных полей, содержащее искусственно образованное препятствие на пути дрейфующих льдов, выполненное в виде защитного барьера, установленного на дне водоема по периметру бурового объекта и закрепленных на дне сваями, при этом защитный барьер инициирует торошение дрейфующих льдов и образует вокруг бурового объекта круговой торос - кольцевую стамуху, отличающееся тем, что сваи выполнены в виде якоря-балласта конусообразной формы из железобетона, сваи соединены в верхней своей части с металлическими щитами, металлические щиты соединены с плавательными средствами с нулевой плавучестью на его торцевых поверхностях, в средней своей части металлические щиты соединены между собой посредством стопорных элементов, верхние части металлических щитов соединены между собой посредством упорных элементов, плавательное средство снабжено в нижней части стабилизирующим устройством, выполненным пирамидальной формы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области очистки водной поверхности и может быть использовано для локализации разливов нефти/нефтепродуктов на водных акваториях. .

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и может быть использовано для предотвращения растекания нефти и нефтепродуктов на суше и в реках с высокой скоростью течения и покрытых льдом.

Изобретение относится к охране окружающей среды при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов. .

Изобретение относится к устройствам по сбору и локализации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на водной поверхности. .

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и предназначено для защиты водной поверхности от нефтяных загрязнений. .

Изобретение относится к водному транспорту леса и может быть использовано для управления движением бревен на воде, а также для сбора различных загрязнений при возможных авариях на водных акваториях.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды и предназначено для очистки водоемов от разливов нефти и нефтепродуктов, преимущественно малых рек, ручьев и водотоков.

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для локализации и сбора с поверхности водных объектов нефти и нефтепродуктов. .

Изобретение относится к охране окружающей среды и предназначено для локализации и сбора пятна нефтепродукта, в том числе на проточном водоеме, преимущественно реке.

