Многофункциональный центр технического обслуживания и ремонта (мцтр)

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта систем вооружения и военной техники. Многофункциональный центр технического обслуживания и ремонта (МЦТР) содержит в своем составе стационарный ремонтный центр (СРЦ) и дополнительно введенные в состав МЦТР пункт ремонта зенитных управляемых ракет (ПР ЗУР) и учебно-тренировочный центр (УТЦ). ПР ЗУР размещен в отдельном сооружении и оснащен технологическими рабочими местами (ТРМ). ТРМ содержат в своем составе автоматизированные рабочие места (АРМ) и автоматизированную систему управления процессами и ресурсами (АСУ ПР). Все АРМ подключены к АСУ ПР ЗУР. АСУ ПР ЗУР внешней магистралью подключена к автоматизированной системе управления технической готовности (АСУ ТГ), которая входит в состав СРЦ. В состав МЦТ дополнительно введен учебно-тренировочный центр (УТЦ). УТЦ работает под управлением АСУ УТЦ, которая подключена к АСУ ТГ. Комплексный испытательный полигон (АСУ КИП) входит в состав МЦТР и содержит комплекс автоматизированных средств испытаний, который работает под управлением соответствующей АСУ КИП. АСУ КИП подключена внешней интерфейсной магистралью к АСУ ТГ. Достигается повышение эффективности и оперативности работ, обеспечение более высокой устойчивости и живучести многофункционального центра технического обслуживания и ремонта. 3 з.п. ф-лы, 11 ил.

 

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта систем вооружения и военной техники.

Известны стационарные ремонтные центры и мобильные ремонтные центры (комплекты мобильных ремонтно-диагностических комплексов) содержащие в своем составе совокупность технологического оборудования, реализующего технологические циклы ремонта образцов вооружения и военной техники (ВВТ) и их составных частей (СЧ).

Примерами таких технических решений являются решения по патентам RU №2427020 и RU №2491186.

Наиболее близким к заявленному изобретению является стационарный ремонтный центр (СРЦ) по патенту RU №2491186, принимаемый в качестве прототипа по отношению к заявленному многофункциональному центру технического обслуживания и ремонта (МЦТР).

Устройство, принцип действия и особенности применения по назначению СРЦ по патенту RU №249118 (прототипу) поясняются на фиг.1, фиг.2 и фиг.3.

Стационарный ремонтный центр по патенту RU №2491186 создается в стационарном производственном здании, в качестве которого могут использоваться как существующие ремонтные предприятия (с соответствующей реконструкцией и переоснащением), так и вновь возводимые производственные здания, специально спроектированные под СРЦ. В здании СРЦ размещают функционально связанные между собой по ходу реализации сквозного технологического цикла ремонта изделия производственно-технологические составные части СРЦ в виде цехов и участков, состав которых определяется составом функциональных групп составных частей ремонтируемых изделий и видов работ на них (см. фиг.1), в том числе цех дефектации, разборки, сборки и настройки изделий, цех ремонта электромеханических составных частей изделий, цех ремонта механических составных частей изделий, цех ремонта гидравлических составных частей, цех ремонта двигателей внутреннего сгорания, цех ремонта средств электропитания, цех ремонта радиоэлектронной аппаратуры, цех ремонта средств вентиляции и кондиционирования, цех поверки и ремонта контрольно-измерительных приборов, цех ремонта средств связи и топопривязки, цех ремонта базовых шасси и средств подвижности изделий, цех ремонта кузовов и контейнеров, подключенные с помощью коммуникаций электроснабжения и инженерных коммуникаций к подсистемам жизнеобеспечения СРЦ, а также полигон для комплексных испытаний изделий после ремонта и центр управления СРЦ с размещенной центральной частью автоматизированной системы управления технической готовностью группировки ВВТ (АСУ ТТ), как это показано на фиг.2. Все составные части СРЦ объединены между собой проходами и переходами. Производственно-технологические цехи СРЦ оснащены технологическими рабочими местами (ТРМ) по профилю выполняемых технологических операций ремонта СЧ изделий и включают в свой состав базовое стационарное технологическое оборудование - по специализации ТРМ и приданное каждому ТРМ автоматизированное рабочее место информационной поддержки действий оператора ТРМ (далее АРМ-И), состоящее из компьютера, монитора, манипулятора обратной связи и считывателя идентификационных данных. Кроме АРМ-И, входящих в состав ТРМ, в каждом цехе и участке СРЦ размещают автоматизированные рабочие места дистанционного управления работами (АРМ-УР). Помещения цехов и участков оснащены средствами ограничения доступа (например, в виде раздвижных дверей), оснащенных кодовыми замками и устройствами считывания идентификационных данных. В контрольных местах проходов и переходов, соединяющих между собой основные и вспомогательные составные части СРЦ (цехи, участки, автоматизированное хранилище, системы жизнеобеспечения, центр управления), установлены считыватели идентификационных данных. В помещениях, проходах и переходах СРЦ установлены дистанционно управляемые цифровые видеокамеры. Все периферийные АРМ (АРМ-И, АРМ-УР), считыватели идентификационных данных и цифровые видеокамеры через информационную сеть СРЦ и коммуникационную аппаратуру подключены к центральному компьютеру АСУ, размещаемому в центре управления СРЦ.

К центральному компьютеру АСУ в центре управления СРЦ подключены экран отображения текущей ситуации и контрольные мониторы системы видеонаблюдения СРЦ. В автоматизированном хранилище СРЦ размещены сменные комплекты технологического оснащения ТРМ, предназначенные для адаптации ТРМ под особенности ремонта СЧ из состава разных типов изделий ВВТ, а также комплекты материалов, инструмента, запасных частей и другого имущества, используемых при ремонте изделий в соответствии с ремонтной документацией. На все виды имущества, перемещаемого в пределах СРЦ в процессе ремонта изделий, установлены идентификаторы, которые взаимодействуют со считывателями идентификационных данных, установленные в контрольных местах СРЦ, а также в составе АРМ-И и АРМ-УР. Идентификаторы размещены также на СЧ из состава ремонтируемых изделий и из состава запасных комплектов, на технологических транспортных средствах, используемых в СРЦ, и на персонале СРЦ.

