Способ ремонта сложных технических объектов на местах их дислокации

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических объектов, включая системы вооружения и военной техники. Способ ремонта сложных технических объектов на местах их дислокации основан на применении центрального компьютера и размещенных на сложных технических объектах переносных терминалов удаленного доступа (ПТУД) с образованием локальной вычислительной сети (ЛВС). Эксплуатационный персонал сложного технического объекта определяет с помощью считывателя идентификационных данных идентификационные данные составной части (СЧ), на которой возникла нештатная ситуация, и передает эти данные на автоматизированное рабочее место оператора (АРМ О). Дежурный оператор АРМ О передает эти данные на автоматизированное рабочее место дежурного консультанта (АРМ К) дежурному консультанту, который устанавливает двустороннюю связь с эксплуатационным персоналом и дает указания по ориентированию видеоконтрольного устройства для наблюдения за действиями эксплуатационного персонала. Эксплуатационный персонал по информации на экране монитора, полученной от АРМ К, и посредством двухсторонней связи и видеоконтроля с АРМ К восстанавливает работоспособности СЧ. Изобретение повышает оперативность и качество ремонта. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к предметной области технического обслуживания и ремонта сложных технических объектов, включая системы вооружения и военной техники.

Известны способы технические обслуживания и ремонта сложных технических объектов, включая системы вооружения и военной техники (ВВТ) и их составных частей. Примерами могут служить технические решения по патентам RU 109580, RU 2376164, RU 2450304 и другие.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является способ ремонта сложных технических систем и их составных частей по патенту RU 2376164.

Достоинством способа по патенту RU 2376164 (ближайшего аналога) является возможность проведения ремонта составных частей сложных технических объектов на штатных местах их дислокации с применением выносного терминала для информационной поддержки действий ремонтного персонала, а также возможность восстановления работоспособности сменных элементов путем их ремонта в составе мобильных ремонтно-диагностических комплексов.

Недостатком способа-аналога является необходимость применения мобильных ремонтно-диагностических комплексов и участия выездных ремонтных бригад в проведении работ по обслуживанию и ремонту объектов. В результате этого невозможно оперативно устранять возникающие на обслуживаемых объектах нештатные ситуации и отказы, а простой обслуживаемых технических объектов на время до прибытия мобильных ремонтно-диагностических комплексов (РДК) и выездных ремонтных бригад приводит к значительному увеличению продолжительности времени восстановления и к соответствующему снижению уровня технической готовности обслуживаемых сложных технических объектов.

Техническим результатом заявленного способа является устранение недостатков способа-аналога, т.е. повышение оперативности устранения отказов и нештатных ситуаций на обслуживаемых сложных технических объектах силами эксплуатационного персонала, в том числе при недостаточно глубоких технических знаниях обслуживающего персонала по правилам технического обслуживания и ремонта сложных технических объектов в целом и их составных частей.

Указанный технический результат достигается тем, что в территориальном центре ситуационного управления (ЦСУ) технической готовностью группировки подконтрольных сложных технических объектов (в частности, территориальной группировки ВВТ) размещают АРМ дежурного консультанта, на подконтрольных сложных технических объектах (образцах ВВТ) размещают переносные терминалы удаленного доступа (ПТУД), содержащие в своем составе видеоконтрольные устройства и связную гарнитуру и подключенные с помощью двусторонних каналов связи к ЦСУ, при возникновении нештатных ситуаций (НШС) на подконтрольных сложных технических объектах эксплуатационный персонал с помощью ПТУД передает идентификационные данные по составной части (СЧ), на которой возникла НШС, в ЦСУ. На основе полученных идентификационных данных дежурный консультант передает из ЦСУ через линию связи на ПТУД необходимую электронную документацию для проведения восстановительных работ, с помощью видеоконтрольного устройства из состава ПТУД осуществляет дистанционный визуальный контроль и через ПТУД дистанционно управляет действиями эксплуатационного персонала по восстановлению работоспособности отказавший СЧ и всего сложного технического объекта (изделия ВВТ) в целом.

Техническая реализация заявленного способа производится с помощью автоматизированной системы управления ремонтом и сервисным обслуживанием (АСУ РСО) группировок территориально распределенных сложных технических объектов, включая территориальные группировки ВВТ противовоздушной обороны (ПВО).

Устройство и принцип действия АСУ РСО поясняются на фиг.1 и фиг.2.

