Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности. У каждого зуба боковая рабочая поверхность имеет профиль, идентичный расчетному для зуба данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба, по центру этой плоскости расположен гребень с профилем, идентичным профилю боковой рабочей поверхности. В области каждого торца зуба на этой плоскости расположен гребень в виде прямоугольного треугольника, одна сторона которого расположена по оси симметрии расчетного зуба, а гипотенуза соединяет середину вершины этого зуба с его основанием. В результате уменьшается расход материала на изготовление зубчатого колеса, оптимизируется его конструкция. 4 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах.

Известно зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями - см., например, «Иосилевич Г.Б. Прикладная механика: Для студентов втузов / Г.Б. Иосилевич, П.А. Лебедев, В.С. Стреляев. - М.: Машиностроение, 1985. - 576 с., ил.», стр. 315.

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что зубья зубчатого колеса имеют одинаковый профиль боковых поверхностей с обеих сторон зубьев, в то время как в нереверсивных зубчатых передачах одна из боковых поверхностей каждого зуба является ненагружаемой при работе колес. Выполнение зубьев полного профиля - с одинаковыми боковыми поверхностями для каждого зуба - приводит к перерасходу материала, идущего на изготовление колес, что нерационально и удорожает стоимость колес.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, состоящего из тела и зубчатого венца с зубьями, имеющими пару боковых поверхностей, посредством которых оно сопрягается с парным зубчатым колесом зубчатой передачи, причем профили боковых поверхностей выполнены одинаковыми и идентичными расчетному для зубьев данного колеса - см. «Гавриленко В.А. Зубчатые передачи в машиностроении. М.: Машгиз, 1962, 532 стр., с илл.», стр. 115.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и снижения издержек на его изготовление.

Это достигается тем, что зубчатое колесо содержит тело и зубчатый венец с зубьями, имеющими боковую рабочую и боковую нерабочую поверхности, причем у каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности идентичен расчетному для зуба данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба; по центру этой плоскости расположен гребень с профилем, идентичным профилю боковой рабочей поверхности; в области каждого торца зуба на этой плоскости расположен гребень в виде прямоугольного треугольника, одна сторона которого расположена на оси симметрии расчетного зуба, а гипотенуза соединяет середину вершины этого зуба с его основанием.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: сечение фрагмента колеса - вид со стороны на рабочей поверхности его зуба (фиг.1), сечения зуба колеса (фиг.2, 3, 4).

На чертежах показаны: тело 1 колеса; окружность оснований 2 зубьев; ось симметрии 2 зуба; вершина 5 зуба; торцы 6, 7 зуба; боковая рабочая поверхность 8; боковая нерабочая поверхность 9; центральный гребень 10, профиль 11 центрального гребня; торцевые гребни 12, 13; профиль 15 торцевых гребней; галтели 16.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. Рабочие нагрузки передаются и воспринимаются боковыми рабочими поверхностями 8, имеющими профили, идентичные расчетному для данного зуба данного колеса; центральные гребни 10, также имеющие профиль (11), идентичный расчетному для зубьев данного колеса, предотвращают заклинивание сопряженных в передаче колес при их несанкционированном перевороте в обратную сторону (при реверсе), а также могут передавать нагрузки холостого хода, много меньше, чем нагрузки рабочие; торцевые гребни 12 и 13 служат для обеспечения жесткости зубьев колеса.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция зубчатого колеса позволяет экономить материалы, идущие на изготовление зубчатых венцов колес нереверсивных передач (особенно колес с широкими зубчатыми венцами), при этом обеспечивается требуемая жесткость зубьев колес, предотвращается заклинивание сопряженных колес и обеспечивается возможность реверсивной работы колес при холостом ходе (реверсе).

