Способ автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности


 


Владельцы патента RU 2500990:

Открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (RU)

Изобретение относится к геодезии, в частности к способам топогеодезической подготовки боевых действий ракетных войск и артиллерии сухопутных войск.

Способ автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности, включает в себя определение с помощью навигационной системы (НС) координат, дирекционных углов на ориентирные направления пунктов локальных геодезических сетей, закрепление полученных данных на местности постоянными или временными центрами, составление списков координат на каждый позиционный район с дальнейшей топогеодезической привязкой позиций, пунктов, постов, При создании локальных геодезических сетей (ЛГС) на первоначальном этапе выполняется в автономном режиме начальное ориентирование и определение начальных координат НТС комплектом бортового оборудования с дальнейшим вводом в бортовой вычислитель НТС значений начальных данных как вручную, так и автоматически, на втором этапе формируется район работ, где должна быть создана ЛГС, для чего в бортовой вычислитель с внешнего устройства производится загрузка пакета цифровых карт местности (ЦКМ) и выбираются необходимые файлы с ЦКМ, на третьем этапе производится прокладка маршрута на ЦКМ в соответствии с предполагаемой конфигурацией ЛГС, на четвертом этапе производится движение НТС в соответствии с проложенным маршрутом, во время которого происходит автоматическое определение координат пунктов создаваемой ЛГС, точки ЛГС при необходимости закрепляются на местности центрами с наружными знаками и для них определяются дополнительные ориентиры и особые условия состояния маршрута, для повышения точности производится коррекция НС по данным аппаратуры спутниковой навигации (АСН), либо при кратковременных остановках НТС при помощи ориентиров с известными координатами, на пятом этапе для сгущения пунктов ЛГС автоматически определяются геодезические данные точек на ЦКМ, отмеченных курсором оператора, на шестом этапе производится представление данных по сформированной ЛГС в печатном виде или электронном с возможностью их автоматизированной передачи по каналам связи объектам автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).

Технический результат: создание способа автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности, в котором осуществляется комплекс автоматизированных мероприятий по определению топогеодезических данных пунктов локальных геодезических сетей при постоянной или периодической коррекции навигационной системы с помощью средств спутниковой навигации или оптических средств.

1 ил.

 

Изобретение относится к геодезии, в частности к способам топогеодезической подготовки боевых действий ракетных войск и артиллерии сухопутных войск.

Известен «Учебник сержанта ракетных войск и артиллерии сухопутных войск» для командиров топогеодезических отделений и топопривязчиков, книга 4, утвержденный командующим ракетными войсками и артиллерией сухопутных войск, под редакцией В.В.Бурова (стр.4-8).

В учебнике изложены основы топогеодезической подготовки боевых действий ракетных войск и артиллерии сухопутных войск - способ создания опорной артиллерийской (локальной) сети, т.е. совокупности закрепленных на местности опорных точек, создаваемых как исходная основа для топографической привязки элементов боевого порядка ракетных войск и артиллерии и подготовки исходных данных для стрельбы.

Топогеодезическая подготовка ракетных войск и артиллерии включает:

- создание исходной основы для топогеодезической привязки;

- топогеодезическую привязку позиций, пунктов, постов.

Исходная основа для топогеодезической привязки (геодезические сети и каталоги координат геодезических пунктов, топографические и специальные карты, аэроснимки с координатной сеткой) создается заблаговременно в мирное и военное время, а также непосредственно в ходе военных действий.

К геодезическим сетям относятся:

- государственная геодезическая сеть (ГГС);

- специальные геодезические сети (СГС).

Государственная геодезическая сеть создается по единому плану в масштабе государства и является основой для составления топографических карт и выполнения геодезических измерений. Данные о пунктах ГГС помещаются в каталоги, в которых содержатся следующие сведения: название пункта с указанием типа и высоты наружного знака, класс пункта, полные прямоугольные координаты, абсолютная высота, дирекционные углы направлений на ориентирные пункты и другие геодезические пункты с указанием названий этих пунктов и расстояний до них.

