Зубчатое колесо



Зубчатое колесо
Зубчатое колесо

 


Владельцы патента RU 2555880:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Смазкоудерживающие элементы имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечное сечение элементов по всей их длине имеет П-образную форму. Средние части смазкоудерживающих элементов укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Известно зубчатое колесо, содержащее тело и зубчатый венец с зубьями (см., например, «Детали машин: Учебник для машиностроительных техникумов / Ю.Н. Березовский, Д.В. Чернилевский, М.С. Петров; Под ред. Н.А. Бородина. - М.: Машиностроение, 1983. - 384 с., ил.», стр. 74).

Недостаток данного зубчатого колеса состоит в том, что пластичный смазочный материал, наносимый на рабочие поверхности зубьев в процессе работы колеса в зацеплении с парным колесом в передаче, вытесняется с этих рабочих поверхностей и в дальнейшем в процессе смазывания рабочих поверхностей зубьев не участвует, что приводит к интенсификации процессов изнашивания зубьев.

В качестве прототипа взята конструкция зубчатого колеса, содержащего тело и зубчатый венец с зубьями, вдоль боковых (рабочих) поверхностей которых, на торцах зубьев расположены смазкоудерживающие элементы в виде консольных полок (пластин), удерживающих вытесненный в процессе работы колеса нанесенный на боковые (рабочие) поверхности зубьев пластичный смазочный материал - см. АС СССР №898191, кл. F16Н 57/04, 1978 г.

Недостаток прототипа состоит в том, что смазкоудерживающие элементы выполнены в виде отдельных полок, таких полок нужно четыре штуки на каждый зуб - по две полки на каждый из торцов зуба. Это нерационально с точки зрения технологии изготовления колеса; выполнение смазкоудерживающих элементов в виде консольных пластин не обеспечивает должной жесткости и прочности конструкции этих элементов, что может привести к их поломке, закрепление тонких пластин на плоскостях торцов зубьев затруднительно.

Изобретением решается задача повышения технологичности конструкции зубчатых колес и повышения надежности их работы.

Это достигается тем, что зубчатое колесо, состоящее из тела и зубчатого венца с зубьями, снабжено смазкоудерживающими элементами, расположенными на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, причем элементы в плоскости вращения колеса имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечные сечения элементов по всей их длине имеют П-образный вид, при этом их средние части укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: фрагмент зубчатого колеса (вид с торца колеса) - фиг. 1 и сечение зуба со смазкоудерживающими элементами - фиг. 2.

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, торцы 3 зуба, смазкоудерживающие элементы 4, боковые (рабочие) поверхности 5 зуба; ширина l смазкоудерживающих элементов.

Зубчатое колесо состоит из тела 1 и зубчатого венца с зубьями 2, на обоих торцах 3 каждого зуба укреплены смазкоудерживающие элементы 4, расположенные по всей длине боковых (рабочих) поверхностей 5 зубьев. В плоскости вращения колеса элементы 4 имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов 3 зубьев, поперечные сечения элементов по всей их длине имеют П-образный вид, при этом их средние части укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль элементы и определяющие его ширину, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно торцам зубьев. Смазкоудерживающие элементы 4 изготавливаются отдельно от остальных элементов зубчатого колеса - тела и зубчатого венца, и затем собираются с ним в одно целое. Так как нагрузки, испытываемые смазкоудерживающими элементами при работе колеса весьма невелики, то их можно изготавливать, например, из пластмассы, и затем все части колеса собирать в одно целое. Смазкоудерживающие элементы можно крепить на торцах зубьев посредством клея.

Работает данное зубчатое колесо следующим образом. При зацеплении его в передаче с парным колесом пластичный смазочный материал, наносимый на боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев 2 колеса, вытесняется с этих поверхностей на смазкоудерживающие элементы 4, откуда затем смазочный материал мигрирует обратно на боковые поверхности зубьев, осуществляя их смазывание.

По сравнению с прототипом, предлагаемая конструкция зубчатого колеса более технологична, при этом обеспечивается требуемая жесткость и прочность смазкоудерживающих элементов и их надежность в работе колеса.