Изобретение относится области защиты окружающей среды и предназначено для локализации аварийных разливов плавающих жидких загрязнений на поверхности водных объектов, например нефти и нефтепродуктов. Устройство содержит параллельные обечайки 1 с настилом 20 и перилами. Обечайки 1 жестко соединены между собой перемычками 2 и имеют по обоим концам глухие соединения с фиксаторами для образования стыкуемых секций. Обечайки 1 выполнены с двойными стенками по принципу «труба в трубе». Концы обечаек 1, расположенные со стороны плавающего загрязнения, выполнены под стыкуемое уплотняемое соединение. Соединение в собранном состоянии осуществляет колебательные перемещения концов секций в пространстве. Стыкуемое соединение может иметь форму различных поверхностей, образованных вращением выпуклых кривых вокруг горизонтальной оси, например круга, овала Кассини, эллипса, циклоиды. Перемычки 2 выполнены полыми и образуют общий объем с межтрубными пространствами обечаек 1. В межтрубных пространствах обечаек 1 установлены перфорированные трубы 34 для подачи теплоносителя. В наружных обечайках 1 выполнены штуцеры для отвода конденсата из межтрубных пространств. На стенках наружных обечаек 1 установлены элементы крепления для подъемно-спускных и причальных средств. На перемычках обечаек 1 выполнены опоры 8 с замками 9 под трос 10 для притягивания и соединения секций между собой. Внутренние обечайки 1 выполнены с ребрами жесткости по наружной поверхности и заполнены вспененным твердым материалом 3. Перед каждой секцией установлен коллектор 14 подачи сжатого воздуха с механизмами регулирования глубины погружения коллектора 14. Щит 22 установлен на стенке наружных обечаек 1, между коллектором 14 и обечайкой 1. Щит 22 снабжен механизмами регулирования погружения его под уровень воды. Щиты 22 герметично соединены между собой замками 33. Перфорированные трубы 34 для подачи теплоносителя и коллекторы 14 для подачи воздуха соединены соответственно с устройствами подачи теплоносителя и воздуха и снабжены запорно-регулирующей арматурой 35 и 15 соответственно. Обеспечивается быстрота сборки заградительного устройства и повышается эффективность локализации разливов нефти. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области очистки водной поверхности и может быть использовано для сбора плавающих углеводородов с водной поверхности. Устройство состоит из двух нефтеприемных устройств 1, емкости для собранной нефти 2 и поплавка 3. Нефтеприемные устройства 1 состоят из нефтесборных барабанов 4, установленных на каркасах 5 в опорах 6. На каркасах 5 выполнены желоба 7 для отвода нефти от барабанов 4 в емкость 2. Емкость 2 установлена на каркасе 10. В емкости 2 расположены гидропривод 11 с редуктором вращения барабанов 4. А также насос 12 с гидроприводом для откачки собранной нефти и система разводки трубопроводов подачи и отвода энергоносителя. Каркасы 5 нефтеприемных устройств 1 соединены с каркасом 10 емкости 2 с возможностью регулируемого расположения под углом друг к другу в пределах от 45 до 180°. Поплавок 3 установлен на раме, присоединяемой к каркасам 5 и 10. Наружные поверхности внутренних обечаек 16 барабанов 4 выполнены без канавок и укорочены по отношению к наружным обечайкам 9. Полости внутренних обечаек 16 и межтрубные пространства 17 барабанов 4 с обоих торцов заглушены днищами 22. Полости образуют с одного торца барабана 4 камеры 18 для подвода энергоносителя в их межтрубные пространства, с другого торца - камеры 19 для вывода из них конденсата. Устройства для съема нефти с нефтеприемных поверхностей наружных обечаек 9 выполнены в виде гребенок 7 и закреплены вдоль барабанов 4 на желобах 7. Каркасы 5 нефтеприемных устройств и каркас 10 емкости 2 снабжены колесными парами 35. Из емкости 2 собранную нефть откачивают в емкость для хранения нефти. Достигается повышение производительности удаления нефти с поверхности водного объекта. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к охране окружающей среды, а именно очистке поверхности водоемов от загрязнений нефтепродуктами, разлившихся на поверхности в результате аварий на морских нефтедобывающих установках, нефтепроводах и при транспортировке нефти танкерами. В первом способе очистки поверхности водоема от загрязнения нефтепродуктами осуществляют локализацию загрязненного участка водоема путем создания посредством регулируемого воздушного потока 3 направленного перемещения нефтепродуктов 2 на выпуклую поверхность 7 заборного устройства 6. Выпуклая поверхность 7 заборного устройства 6 ограничена с боковых сторон фланцами. Предварительно на выпуклую поверхность 7 по направлению воздушного потока 3 подают под давлением непрерывный струйный поток воды 10. Поток воды формируют посредством щелевого сопла 11 гидронасоса 12. Гидронасос 12 располагают ниже границы раздела фаз вода - нефтепродукт. Непрерывным струйным потоком воды 10 сбрасывают поток нефтепродуктов в приемный накопитель 9. Приемный накопитель 9 располагают за выпуклой поверхностью 7 с образованием щели между ними, через которую сбрасывают непрерывный струйный поток воды 10 в водоем 1. Во втором способе осуществляют локализацию загрязненного участка водоема и сбрасывают нефтепродукты в приемный накопитель устройством для откачивания 18. Локализацию участка осуществляют путем создания посредством регулируемого воздушного потока 3 направленного перемещения нефтепродуктов 2 к заборному устройству. Заборное устройство выполняют в виде нефтеловушки 17 с тангенциальным забором нефтепродуктов. Нефтеловушку 17 выполняют в виде незамкнутого кольцевого бортового ограждения 19 с захватным зевом 20. Одну сторону 21 захватного зева 20 выполняют по касательной к незамкнутому кольцевому бортовому ограждению 19 и направлением ее на поверхности водоема 1 в сторону встречного воздушного потока 3. Устройство 18 для откачивания нефтепродуктов 2 с поверхности водоема в приемный накопитель содержит цилиндрический корпус 23, привод 24 с вертикальной осью вращения. Цилиндрический корпус 23 образует полость 25 приемного накопителя. Корпус 23 смонтирован в навитой из полосы 27 спирали 28. Полоса 27 спирали 28 расположена под углом к наружной поверхности 29 цилиндра 23 и плотно прижата к наружной поверхности29 цилиндра нижняя кромка 30 полосы 27 спирали 28 с образованием спирального желоба 31. Обеспечивается повышение эффективности очистки поверхности водоема от загрязнений нефтепродуктами. 3 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к охране окружающей среды и может быть использовано для локализации и сбора пятна нефти или нефтепродуктов на водной поверхности. Ниже по течению реки устанавливают стационарные боновые заграждения и нефтесборные устройства с подключением емкостей для сбора и временного хранения нефтепродуктов. Осуществляют обвод нефтяного пятна петлей из боновых заграждений с помощью не менее двух судов с образованием кармана для его захвата. Происходит утолщение нефтяного слоя на поверхности воды при изменении в горизонтальной плоскости формы нефтяного пятна и сохранении постоянной общей длины контура бонового заграждения. Нефтяное пятно буксируют судами вниз по течению до места сбора на установленном рубеже из стационарных боновых заграждений. Обеспечивается повышение эффективности очистки водной поверхности на реках с высокими скоростями течения и локализация больших объемов нефтепродуктов при отсутствии необходимости применения дополнительных специализированных устройств. 6 ил.