Система содержит ЦСУ 1, переносные терминалы удаленного доступа (ПТУД) 2, размещаемые на обслуживаемых сложных технических объектах 3 и подключенные к многоканальному УККС 4 из состава ЦСУ 1 с помощью двухсторонних каналов связи 5. В состав ЦСУ 1 входят центральный компьютер (ЦК) 6, АРМ О 7 и АРМ К 8, объединенные в локальную вычислительную сеть с помощью интерфейсной шины 9, к которой подключено УККС 4. Через канал связи 5 и УККС к локальной вычислительной сети ЦСУ 1 могут быть подключены дополнительные АРМ К 8 специалистов-консультантов, размещаемые на предприятиях-изготовителях 10 и предприятиях-разработчиках 11 соответствующих сложных технических объектов 3, находящихся в составе территориальной группировки (в зоне ответственности данной АСУ РСО).

Перед началом применения системы фиг.1 в память центрального процессора в составе ЦСУ 1 вводят всю необходимые информацию (справочную информацию, электронную эксплуатационную и ремонтную документацию, другую необходимую информацию для поддержания технической готовности подконтрольных сложных технических объектов из состава закрепленной за АСУ РСО территориальной группировки объектов ремонта и обслуживания), составляющих базы знаний, базы данных по всем подконтрольным сложным техническим объектам 3-1…3-N.

На всех сложных технических объектах 3-1…3-N размещают переносные терминалы удаленного доступа 2-1…2-N, соединенные через двусторонние каналы связи 5 с ЦСУ 1. В состав каждого комплекта переносного терминала удаленного доступа 2 входят (см. фиг.2) компьютер 12, монитор 13, модем 14, считыватель идентификационных данных 15, видеоконтрольное устройство 16 и средства аудиосвязи 17 (например, связная гарнитура).

Работа АСУ РСО начинается с обнаружения эксплуатационным персоналом сложного технического объекта 3 нештатной ситуации (НШС), требующей проведения неотложных работ по ремонту и техническому обслуживанию соответствующей СЧ сложного технического объекта, на которой возникла НШС. Эксплуатационный персонал сложного технического объекта 3-i перемещает находящийся на данном объекте переносной терминал удаленного доступа 2-i к СЧ, на которой возникла НШС. Уточняет с помощью считывателя идентификационных данных, входящего в комплект терминала удаленного доступа 2-i, идентификационные данные СЧ сложного технического объекта 3-i, на которой возникла НШС, и передает эти данные через канал связи 5 на ЦСУ. Вызов с терминала удаленного доступа 2-i по каналу связи 5 через УККС 4 по интерфейсной шине 9 поступает на АРМ О 7, где отображается на экране монитора этого АРМ О. Дежурный оператор, получивший вызов, передает эти данные на АРМ К 8 дежурному консультанту, а сам продолжает контролировать ситуацию на других сложных технических объектах 3.

Дежурный консультант по идентификационным данным, отобразившимся на экране монитора АРМ К 8, определяет СЧ, на которой произошла НШС, извлекает из памяти центрального компьютера 6 соответствующие разделы эксплуатационной и интерактивной электронной ремонтной документации и под управлением АРМ К 8 через УККС 4 и канал связи 5 передает разделы эксплуатационной и ремонтной документации на терминал удаленного доступа 2-i для информационной поддержки действий эксплуатационного персонала.

Одновременно с этим дежурный консультант устанавливает двусторонний диалог с эксплуатационным персоналом, дает соответствующие указания по ориентации видеоконтрольного устройства 16, входящего в состав терминала удаленного доступа 2i, для наблюдения за действиями эксплуатационного персонала, дает указания по раскрытию на экране монитора 13 терминала удаленного доступа 2-i соответствующих разделов переданной из ЦСУ 1 электронной эксплуатационной и ремонтной документации. В процессе двустороннего диалога, визуализации на экране монитора 13 переносного терминала удаленного доступа 2-i необходимых операций по ремонту и обслуживанию данной СЧ, а также на основе видеоконтроля действий эксплуатационного персонала с помощью видеоконтрольного устройства 16 консультант дает необходимые корректирующие указания и обеспечивает восстановление работоспособности отказавшей СЧ силами эксплуатационного персонала. При этом от эксплуатационного персонала не требуется квалифицированных технических знаний ремонтируемой СЧ, необходимо только точно выполнять указания консультанта и предоставлять возможность консультанту дистанционно контролировать действия эксплуатационного персонала с помощью видеоконтрольного устройства 16, входящего в комплект переносного терминала удаленного доступа 2-i.