Зубчатое колесо, содержащее тело, зубчатый венец с зубьями и смазкоудерживающие элементы, расположенные на торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей, отличающееся тем, что смазкоудерживающие элементы в плоскости вращения колеса имеют наружный профиль, идентичный профилю торцов зубьев, поперечные сечения элементов по всей их длине имеют П-образную форму, при этом их средние части укреплены на торцах зубьев, а две другие, образующие наружный профиль элемента, примыкают к боковым поверхностям зубьев, перпендикулярно к их торцам.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями и смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для охлаждения коробки передач в поворотном редукторе врубовой машины сплошной выемки. Поворотный редуктор содержит набор отдельных передаточных механизмов и систему охлаждения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатых передач с переменным режимом нагружения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Изобретение относится к смазочной системе коробки передач автомобиля. Смазочная система с коробкой передач с подшипниками (4-9) валов, подшипниками (10-15) ступиц зубчатых колес, зубчатыми венцами (16-27) сцепляющихся друг с другом пар (29-34) зубчатых колес механизма переключения передач и с установленными с возможностью перемещения вдоль оси опорами синхронных элементов (35, 36, 37) сцепления.

Изобретение относится к насосным устройствам с двумя ступенями для автомобильных трансмиссий. Насосное устройство (10) содержит ступень (11) низкого давления насоса и ступень (12) высокого давления насоса.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к смазке в приводном узле коробки передач. Приводной узел коробки передач со вторичным валом (10) содержит выполненное по его центральной оси (12) сверление (14) для подачи смазочного масла.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатого колеса представляет собой пару гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, в радиальной его плоскости с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно торцам. Пластины перекрывают венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу. Участки пластин, перекрывающих венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, и в них со стороны венца выполнены разрезы, перпендикулярные венцу. Участки пластин, перекрывающих часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, причем они повернуты относительно радиальной плоскости колеса в сторону набегания на них этого колеса. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Сечения смазкоудерживающих элементов в плоскости вращения колеса по всей их ширине идентичны сечениям зубьев в этой плоскости. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

Изобретение относится к коробке передач с вращающимся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике валом и, в частности, к снабжению этого подшипника смазочным материалом. Коробка передач содержит вращающийся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике (45; 46; 58) вал (18; 3, 4; 12; 13). Вдоль первого вала (18; 3, 4; 12; 13) проходит смазочный канал (44; 54; 55; 56) для смазки подшипника (45; 46; 58). В смазочном канале (44; 54; 55; 56) расположена турбина (47) с радиально входящими в него, ориентированными наискось к оси первого вала (18; 3, 4; 12; 13) лопатками (51). Технический результат: создание коробки передач, которая обходится без внешнего насоса для подачи смазочного материала под повышенным давлением. 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей расположены смазочные карманы в виде полок, причем каждая полка является частью цельного элемента, имеющего по всей своей длине в поперечном сечении Г-образную форму и одной своей частью укрепленного на торце зуба. Обеспечивается повышение прочности конструкции зубчатого колеса и повышение надежности его работы. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус с масляной ванной, представляет собой разбрызгиватель смазки, выполненный в виде короба с заливными отверстиями в его стенках. Короб укреплен на одном плече коромысла, установленного на шарнире в корпусе редуктора и снабженного пружиной и ограничителем перемещения по вертикали. Второе плечо коромысла периодически контактирует с кулачком, укрепленным на приводном валу с возможностью принудительного погружения короба в ванну. Короб снабжен верхней крышкой, выполненной в виде решетки, составленной из пластин, плоскости которых образуют ячейки решетки, а снаружи ячейки снабжены суживающимися соплами, сопряженными с пластинами, и перпендикулярными к крышке. Обеспечивается повышение эффективности подачи смазки на трущиеся элементы редуктора. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих плоских гибких пластин. Крепеж пластин выполнен посредством консолей. Консоли установлены на корпусе передачи шарнирно, с возможностью принудительного поворота пластин в плоскости вращения колеса с обеспечением одномоментного контакта пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены управляемым приводом. Центры поворота консолей расположены на окружности впадин зубчатого венца. К центру поворота консолей с пластинами со стороны тела зубчатого колеса примыкает элемент V-образной формы в плане, симметрично расположенный относительно радиальной плоскости зубчатого колеса и обращенный вершиной к центру поворота. Элемент жестко укреплен на корпусе передачи и имеет минимальный зазор относительно тела колеса и высоту сторон, соизмеримую с расстоянием от торцов зубчатого венца до консолей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины ориентированы вдоль зубьев. Расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца. Пластины повернуты относительно радиальной плоскости зубчатого колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен. Шестерни установлены на одной оси и разнесены вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На боковых рабочих поверхностях зубьев шестерен выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в которую погружено, как минимум, одно колесо зубчатой передачи. Стенки корпуса снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Площадь оребрения стенок корпуса по его периметру в плане выполнена переменной, изменяющейся от максимума до минимума прямо пропорционально изменению степени нагревания этих стенок при работе редуктора. Обеспечивается уменьшение массы и габаритов редуктора. 3 ил.
Наверх