В базу данных центрального компьютера АСУ ТГ перед началом работ по ремонту каждого очередного типа изделия помещена интерактивная электронная ремонтная документация (ИЭРД), с помощью которой осуществляют автоматизированное ситуационное управление выполнением всех работ сквозного технологического цикла восстановительного ремонта изделия в составе СРЦ (пример структурной схемы такого технологического цикла приведен на фиг.3).

Через каналы удаленного доступа к центральному компьютеру АСУ ТГ могут быть подключены терминалы удаленного доступа, размещаемые на местах штатной дислокации подконтрольных изделий ВВТ из состава обслуживаемой территориальной группировки ВВТ и используемые при мониторинге технического состояния группировки изделий ВВТ.

Создание СРЦ по патенту RU №2491186 осуществляют в два этапа:

1) создание и оснащение полнофункционального СРЦ в соответствии с заявленным составом и заявленными функциональными, технологическими, конструктивными и информационными связями между составными частями СРЦ;

2) реализация в составе СРЦ полного технологического цикла (способа) ремонта изделий ВВТ.

Создание и оснащение полнофункционального СРЦ начинается с анализа особенностей полной номенклатуры типов изделий ВВТ, ремонт которых планируется проводить в составе создаваемого СРЦ. Из номенклатуры типов ремонтируемых изделий выбирается изделие с наиболее сложной функциональной и конструктивно-технологической структурой (например, зенитно-ракетная система из ряда С-300П, включающая в свой состав такие сложные по своему устройству автономные составные части, как радиолокатор, командный пункт, пусковая установка и др.).

В результате анализа структуры этого изделия, принимаемого за базовое, определяют характерные группы функциональных составных частей, обладающие близкими принципами конструктивно-технологического исполнения, а также близкими по своей реализации и по используемому оборудованию технологическими процессами ремонта.

Принцип выделения характерных функциональных составных частей для оптимизации процесса ремонта в составе СРЦ поясняется на фиг.1 на примере одного из типов ЗРС. Как показано на фиг.1, в состав ремонтируемого изделия 1 входят следующие характерные функциональные группы составных частей:

- радиоэлектронное оборудование 1.1;

- электромеханические узлы и агрегаты (системы) 1.2;

- механические узлы и агрегаты 1.3;

- гидравлические узлы и агрегаты 1.4;

- шасси (средства подвижности) 1.5;

- системы вентиляции и кондиционирования 1.6;

- средства связи и топопривязки 1.7;

- газотурбинные двигатели (двигатели внутреннего сгорания) 1.8;

- контрольно-измерительные приборы 1.9.

При этом ремонт зенитно-управляемых ракет 1.10 в СРЦ по патенту RU №2491186 (прототипу) не предусмотрен.

После анализа структуры базового (наиболее сложного) ремонтируемого изделия проводят такой же анализ остальных (менее сложных) типов ремонтируемых изделий. Как правило, новых дополнительных функциональных частей, влияющих на организационную структуру создаваемого СРЦ, при этом не выявляется. Однако выявляются конструктивно-технологические особенности реализации функциональных групп СЧ из состава разных типов изделий, которые влекут за собой необходимость применения дополнительного технологического оснащения. Чаще всего это дополнительное оснащение может быть реализовано в виде сменных комплектов к базовому оснащению. Например, сменные адаптеры и сменные программные тесты для базового контрольно-диагностического оборудования.

На основе выявления указанных особенностей формируются требования к оснащению СРЦ (см. фиг.1) технологическим оборудованием, технической (эксплуатационной и технологической ремонтной) документацией, общепромышленным оборудованием, инструментами, расходными материалами, запасными частями.

Технологическое оборудование по каждой функциональной группе составных частей ремонтируемых изделий (см. фиг.1) разделяют на базовое (используемое при ремонте всех типов изделий) и сменное (используемое при ремонте СЧ из состава конкретных типов изделий с учетом особенностей функциональной и конструктивно-технологической реализации). Аналогично производят разделение на базовую часть и сменные комплекты по всем другим видам имущества, используемого для обеспечения ремонтных работ (комплектующие изделия, расходные материалы, запасные части, инструменты, принадлежности).

В результате проведенного анализа структуры типов изделий, подлежащих ремонту в составе СРЦ, определяют номенклатуру составных частей (цехов, участков) СРЦ, в которых должны выполняться работы по восстановительному ремонту составных частей изделий в соответствии с реализуемой технологией ремонта. Пример структуры основных производственно-технологических составных частей (подразделений) СРЦ, предназначенных для реализации технологического процесса ремонта, приведен на фиг.2. Как видно из фиг.2, основной состав производственных составных частей СРЦ 2 ориентирован на ремонт функциональных групп СЧ изделий, выделенных по результатам анализа особенностей структуры изделий согласно фиг.1. Дополнениями являются цех (участок) дефектации, разборки, послеремонтной сборки и настройки ремонтируемого изделия в целом (позиция 2.1 на фиг.2).

Для изделий типа ЗРС и РЛС, испытания которых после ремонта не могут быть проведены в полном объеме в помещении цеха (в здании СРЦ), предусматривают дополнительно специальный полигон (позиция 2.13 на фиг.2).

Кроме основных производственно-технологических составных частей СРЦ, представленных на примере фиг.2, при создании СРЦ предусматривают организацию необходимых обеспечивающих и вспомогательных подсистем, в том числе:

- система жизнеобеспечения СРЦ (включая электроснабжение, водоснабжение, воздухообмен, канализацию и др.);

- административные и вспомогательные подсистемы (для размещения управленческого и вспомогательного персонала);

- автоматизированное хранилище сменного технологического оснащения, расходных материалов, инструмента, запасных частей;

- автоматизированную систему управления СРЦ (позиция 3.0 на фиг.2), включая центр управления СРЦ с размещенными в нем центральным компьютером с экраном для отображения текущей ситуации и коммуникационную аппаратуру информационной сети, с помощью которой центральный компьютер соединяют с совокупностью терминалов (АРМ и считывателей идентификационных данных), размещаемых в пределах СРЦ.