Группа изобретений относится к охране окружающей среды, в частности к ограждению части реки для предотвращения растекание нефти и нефтепродуктов по водной поверхности или в случае аварии на нефтепроводе, пересекающем реку. Устройство содержит трос и заграждение в виде соединенных между собой плавучих секций бонового заграждения. Концы крайних секций и трос закреплены на противоположных берегах реки. Трос закреплен над поверхностью реки и на него свободно надеты скользящие кольца. Концы заграждения и места соединения секций подсоединены к соответствующим кольцам с помощью поводков соответствующей длины. Способ постановки устройства заключается в установке заграждения под углом к направлению течения реки. Предварительно над поверхностью реки натягивают трос с надетыми на него кольцами. Заграждение буксируют вдоль троса к противоположному берегу и последовательно подсоединяют секции к соответствующим кольцам с помощью поводков. Обеспечивается надежность, долговечность и оперативность постановки заграждения для предотвращения растекания нефти. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Устройство содержит гибкое нефтенепроницаемое полотно (ГНП), покрывающее поверхность траншеи, рукава для откачки продукта нефтяного происхождения (ПНП), грузила. ГНП выполнено в форме вытянутого купола, длина которого равна длине подводного трубопровода (ПТ), ширина - ширине траншеи в верхней ее части, высота определяется исходя из объема истечения ПНП из ПТ за период времени перекрытия ПТ и объема истечения ПНП под воздействием собственной силы тяжести. Грузила жестко соединены с установленными на ПТ балластирующими устройствами и вынесены над поверхностью дна над ПТ по ширине траншеи в ее верхней части. ГНП сложено по оси ПТ так, что его внешняя поверхность по своему контуру при помощи строп прикреплена к грузилам с возможностью отсоединения при возникновении внутри ГНП давления от поступающего из места утечки ПТ ПНП. Стропы снабжены работающими на растяжение датчиками утечки с возможностью передачи в систему автоматического перекрытия ПТ сигналов о возникновении утечки из ПТ. Рукава для откачки ПНП установлены на ГНП по границам судоходной части водной среды, их свободные концы снабжены устройствами поплавкового типа для откачки ПНП и устройствами, сигнализирующими о местонахождении рукавов. Техническим результатом изобретения является сокращение объемов попадания в водную среду аварийных утечек ПНП и упрощение его откачки. 3 ил.

Способ сбора нефти или нефтепродукта из-под ледяного покрова водоема включает локализацию пятна нефти или нефтепродукта и последующее удаление нефти или нефтепродукта откачкой в нефтеприемник, в области локализации пятна нефти или нефтепродукта в ледяном покрове бурят скважину, погружают через нее в область пятна завихритель с откачным устройством, вращением завихрителя создают в воде подо льдом вихревую воронку, обеспечивающую сбор в нее нефти или нефтепродукта, и производят откачку нефти или нефтепродукта из вихревой воронки. Локализацию пятна нефти или нефтепродукта производят размещением под ледяным покровом надувного бонового заграждения путем его транспортировки управляемыми торпедами и/или подводными аппаратами или путем размещения его через пробуренные по периметру пятна нефти или нефтепродукта скважины. Под лед помещают боновые заграждения в ненадутом (спущенном) состоянии, а после размещения надувают их. Область, образованную боновым заграждением и ледяным покровом, на конечном этапе откачки нефти или нефтепродукта заполняют горячим воздухом. Технический результат - повышение производительности сбора. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к средствам для очистки водоема от разлитых нефтепродуктов. Предложен катер для аварийных работ, имеющий емкость, насос и электродвигатель, скрепленный с барабаном, причем емкость и насос, соединенный с радиоуправляемым двигателем, расположены на прицепленной к катеру барже, а на барабан намотана состоящая из герметического материала пленка, имеющая в верхней части пузыри, заполненные воздухом. Технический результат заключается в увеличении производительности катера для аварийных работ. 4 ил.