В сложных ситуациях, когда возникает необходимость более глубоких знаний по особенностям устройства и принципа действия ремонтируемой СЧ, дежурный консультант под управлением от АРМ К 8 через УККС 4 и соответствующую линию связи 5 подключает АРМ К 8, размещенное на предприятии-изготовителе 10 или предприятии-разработчике 11 ремонтируемой СЧ. В этом случае к консультациям (в режиме телеконференции) подключается специалист соответствующего предприятия-изготовителя 10 или предприятия-разработчика 11 (в зависимости от характера возникшей НШС), или оба вместе. Сообща они в состоянии оказать всю необходимую консультативную помощь для восстановления работоспособности отказавшей СЧ силами эксплуатационного персонала, не обладающего глубокими техническими знаниями по принципу действия эксплуатируемого объекта.

Таким образом, обеспечивается достижение заявленного технического результата. Восстановление работоспособности отказавшей СЧ (например, агрегатным методом на основе использования комплекта эксплуатационного ЗИП) будет происходить значительно быстрее, чем в случае проведения ремонтно-восстановительных работ силами выездных ремонтных бригад.

Основными отличиями заявленного способа от известных аналогов являются:

1) организация дистанционного взаимодействия консультантов по РСО (специалистов, обладающих необходимыми техническими знаниями по обслуживаемым объектам и по технологиям проведения работ по РСО СЧ, на которых возникают НШС) и эксплуатационного персонала сложных технических объектов, на которых возникла НШС;

2) организация дистанционного контроля действий эксплуатационного персонала с помощью видеоконтрольных устройств, входящих в состав переносных терминалов удаленного доступа, и дистанционного управления действиями эксплуатационного персонала со стороны квалифицированных консультантов, находящихся в ЦСУ;

3) обеспечение возможности оперативных консультаций со стороны разработчиков и настройщиков СЧ сложных технических объектов, глубоко знающих особенности устройств СЧ и основы восстановления их работоспособности;

4) обеспечение возможности оперативного восстановления работоспособности обслуживаемых сложных технических объектов силами эксплуатационного персонала, не имеющего глубоких технических знаний по устройству эксплуатируемых сложных технических объектов и не имеющих необходимой квалификации по ремонту и сервисному обслуживанию этих объектов (т.е. без участия выездных ремонтных бригад, без применения мобильных РДК и без направления неисправных СЧ для ремонта в стационарный ремонтный центр);

5) использование сочетания визуализации подсказок по выполняемым операциям на экране монитора терминала удаленного доступа на основе фрагментов интерактивной электронной ремонтной документации и дистанционного визуального контроля действий оператора из состава эксплуатационного персонала (с помощью видеоконтрольного устройства) со стороны консультанта ЦСУ на основе использования двусторонней аудиосвязи и видеосвязи.