Помещения в составе СРЦ организуют с учетом требований по размещению и установке в них технологического оборудования цехов и участков (см. примеры фиг.1 и фиг.2) на основе разрабатываемых планировок и строительной документации. Входы в помещения цехов и участков выполняют с учетом требований по ограничению доступа (например, в виде раздвижных дверей, оснащенных кодовыми замками и считывателями идентификационных данных).

Все производственно-технологические и вспомогательные помещения СРЦ связаны между собой проходами, обеспечивающими контролируемое перемещение ремонтируемых СЧ, оборудования, комплектов имущества и персонала СРЦ. С этой целью участки проходов оснащаются считывателями идентификационных данных, подключенными в информационную сеть АСУ.

Для контроля за ходом работ по ремонту СЧ изделий, оперативного управления работами и обеспечения безопасности СРЦ в контрольных местах помещений СРЦ и в контрольных точках переходов устанавливают дистанционно управляемые цифровые видеокамеры, подключенные в информационную сеть АСУ и обеспечивающие отображение текущей ситуации на экране центра управления СРЦ.

В зависимости от специфики контролируемых объектов, в СРЦ предусмотрено применение двух типов идентификаторов:

1) штрих-кодовые идентификаторы;

2) радиочастотные идентификаторы.

Штрих-кодовые идентификаторы используют в тех случаях, когда по конструктивно-технологическим особенностям объектов (малые габариты, нежелательные электромагнитные взаимодействия) применение радиочастотных идентификаторов нецелесообразно или невозможно. Примерами таких объектов являются, в частности: инструменты, сменные элементы РЭА, комплектующие изделия, малоразмерные запасные части.

Во всех остальных случаях (включая СЧ изделия, технологическое оборудование цехов и участков, технологические транспортные средства, укладки имущества, персонал СРЦ) применяют радиочастотные идентификаторы, известные из уровня техники.

В составе цехов и участков организуют технологические рабочие места (ТРМ) по специализации работ (например, ТРМ контроля и диагностики, ТРМ электрорадиомонтажа и др.) на основе соответствующего типового технологического оборудования и оснащения, известных из уровня техники. В состав каждого ТРМ входит автоматизированное рабочее место АРМ-И (на основе компьютера, монитора, манипулятора и считывателя идентификационных данных) подключенное в информационную сеть АСУ. С помощью этих АРМ-И осуществляют информационную поддержку действий операторов ТРМ и обратную связь с центральным компьютером АСУ (для передачи сведений о ходе выполнения технологических операций ремонта соответствующей СЧ).

В помещениях каждого цеха и участка устанавливают АРМ дистанционного управления работами (АРМ-УР), подключенные через информационную сеть к центральному компьютеру АСУ. С помощью этой связи осуществляют текущий контроль за ходом работ в цехе (участке) и оперативное дистанционное управление ходом работ по ремонту СЧ. АРМ-И и АРМ-УР, входящие в состав цеха (участка), могут быть объединены в локальную сеть цеха (участка).

Как уже отмечалось ранее, все помещения цехов, участков, вспомогательные помещения и переходы оснащают дистанционно управляемыми цифровыми видеокамерами, соединенными через информационную сеть с центральным компьютером АСУ. С помощью созданной подобным образом подсистемы видеонаблюдений СРЦ на экране центрального пункта управления СРЦ (под управлением центрального компьютера АСУ) и на экранах контрольных мониторов отображают текущую ситуацию по ремонту СЧ изделий и осуществляют оперативный видеоконтроль за всеми работами во всех помещениях СРЦ, в переходах и на внешних площадках (включая полигон СРЦ).

По каждому типу ремонтируемых в СРЦ изделий (для управления процессами ремонта) разрабатывают интерактивную электронную ремонтную документацию (ИЭРД). В основу ИЭРД положена пооперационная съемка изделия в целом и его составных частей - в последовательности процессов сборки/разборки каждого изделия и его составных частей. Кадры видеосъемки содержат изображение каждой составной части изделия во взаимодействии с инструментарием (инструменты, приспособления, измерительная аппаратура, материалы), используемым при выполнении данной операции (контроля и дефектации, разборки, сборки, настройки и др.). Кадры видеосъемки сопровождаются текстовыми и речевыми (аудио) указаниями оператору по выполнению каждой операции. Структура ИЭРД отражает структуру изделия, подлежащего ремонту. По каждой составной части изделия в составе ИЭРД выделяют соответствующие разделы и входящие в них подразделы ИЭРД (в соответствии с конструктивной входимостью СЧ нижних уровней декомпозиции структуры изделия в СЧ вышестоящих уровней декомпозиции структуры изделия согласно схеме деления).

Разработанную ИЭРД заносят в базу знаний центрального компьютера АСУ и в дальнейшем используют для управления технологическим процессом ремонта сложных технических изделий в составе СРЦ и на местах штатной дислокации образцов изделий (в том числе - с применением приданных к СРЦ мобильных РДК).

Реализация технического решения по патенту RU №2491186 (прототипа) основана на применении в цехах и участках СРЦ (см. фиг.2) технологического оснащения и оборудования, известного из уровня техники на период создания СРЦ. Например, для выполнения работ по ремонту функциональных групп СЧ изделий, закрепленных за создаваемым СРЦ (см. фиг.1) может использоваться технологическое оборудование и оснастка, аналогичные используемым на заводах - изготовителях СЧ этих изделий (или аналоги этого оборудования из уровня техники на период создания СРЦ, обладающие улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками). В качестве материалов, комплектующих изделий и запасных частей в процессе ремонта изделий в составе СРЦ используются материалы, комплектующие изделия и составные части, заложенные в конструкцию каждого типа изделия при его разработке (или их современные аналоги, обеспечивающие допустимую замену).

Создание АСУ основывается на применении средств вычислительной техники, известной из уровня техники на период создания СРЦ (например. аналогичной используемым при создании АСУ КУСВР по патенту RU №2427020).