СГС создаются на основе пунктов ГГС в районах развертывания войск с целью обеспечения их действий. Для каждого пункта СГС определяют его координаты, дирекционные углы сторон сети и направлений на ориентирные пункты.

Пункты СГС на местности закрепляются постоянными или временными центрами и обозначаются наружными знаками. Данные о пунктах СГС помещаются в списки координат, которые составляются на каждый позиционный район.

Кроме создания исходной основы составной частью топогеодезической подготовки является топогеодезическая привязка позиций, пунктов, постов, которая включает: определение координат и высот позиций, пунктов, постов и определение дирекционных углов ориентирных направлений.

Координаты привязываемых точек и дирекционные углы ориентирных направлений определяют с помощью приборов относительно пунктов и направлений геодезических сетей.

Недостатками данного способа создания опорной артиллерийской (локальной) сети топогеодезическими подразделениями и топопривязчиками, взятого за прототипа, являются:

- высокая погрешность при определении параметров локальных геодезических сетей;

- высокие временные затраты при проведении топогеодезической привязки;

- невозможность обеспечения функционирования высокоточных систем вооружений;

- необходимость использования большого количества топогеодезических расчетов для боевого обеспечения крупных подразделений войск;

- необходимость проведения большого количества контрольных замеров для обеспечения требуемой точности;

- низкий уровень технических средств, применяемых в топопривязчике.

Предлагаемым изобретением решается задача по повышению эффективности топогеодезического обеспечения сухопутных войск.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в создании способа автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности, в котором осуществляется комплекс автоматизированных мероприятий по определению топогеодезических данных пунктов локальных геодезических сетей при постоянной или периодической коррекции навигационной системы с помощью средств спутниковой навигации или оптических средств соответственно с возможностью передачи полученных результатов объектам автоматизированной системы управления войсками.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности, включающем в себя определение с помощью навигационной системы (НС) координат, дирекционных углов на ориентирные направления пунктов локальных геодезических сетей, закрепление полученных данных на местности постоянными или временными центрами, составление списков координат на каждый позиционный район с дальнейшей топогеодезической привязкой позиций, пунктов, постов, новым является то, что при создании локальных геодезических сетей (ЛГС) на первоначальном этапе выполняется в автономном режиме начальное ориентирование и определение начальных координат наземного транспортного средства (НТС) комплектом бортового оборудования с дальнейшим вводом в бортовой вычислитель НТС значений начальных данных как вручную, так и автоматически, на втором этапе формируется район работ, где должна быть создана ЛГС, для чего в бортовой вычислитель с внешнего устройства производится загрузка пакета цифровых карт местности (ЦКМ) и выбираются необходимые файлы с ЦКМ, на третьем этапе производится прокладка маршрута на ЦКМ в соответствии с предполагаемой конфигурацией ЛГС, на четвертом этапе производится движение НТС в соответствии с проложенным маршрутом, во время которого происходит автоматическое определение координат пунктов создаваемой ЛГС, точки ЛГС при необходимости закрепляются на местности центрами с наружными знаками и для них определяются дополнительные ориентиры и особые условия состояния маршрута, для повышения точности производится коррекция НС по данным аппаратуры спутниковой навигации (АСН), либо при кратковременных остановках НТС при помощи ориентиров с известными координатами, на пятом этапе для сгущения пунктов ЛГС автоматически определяются геодезические данные точек на ЦКМ, отмеченных курсором оператора, на шестом этапе производится представление данных по сформированной ЛГС в печатном виде или электронном с возможностью их автоматизированной передачи по каналам связи объектам автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).

Выполнение на первоначальном этапе в автономном режиме начального ориентирования и определения начальных координат НТС комплектом бортового оборудования с дальнейшим вводом в бортовой вычислитель НТС значений начальных данных как вручную, так и автоматически:

- позволяет в полной мере использовать преимущества, которыми обладают средства спутниковой навигации;

- сохранить автономность работы навигационной системы при отсутствии по тем или иным причинам сигналов от навигационных космических аппаратов;

- ускорить процесс подготовки к созданию локальной топогеодезической сети.

