Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2561151:

Мендрух Денис Николаевич (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На боковых рабочих поверхностях зубьев шестерен выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено нижнее зубчатое колесо передачи - см., например, «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131, рис. 8.1.

Недостаток данной конструкции состоит в том, что она способна обеспечить требуемое качество смазывания для одноступенчатой зубчатой передачи, или многоступенчатой, если нижние зубчатые колеса всех ступеней передачи погружены в масляную ванну; в противном случае - для быстроходной ступени многоступенчатой передачи - требуемое качество смазывания всех зубчатых колес всех ступеней передачи обеспечено не будет, т.к. оно в масляную ванну не погружено.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства многоступенчатой зубчатой передачи с нижними колесами разного диаметра, из которых нижнее колесо одной ступени (тихоходной), большего диаметра, погружено в масляную ванну, а нижнее колесо другой ступени (быстроходной), меньшего диаметра, смазывается посредством вспомогательной смазочной шестерни, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней этим колесом - см. «Гузенков П. Г. Детали машин: Учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986. - 359 с: ил.», стр. 214, рис. 12.33, а.

Недостаток прототипа состоит в том, что боковые (рабочие) поверхности зубьев имеют выпуклую форму, что способствует перемещению смазочного материала, захваченного зубьями шестерни из масляной ванны в сторону вершин зубьев - при вращении колеса - и срыву его с этих поверхностей, что ухудшает процесс переноса смазочного материала шестерней из ванны на поверхности зубьев смазываемого колеса. Кроме того, при сопряжении шестерни и зубьев колеса происходит расплющивание смазочного слоя между поверхностями зубьев шестерни и колеса, это также ухудшает процесс смазывания зубьев колеса.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи, причем на боковых рабочих поверхностях зубьев шестерни выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатая пара колесо - вспомогательная шестерня (фиг. 1), зуб шестерни (фиг. 2) и боковая поверхность зуба шестерни (фиг. 3).

На чертеже показаны: смазываемое зубчатое колесо 1, вспомогательная смазочная шестерня 2, масляная ванна 3, зуб шестерни 4, боковая поверхность 5 зуба шестерни, углубления 6.

При работе (вращении) колеса 1 передачи происходит и вращение сопряженной с ней шестерни 2, погруженной в масляную ванну 3, при этом зубья 4 шестерни - своими боковыми поверхностями 5 - захватывают смазочный материал из ванны и переносят его на смазываемые боковые поверхности зубьев колеса 1, осуществляя их смазывание.