1. Способ ремонта сложных технических объектов на местах их дислокации, включая системы вооружения и военной техники, основанный на применении центрального компьютера с предварительно введенными в его память электронной эксплуатационной, интерактивной ремонтной документацией, справочной и другой информацией по всем типам сложных технических объектов из состава обслуживаемой группировки, а также на применении переносных терминалов удаленного доступа (ПТУД), размещенных на подконтрольных сложных технических объектах из состава обслуживаемой группировки, включающий подключение к центральному компьютеру с помощью интерфейсной шины автоматизированных рабочих мест (АРМ) с образованием локальной вычислительной сети (ЛВС), отличающийся тем, что в составе ЛВС размещают АРМ дежурных консультантов (АРМ К) и АРМ оператора (АРМ О) с образованием на основе центрального компьютера и этих АРМ территориального центра ситуационного управления (ЦСУ) технической готовности группировки подконтрольных сложных технических объектов, в состав ЛВС центра ситуационного управления вводят многоканальное устройство коммутации каналов связи (УККС), с помощью которого через двусторонние каналы связи к ЦСУ подключают ПТУД, размещенные на подконтрольных сложных технических объектах, при этом в состав каждого ПТУД включают компьютер с подключенными к компьютеру монитором, считывателем идентификационных данных, видеоконтрольным устройством, средствами аудиосвязи и монитором, при обнаружении эксплуатационным персоналом сложного технического объекта нештатной ситуации (НШС), требующей проведения неотложных работ по ремонту и техническому обслуживанию соответствующей составной части (СЧ) сложного технического объекта, эксплуатационный персонал сложного технического объекта перемещает находящийся на данном объекте переносной терминал удаленного доступа к СЧ, на которой возникла НШС, уточняет с помощью считывателя идентификационных данных, входящего в комплект терминала удаленного доступа, идентификационные данные СЧ объекта, на которой возникла НШС, и передает эти данные через канал связи на ЦСУ, данные от терминала удаленного доступа по каналу связи через УККС по интерфейсной шине ЛВС ЦСУ поступают на АРМ О, где отображаются на экране монитора этого АРМ О, дежурный оператор АРМ О передает эти данные на АРМ К дежурному консультанту, а сам продолжает контролировать ситуацию на других подконтрольных сложных технических объектах обслуживаемой группировки, дежурный консультант по идентификационным данным, отобразившимся на экране монитора АРМ К, определяет СЧ, на которой произошла НШС, извлекает из памяти центрального компьютера ЦСУ соответствующие разделы эксплуатационной и интерактивной электронной ремонтной документации и под управлением АРМ К через УККС и канал связи передает разделы эксплуатационной и ремонтной документации на терминал удаленного доступа для информационной поддержки действий эксплуатационного персонала, одновременно с этим дежурный консультант с помощью АРМ К и ПТУД устанавливает двустороннюю связь с эксплуатационным персоналом сложного технического объекта, дает соответствующие указания по ориентации видеоконтрольного устройства для наблюдения за действиями эксплуатационного персонала, дает указания по раскрытию на экране монитора терминала удаленного доступа соответствующих разделов переданной из ЦСУ электронной эксплуатационной и ремонтной документации, после визуализации на экране монитора терминала удаленного доступа необходимых операций по ремонту и обслуживанию данной СЧ, на основе видеоконтроля действий эксплуатационного персонала консультант с помощью АРМ К дает необходимые корректирующие указания эксплуатационному персоналу по восстановлению работоспособности отказавшей СЧ, взаимодействие консультанта и эксплуатационного персонала на основе двустороннего взаимодействия АРМ К и терминала удаленного доступа продолжают до восстановления работоспособности СЧ, на которой ранее возникла НШС, приведшая к неисправности.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в сложных ситуациях, когда возникает необходимость более глубоких знаний по особенностям устройства и принципа действия ремонтируемой СЧ, дежурный консультант ЦСУ под управлением от АРМ К через УККС и соответствующую линию связи подключает дополнительные АРМ К, размещенные на предприятии-изготовителе или предприятии-разработчике ремонтируемой СЧ, подключает к консультациям специалистов соответствующих предприятий-изготовителей и предприятий-разработчиков данной СЧ, на основе взаимодействия АРМ К и терминала удаленного доступа, реализуемого через каналы связи и УККС ЦСУ, специалисты предприятий-изготовителей и предприятий-разработчиков СЧ оказывают всю необходимую консультативную помощь для восстановления работоспособности отказавшей СЧ силами эксплуатационного персонала, не обладающего глубокими техническими знаниями по принципу действия эксплуатируемого сложного технического объекта.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сфере обслуживания организационной техники, заправки картриджей принтеров и копировальных аппаратов. Мобильный комплекс обслуживания картриджей (МКОК), изготовленный на базе цельнометаллического фургона, включает кабину с посадочными местами для пассажиров, сплошную перегородку с раздвижным окном, отделяющую кабину от лабораторного отсека, перегородку лабораторного и грузового отсека с отверстием для станции очистки картриджей (2) и с блоком управления оборудованием МКОК и салазки для демонтажа станции очистки картриджей (2).

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических изделий. .

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических изделий. .

Изобретение относится к военной и специальной технике для технического обслуживания сложных технических систем в местах их дислокации. .

Изобретение относится к мобильным системам вооружений. .

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных контрольных пунктах, предназначенных для проведения технического обслуживания и регламентных проверок в местах их дислокации.

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных контрольных пунктах, размещенных на базе шасси транспортных средств и предназначенных для проведения контроля, диагностики и технического обслуживания сложных технических систем.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем (СТС), включая системы вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к устройствам для хранения и транспортирования изделий и оборудования, входящего в состав подвижного комплекса топогеодезической привязки и навигации или в иную военную технику.

Изобретение относится к средствам для технического обслуживания и ремонта сложных технических систем (СТС). .