Формирование на втором этапе района работ, где должна быть создана ЛГС, позволяет:

- определить достаточный набор файлов с ЦКМ, необходимый для выполнения поставленной задачи;

- производить при необходимости дополнительную загрузку карт или их удаление.

Выполнение на третьем этапе операции прокладки маршрута на ЦКМ в соответствии с предполагаемой конфигурацией ЛГС позволяет, исходя из анализа конкретного района местности по данным ЦКМ, выбрать оптимальный маршрут движения для получения в течение минимального времени и с наименьшими затратами топогеодезической информации, достаточной для формирования ЛГС.

Осуществление на четвертом этапе движения НТС в соответствии с проложенным маршрутом позволяет:

- получить наиболее полную основную и дополнительную топогеодезическую информацию;

- получить информацию о местности, отсутствующую на карте местности;

- сформировать систему ориентиров для пунктов ЛГС.

Коррекция НС по данным аппаратуры спутниковой навигации (АСН), либо при кратковременных остановках НТС при помощи ориентиров с известными координатами, позволяет:

- поддерживать высокую точность определения топогеодезических данных на всем протяжении движения по проложенному маршруту;

- получить в целом высокое качество данных по всем пунктам ЛГС.

На пятом этапе автоматическое определение геодезических данных для точек на ЦКМ, отмеченных курсором оператора, позволяет:

- получать оперативную топогеодезическую информацию о любой точке или объекте на ЦКМ, находящихся в районе проводимых работ;

- получить необходимую плотность пунктов ЛГС.

Представление на шестом этапе данных по сформированной ЛГС в печатном виде или электронном с возможностью их автоматизированной передачи по каналам связи объектам автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) позволяет:

- обеспечить картографическим материалом с нанесенными пунктами ЛГС взаимодействующие подразделения;

- обеспечить функционирование НТС, оборудованное навигационной системой, в составе автоматизированной системы управления войсками.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, неизвестны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где показан алгоритм реализации способа автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности.

Способ автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности реализуется следующим образом.

1. При создании ЛГС на первоначальном этапе выполняется в автономном режиме начальное ориентирование и определение начальных координат НТС комплектом бортового оборудования с дальнейшим вводом в бортовой вычислитель (БВ) 2 НТС значений начальных данных как вручную, так и автоматически.

Для проведения в автономном режиме начального ориентирования используется дирекционный угол продольной оси НТС, определенный с помощью НС 1 НТС и автоматически вводимый в бортовой вычислитель (БВ) 2. Для повышения точности определения дирекционного угла может использоваться режим при увеличенном времени определения.

Для решения навигационных задач может использоваться дирекционный угол продольной оси НТС, определенный с помощью визира (В) 3, установленного на НТС, с последующим ручным вводом данных в БВ 2.

Для проведения в автономном режиме определения начальных координат используются координаты, полученные с АСН 4.

2. На втором этапе формируется район работ, где должна быть создана ЛГС, для чего в бортовой вычислитель с внешнего устройства производится загрузка пакета цифровых карт местности (ЦКМ) 5 и выбираются необходимые файлы с ЦКМ 5.

Для загрузки ЦКМ 5 с внешнего устройства (ВУ) 6 необходимо загрузить информацию с диска с файлами ЦКМ 5 в формате sxf в БВ 2. Для формирования района работы НТС необходимо просмотреть список файлов загруженных ЦКМ, в котором необходимо выбрать от двух до четырех файлов.

3. На третьем этапе производится прокладка маршрута на ЦКМ 5 в соответствии с предполагаемой конфигурацией ЛГС.

При прокладке маршрута указателем на ЦКМ 5 выбирается начальная точка. Далее указателем отмечаются следующие точки маршрута, при этом соседние точки будут соединены между собой прямыми линиями, в совокупности образующие линию проложенного маршрута 7. Для продолжения прокладки маршрута указатель устанавливается в конечной точке проложенного маршрута и далее указателем отмечаются следующие точки маршрута. Работа с ЦКМ 5 по прокладке маршрута возможна только на стоянке.

