Подвижный пункт целеуказания и управления



Подвижный пункт целеуказания и управления
Подвижный пункт целеуказания и управления

 


Владельцы патента RU 2480705:

Открытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Калужский приборостроительный завод "Тайфун" (RU)

Изобретение относится к мобильным системам вооружений. Подвижный пункт целеуказания и управления (ППЦУ) содержит самоходное шасси с оборудованием, размещенным в кабине шасси и в посту управления (ПУ) (4), который выполнен в виде фургона с двумя отсеками. В кабине шасси размещен пульт командира маршевый (ПКмМ) и аппаратура управления. В переднем обитаемом отсеке ПУ размещен пульт командира основной (ПКмО), автоматизированные рабочие места, аппаратура управления энергопитанием, элементы аппаратуры жизнеобеспечения, охлаждения и кондиционирования, аппаратура обработки сигналов и управления активно-пассивного радиолокационного комплекса (РЛК), наземная автоматизированная система управления целераспределением по пусковым установкам (НАСУ), комплекс средств связи и навигации. В заднем необитаемом отсеке (5) размещен защищенный радиопрозрачным укрытием антенный пост (АП). Антенны установлены на подъемном устройстве с платформой горизонтирования, состоящем из подъемной рамы, закрепленной шарнирно на задней стенке поста управления. На крыше поста управления размещено подъемное устройство мачты с аппаратурой скрытного узконаправленного маломощного высокоскоростного радиорелейного канала обмена информацией. Изобретение расширяет функциональные возможности и повышает надежность. 2 ил.

 

Изобретение относится к мобильным системам вооружений берегового базирования и может быть использовано при создании мобильных береговых подвижных противокорабельных ракетных комплексов.

Подвижный пункт целеуказания и управления ППЦУ предназначен для обнаружения надводных целей, выработки данных целеуказания и управления ракетными и артиллерийскими комплексами при выполнении стрельбы по назначенным целям.

Известен береговой подвижный противокорабельный комплекс «Рубеж» (Россия), (Вооружение военно-морского флота. Энциклопедия XXI век. Оружие и технологии России, том III, стр.129. Москва: Издательский дом «Оружие и технологии, 2001 г.), состоящий из самоходных ракетных пусковых установок, включающих в себя радиолокационную систему целеуказания.

Самоходная пусковая установка (СПУ) комплекса «Рубеж» выполнена на самоходном колесном шасси, имеет боевой пост управления (БПУ), размещенный в передней части колесного шасси, и пусковую установку, размещенную в задней части колесного шасси.

БПУ выполнен в виде герметичного фургона, в котором размещаются командир, операторы аппаратуры, приборы радиолокационной станции (РЛС), системы управления стрельбой, агрегат электропитания, средства связи, средства жизнеобеспечения личного состава.

На передней стенке БПУ установлена антенна РЛС с электромеханическим устройством ее подъема из походного положения в рабочее.

Недостатками данной конструкции являются:

- сложность и недостаточная надежность электромеханического устройства подъема мачты антенны РЛС;

- антенна РЛС, мачта и устройство ее подъема не защищены от внешних климатических и механических воздействий, что снижает надежность и срок службы антенного устройства;

- приборы РЛС расположены в БПУ, поэтому при их работе не исключена возможность негативного воздействия СВЧ-излучения на экипаж;

Известен Самоходный Командный Пункт Управления и Связи (СКПУС) (Патент на изобретение RU 2341758 С1, 12.03.2007 г.)

