Способ обеспечения постановки подводных аппаратов с борта судна в ледовых условиях


 


Владельцы патента RU 2554721:

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота "Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова" (RU)
Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны РФ (RU)

Изобретение относится к области использования технических средств освоения океана и проведения подводно-технических и спасательных работ в условиях наличия ледового покрова. Предложен способ обеспечения постановки подводных аппаратов с борта судна в ледовых условиях, при котором берут прочные воздухонаполняемые емкости, составляют гирлянду необходимой длины, закрепленную на двух штангах на борту судна, опускают конструкцию в воду, затем осуществляют наддув емкостей и оттесняют от борта битый лед, при этом осадка надувной конструкции за счет балласта превышает осадку льда. Технический результат заключается в повышении безопасности и упрощении проведения спуска и подъема подводных аппаратов и других подводно-технических средств.

 

Изобретение относится к области организации использования технических средств освоения океана, а также проведения подводно-технических и спасательных работ в условиях Арктики при наличии ледового покрова в районе постановки подводных аппаратов с борта судна.

Рост интереса к освоению северных широт требует создания технических средств освоения шельфовой зоны, контроля маршрутов транспортировки нефтегазовых продуктов и собственно развития Арктических районов. В этих условиях могут возникать ситуации, требующие обследования технологических объектов на грунте или оказания помощи экипажам подводных транспортных средств в ледовых условиях. Прибывшему в район спасательному судну может потребоваться помощь ледокола для крошения льда при спуске подводного аппарата с борта судна, если толщина льда в районе работ значительна. При этом даже разбитые ледоколом льдины могут препятствовать процессу постановки подводного аппарата.

Существует ряд технических решений по очистке назначенного района от ледового покрова, например, путем использования эффекта направленного взрыва. Для реализации этого способа применяют два близкорасположенных заряда под водой, причем взрывы осуществляются с заданной миллисекундной задержкой. В результате взрыва образуется майна с площадью до 40-50% свободной от выброшенного льда (B.C. Куликов. Особенности разрушения льда и мерзлых пород взрывом. Колыма, 1971, №2.). Однако подобный способ и средства, используемые для его реализации, несмотря на внешнюю эффективность аналога, неприемлемы у борта спасательного судна. Кроме того, это может повредить находящемуся на грунте объекту.

Известны конструктивные решения в обеспечение способов безопасного спуска-подъема аппаратов с судна-носителя, например, американское судно-носитель подводных аппаратов со спуско-подъемным устройством шахтного типа внутри корпуса - «Мизар» (А.В. Сытин. Необитаемые подводные аппараты, М., Воениздат, 1975). Спуск и подъем необитаемых привязных аппаратов осуществляется через шахту с помощью специальных спуско-подъемных устройств. Способ использования шахты и специальных технических приспособлений позволяют применять постановку аппаратов в условиях волнения, а при соответствующем корпусе судна ледового класса теоретически применимы и в арктической зоне.

Однако недостатком способа является сложность технического решения и дороговизна проектов из-за этих конструктивных особенностей, а вопрос всплытия и захода в узкий раскрыв люка шахты в случае применения обитаемого аппарата опасен и сложен технологически.

Известны попытки применения туннельных лаговых движителей в носовой части корабля для отгона льдин от судна, как это происходило во время погружения обитаемых аппаратов «Мир» на Северном полюсе в 2007 году с НИС «Академик Федоров» (А. Чилингаров. Арктика: экология и экономика, №3, 2012). Рассматриваемый в качестве прототипа способ давал временный эффект, перегоняя мощной струей лед от носа к середине корпуса судна. Однако подводный аппарат при попытке всплытия потоком загнало под лед, откуда он выбирался 40 минут, разбив часть наружных приборов и повредив корпус. Полынья поддерживалась благодаря работе атомного ледокола.

Задачей изобретения является возможность образования у борта спасательного судна свободной от битого льда водной поверхности приемлемого размера для обеспечения спуска и подъема обитаемых и других подводно-технических средств.