4. На четвертом этапе производится движение НТС в соответствии с проложенным маршрутом, во время которого происходит автоматическое определение координат пунктов создаваемой ЛГС, пункты ЛГС при необходимости закрепляются на местности центрами с наружными знаками 8 и для них определяются дополнительные ориентиры и особые условия состояния маршрута, для повышения точности производится коррекция НС по данным аппаратуры спутниковой навигации (АСН) 4, либо при кратковременных остановках НТС при помощи ориентиров с известными координатами посредством визира 3, установленного на НТС.

Во время движения НТС в рабочем окне БВ 2 на фоне ЦКМ 5 отображаются текущие координаты, высота, дирекционный угол, скорость, пройденный путь НТС, название района и исходный масштаб листа ЦКМ 5, количество листов в районе. Во время работы можно временно скрыть или отобразить лист ЦКМ 5, а также при необходимости соориентировать ЦКМ 5 по направлению движения НТС. В остальных случаях ЦКМ 5 ориентируется на Север.

Коррекция НС 1 по данным АСН 4 производится в непрерывном режиме во время движения НТС. При отсутствии по каким-либо причинам сигналов от космических навигационных аппаратов используются кратковременные остановки НТС для коррекции НС 1 при помощи ориентиров с известными координатами.

5. Для сгущения пунктов ЛГС на пятом этапе автоматически определяются геодезические данные точек на ЦКМ 5, отмеченных курсором оператора.

6. На шестом этапе производится представление данных по сформированной ЛГС в печатном виде или электронном с возможностью их автоматизированной передачи по каналам связи объектам автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) 9.

Причем печатное размножение картографического материала может производиться как при помощи печатающего устройства (ПУ) 10, размещенного на НТС, так и при помощи аналогичных средств, размещенных на объектах АСУВ 9.

При включении НТС в систему информационного обмена АСУВ 9 с возможностью обеспечения объектов подсистемы ракетных войск и артиллерии (РВ и А) АСУВ 9 высокоточной информацией о координатах характерных точек местности, дирекционных углах ориентирных направлений, координатах контрольных точек проложенных маршрутов позволяет существенно снизить время боевой подготовки войск.

Таким образом, в предлагаемом изобретении решена задача по достижению технического результата, заключающегося в создании способа автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности, в котором осуществляется комплекс автоматизированных мероприятий по определению топогеодезических данных пунктов локальных геодезических сетей при постоянной или периодической коррекции навигационной системы с помощью средств спутниковой навигации или оптических средств соответственно с возможностью передачи полученных результатов объектам автоматизированной системы управления войсками.

Способ автоматизированного формирования локальных геодезических сетей высокого класса точности, включающий в себя определение с помощью навигационной системы (НС) координат, дирекционных углов на ориентирные направления пунктов локальных геодезических сетей, закрепление полученных данных на местности постоянными или временными центрами, составление списков координат на каждый позиционный район с дальнейшей топогеодезической привязкой позиций, пунктов, постов, отличающийся тем, что при создании локальных геодезических сетей (ЛГС) на первоначальном этапе выполняется в автономном режиме начальное ориентирование и определение начальных координат наземного транспортного средства (НТС) комплектом бортового оборудования с дальнейшим вводом в бортовой вычислитель НТС значений начальных данных как вручную, так и автоматически, на втором этапе формируется район работ, где должна быть создана ЛГС, для чего в бортовой вычислитель с внешнего устройства производится загрузка пакета цифровых карт местности (ЦКМ) и выбираются необходимые файлы с ЦКМ, на третьем этапе производится прокладка маршрута на ЦКМ в соответствии с предполагаемой конфигурацией ЛГС, на четвертом этапе производится движение НТС в соответствии с проложенным маршрутом, во время которого происходит автоматическое определение координат пунктов создаваемой ЛГС, точки ЛГС при необходимости закрепляются на местности центрами с наружными знаками и для них определяются дополнительные ориентиры и особые условия состояния маршрута, для повышения точности производится коррекция НС по данным аппаратуры спутниковой навигации (АСН), либо при кратковременных остановках НТС при помощи ориентиров с известными координатами, на пятом этапе для сгущения пунктов ЛГС автоматически определяются геодезические данные точек на ЦКМ, отмеченных курсором оператора, на шестом этапе производится представление данных по сформированной ЛГС в печатном виде или электронном с возможностью их автоматизированной передачи по каналам связи объектам автоматизированной системы управления войсками (АСУВ).