Управление реализацией технологического цикла ремонта составных частей ремонтируемых в СРЦ изделий осуществляется из помещения центра управления СРЦ, в котором размещаются центральный процессор АСУ с подключенным к нему экраном, коммуникационная аппаратура, обеспечивающая связь центрального компьютера АСУ с периферийными АРМ в составе цехов и участков, со считывателями идентификационной информации и с цифровыми видеокамерами системы видеоконтроля СРЦ через информационную сеть АСУ. На экране центра управления (под управлением центрального компьютера АСУ) отображают план расположения цехов и участков и входящих в их состав ТРМ, а также текущие показатели выполнения технологических операций ремонта СЧ на каждом ТРМ, в каждом участке и цехе, по каждому ремонтируемому изделию. Отображение текущей ситуации по ремонту основано на воспроизведении информационно связанных между собой таблиц показателей - с их иерархической связью и поисковыми возможностями по разным реквизитам (аналогично построению поисковых структур в Интернет).

На экране в исходном состоянии отображается главная таблица, содержащая перечень изделий, поступивших в ремонт в СРЦ. При выборе конкретного изделия на изображении плана СРЦ активируются цехи, участки и ТРМ, участвующие в текущий период времени в выполнении работ по ремонту СЧ из состава данного изделия (например, эти цехи, участки и ТРМ на плане выделяют цветом). При выборе любого из этих цехов, участков и ТРМ на экране отображают идентификационные данные СЧ изделия, с которыми проводятся текущие работы по ремонту. Задавая интересующую СЧ, получают на экране отображение текущей ситуации по этой СЧ (степень завершенности работ, трудоемкость, исполнители работ, соотношение с плановыми сроками и др.). На основе анализа этой информации по каждому интересующему ТРМ, участку, цеху и по СРЦ в целом получают оценку текущей ситуации по ремонту конкретного изделия и СЧ, входящих в изделия, формируют управляющие воздействия и через соответствующие АРМ управления работами выдают кодовые сигналы сообщений, содержащие указания по необходимой корректировке организации работ.

Визуальный контроль за текущим ходом работ на ТРМ, в помещениях участков и цехов, во вспомогательных помещениях и в обеспечивающих службах СРЦ осуществляется с помощью дистанционно управляемых цифровых видеокамер, устанавливаемых в соответствующих точках наблюдения в помещениях и в переходах. Совокупность видеокамер, каждая из которых сканирует закрепленные за ней участки СРЦ, объединенных с помощью информационной сети СРЦ (см. фиг.3) и подключенных к центральному компьютеру АСУ, образуют подсистему видеонаблюдения СРЦ. Информация от видеокамер по информационной сети поступает в центр управления, где она отображается на контрольных мониторах и на экране (в зависимости от текущей ситуации) и анализируется дежурным администратором центра управления. Это повышает уровень безопасности СРЦ и эффективность управления работой персонала.

Указанное построение СРЦ (см. фиг.1, фиг.2 и фиг.3) позволяет эффективно осуществлять полный цикл ремонта сложных технических изделий (включая системы ВВТ) с восстановлением работоспособности и ресурса этих изделий. Укрупненная схема технологического процесса восстановительного ремонта изделий в заявленном СРЦ приведена на фиг.3.

Реализация полного технологического цикла восстановительного ремонта изделия (фиг.3) в составе заявленного СРЦ основана на создании и применении полного комплекта производственных цехов и участков, вспомогательных подразделений и служб, а также систем жизнеобеспечения СРЦ, являющихся функциональными составными частями СРЦ. Все помещения оснащены необходимым оборудованием для выполнения процессов ремонта функциональных групп составных частей изделий согласно фиг.1. Все помещения объединены в единую производственно-технологическую систему транспортно-технологическими проходами и переходами в соответствии с конструкцией сооружения, в котором размещается СРЦ. Установленные в помещениях АРМ, а также установленные в контрольных местах считыватели идентификационной информации и дистанционно управляемые цифровые видеокамеры объединены в информационную сеть АСУ и подключены к центру управления СРЦ, содержащему (по крайней мере) центральный компьютер АСУ с подключенным к нему экраном и контрольными видеомониторами.

На перемещаемых в пределах СРЦ составных частях изделия, сменных комплектах технологического оборудования и комплектах материалов, инструмента и запасных частей, а также на персонале СРЦ устанавливают соответствующие идентификаторы. При взаимодействии идентификаторов со считывателями идентификационной информации обеспечивается контроль текущего местонахождения перемещаемых в СРЦ объектов (включая персонал СРЦ), защита помещений СРЦ от несанкционированного доступа, контроль за использованием имущества СРЦ и повышается эффективность работы СРЦ в целом.

Автоматизированная система управления в техническом решении по патенту RU №2491186 (прототипу) осуществляет решение нескольких групп функциональных задач:

1) ситуационное управление работами в производственных помещениях СРЦ по восстановительному ремонту СЧ изделий ВВТ;

2) управление работами по комплексной отладке отремонтированных изделий ВВТ и их приемо-сдаточными испытаниями на испытательном полигоне;

3) управление работой комплекта мобильных ремонтно-диагностических комплексов 4.0 (начиная с формирования заданий на проведение назначенных работ по ремонту образцов ВВТ на местах их дислокации и кончая возвращением РДК к месту их постоянной дислокации в составе СРЦ);

4) контроль технического состояния образцов ВВТ на местах их дислокации и информационная поддержка действий эксплуатационного персонала ВВТ с помощью терминалов удаленного доступа 5.0.

Решение комплекса указанных задач обеспечивает в целом управление технической готовностью территориальной группировки образцов ВВТ, закрепленных за СРЦ в качестве подконтрольных объектов. В связи с этим система управления СРЦ по патенту RU №2491186 (прототипу) именуется, как автоматизированная система управления технической готовностью (АСУ ТГ) подконтрольной группировки изделий ВВТ.

Несомненными достоинствами СРЦ по патенту RU №2491186 (прототипу) являются:

1) комплексное решение задач по обеспечению требуемого уровня технической готовности закрепленной за СРЦ территориальной группировки ВВТ;

2) адаптивность к различным типам изделий ВВТ, поступающих в ремонт (за счет разделения технологического оснащения производственных участков на базовое и сменные комплекты);

3) эффективная информационная поддержка всех видов работ на основе применения ИЭРД и комплексного ситуационного управления работами.