Группа изобретений относится к области боновых заграждений. Система развертывания надувного барьера для удержания материала, плавающего на поверхности жидкости, содержит надувной барьер (50), намотанный на барабан (36), и источник газа для надувания (12), который подает сжатый газ в надувной барьер, когда он намотан на барабан, в точке, совпадающей с последней секцией надувного барьера. Также источник газа (12) приводит в движение барабан (36). Система также оснащена, по меньшей мере, одним шлангом подачи газа для надувания (16), предназначенным для подачи сжатого газа от источника газа для надувания барьера (50), когда он развернут на поверхности жидкости. Система развертывания надувного барьера с судна для удержания разлива нефти содержит бон непрерывной длины (50), намотанный на барабан (36), который установлен на судне, и источник для подачи газа для надувания (17) под заданным давлением в бон, когда он намотан на барабан в точке, в основном совпадающей с последней секцией надувного барьера. Система также оснащена источником энергии для вращения барабана, позволяющим разматывать бон с барабана, когда это необходимо, и средством для надувания секций бона газом для надувания (17), когда каждая секция сходит с барабана (36). Способ развертывания надувного барьера с судна для удержания материала, плавающего на поверхности жидкости, включает в себя использование надувного барьера (50), намотанного на барабан (36), и источника газа для надувания (12) для подачи сжатого газа в надувной барьер (50), когда он намотан на барабан (36), в точке, совпадающей с последней секцией надувного барьера, и для приведения в движение барабана (36). Подача газа для надувания под заданным давлением в надувной барьер (50) осуществляется для надувания участка надувного барьера, разматываемого с барабана (36) и развертываемого на поверхности жидкости. Обеспечивается быстрое развертывание и накачивание надувного барьера, а также управление направлением развертывания. 3 н. и 24 з.п. ф-лы, 10 ил.

Способ очистки поверхности открытых водоемов от загрязнения нефтью и нефтепродуктами включает применение сорбентов и нефтеокисляющих микроорганизмов, в качестве сорбента используют опил сосновый фракцией 2-10 мм, помещенный в сорбирующие боновые заграждения, которые размещают по выбранным рубежам локализации нефти и нефтепродуктов, смывают с береговой кромки в водную массу нефть и нефтепродукты водой под давлением, очищают почву береговой линии сорбентом - опилом сосновым, производят нефтесборной системой сбор с поверхности открытого водоема нефтеводяной смеси, помещают эту смесь в цистерны или быстроразворачиваемые емкости, осуществляют сбор сорбирующих боновых заграждений с поверхности открытого водоема, изготавливают из насыщенного нефтью и нефтепродуктами сорбента брикеты, определяют остаточную концентрацию нефти и нефтепродуктов в обработанной водной массе, сравнивают последнюю с уровнем предельно допустимой концентрации их в водных объектах соответствующего значения, при превышении остаточной концентрацией уровня предельно допустимой производят доочистку водных масс с помощью микроорганизмов, способных к деструкции углеводородов нефти и нефтепродуктов, для чего в водную массу погружают инертную загрузку - полиэтиленовую пленку на период до четырех месяцев, поддерживают в течение всего периода температуру водной массы на уровне не менее 10°C, определяют с периодичностью один раз в неделю остаточную концентрацию нефти и нефтепродуктов в водной массе, при достижении уровня предельно допустимой концентрации нефти и нефтепродуктов из водной массы удаляют инертную загрузку. Технический результат - упрощение очистки. 1 ил.
Наверх