СКПУС содержит самоходное шасси и расположенный на нем боевой пост управления (БПУ), выполненный в виде фургона, в котором размещены рабочие места операторов личного состава, радиолокационная станция (РЛС), системы управления целераспределением и пуском ракет, средства связи и обмена информацией, навигационный комплекс, приборы управления электрооборудованием и антенна РЛС с устройством ее подъема, и автономный источник электропитания, причем фургон разделен на три отсека, в переднем из которых размещены приборы операторов РЛС, системы управления целераспределением и пуском ракет, средства связи и обмена информацией, навигационный комплекс и приборы управления электрооборудованием, в среднем отсеке, выполненном радиогерметичным и соединенным с передним радиогерметичной дверью, размещены приборы РЛС неоперативного обслуживания, в том числе приборы, работающие в СВЧ-диапазоне, а задний отсек снабжен передней и задней крышками, шарнирно установленными соответственно на крыше ПУ и задней стенке отсека, и в нем размещена мачта с антенной РЛС и устройство ее подъема, выполненное в виде шарнирного параллелограмма и гидроцилиндра, при этом шарнирный параллелограмм образован мачтой антенны, нижними сдвоенными рычагами и верхним рычагом, одни концы которых шарнирно прикреплены к мачте антенны, а другие шарнирно закреплены на передней стенке заднего отсека, шток гидроцилиндра шарнирно закреплен на передней стенке заднего отсека ПУ, а его корпус шарнирно закреплен на нижних сдвоенных рычагах параллелограммного подъемного устройства, на верхнем рычаге которого закреплен рычаг, шарнирно соединенный с передней крышкой отсека, а на мачте антенны установлена цапфа, находящаяся при опущенной антенне в зацеплении с крюком, связанным с торсионом и системой рычагов, соединенных с задней крышкой заднего отсека.

Недостатками данной конструкции являются:

- размещение поднимаемого антенного устройства и СВЧ-приборов неоперативного обслуживания радиолокационной станции в различных отсеках БПУ (фургона), что приводит к увеличению вносимых потерь в СВЧ-тракты, снижающих потенциал радиолокационной станции вследствие использования протяженных волноводных линий и сложных устройств канализации СВЧ-сигналов (вращающихся волноводных переходов и т.п.);

- малый объем обитаемого отсека экипажа вследствие наличия в составе боевого поста управления (фургона) специализированного отсека для СВЧ-приборов неоперативного обслуживания аппаратуры радиолокационной станции;

- сложная конструкция механизмов открывания и закрывания крышек и подъема антенного устройства радиолокационной станции заднего отсека.

Задачей настоящего изобретения является:

- обеспечение непрерывного автоматизированного боевого управления ППЦУ (подвижный пункт целеуказания и управления) как на марше, так и на боевой позиции за счет использования двух рабочих мест командира, одно из которых расположено в кабине шасси (ПКмМ), а другое - в ПУ (ПКмО);

- размещение антенных устройств, СВЧ и ПЧ приемопередающей аппаратуры активного и пассивного каналов РЛК (радиолокационный комплекс), антенных устройств аппаратуры определения государственной принадлежности в едином комплексированном защищенном антенном посту на подъемном устройстве с платформой горизонтирования, отделенном от радиогерметичного обитаемого отсека, обеспечивающем защиту внутренней аппаратуры АП от внешних факторов воздействия в рабочем и нерабочем состояниях;

- повышение надежности работы подъемных механизмов за счет упрощения и оптимизации кинематической схемы;

- использование скрытного узконаправленного маломощного высокоскоростного радиорелейного канала обмена информацией двух или более ППЦУ при решении задач управления и целеуказания в активном и пассивном режимах работы.

Для решения поставленной задачи и достижения указанного технического решения является представленное изобретение на ППЦУ, содержащее:

- обеспечение непрерывного автоматизированного боевого управления ППЦУ на марше и на боевой позиции за счет использования двух автоматизированных рабочих мест командира, одно из которых расположено в кабине шасси (ПКмМ), а другое в ПУ (ПКмО),

- использование защищенного радиопрозрачным укрытием компактного комплексированного антенного поста (АП) на подъемном устройстве с платформой горизонтирования (ПГ), которое закреплено на задней стенке ПУ, с размещенной в АП приемопередающей СВЧ и ПЧ аппаратурой активного канала РЛК, приемной СВЧ и ПЧ аппаратурой пассивного канала РЛК, антеннами аппаратуры опознавания государственной принадлежности,

- использование скрытного узконаправленного маломощного высокоскоростного радиорелейного канала обмена информацией двух или более ППЦУ при решении задач управления и целеуказания в активном и пассивном режимах работы.