Наряду с этим СРЦ по патенту RU №2491186 (прототип) имеет ряд существенных недостатков, которые имеют наибольшее значение при ремонте зенитных ракетных систем (ЗРС) и зенитных пушечно-ракетных комплексов (ЗПРК), в состав которых входят зенитные управляемые ракеты (ЗУР). Основными недостатками прототипа являются:

1) невозможность технического обслуживания и ремонта ЗУР, работа с которыми должна производиться в специально оборудованных помещениях (способных снизить последствия нештатных ситуаций, которые могут быть при работе с взрывоопасными изделиями);

2) отсутствие условий для обучения и тренировки эксплуатационного и ремонтного персонала изделий ВВТ;

3) недостаточная оперативность управления подготовкой мобильных РДК к выполнению назначенных работ;

4) снижение производительности при неблагоприятных внешних воздействиях.

Целью заявленного технического решения является устранение недостатков прототипа. Состав и функциональные связи составных частей многофункционального центра технического обслуживания и ремонта (МЦТР) приведен на фиг.4. Все составные части МЦТР объединены в единую систему с помощью интерфейсных магистралей и взаимодействуют под управлением АСУ ТГ, функции которой в составе МЦТР расширены по сравнению с прототипом. Как показано на фиг.4 и фиг.5, МЦТР основан на применении СРЦ по патенту RU №2491186. При этом для обеспечения устойчивости работы СРЦ при внешних неблагоприятных воздействиях (в частности - в особый период) производственные помещения СРЦ, в которых проводятся работы по ремонту радиоэлектронной аппаратуры (в частности, помещения, где проводятся работы по составным частям изделия ВВТ 1.1, 1.7 и 1.9 - см. фиг.1) экранированы от воздействия внешних электромагнитных полей. Все производственные и вспомогательные помещения СРЦ выполнены герметичными, а система вентиляции и кондиционирования воздуха (входящая в состав системы жизнеобеспечения СРЦ) предусматривает фильтрацию воздуха и создание в помещениях избыточного давления для исключения попадания в помещения СРЦ зараженного внешнего воздуха.

Система жизнеобеспечения СРЦ содержит в своем составе автономные средства электро и энергообеспечения (например, дизельэлектростанцию с запасом горючего) и автономные источники водоснабжения (например, артезианскую скважину или резервуары с водой).

Комплект мобильных РДК, входящий в состав СРЦ (см. фиг.6) в исходном состоянии объединен с помощью интерфейсных кабелей в единую локальную вычислительную сеть (ЛВС РДК), обеспечивающую управление мобильными РДК с применением автоматизированной системы управления процессами и ресурсами (АСУ ПР) ремонта и сервисного обслуживания, размещенной в одном из РДК (в РДК-7 на фиг.6 и фиг.7).

Специализация работ и функций основных типов мобильных РДК, входящих в состав комплекта фиг.6, поясняется на фиг.7.

Локальная вычислительная сеть комплекта РДК через АСУ ПР подключена к интерфейсной сети СРЦ (фиг.7). С помощью этой связи осуществляется обмен информацией между АСУ ТГ, входящей в состав СРЦ (фиг.2) и МЦТР в целом, и АСУ ПР комплекта мобильных РДК (фиг.2, фиг.6 и фиг.7). Благодаря этому из АСУ ТГ непосредственно передаются задания на выполнение назначенных работ, на основе которых АСУ ПР обеспечивает оперативное укомплектование всех РДК под назначенные работы (с учетом типа ВВТ, технического состояния, вида и содержания назначенных работ, комплектности эксплуатационного ЗИП на месте дислокации образца ВВТ и др.).

В прототипе не предусмотрена возможность обучения ремонтного и эксплуатационного персонала правилам эффективного проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту СЧ изделий ВВТ как в составе СРЦ, так и на местах дислокации образцов ВВТ. В составе МПТР предусмотрен для этих целей учебно-тренировочный центр 6, в состав которого (как показано на фиг.8) входят:

1) учебные классы 6.1 для освоения технологий работы с ИЭРД, оснащенные автоматизированными местами, объединенными интерфейсной магистралью;

2) лекционная аудитория 6.2, оснащенная интеллектуальными средствами обучения;

3) учебный класс 6.3. оснащенный тренажерно-моделирующими комплексами по обслуживаемым изделиям ВВТ;

4) учебные классы 6.4 для освоения работ с автоматизированными контрольно-диагностическими системами и ремонтным оборудованием;

5) учебное помещение 6.5 для тренировки персонала мобильных РДК.

Все автоматизированное учебно-тренировочное оборудование объединено в локальную вычислительную сеть, подключенную к автоматизированной системе управления учебно-тренировочным центром (АСУ УТЦ) 6.6. В свою очередь, АСУ УТЦ 6.6 подключена интерфейсной магистралью к АСУ ТГ 3. Указанный состав и информационные связи УТЦ 6 (фиг.8) обеспечивают качественную и всестороннюю подготовку ремонтного персонала СРЦ, персонала РДК (выездных ремонтных бригад) и эксплуатационного персонала (боевых расчетов) образцов ВВТ. Двусторонняя информационная связь между АСУ ТГ 3 и АСУ УТЦ 6.6 обеспечивает оперативное пополнение базы АСУ УТЦ 6.6 актуальной эксплуатационной, ремонтной и учебной документацией. Из АСУ УТЦ в АСУ ТГ поступает оперативная информация о результатах обучения и тренировки персонала, на основе которой постоянно актуализируются данные о составе и квалификации ремонтного персонала и эксплуатационного персонала. Этим обеспечивается повышение эффективности работы МЦТР в целом.

