Смазочное устройство зубчатого колеса


 


Владельцы патента RU 2559439:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих плоских гибких пластин. Крепеж пластин выполнен посредством консолей. Консоли установлены на корпусе передачи шарнирно, с возможностью принудительного поворота пластин в плоскости вращения колеса с обеспечением одномоментного контакта пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены управляемым приводом. Центры поворота консолей расположены на окружности впадин зубчатого венца. К центру поворота консолей с пластинами со стороны тела зубчатого колеса примыкает элемент V-образной формы в плане, симметрично расположенный относительно радиальной плоскости зубчатого колеса и обращенный вершиной к центру поворота. Элемент жестко укреплен на корпусе передачи и имеет минимальный зазор относительно тела колеса и высоту сторон, соизмеримую с расстоянием от торцов зубчатого венца до консолей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, периодически смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса по АС СССР №1618973, кл. F16H 57/04, опубл. 07.01.1991 г., БИ №1. Данное устройство состоит из пары смазковозвращающих плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, с обоих торцов зубчатого венца, в радиальной плоскости колеса, перпендикулярно торцам зубьев и расположенных вдоль их высоты, с перекрытием высоты зубьев и прилегающей части тела колеса, причем расстояние между пластинами на участке зубчатого венца меньше, чем ширина зубчатого венца, а на участке тела колеса равна этой ширине. При работе колеса в передаче (его вращении) смазковозвращающие пластины захватывают смазочный материал, вытесненный с боковых поверхностей зубьев - на торцы колеса, и возвращают его обратно - на набегающие боковые поверхности.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что смазковозвращающие пластины расположены в радиальной плоскости колеса, в то время как боковые поверхности зубьев не параллельны этой радиальной плоскости; поэтому контакт пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев происходит не одномоментно, что ухудшает процесс переноса смазочного материала с пластин на эти поверхности. Кроме того, части пластин, перекрывающие участки тела колеса (и расположенные по радиальной его плоскости), не способны осуществлять возврат смазочного материала на боковые поверхности зубьев, они только перемещают вытесненный на эти участки смазочный материал по телу колеса, вдоль зубчатого венца.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройство зубчатого колеса по АС СССР №1768852, кл. F16H 57/04, опубл. 15.10.1992 г., БИ №28. Сущность его состоит в том, что смазочное устройство состоит из пары смазковозвращающих гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, с обоих торцов зубчатого венца, в радиальной плоскости колеса, перпендикулярно торцам зубьев, и расположенных вдоль высоты зубьев, с перекрытием этой высоты и прилегающей к зубчатому венцу части тела колеса; расстояние между пластинами на участке зубчатого венца меньше, чем ширина венца, а на участке тела колеса, расстояние между пластинами равно этой ширине; причем смазковозвращающие пластины на участке зубчатого венца выполнены изогнутыми в плане, эквидистантно набегающим боковым поверхностям зубьев. Эквидистантность пластин набегающим боковым поверхностям позволяет осуществлять их одномоментный контакт, что повышает качество переноса смазочного материала с пластин на эти поверхности.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что части пластин, взаимодействующие с торцами тела колеса, расположены в радиальной плоскости колеса и не в состоянии осуществлять возврат вытесненного на этих торцов смазочного материала на боковые поверхности зубьев; эти части пластин способны лишь перемещать вытесненный смазочный материал вдоль венца. Кроме того, выполнение пластин эквидистантно набегающим боковым поверхностям зубьев, в случае реверсивного режима работы колеса, требует с каждого торца колеса устанавливать не одну, а две смазковозвращающие пластины - по одной на каждое направление вращения колеса, что требует увеличения потребного количества смазковозвращающих пластин.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания и расширения функциональных возможностей смазочного устройства за счет обеспечения требуемой его работоспособности при реверсивном режиме работы зубчатого колеса полуобкатной зубчатой передачи с плоскими боковыми поверхностями его зубьев.

Для этого смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих плоских гибких пластин, установленных посредством крепления на корпусе передачи неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно ему и перекрытием всей его высоты, а расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца; причем крепеж пластин выполнен посредством консолей, на которых пластины закреплены вдоль высоты зубьев своими сторонами, обратными по отношению к торцам зубчатого венца; консоли установлены на корпусе передачи шарнирно с возможностью принудительного поворота пластин в плоскости вращения колеса в обе стороны относительно радиальной плоскости колеса с обеспечением одномоментно контакта пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены управляемым приводом; центры поворота консолей расположены на окружности впадин зубьев зубчатого венца; к центру поворота консолей с пластинами со стороны тела колеса примыкает элемент V-образной формы в плане, симметрично расположенный относительно радиальной плоскости колеса и обращенный вершиной к центру поворота, элемент жестко укреплен на корпусе передачи, имеет минимальный зазор относительно тела колеса и высоту сторон, соизмеримую с расстоянием от торцов зубчатого венца до консолей.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, боковые (рабочие) поверхности 3 зубьев, торцы 4 зубьев, смазковозвращающая пластина 5, консоль 6, шарнир 7, корпус 8 передачи, окружность впадин 9 зубчатого венца, смазкозахватный элемент 10, радиальная плоскость 11 колеса, пластичный смазочный материал 12, направление вращения (ω) колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе зубчатого колеса в передаче с парным колесом, взаимодействующие зубья колес выдавливают смазочный материал 12, он вытесняется с боковых (рабочих) поверхностей 3 зубьев 2 - на торцы 4 зубьев и прилегающие к зубчатому венцу участки тела 1 колеса. Смазочное устройство при вращении (ω) зубчатого колеса своим смазкозахватным элементом 10 захватывает смазочный материал 12 с участков тела 1 колеса, подавая его (под действием сил вязкости и вследствие расположения взаимодействующих со смазкой под углом частей элемента) в зону смазковозвращающих пластин 5. Эти пластины перед началом вращения колеса поворачиваются вместе с консолями под воздействием привода (не показано) в необходимую сторону - в сторону набегания при вращении колеса боковых поверхностей. И при взаимодействии пластин с этими поверхностями осуществляется перенос смазочного материала с пластин на боковые поверхности зубьев, тем самым восстанавливается смазочный слой.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция смазочных устройств позволяет переносить вытесненный смазочный материал обратно на боковые (рабочие) поверхности зубьев не только с торцов зубьев, но и с прилегающих к зубчатому венцу тела колеса. Тем самым осуществляется более полный возврат смазки в зону трения. Крое того, обеспечивается должное качество переноса смазочного материала с пластин при любом направлении вращения колеса.

Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно реверсивной полуобкатной зубчатой передачи с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемое периодически пластичным смазочным материалом, содержащее пару смазковозвращающих плоских гибких пластин, установленных посредством крепления на корпусе передачи неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно ему и перекрытием всей его высоты, с расстоянием между пластинами меньшим, чем ширина зубчатого венца, отличающееся тем, что крепеж пластин выполнен посредством консолей, на которых пластины закреплены вдоль зубьев своими сторонами, обратными по отношению к торцам зубьев; консоли установлены на корпусе передачи шарнирно с возможностью принудительного поворота пластин в плоскости вращения зубчатого колеса с обеспечением одномоментно контакта пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены управляемым приводом; центры поворота консолей расположены на окружности впадин зубьев зубчатого венца; к центру поворота консолей с пластинами со стороны тела зубчатого колеса примыкает смазкозахватный элемент V-образной формы в плане, симметрично расположенный относительно радиальной плоскости зубчатого колеса и обращенный вершиной к центру поворота, элемент жестко укреплен на корпусе передачи, имеет минимальный зазор относительно тела зубчатого колеса и высоту сторон, соизмеримую с расстоянием от торцов зубчатого венца до консолей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к коробке передач с вращающимся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике валом и, в частности, к снабжению этого подшипника смазочным материалом.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями и смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для охлаждения коробки передач в поворотном редукторе врубовой машины сплошной выемки. Поворотный редуктор содержит набор отдельных передаточных механизмов и систему охлаждения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатых передач с переменным режимом нагружения.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины ориентированы вдоль зубьев. Расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца. Пластины повернуты относительно радиальной плоскости зубчатого колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен. Шестерни установлены на одной оси и разнесены вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На боковых рабочих поверхностях зубьев шестерен выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в которую погружено, как минимум, одно колесо зубчатой передачи. Стенки корпуса снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Площадь оребрения стенок корпуса по его периметру в плане выполнена переменной, изменяющейся от максимума до минимума прямо пропорционально изменению степени нагревания этих стенок при работе редуктора. Обеспечивается уменьшение массы и габаритов редуктора. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом. Масляная ванна содержит корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть нижнего зубчатого колеса, и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе ванны. Сетчатый элемент выполнен плоским, установлен параллельно уровню смазочного материала, ниже этого уровня и выше нижней точки окружности погружаемого нижнего зубчатого колеса. В сетчатом элементе выполнена прямоугольная прорезь для погружаемого нижнего зубчатого колеса, с обеспечением зазоров по его периметру в плане между ним и сетчатым элементом. Обеспечивается повышение эффективности смазывания передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им. Смазковозвращающие пластины перекрывают высоту зубьев и ориентированы в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса. Смазковозвращающие пластины имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина его зубчатого венца, и укреплены на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, также в них со стороны зубчатого венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам. Устройство содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения смазываемого зубчатого колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи. Дно ванны выполнено с перепадом по высоте, эквидистантно перепаду по высоте нижних граней нижних зубчатых колес разных ступеней передачи друг относительно друга. Обеспечивается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На каждом торце вспомогательной смазочной шестерни, соосно ей, жестко укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин вспомогательной смазочной шестерни. Торцы цилиндрических колец, обратные торцам вспомогательной смазочной шестерни, снабжены дисковыми заглушками. Суммарная величина ширины зубчатого венца вспомогательной смазочной шестерни и пары цилиндрических колец соразмерна с шириной зубчатого венца смазываемого колеса; а на поверхностях цилиндрических колец, по их окружностям, выполнены канавки, ориентированные параллельно оси вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, укрепленной на оси, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым колесом быстроходной ступени передачи. Шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной шестерни по всей его окружности с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной шестерни равно количеству остальных отдельных шестерен. Для обеспечения как минимум однопарного зацепления смазочного элемента крепление отдельных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся колесом как минимум одного из зубьев одной из отдельных шестерен. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено смазываемое зубчатое колесо передачи. К торцам смазываемого зубчатого колеса примыкают скребки, укрепленные на корпусе передачи. Скребки расположены на некотором расстоянии от верхнего уровня смазочного материала ванны, с перекрытием своей длиной торцевых поверхностей смазываемого зубчатого колеса, с каждой их стороны. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.
Наверх