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта систем вооружения и военной техники. Многофункциональный центр технического обслуживания и ремонта (МЦТР) содержит в своем составе стационарный ремонтный центр (СРЦ) и дополнительно введенные в состав МЦТР пункт ремонта зенитных управляемых ракет (ПР ЗУР) и учебно-тренировочный центр (УТЦ). ПР ЗУР размещен в отдельном сооружении и оснащен технологическими рабочими местами (ТРМ). ТРМ содержат в своем составе автоматизированные рабочие места (АРМ) и автоматизированную систему управления процессами и ресурсами (АСУ ПР). Все АРМ подключены к АСУ ПР ЗУР. АСУ ПР ЗУР внешней магистралью подключена к автоматизированной системе управления технической готовности (АСУ ТГ), которая входит в состав СРЦ. В состав МЦТ дополнительно введен учебно-тренировочный центр (УТЦ). УТЦ работает под управлением АСУ УТЦ, которая подключена к АСУ ТГ. Комплексный испытательный полигон (АСУ КИП) входит в состав МЦТР и содержит комплекс автоматизированных средств испытаний, который работает под управлением соответствующей АСУ КИП. АСУ КИП подключена внешней интерфейсной магистралью к АСУ ТГ. Достигается повышение эффективности и оперативности работ, обеспечение более высокой устойчивости и живучести многофункционального центра технического обслуживания и ремонта. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем, включая изделия вооружения, военной и специальной техники. Для устранения повреждений сложных технических систем осуществляют контроль технического состояния составных частей (СЧ) сложной технической системы (СТС), локализацию неисправностей до уровня сменных составных частей (ССЧ) нижнего уровня разукрупнения, ремонт неисправных СЧ агрегатным методом - путем замены неисправных ССЧ на исправные из комплекта запасных частей и контроль восстановления работоспособности отремонтированных СЧ и СТС в целом. При повреждении конструкций составных частей производят обработку поврежденных мест для установки в них вкладышей и защиты этих мест накладками. Производят копирование контуров повреждений на кальку или прозрачную пленку. Зафиксированные контуры и размеры повреждений переносят на соответствующие заготовки. Обработанные по зафиксированным указанными приемами контурам и размерам вкладыши и накладки устанавливают в поврежденные места. Восстанавливают прочность и целостность конструкции, параметры воздушной среды внутри отремонтированных конструкций составных частей и проводят работы по составлению работоспособности функциональной аппаратуры. Достигается эффективность и качество работ по устранению повреждений конструкции составных частей. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических изделий, включая изделия вооружения и военной техники. Способ ремонта сменных элементов (СЭ) сложных изделий посредством автоматизированной системы ремонта заключается в осуществлении очистки и устранении явных повреждений (СЭ) на технологическом рабочем месте (ТРМ) устранения дефектов конструкции, определении идентификационных данных СЭ, нанесении на СЭ штрих-кода с идентификационными данными СЭ или установке РЧИ и занесении радиочастотных идентификационных данных СЭ. Сравнивая электронный портрет и конструкцию СЭ, выявляют дефекты и помещают СЭ в сушильно-вытяжное устройство. Подключают СЭ через сменный адаптер к автоматизированному рабочему месту (АРМ) контроля и диагностики. Автоматизированная система ремонта, размещенная в мобильном ремонтно-диагностическом комплексе или стационарном ремонтом органе, включает ТРМ с АРМ с компьютерами, органами управления и мониторами, подключенные к локальной вычислительной сети, и сушильно-вытяжное устройство. Изобретение повышает эффективность ремонта. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к кранам на грузовых автомобилях, а именно к кранам на автомобильной мастерской для технического обслуживания. Кран-стрела содержит автомобильную мастерскую, стрелу, оголовок, блок, растяжки, грузовую лебедку, устройство блокировки передних рессор автомобиля, крюковую подвеску. Стрела выполнена в виде стержня коробчатого сечения с основанием в виде двухопорной поперечной балки. Оголовок стрелы содержит направляющий ролик для грузового каната. Растяжка стрелы выполнена секционной из последовательных шарнирно соединенных стержневых элементов, имеет упор для стрелы у верхнего шарнира растяжки. Нижний шарнир закреплен на передней стенке кузова мастерской. Крюковая подвеска выполнена в виде крюка с одним канатом. Достигается усовершенствование конструкции стрелы и растяжки. 6 ил.

Изобретение относится к кранам на грузовых автомобилях, а именно к кранам на автомобильной мастерской для технического обслуживания. Кран на автомобильной мастерской содержит автомобильное шасси, оголовок стрелы, цилиндр телескопической стрелы, растяжку, грузовую лебедку, устройство блокировки передних рессор автомобиля, крюковую подвеску. Подвижная секция стрелы выполнена коробчатого сечения с возможностью относительного перемещения внутри неподвижной секции стрелы, которая снабжена двухопорной поперечной балкой. На внешней поверхности подвижной секции по длине стрелы в зазоре с неподвижной секцией стрелы закреплены узкие полоски металла. Оголовок подвижной секции стрелы содержит направляющий ролик для каната. Растяжка стрелы выполнена секционной из последовательных стержневых элементов, соединенных шарнирами. Шарнирное крепление растяжки с одной стороны выполнено на передней стенке автомобильной мастерской, цилиндр телескопической стрелы выполнен пневматическим. Достигается усовершенствование конструкции стрелы, оголовка, растяжки. 6 ил.
Наверх