Для обеспечения возможности технического обслуживания и ремонта зенитных управляемых ракет (ЗУР), входящих в состав ремонтируемых и обслуживаемых изделий ВВТ типа ЗРС, ЗРК, ЗРПК, в состав МЦТР фиг.4 дополнительно введен пункт ремонта ЗУР (ПР ЗУР) 7. Структурная схема пункта ремонта ЗУР 7 приведена на фиг.9. Укрупненная схема технологического процесса ремонта ЗУР приведена на фиг.10. В связи со спецификой ЗУР, как объектов технического обслуживания и ремонта (обусловленных их взрывоопасностью), ПР ЗУР 7 располагается в составе МЦТР в отдельном сооружении, территориально удаленном от основного здания СРЦ 2. В состав ПР ЗУР 7 (см. фиг.9) входят производственно-технологические участки, обеспечивающие реализацию технологического процесса ремонта ЗУР фиг.10. Все производственные участки оснащены технологическими рабочими местами по профилю выполняемых работ. При этом в состав технологических рабочих мест ПР ЗУР (как и в состав ТРМ СРЦ в прототипе) входят АРМ, объединенные в локальную вычислительную сеть автоматизированной системы управления (АСУ ПР ЗУР) 7.9, которая подключена двусторонней интерфейсной магистралью к АСУ ТГ (см. фиг.9). Благодаря этому обеспечивается оперативное управление работами в ПР ЗУР 7 с помощью АСУ ПР ЗУР 7.9, а также централизованное ситуационное управление с помощью центра управления, входящего в состав АСУ ТГ 3.

Сооружение, в котором размещается ПР ЗУР 7, выполнено с обеспечением устойчивости и с учетом снижения ущерба от возможных нештатных ситуаций, обусловленных работами со взрывоопасными изделиями (ЗУР). Пункт ремонта ЗУР 7, как и СРЦ, имеет автономные системы жизнеобеспечения (включая автономные источники электро и энергоснабжения и водоснабжения) обеспечивающие его повышенную устойчивость и живучесть. Введение ПР ЗУР 7 в состав МЦТР (фиг.4) обеспечивает выполнение полного состава работ по техническому обслуживанию зенитно-ракетных систем ПВО, что не могло быть обеспечено с помощью прототипа (СРЦ фиг.2) по патенту RU №22491186.

Функции полигона в составе МЦТР по сравнению с полигоном 2.13 в составе прототипа расширены и обеспечивают весь необходимый комплекс работ по обеспечению развертывания отремонтированных изделий ВВТ ПВО самой сложной структуры, окончательной настройки и их натурных испытаний. Структура полигона, входящего в состав МЦТР, приведена на фиг.11. Комплексный испытательный полигон (КИП) фиг.11, входящий в состав МЦТР, содержит комплекс автоматизированных средств испытаний, работающих под управлением соответствующей АСУ КИП, которая подключена внешней интерфейсной магистралью к АСУ ТГ.

Благодаря этому обеспечивается ситуационное управление работами на полигоне и необходимая информационная поддержка проводимых работ по развертыванию, настройке и испытаниям отремонтированных в составе МЦТР изделий ВВТ ПВО различной сложности (включая ЗРС).

Таким образом, заявленное техническое решение позволяет создавать целостные многофункциональные центры технического обслуживания и ремонта (МЦТР) изделий ВВТ ПВО различной сложности. Данные МЦТР содержат в себе все ранее указанные достоинства СРЦ по патенту RU №2491186 (прототипа), но обладают дополнительными положительными качествами, которые отсутствуют у прототипа.

Благодаря реализации в составе МЦТР новых составных частей и новых функций достигнут новый технический результат, а именно:

1) обеспечивается полный комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту самых сложных систем ВВТ ПВО, содержащих в своем составе зенитные управляемые ракеты и другие взрывоопасные изделия;

2) обеспечивается оперативная подготовка и переподготовка эксплуатационного и ремонтного персонала, на основе чего повышается эффективность работ, выполняемых как в составе СРЦ, ПР ЗУР и полигона, так и на местах дислокации подконтрольных образцов ВВТ ПВО;

3) обеспечивается повышение оперативности подготовки комплекта мобильных РДК к выезду на место проведения работ (за счет организации информационного взаимодействия АСУ ТГ с АСУ ПР и за счет управления работами по подготовке мобильных РДК к назначенным работам под управлением АСУ ПР, также за счет соответствующего обучения и тренировки ремонтных бригад в УТЦ);

4) обеспечение более высокой устойчивости и живучести МЦТР в условиях воздействия внешних неблагоприятных факторов (за счет экранирования критичных производственных участков от воздействия внешних электромагнитных полей, за счет введения в состав систем жизнеобеспечения СРЦ и ПР ЗУР фильтровентиляционных установок избыточного давления, а также автономных средств электро и энергосбережения и водоснабжения).