Особенность заявленного изобретения состоит в том, что ППЦУ содержит самоходное шасси с оборудованием, включающее пост управления (ПУ), выполненный в виде фургона с двумя отсеками. В кабине шасси размещен пульт командира маршевый (ПКмМ), входящий в состав автоматизированной системы боевого управления (АСБУ), аппаратура управления автономным источником электропитания (АИП), элементы аппаратуры навигационного комплекса. В обитаемом отсеке ПУ размещены автоматизированные рабочие места номеров боевого расчета, элементы аппаратуры управления энергопитанием, элементы аппаратуры жизнеобеспечения, охлаждения и кондиционирования, аппаратура обработки сигналов и управления активно-пассивного радиолокационного комплекса (РЛК), автоматизированная система боевого управления (АСБУ), включающая комплексную систему управления (КСУ) в составе пульта командира основного (ПКмО), наземную автоматизированную систему управления целераспределением по пусковым установкам (НАСУ), комплекс средств связи и навигации. Еще одна особенность заявленного изобретения состоит в том, что в заднем необитаемом отсеке размещены защищенный радиопрозрачным укрытием компактный комплексированный антенный пост (АП) с приемопередающей СВЧ и ПЧ аппаратурой активного канала РЛК, приемной СВЧ и ПЧ аппаратурой пассивного канала РЛК, антеннами аппаратуры опознавания государственной принадлежности с платформой горизонтирования (ПГ).

Изобретение иллюстрируется общим видом фиг.1, фиг.2.

На фиг.1 показан общий вид ППЦУ в походном положении.

На фиг.2 показан общий вид ППЦУ в рабочем положении.

ППЦУ содержит самоходное шасси с оборудованием 1, включающем кабину 2, пост управления 4 и автономный источник электропитания 3. ПУ выполнен в виде фургона, разделенного на два отсека. Передний, обитаемый отсек механически и электрически герметичен. В заднем негерметичном отсеке 5 размещен антенный пост 6 с гидравлическим устройством подъема АП из походного положения в рабочее. В переднем обитаемом отсеке ПУ размещаются автоматизированные рабочие места номеров боевого расчета, автоматизированная система боевого управления, включающая комплексную систему управления в составе пульта командира маршевого (ПКмМ), наземную автоматизированную систему управления целераспределением по пусковым установкам, элементы аппаратуры управления энергопитанием, элементы аппаратуры жизнеобеспечения, аппаратура обработки сигналов и управления активно-пассивного радиолокационного комплекса, комплекс средств связи и навигации. На крыше фургона расположена мачта 7 радиорелейной станции с механизмом подъема, антенны комплекса средств связи.

В заднем отсеке ПУ размещается антенный пост на подъемном устройстве с платформой горизонтирования.

Работа ППЦУ осуществляется следующим образом.

На марше командир находится в кабине шасси и осуществляет управление ППЦУ с пульта командира маршевого (ПКмМ), при этом обеспечивается командно-информационное взаимодействие с вышестоящими звеньями управления и периферийными ППЦУ.

После выхода на боевую позицию запускается автономный источник питания, опускаются гидравлические опоры, расположенные в задней части шасси с оборудованием, обеспечивающие разгрузку упругих элементов шасси и общую стабилизацию ППЦУ на грунте, антенный пост (АП) переводится из походного положения в рабочее. Подается питание на радиолокационный комплекс, проводится горизонтирование антенного поста с помощью платформы горизонтирования, контрольное тестирование аппаратуры РЛК, поднимается мачта радиорелейной станции и устанавливается связь с взаимодействующими ППЦУ по скоростному каналу обмена информацией. РЛК переводится в режим обзора пространства и поиска целей. Производится обнаружение и определение координат в активном или пассивном (при взаимодействии со вторым или несколькими ППЦУ) режимах работы. Обнаруженные цели передаются в автоматизированную систему боевого управления, где производится отождествление активных и пассивных целей, селекция опасных целей и целераспределение по пусковым установкам. При этом боевое управление осуществляется командиром с пульта командира основного (ПКмО).

Устройство подъема антенного поста работает следующим образом.

При подаче сигнала на подъем антенного поста начинает работать гидросистема, при этом выдвигаются штоки гидроцилиндров, которые воздействуют на среднюю часть рамы и поворачивают ее относительно верхних шарниров, образующих ось поворота рамы, в горизонтальную плоскость. В результате антенный пост из походного положения (горизонтального) переводится в рабочее положение (вертикальное). После этого производится точное горизонтирование антенного поста с помощью платформы горизонтирования. По окончании горизонтирования дается разрешение на включение питания РЛК. Поиск целей и обнаружение производится активным или пассивным каналом РЛК.