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к навигационной технике и может быть использовано для зрительной навигации на акваториях. Сущность: на устройстве для навигации программируют временную диаграмму проблесков.

Изобретение относится к оборонной технике, в частности к методам и средствам проведения испытаний систем топопривязки и навигации, устанавливаемым на шасси наземных транспортных средств.

Изобретение относится к области навигации, а более конкретно к измерению параметров волнения посредством устройств, представляющих собой радиотехническое неконтактные измерители.

Изобретение относится к области авиационно-космического приборостроения и может быть использовано при создании бесплатформенного орбитального гирокомпаса (БОГК) с произвольной курсовой ориентацией космического аппарата (КА) на около круговой орбите.
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .
Изобретение относится к комплексам для измерения параметров среды и может быть использовано при мониторинге окружающей среды. .

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.
Изобретение относится к комплексам для подводной навигации и может быть использовано как для обеспечения навигационной привязки подводных подвижных технических объектов, так и для исследования ледового покрова.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано в системах обеспечения безопасности дорожного движения. .

Изобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при управлении движением различных транспортных средств и пеших групп, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов. Сущность: способ оценки проходимости местности вне дорог включает анализ по геоморфологической карте местности контролирующих факторов, в качестве которых выбирают участки генетически однородных поверхностей, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов (транспортных средств разного типа - гусеничные машины, колесные машины, а также пешие группы), объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов. Технический результат: обеспечение повышения безопасности маршрута путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 ил.