1. Многофункциональный центр технического обслуживания и ремонта (МЦТР) изделий вооружения и военной техники (ВВТ) противовоздушной обороны (ПВО) и воздушно-космической обороны (ВКО), содержащий в своем составе стационарный ремонтный центр (СРЦ), создаваемый на основе производственного здания, в котором размещены функционально связанные между собой по ходу реализации сквозного технологического цикла ремонта изделия производственно-технологические составные части СРЦ в виде цехов и участков, состав которых определяется составом функциональных групп составных частей ремонтируемых изделий и видов работ на них, в том числе цех дефектации, разборки, сборки и настройки изделий, цех ремонта электромеханических составных частей изделий, цех ремонта механических составных частей изделий, цех ремонта гидравлических составных частей, цех ремонта двигателей внутреннего сгорания, цех ремонта средств электропитания, цех ремонта радиоэлектронной аппаратуры, цех ремонта средств вентиляции и кондиционирования, цех поверки и ремонта контрольно-измерительных приборов, цех ремонта средств связи и топопривязки, цех ремонта базовых шасси и средств подвижности изделий, цех ремонта кузовов и контейнеров, подключенных с помощью коммуникаций электроснабжения и инженерных коммуникаций к подсистемам жизнеобеспечения СРЦ, а также полигон для комплексных испытаний изделий после ремонта и центр управления СРЦ с размещенной в ней центральной частью автоматизированной системы управления (АСУ), все составные части СРЦ объединены между собой проходами и переходами, производственно-технологические составные части СРЦ цехи и участки оснащены технологическими рабочими местами (ТРМ) по профилю выполняемых технологических операций ремонта составных частей (СЧ) изделий и включают в свой состав базовое стационарное технологическое оборудование - по специализации ТРМ и приданное каждому ТРМ автоматизированное рабочее место информационной поддержки действий оператора ТРМ (далее АРМ-И), состоящее из компьютера, монитора, манипулятора обратной связи и считывателя идентификационных данных, кроме АРМ-И, входящих в состав ТРМ, в каждом цехе и участке СРЦ размещены автоматизированные рабочие места дистанционного управления работами (АРМ-УР), помещения цехов и участков оснащены средствами ограничения доступа, например, в виде раздвижных дверей, оснащенных кодовыми замками и устройствами считывания идентификационных данных, в контрольных местах проходов и переходов, соединяющих между собой основные и вспомогательные составные части СРЦ, цехи, участки, автоматизированное хранилище, системы жизнеобеспечения, центр управления, установлены считыватели идентификационных данных, в помещениях, проходах и переходах СРЦ установлены дистанционно управляемые цифровые видеокамеры, все периферийные АРМ, в том числе АРМ-И и АРМ-УР, считыватели идентификационных данных и цифровые видеокамеры через информационную сеть СРЦ и коммуникационную аппаратуру подключены к центральному компьютеру АСУ, размещаемому в центре управления СРЦ, к центральному компьютеру АСУ в центре управления СРЦ подключены экран отображения текущей ситуации и контрольные мониторы подсистемы видеонаблюдения СРЦ, в автоматизированном хранилище СРЦ размещены сменные комплекты технологического оснащения ТРМ, предназначенные для адаптации ТРМ под особенности ремонта СЧ из состава разных типов изделий, а также комплекты материалов, инструмента, запасных частей и другого имущества, используемых при ремонте изделий в соответствии с ремонтной документацией, на все виды имущества, перемещаемого в пределах СРЦ в процессе ремонта изделий, установлены идентификаторы, которые взаимодействуют со считывателями идентификационных данных, установленные в контрольных местах СРЦ, а также в составе АРМ-И и АРМ-УР, идентификаторы размещены также на СЧ из состава ремонтируемых изделий и из состава запасных комплектов, на технологических транспортных средствах, используемых в СРЦ, и на персонале СРЦ, в базу данных центрального компьютера АСУ перед началом работ по ремонту каждого очередного типа изделия помещена интерактивная электронная ремонтная документация (ИЭРД), с помощью которой осуществляют автоматизированное ситуационное управление выполнением всех работ сквозного технологического цикла восстановительного ремонта изделия в составе СРЦ, через каналы удаленного доступа к центральному компьютеру АСУ ТГ могут быть подключены терминалы удаленного доступа, размещаемые на местах штатной дислокации подконтрольных изделий ВВТ из состава обслуживаемой территориальной группировки ВВТ и используемые при мониторинге технического состояния группировки изделий ВВТ, в состав СРЦ входит комплект мобильных РДК, в исходном состоянии объединенный с помощью интерфейсных кабелей в единую локальную вычислительную сеть (ЛВС РДК), обеспечивающую управление мобильными РДК с применением автоматизированной системы управления процессами и ресурсами (АСУ ПР) ремонта и сервисного обслуживания, размещенной в одном из РДК, ЛВС РДК через АСУ ПР подключена к интерфейсной сети СРЦ, с помощью этой связи осуществляется обмен информацией между АСУ ТГ и АСУ ПР комплекта РДК и обеспечивается оперативное укомплектование всех РДК под назначенные работы, отличающийся тем, что все производственные помещения СРЦ выполнены герметичными, помещения, в которых выполняются работы по техническому обслуживанию и ремонту радиоэлектронной аппаратуры из состава ВВТ ПВО и ВКО, выполнены экранированными с обеспечением защиты аппаратуры, оборудования и персонала от воздействия внешних электромагнитных полей, в состав системы жизнеобеспечения СРЦ введены дополнительно фильтровентиляционные средства, обеспечивающие избыточное давление в помещениях СРЦ и исключающие попадание в эти помещения зараженного внешнего воздуха, а также средства автономного электроснабжения, энергосбережения и водоснабжения.

2. МЦТР по п.1, отличающийся тем, что в него дополнительно введен учебно-тренировочный центр (УТЦ), содержащий в своем составе учебно-тренировочные помещения, оснащенные автоматизированными обучающими средствами и тренажерами, которые объединены интерфейсной магистралью и подключены к автоматизированной системе управления (АСУ УТЦ) с образованием единой локальной вычислительной сети УТЦ, а АСУ УТЦ внешней интерфейсной магистралью подключена к автоматизированной системе управления технической готовностью (АСУ ТГ), входящей в состав СРЦ.

3. МЦТР по п.1 или п.2, отличающийся тем, что в него дополнительно введен пункт ремонта зенитных управляемых ракет (ПР ЗУР), расположенный в отдельном от СРЦ сооружении с повышенными мерами устойчивости и снижения возможного ущерба от нештатных ситуаций, производственные подразделения ПР ЗУР образованы в соответствие со структурой технологического процесса обслуживания и ремонта ЗУР, оснащены технологическими рабочими местами (ТРМ) и входящими в них АРМ (аналогично ТРМ из состава СРЦ), все АРМ объединены в локальную вычислительную сеть ПР ЗУР и подключены к автоматизированной системе управления (АСУ ПР ЗУР), которая с помощью внешней интерфейсной магистрали подключена к АСУ ТГ, при этом в состав ПР ЗУР введена система жизнеобеспечения, аналогичная по функциям системе жизнеобеспечения СРЦ, которая включает в себя фильтровентиляционные средства создания избыточного давления в помещениях ПР ЗУР, средства автономного электроснабжения, энергообеспечения и водоснабжения, все помещения ПР ЗУР выполнены герметичными.