Это достигается оттеснением льда, разбитого судном или ледоколом, с помощью опущенных с борта судна водоизмещающих плавучестей из высокопрочного эластичного материала, путем наддува их воздухом, и получения свободной водной поверхности по форме полукруга или эллипса.

Сущность заявляемого способа заключается в том, что берут эластичные прочные воздухонаполняемые емкости, крепят их в гирлянду необходимой длины между разнесенными по борту судна штангами и соединяют между собой воздушными шлангами, к днищевой части емкостей крепят балласт, опускают гирлянду в воду, затем осуществляют наддув емкостей и оттесняют от борта битый лед, при этом осадка водоизмещающих надувных емкостей за счет навесного балласта превышает осадку оттесняемого льда.

Предлагаемое решение имеет существенные преимущества перед рассмотренными прототипами:

- простота конструктивного решения;

- экономичность по сравнению с проектированием судна с шахтой;

- меньший риск маневрирования аппарата у борта, чем под корпусом судна;

- предотвращается возможность удара аппарата о лед при всплытии.

Предложенный способ постановки подводных аппаратов за борт в ледовых условиях обладает новизной в части использования надуваемой водоизмещающей за счет балласта гирлянды из прочных эластичных емкостей, оттесняющих лед от борта судна, создавая свободную зону для постановки подводных аппаратов.

Способ осуществляется следующим образом. В направляющие пазы, приваренные вертикально по борту судна на расстоянии, соответствующем габаритам спускаемых аппаратов, вставляют две штанги, между которыми крепят гирлянду эластичных воздухонаполняемых емкостей цилиндрической или кубической формы из прочного материала, связанных силовыми шарнирами и воздушными шлангами между собой и с воздушной магистралью судна. К днищу емкостей крепится балласт. Гирлянду ставят краном за борт, из судовой магистрали подается воздух для наполнения емкостей. Расправляющаяся гирлянда емкостей теснит расположенные по периметру устройства льдины. Закрепленный за днище емкостей балласт способствует равномерному расширению в битом льду емкостей, обладающих необходимым весом и осадкой, во все стороны до принятия штатного геометрического контура (полусфера, эллипс). Эффект подобен разворачивающейся при надувании велосипедной шине. Внутри образованной зоны создается зеркало свободной ото льда воды, куда можно производить спуск подводных аппаратов.

Положительным является возможность проводить спасательные работы и подводные исследования имеющимся составом спасательных и научных судов-носителей аппаратов, не прибегая к созданию специализированных дорогостоящих проектов специального исполнения.

Предложенный способ для образования зоны со свободной от битого льда поверхностью обеспечит применение судов при подводно-технических работах, связанных с постановкой за борт обитаемых подводных аппаратов и других технических средств как в арктических ледовых условиях, так и во многих замерзающих акваториях средних широт при возникновении такой необходимости.

Способ обеспечения постановки подводных аппаратов с борта судна в ледовых условиях, основанный на создании свободной ото льда водной поверхности, отличающийся тем, что берут эластичные прочные воздухонаполняемые емкости, крепят их в гирлянду необходимой длины между разнесенными по борту судна штангами и соединяют между собой воздушными шлангами, к днищевой части емкостей крепят балласт, после чего опускают конструкцию в воду с борта судна и осуществляют наддув емкостей воздухом, при этом осадка водоизмещающих надувных емкостей за счет балласта превышает осадку оттесняемого льда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к разрушению ледяного покрова в период льдообразования, дрейфа и в период торошения ледяных полей, расположенных как в условиях мелкого, так и глубокого морей.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров при всплытии посредством нагружения льда снизу за счет создания силы плавучести.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопроса создания новых разрушающих лед технических средств, работающих в сочетании с буксиром, которые смогут формировать достаточно широкий канал для беспрепятственного движения крупнотоннажных судов во льдах.