Подвижной пункт целеуказания и управления (ППЦУ), содержащий самоходное шасси с оборудованием, включающим пост управления (ПУ), выполненный в виде фургона, в котором размещены автоматизированные рабочие места номеров боевого расчета, элементы аппаратуры управления энергопитанием, элементы аппаратуры жизнеобеспечения, охлаждения и кондиционирования, аппаратура радиолокационного комплекса, автоматизированная система боевого управления, комплекс средств связи и навигации, отличающийся тем, что часть аппаратуры ППЦУ, включающая комплексную систему управления с пультом командира маршевым (ПКмМ), обеспечивающим управление ППЦУ на марше, аппаратуру управления автономным источником электропитания, элементы аппаратуры навигационного комплекса, размещена в кабине шасси, а другая часть аппаратуры ППЦУ размещена в посту управления, представляющем фургон, разделенный на два отсека, в переднем из которых - обитаемом, электро и механически герметичном, размещены автоматизированные рабочие места номеров боевого расчета, автоматизированная система боевого управления (АСБУ), включающая комплексную систему управления (КСУ) с пультом командира основного (ПКмО), обеспечивающим управление ППЦУ на боевой позиции, элементы аппаратуры управления электропитанием, элементы аппаратуры жизнеобеспечения, охлаждения и кондиционирования, аппаратура обработки сигналов и управления активно-пассивного радиолокационного комплекса (РЛК), наземную автоматизированную систему управления целераспределением по пусковым установкам (НАСУ), комплекс средств связи и навигации, а в заднем необитаемом отсеке размещены защищенный радиопрозрачным укрытием компактный комплексированный антенный пост (АП) с приемо-передающей СВЧ и ПЧ аппаратурой активного канала РЛК, приемной СВЧ и ПЧ аппаратурой пассивного канала РЛК, антеннами аппаратуры опознавания государственной принадлежности на подъемном устройстве с платформой горизонтирования, включающем раму с гидроцилиндрами, закрепленную в верхней части задней стенки ПУ шарнирно, образующими горизонтальную ось подъемного механизма, при этом средняя часть рамы соединена шарнирно со штоками гидроцилиндров, корпуса которых шарнирно закреплены в нижней части задней стенки поста.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области вооружения, а именно к средствам нападения и обороны от всех видов оружия, в том числе от атаки авиационных и ракетных средств противника.

Изобретение относится к области вооружений. .

Изобретение относится к области квантовой электроники и может быть использовано при создании импульсных газовых лазеров с ядерной накачкой. .

Изобретение относится к области космического вооружения, а именно к средствам и способам ведения боевых действий с применением одного или нескольких управляемых лучей лазера с ядерной накачкой невероятной мощности.

Изобретение относится к нелетальному дистанционному оружию с электрическим средством поражения цели, в частности к многозарядному дистанционному электрошоковому оружию (ДЭШО) и его картриджу.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для запуска ракет. .

Изобретение относится к области доставки бронетехники в зону боевых действий с использованием десантных кораблей. .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано для запуска ракет. .

Изобретение относится к системам береговой обороны и может быть использовано для нанесения ракетного удара (одиночного или залпа) по кораблям (соединениям кораблей), подводным лодкам и летательным аппаратам при защите побережья.

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных контрольных пунктах, предназначенных для проведения технического обслуживания и регламентных проверок в местах их дислокации.

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных контрольных пунктах, размещенных на базе шасси транспортных средств и предназначенных для проведения контроля, диагностики и технического обслуживания сложных технических систем.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем (СТС), включая системы вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к устройствам для хранения и транспортирования изделий и оборудования, входящего в состав подвижного комплекса топогеодезической привязки и навигации или в иную военную технику.

Изобретение относится к средствам для технического обслуживания и ремонта сложных технических систем (СТС). .

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах управления и информационно-технического обеспечения комплексов вооружений.

Изобретение относится к мобильной технике навигации и топогеодезической привязки. .

Изобретение относится к средствам вычислительной техники, устанавливаемым на транспортных средствах военного или иного специализированного назначения. .

Изобретение относится к средствам технического обслуживания и ремонта территориальных группировок сложных радиоэлектронных систем, в частности территориальных группировок систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) войск ПВО.

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных пунктах навигации и топогеодезической привязки на базе шасси специальных транспортных средств.

Изобретение относится к военной и специальной технике для технического обслуживания сложных технических систем в местах их дислокации
Наверх