Изобретение относится к области комплексного контроля инерциальных навигационных систем управления подвижными объектами и, в частности, к средствам аппаратурно-безызбыточного контроля систем ориентации и навигации беспилотных и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, минимального веса, габаритов, энергопотребления, сложности и стоимости. Способ контроля состоит в одновременном измерении и сравнении ускорений объекта. Для этого производится измерение абсолютных угловых и линейных скоростей объекта датчиками угловых скоростей и датчиками скоростей инерциальной системы. Устройство содержит сумматоры, умножители, функциональные преобразователи, преобразователи координат и компараторы, соединенные так, что выходные сигналы сумматоров сравниваются с пороговыми значениями оценок точности измеренных и вычисленных ускорений. Отличие оценок ускорений от их измеренных значений на компараторах устройства служит для фиксации отказа инерциальной навигационной системы. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к средствам для обеспечения жизнедеятельности инвалидов по зрению, а именно предназначено для получения информации и облегчения ориентации незрячих людей в пространстве. Способ ориентации в пространстве, навигации и информирования людей с нарушением зрительных функций заключается в том, что с помощью радиомаяка, размещаемого в одном месте ориентации, передают радиосигналы, а с помощью находящегося у человека радиоинформатора принимают эти радиосигналы и передают их на устройство воздействия на человека, сигнализируя о близком нахождении места ориентации. При этом первоначально с помощью радиоинформатора передают радиосигналы, а передачу радиосигналов с помощью радиомаяка осуществляют после приема им радиосигналов от радиоинформатора, информирующих о нахождении человека в зоне обнаружения. При приеме радиосигнала радиоинформатором измеряют интенсивность принятого радиосигнала, в зависимости от него изменяют значение параметра воздействия на человека и определяют направление приближения к радиомаяку. Система содержит радиомаяк для размещения в месте ориентации и радиоинформатор, находящийся у человека. Радиомаяк включает источник и приемник радиосигналов и блок управления. Радиоинформатор включает источник и приемник радиосигналов, который соединен с устройством воздействия на человека. Использование изобретения позволяет повысить точность ориентации и не загромождает эфир лишней радиоинформацией. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к технике коррекции позиционных и угловых относительных уходов навигационных систем (ОУНС) выносных подвижных носителей (ВН), повышения точности определения координат ВН, а также точности координат объектов, обнаруженных измерительными средствами (ИС) ВН. Для определения ОУНС ПН на каждом из носителей (Н) счисляют его координаты, осуществляют локацию и формирование координат одних и тех же объектов ИС ВН и основного носителя (ОН), передают координаты объектов и навигационные данные с ВН на ОН, отождествляют координатную информацию по объектам от ИС обоих Н, вычисляют значения относительных позиционных поправок навигационной системы (НС) ВН относительно основного и относительных угловых поправок НС обоих Н, минимизирующих значения невязок координатной информации от ИС обоих Н по отождествленным объектам и навигационных данных обоих Н. Система для определения ОУПНС ПН включает соединенные средствами связи программно-аппаратные средства ОН, содержащие НС, ИС, программно-аппаратные средства (ПАС) передачи данных, вычислительную систему, рабочее место оператора и ПАС ВН, содержащие НС, измерительное средство и ПАС передачи данных, выполненные с возможностью счисления навигационных данных каждого из Н, локации и формирование координат одних и тех же объектов ИС ВН и ОН, передачи координат объектов и навигационных данных с ВН на ОН, отождествления координатной информации по объектам от ИС обоих Н, вычисления значений относительных позиционных поправок НС ВН относительно ОН и относительных угловых поправок ухода навигационных систем обоих Н, минимизирующих значения невязок координатной информации от измерительных средств обоих Н по отождествленным объектам и навигационных данных обоих Н. 2 н. и 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области навигации воздушного судна (ВС) и может быть использовано для коррекции навигационных систем BC по скорости, координатам и курсу. Технический результат - повышение точности коррекции навигационной системы ВС по курсу, координатам и скорости. Для этого осуществляют фиксирование двух соседних моментов времени приема лазерного излучения приемником, установленным на ВС вне его продольной оси, и вычисления скорости ВС по формуле: где l1 и l2 - расстояние между лазерным ориентиром и приемником ВС, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно; АВ1 и АВ2 - углы поворота луча лазера, отсчитываемые от направления на север до линии встречи луча лазера с приемником, вычисленные в моменты времени t1 и t2 соответственно; Δt - промежуток времени между моментами времени t1 и t2, определяемый как Δt=t2-t1. 2 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в системах спутниковой навигации подвижных объектов. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого выработка спутниковой системой навигационных параметров коррекции базируется на измерениях дальности от объекта до навигационных спутников в три близких (около 1 сек) момента времени с возможностью использования только одного спутника для коррекции автономных средств навигации подвижных объектов, в котором для упрощения приемного тракта передачу кодовых сообщений (цифровой информации) осуществляют на различных частотах по одному радиоканалу связи путем формирования синхроимпульса и разрядов кода логический «0» и логическая «1», при этом передают импульсы, соответствующие одному разряду, разделенные во времени. 2 ил.

Изобретение относится к области радиотехники, а именно к навигации летательных аппаратов (ЛА), и может быть использовано при осуществлении навигации ЛА, включая посадку на взлетно-посадочную полосу (ВПП). Технический результат заключается в повышении надежности и точности определения координат ЛА. Для этого комплексный способ навигации объединяет спутниковый и радиотехнический дальномерный способы навигации на основе наземных радиомаяков (НРМ), при этом прием сигналов спутников проводят как на борту ЛА, так и на ряде наземных НРМ, в том числе на НРМ у ВПП. На НРМ непрерывно уточняют базовые координаты, определяют дифференциальные поправки (ДП) к координатам и ДП к псевдодальностям, формируют пакет корректирующей информации (КИ) с упомянутыми ДП, погрешностями их определения, вычисленными данными тропосферной рефракции и уточненными базовыми координатами НРМ. По запросу с ЛА НРМ излучает по дальномерному каналу сигнал с КИ, включающей ДП только в виде ДП к координатам. На ЛА вычисляют навигационные параметры с учетом КИ, производят комплексную обработку данных и непрерывную сравнительную оценку погрешностей. При достижении зоны аэродрома и посадке, в случае меньшего значения погрешности по спутниковому способу, режим формирования последовательности запросных дальномерных сигналов ряда НРМ переводят в режим запроса только одного НРМ, расположенного у ВПП, при этом на ЛА в составе КИ передают ДП только в виде ДП к псевдодальностям. По откорректированным псевдодальностям вычисляют уточненные координаты ЛА. 8 з.п. ф-лы, 2 ил., 2 прил.