Изобретение относится к судам, предназначенным для очистки водной поверхности от льда. Судно для очистки акватории от льда включает корпус с кормовой и носовой оконечностями, энергетическую установку для получения энергии для растапливания льда на борту судна и по меньшей мере две съемных емкости для хранения топлива для упомянутой энергетической установки.

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к мероприятиям, обеспечивающим предотвращение наводнений. Способ включает мероприятия по разрушению ледового покрова реки и возведению водоограждающего устройства.

Изобретение относится к гидротехнике, а именно к защите промышленных объектов, линий транспорта, связи, различных сооружений от вредного действия водной стихии, и может быть использовано для разрушения ледового покрова на реках и водоемах.

Изобретение относится к области гидрологии, в частности к регулированию ледового режима рек, а именно к технике проведения работ по ликвидации ледовых заторов на реках, и направлено на предотвращение наводнений, возникающих при заторах.
Изобретение относится к проведению предупредительных работ для предотвращения заторообразования на участке реки и может быть использовано для разупрочнения ледяного покрова в местах подводных коммуникаций.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности, к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Во время морского отлива судно на воздушной подушке движется с резонансной скоростью вдоль береговой линии на расстоянии от кромки примерзшего к берегу льда и возбуждает во льду резонансные изгибно-гравитационные волны, при этом судну сообщают поперечные периодические перемещения с амплитудой, не превышающей половину длины волны статического прогиба льда, и частотой, равной частоте резонансных изгибно-гравитационных волн.

Устройство противоледовой защиты для гидротехнического сооружения, расположенного на мелководном континентальном шельфе, включает защитные элементы 2 и закрепляющие элементы, соединяющие защитные элементы с дном акватории.

Группа изобретений относится к области защиты побережья от цунами. Способ защиты побережья от цунами заключается в том, что поверхность моря перед защищаемым побережьем покрывают пленкой, обладающей свойством менисковой плавучести.

Изобретение относится к области судостроения и касается, в частности, судов с парусными роторами. Предлагается судно, содержащее по меньшей мере один парусный ротор, причем это судно имеет переднюю часть, которая содержит регулируемую по высоте и/или поворачиваемую плиту, посредством которой разбиваются волны, достигающие носовой части судна.

Изобретение относится к области судостроения. Способ контроля непотопляемости судна заключается в том, что в измерительном блоке (1) осуществляют измерения угловых перемещений 2 и ускорений (3) судна относительно продольной и поперечной центральных осей, линейных перемещений (4) и (5), определяющих осадки судна носом и кормой, «кажущегося» периода бортовой качки судна (6), курсового угла волны (7), скорости судна (8), линейных перемещений и ускорений (9) относительно вертикальной центральной оси, уровней жидкости в затопленных отсеках (10).

Изобретение относится к средствам, повышающим безопасность плавания водных транспортных средств. Предложена спасательная система для судов, которая содержит: гибкий пояс из высокопрочного материала с клапанами ограничения давления, разделяющими перегородками, делящими пояс на четыре части, стропы, обхватывающие этот пояс, крепления, соединяющие стропы пояса вдоль кормы судна с ребрами жесткости судна, штуцеры, шланги и баллоны со сжатым воздухом, электроклапаны и вентили для подачи сжатого воздуха в гибкий пояс, кожух, закрывающий пояс, с замком и шарниром.

Изобретение относится к конструкционному материалу для авиа- и судостроения, машиностроения, промышленного и гражданского строительства, способу получения такого материала и его применению для получения конструкций и изделий.

Изобретение относится к плавучему сооружению (5) типа судна, содержащему по меньшей мере одну цистерну (1) с загрязняющей жидкостью и по меньшей мере одну сообщающуюся с указанной цистерной (1) аварийную муфту.

Изобретение относится к судостроению, в частности к аварийно-спасательным средствам на судах. .

Изобретение относится к области аварийного оборудования на водном транспорте. .

Изобретение относится к способу выгрузки полистирола из полостей судна перед выполнением ремонта или утилизацией. .

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкциям корпуса судов, и может быть использовано в качестве средств повышения непотопляемости судов. .
Наверх