4. МЦТР по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что в состав комплексного испытательного полигона (КИП) МЦТР включены полигон комплексной настройки средств ВВТ, система электро- и энергоснабжения, автоматизированные рабочие места настройки, проверки и автономных испытаний составных частей изделий ВВТ, аппаратура комплексной настройки образцов ВВТ, аппаратура создания фоно-целевой и помеховой обстановки, полигон пробеговых испытаний и проверки аппаратуры навигации с входящей в этот полигон испытательной трассой, при этом все автоматизированные средства указанных составных частей комплексного полигона объединены между собой интерфейсными магистралями с непосредственным подключением их через внешнюю интерфейсную магистраль к АСУ ТГ или с подключением их к автоматизированной системе управления комплексным испытательным полигоном (АСУ КИП), а АСУ КИП через внешнюю интерфейсную магистраль подключена к АСУ ТГ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических объектов, включая системы вооружения и военной техники. Способ ремонта сложных технических объектов на местах их дислокации основан на применении центрального компьютера и размещенных на сложных технических объектах переносных терминалов удаленного доступа (ПТУД) с образованием локальной вычислительной сети (ЛВС).

Изобретение относится к сфере обслуживания организационной техники, заправки картриджей принтеров и копировальных аппаратов. Мобильный комплекс обслуживания картриджей (МКОК), изготовленный на базе цельнометаллического фургона, включает кабину с посадочными местами для пассажиров, сплошную перегородку с раздвижным окном, отделяющую кабину от лабораторного отсека, перегородку лабораторного и грузового отсека с отверстием для станции очистки картриджей (2) и с блоком управления оборудованием МКОК и салазки для демонтажа станции очистки картриджей (2).

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических изделий. .

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических изделий. .

Изобретение относится к военной и специальной технике для технического обслуживания сложных технических систем в местах их дислокации. .

Изобретение относится к мобильным системам вооружений. .

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных контрольных пунктах, предназначенных для проведения технического обслуживания и регламентных проверок в местах их дислокации.

Изобретение относится к военной и специальной технике и может быть использовано в подвижных контрольных пунктах, размещенных на базе шасси транспортных средств и предназначенных для проведения контроля, диагностики и технического обслуживания сложных технических систем.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем (СТС), включая системы вооружения и военной техники. .

Изобретение относится к устройствам для хранения и транспортирования изделий и оборудования, входящего в состав подвижного комплекса топогеодезической привязки и навигации или в иную военную технику.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических систем, включая изделия вооружения, военной и специальной техники. Для устранения повреждений сложных технических систем осуществляют контроль технического состояния составных частей (СЧ) сложной технической системы (СТС), локализацию неисправностей до уровня сменных составных частей (ССЧ) нижнего уровня разукрупнения, ремонт неисправных СЧ агрегатным методом - путем замены неисправных ССЧ на исправные из комплекта запасных частей и контроль восстановления работоспособности отремонтированных СЧ и СТС в целом. При повреждении конструкций составных частей производят обработку поврежденных мест для установки в них вкладышей и защиты этих мест накладками. Производят копирование контуров повреждений на кальку или прозрачную пленку. Зафиксированные контуры и размеры повреждений переносят на соответствующие заготовки. Обработанные по зафиксированным указанными приемами контурам и размерам вкладыши и накладки устанавливают в поврежденные места. Восстанавливают прочность и целостность конструкции, параметры воздушной среды внутри отремонтированных конструкций составных частей и проводят работы по составлению работоспособности функциональной аппаратуры. Достигается эффективность и качество работ по устранению повреждений конструкции составных частей. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области технического обслуживания и ремонта сложных технических изделий, включая изделия вооружения и военной техники. Способ ремонта сменных элементов (СЭ) сложных изделий посредством автоматизированной системы ремонта заключается в осуществлении очистки и устранении явных повреждений (СЭ) на технологическом рабочем месте (ТРМ) устранения дефектов конструкции, определении идентификационных данных СЭ, нанесении на СЭ штрих-кода с идентификационными данными СЭ или установке РЧИ и занесении радиочастотных идентификационных данных СЭ. Сравнивая электронный портрет и конструкцию СЭ, выявляют дефекты и помещают СЭ в сушильно-вытяжное устройство. Подключают СЭ через сменный адаптер к автоматизированному рабочему месту (АРМ) контроля и диагностики. Автоматизированная система ремонта, размещенная в мобильном ремонтно-диагностическом комплексе или стационарном ремонтом органе, включает ТРМ с АРМ с компьютерами, органами управления и мониторами, подключенные к локальной вычислительной сети, и сушильно-вытяжное устройство. Изобретение повышает эффективность ремонта. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к кранам на грузовых автомобилях, а именно к кранам на автомобильной мастерской для технического обслуживания. Кран-стрела содержит автомобильную мастерскую, стрелу, оголовок, блок, растяжки, грузовую лебедку, устройство блокировки передних рессор автомобиля, крюковую подвеску. Стрела выполнена в виде стержня коробчатого сечения с основанием в виде двухопорной поперечной балки. Оголовок стрелы содержит направляющий ролик для грузового каната. Растяжка стрелы выполнена секционной из последовательных шарнирно соединенных стержневых элементов, имеет упор для стрелы у верхнего шарнира растяжки. Нижний шарнир закреплен на передней стенке кузова мастерской. Крюковая подвеска выполнена в виде крюка с одним канатом. Достигается усовершенствование конструкции стрелы и растяжки. 6 ил.

Изобретение относится к кранам на грузовых автомобилях, а именно к кранам на автомобильной мастерской для технического обслуживания. Кран на автомобильной мастерской содержит автомобильное шасси, оголовок стрелы, цилиндр телескопической стрелы, растяжку, грузовую лебедку, устройство блокировки передних рессор автомобиля, крюковую подвеску. Подвижная секция стрелы выполнена коробчатого сечения с возможностью относительного перемещения внутри неподвижной секции стрелы, которая снабжена двухопорной поперечной балкой. На внешней поверхности подвижной секции по длине стрелы в зазоре с неподвижной секцией стрелы закреплены узкие полоски металла. Оголовок подвижной секции стрелы содержит направляющий ролик для каната. Растяжка стрелы выполнена секционной из последовательных стержневых элементов, соединенных шарнирами. Шарнирное крепление растяжки с одной стороны выполнено на передней стенке автомобильной мастерской, цилиндр телескопической стрелы выполнен пневматическим. Достигается усовершенствование конструкции стрелы, оголовка, растяжки. 6 ил.
Наверх