По сравнению с прототипом, выполнение на боковых поверхностях зубьев шестерен углублений, позволяет лучше захватывать смазочный материал из ванны и переносить его на боковые (рабочие) поверхности зубьев смазываемого зубчатого колеса - что повышает эффективность их смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно быстроходной ступени многоступенчатой передачи с картерным смазыванием методом погружения, содержащее вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи, отличающееся тем, что на боковых рабочих поверхностях шестерни выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к коробке передач с вращающимся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике валом и, в частности, к снабжению этого подшипника смазочным материалом.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями и смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в которую погружено, как минимум, одно колесо зубчатой передачи. Стенки корпуса снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Площадь оребрения стенок корпуса по его периметру в плане выполнена переменной, изменяющейся от максимума до минимума прямо пропорционально изменению степени нагревания этих стенок при работе редуктора. Обеспечивается уменьшение массы и габаритов редуктора. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом. Масляная ванна содержит корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть нижнего зубчатого колеса, и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе ванны. Сетчатый элемент выполнен плоским, установлен параллельно уровню смазочного материала, ниже этого уровня и выше нижней точки окружности погружаемого нижнего зубчатого колеса. В сетчатом элементе выполнена прямоугольная прорезь для погружаемого нижнего зубчатого колеса, с обеспечением зазоров по его периметру в плане между ним и сетчатым элементом. Обеспечивается повышение эффективности смазывания передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им. Смазковозвращающие пластины перекрывают высоту зубьев и ориентированы в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса. Смазковозвращающие пластины имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина его зубчатого венца, и укреплены на корпусе передачи своими сторонами, удаленными от зубчатого венца, также в них со стороны зубчатого венца выполнены разрезы, перпендикулярные его торцам. Устройство содержит дополнительную пару аналогичных смазковозвращающих пластин, установленных со смещением в плоскости вращения смазываемого зубчатого колеса от первой пары и в которых разрезы выполнены со смещением в радиальной плоскости смазываемого зубчатого колеса относительно разрезов в первой паре на шаг, равный половине шага разрезов в первой паре. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многоступенчатых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов. Масляная ванна содержит корпус с жидким смазочным материалом, в который погружаются нижние зубчатые колеса разных ступеней передачи. Дно ванны выполнено с перепадом по высоте, эквидистантно перепаду по высоте нижних граней нижних зубчатых колес разных ступеней передачи друг относительно друга. Обеспечивается экономия смазочного материала. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На каждом торце вспомогательной смазочной шестерни, соосно ей, жестко укреплено цилиндрическое кольцо с наружным диаметром, равным диаметру окружности впадин вспомогательной смазочной шестерни. Торцы цилиндрических колец, обратные торцам вспомогательной смазочной шестерни, снабжены дисковыми заглушками. Суммарная величина ширины зубчатого венца вспомогательной смазочной шестерни и пары цилиндрических колец соразмерна с шириной зубчатого венца смазываемого колеса; а на поверхностях цилиндрических колец, по их окружностям, выполнены канавки, ориентированные параллельно оси вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит смазочный элемент в виде шестерни, укрепленной на оси, погруженной в масляную ванну и находящейся в зацеплении с расположенным над ней смазываемым колесом быстроходной ступени передачи. Шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных идентичных шестерен, жестко укрепленных на одной оси и разнесенных вдоль зубчатого венца колеса. Из зубчатого венца каждой отдельной шестерни по всей его окружности с одинаковым шагом вырезан ряд зубьев. Количество вырезанных зубьев в каждом шаге для каждой отдельной шестерни равно количеству остальных отдельных шестерен. Для обеспечения как минимум однопарного зацепления смазочного элемента крепление отдельных шестерен на оси выполнено со смещением отдельных шестерен друг относительно друга в плоскости их вращения с обеспечением зацепления с вращающимся колесом как минимум одного из зубьев одной из отдельных шестерен. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения и горизонтальным расположением валов. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено смазываемое зубчатое колесо передачи. К торцам смазываемого зубчатого колеса примыкают скребки, укрепленные на корпусе передачи. Скребки расположены на некотором расстоянии от верхнего уровня смазочного материала ванны, с перекрытием своей длиной торцевых поверхностей смазываемого зубчатого колеса, с каждой их стороны. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним колесом. Масляная ванна содержит корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть вращающегося нижнего зубчатого колеса и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе и охватывающий по дуге погруженную часть нижнего зубчатого колеса в плане, с зазором относительно нее. Сетчатый элемент выполнен в виде сегментообразного желоба, охватывающего погружаемую часть нижнего зубчатого колеса со стороны обоих его торцов и вершин зубьев венца. Часть сетчатого элемента, расположенная со стороны выхода вращающегося нижнего зубчатого колеса из ванны, выполнена с превышением по вертикали части сетчатого элемента со стороны входа вращающегося нижнего зубчатого колеса в ванну. Обеспечивается устранение разбрызгивания и уменьшение вспенивания смазочного материала при высоких скоростях вращения погруженного в него колеса. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых ротапринтным методом. Смазочное устройство содержит смазочный элемент в виде шестерни, зубья которой изготовлены из прессованного смазочного материала. Шестерня укреплена на оси и находится в пассивном зацеплении с одним из зубчатых колес зубчатой передачи и тангенциально поджата к боковым поверхностям его зубьев. На этой оси соосно шестерне укреплен барабан, с которым по внешнему его периметру сопряжен башмак, укрепленный на консоли, посредством шарнира установленной на корпусе передачи и ориентированной в плоскости вращения барабана. На корпусе зубчатой передачи укреплена пружина, прижимающая консоль с башмаком к барабану. Обеспечивается повышение качества смазывания. 4 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, нижняя часть которой погружена в масляную ванну, а верхняя находится в зацеплении с вышерасположенным смазываемым зубчатым колесом. Части зубьев вспомогательной смазочной шестерни, примыкающие к торцам, выполнены усеченными по высоте со стороны их вершин, и это усечение выполнено симметрично относительно плоскости вращения вспомогательной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение качества смазывания. 3 ил.
Наверх