Изобретение относится к военной технике, а именно к способам функционирования мобильных комплексов навигации и топопривязки в условиях взаимодействия в автоматизированной системе управления войсками (АСУВ), и может быть использовано для решения задач топогеодезической подготовки боевых действий Сухопутных войск. Топопривязчик включен в систему информационного обмена АСУВ и связан с автоматизированными рабочими местами (АРМ) объектов АСУВ, информационный обмен осуществляется по унифицированному протоколу обмена объектов АСУВ высокоточной навигационно-временной информацией, а в режиме контрольно-корректирующей станции - сформированными дифференциальными поправками, полученными в результате анализа качества навигационных полей космических навигационных систем (КНС) ГЛОНАСС и GPS, в связи с этим взаимодействие ССПД топопривязчика со средствами связи объектов АСУВ осуществляется за счет применения однотипных технических средств, обеспечивающих их техническую и информационную совместимость путем автоматизированного взаимообмена сообщениями, построенными по единой структуре с использованием единых правил формализации и единых оперативно-тактических понятий, в соответствии с планом распределения информации, на основе которого осуществляется передача информации по сети от абонента-источника до абонента-получателя, цифровая топогеодезическая информация представлена в виде цифровой картографической базы данных, содержащей информацию о местности, координаты точек локальной геодезической сети, созданной топопривязчиком, данные об оперативной обстановке, наносимые должностными лицами органов управления АСУВ, оперативную базу данных о реальном маршруте движения и взаимном расположении элементов боевого порядка, работа топопривязчика в режиме контрольно-корректирующей станции осуществляется в двух основных режимах: в режиме оперативной передачи информации и в режиме постобработки накопленных данных от космических аппаратов (КА) КНС ГЛОНАСС и GPS для последующей дифференциальной коррекции. Технический результат заключается в формировании способа функционирования топопривязчика в составе автоматизированной системы управления войсками, обеспечивающего в автоматизированном режиме определение и передачу объектам АСУВ топогеодезической и корректирующей информации по каналам системы связи и передачи данных. 1 ил.

Изобретение относится к области навигации и может быть использовано для определения местоположения и управления движением автономных необитаемых подводных аппаратов с инерциальной навигационной системой и средствами технического зрения. Технический результат - повышение точности. Для достижения данного результата при движении автономного необитаемого подводного аппарата по заданной траектории выделяют один или несколько заранее неизвестных неподвижных подводных объектов, обнаруженных средствами технического зрения, оценивают их координаты и на основе полученных данных уточняют свое собственное положение при дальнейшем движении.

Изобретение относится к системам привязки местоположения. Технический результат заключается в повышении точности кодирования местоположения. Система содержит кодер, базу данных для сохранения предварительно кодированных местоположений и результатов предыдущих попыток при кодировании этих местоположений, система при приеме местоположения, которое должно быть кодировано, сначала запрашивает базу данных, чтобы установить то, формирует ли его часть или является ли идентичным местоположение или его часть местоположению, ранее сохраненным в рамках упомянутой базы данных, причем система возвращает или ранее кодированное местоположение или его часть в случае, если кодирование уже осуществлено, либо, альтернативно, передает местоположение непрерывного пути в кодер, вывод которого в любом случае сохраняется в упомянутой базе данных вместе с этим местоположением непрерывного пути. 3 н. и 9 з.п. ф-лы, 21 ил., 55 табл.
Наверх