Зубчатое колесо, преимущественно нереверсивное, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями, имеющими боковые рабочие и боковые нерабочие поверхности, отличающееся тем, что у каждого зуба профиль боковой рабочей поверхности идентичен расчетному для зубьев данного колеса, а профиль боковой нерабочей поверхности выполнен в виде плоскости, проходящей по оси симметрии расчетного зуба, по центру этой плоскости расположен гребень с профилем, идентичным профилю боковой рабочей поверхности, в области каждого торца зуба на этой плоскости расположен гребень в виде прямоугольного треугольника, одна сторона которого расположена по оси симметрии расчетного зуба, а гипотенуза соединяет середину вершины этого зуба с его основанием.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец с зубьями и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев и прилегающих к ним участках тела колеса.

Изобретение относится к многоступенчатым планетарным механизмам, используемым в автомобилестроении, в частности для открытия и закрытия крышек багажника автомобилей.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо содержит тело 1, зубчатый венец с зубьями 2 и смазкоудерживающие карманы в виде полок 3, расположенных на торцах 5 зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей 6.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в открытых зубчатых передачах, смазываемых периодически консистентными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных передачах с цилиндрическими колесами. Зубчатая передача содержит пару сопряженных зубчатых колес, состоящих из тела (1, 2) и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к зубчатым передачам открытого и закрытого типов с прямозубыми и косозубыми чугунными колесами. Способ повышения износостойкости чугунных зубчатых колес заключается в нанесении на поверхность колес равномерного покрытия из износостойкого материала и выполнении на рабочей поверхности зубьев поперечных канавок с наполнителем.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к зубчатым передачам, и может быть использовано в тяжелонагруженных зубчатых колесах. Зубчатое колесо содержит тело (1), зубчатый венец с зубьями (2) и пару торцевых кольцевых накладок, укрепленных на теле колеса и торцах зубьев.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции зубчатых колес привода, в том числе кресла-коляски. Зубчатое колесо привода содержит зубчатые венцы, полую ступицу (3), выполненную за одно целое с зубчатыми венцами.

Изобретение относится к станкостроению, транспортному и дорожно-строительному машиностроению и может быть использовано в трансмиссии с червячными передачами. Червячная цилиндрическая передача имеет нестандартные параметры исходного и производящего контура, которые позволяют обеспечивать трехпарный контакт витков червяка и зубьев червячного колеса в реальном зацеплении.

(57) Изобретения относятся к узлу крепления для кресла автомобиля. Кресло транспортного средства имеет сиденье и спинку, наклон которой регулируется с помощью одного узла крепления (10).

Изобретение относится к зубчатым передачам и способам их изготовления. Цилиндрическая зубчатая передача внешнего зацепления состоит из двух цилиндрических колес (1, 2) с параллельными осями и с зубьями, имеющими эвольвентные профили в сечениях, перпендикулярных оси вращения колеса, одинаковую окружную толщину по всей длине зуба и продольные линии в виде дуг окружностей одного диаметра, центры которых расположены в одной плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса и смещенной в продольном направлении относительно плоскости, перпендикулярной оси вращения колеса и проходящей через середину зубчатого венца.

Изобретение относится к машиностроению. Зубчатая передача состоит из двух зубчатых прямозубых колес (1, 2) с параллельными осями вращения.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано в зубчатых колесах с непостоянным пятном контакта вдоль ширины зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных малонагруженных зубчатых передачах. Зубчатое колесо содержит тело (2) и зубчатый венец с зубьями (3), имеющими боковую рабочую (5) и боковую нерабочую (9) поверхности.

Изобретение относится к зубчатым передачам с геликоидальными лобовыми шестернями и может быть использовано в дифференциале. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нереверсивных зубчатых передачах. .

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, колеса которых имеют зубья, выполненные с подрезанием. Изобретением решается задача оптимизации конструкции зубчатого колеса и снижения издержек на его изготовление. Зубчатое колесо содержит тело, зубчатый венец и пару кольцевых накладок, укрепленных на торцах зубьев, причем наружный диаметр накладок равен диаметру начальной (делительной) окружности колеса. 1 ил.
Наверх