Смазочное устройство зубчатого колеса



Смазочное устройство зубчатого колеса
Смазочное устройство зубчатого колеса

 


Владельцы патента RU 2555882:

Мендрух Елена Николаевна (RU)
Мендрух Николай Викторович (RU)
Терзиева Наталья Сергеевна (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство зубчатого колеса представляет собой пару гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, в радиальной его плоскости с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно торцам. Пластины перекрывают венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу. Участки пластин, перекрывающих венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, и в них со стороны венца выполнены разрезы, перпендикулярные венцу. Участки пластин, перекрывающих часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, причем они повернуты относительно радиальной плоскости колеса в сторону набегания на них этого колеса. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Известно смазочное устройство зубчатого колеса, представляющее собой лопатку, посредством которой пластичный смазочный материал наносится вручную на боковые (рабочие) поверхности зубьев зубчатого колеса (см., например, «Одноковшовый универсальный экскаватор Э-652Б. ГОСТ 5.223-69. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М., 1973», стр.113).

Недостаток данного смазочного устройства состоит в его низкой производительности и недолговечности наносимого смазочного слоя вследствие вытеснения нанесенного слоя при работе колеса в передачи из зоны трения (с боковых поверхностей зубьев) на торцы зубчатого венца, а также на прилегающие к ним участки тела зубчатого колеса. Из-за этого в зоне трения зубьев ощущается недостаток смазочного материала, что интенсифицирует процессы их изнашивания.

В качестве прототипа взято смазочное устройство зубчатого колеса по АС СССР №1618973, кл. F16Н 57/04, опубл. 07.01.1991 г., БИ №1. Сущность его состоит в том, что оно представляет собой пару гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса в радиальной его плоскости с двух торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу, участки обеих пластин, перекрывающие венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина зубчатого венца, и в них со стороны венца выполнены разделы, перпендикулярные венцу, а участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца. Гибкие пластины позволяют осуществлять возврат вытесненного с боковых (рабочих) поверхностей зубьев при работе колеса в передаче смазочного материала обратно на эти поверхности, что стабилизирует процессы трения зубьев колеса и снижает расход смазочного материала.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что участки гибких пластин, перекрывающих части тела колеса, в возврате вытесненного на эти участки смазочного материала не участвуют, а только перемещают вытесненный смазочный материал вдоль зубчатого венца; и этот смазочный материал в процессе смазывания не участвует, что ухудшает режим смазывания зубьев и способствует перерасходу смазочного материала.

Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатого колеса содержит смазковозвращающее приспособление в виде пары гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося колеса в радиальной его плоскости. С обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу, участки пластин, перекрывающие венец, имеют расстояние между собой, меньшее, чем ширина венца, а участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, причем участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, повернуты относительно его радиальной плоскости в сторону набегания на них колеса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображены: зубчатое колесо со смазочным устройством - вид с торца колеса (фиг.1) и сечение элемента зубчатого колеса со смазочным устройством - вид колеса сбоку (фиг.2).

На чертеже показаны: тело 1 зубчатого колеса, зубчатый венец с зубьями 2, окружность впадин 3, окружность вершин 4, боковые поверхности 5 зубьев, торцы 6 зубьев, гибкая пластина 7, разрезы 8, крепеж 9 пластин (7), корпус 10 передачи, радиальная плоскость 11 колеса, угол α поворота конца пластины 7, смазочный материал 12, направление вращения со колеса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. При работе (вращении) зубчатого колеса (направление со) с парным колесом в передаче, пластичный смазочный материал 12, наносимый на боковые (рабочие) поверхности 5 зубьев 2, вытесняется с этих поверхностей зубьями сопряженного колеса на торцы 6 зубьев и прилегающую к ним часть тела 1 колеса. Часть смазочного материала, попавшего на торцы 6 зубьев, захватывается частью пластин 7, перекрывающей торцы зубьев, и переносится при вращении колеса на набегающие боковые поверхности 5 зубьев, восстанавливая тем самым на них смазочный слой; часть смазочного материала, попавшего на тело 1 колеса, захватывается отогнутой частью пластин 7 и в процессе вращения колеса, перемещается по направлению от тела 1 колеса к его зубчатому венцу и затем переносится на боковые поверхности 5 зубьев.

По сравнению с прототипом предлагаемое смазочное устройство позволяет эффективно осуществлять возврат вытесненного с боковых (рабочих) поверхностей смазочного материала не только с торцов зубьев, но также и с прилегающих к ним участков тела зубчатого колеса. Тем самым повышается эффективность смазывания, улучшается режим трения сопряженных зубьев и снижается расход смазочного материала.

Смазочное устройство зубчатого колеса, преимущественно открытой зубчатой передачи, смазываемого периодически пластичным смазочным материалом, содержащее смазковозвращающее приспособление в виде пары гибких пластин, установленных неподвижно относительно вращающегося колеса в радиальной его плоскости с обоих торцов зубчатого венца, перпендикулярно им, перекрывающих венец по всей его высоте и часть тела колеса, примыкающую к венцу, участки пластин, перекрывающие венец, имеют расстояние между собой меньшее, чем ширина венца, а участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, имеют расстояние между собой, равное ширине зубчатого венца, отличающееся тем, что участки пластин, перекрывающие часть тела колеса, повернуты относительно его радиальной плоскости в сторону набегания на них колес.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями и смазываемых периодически пластичными смазочными материалами.

Изобретение относится к горному делу и предназначено для охлаждения коробки передач в поворотном редукторе врубовой машины сплошной выемки. Поворотный редуктор содержит набор отдельных передаточных механизмов и систему охлаждения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано для смазывания зубчатых передач. Изобретением решается задача повышения эффективности ротапринтного смазывания зубчатых передач с переменным режимом нагружения.
Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано при ротапринтном смазывании зубчатых колес механических передач. Изобретением решается задача повышения эффективности смазывания.

Изобретение относится к смазочной системе коробки передач автомобиля. Смазочная система с коробкой передач с подшипниками (4-9) валов, подшипниками (10-15) ступиц зубчатых колес, зубчатыми венцами (16-27) сцепляющихся друг с другом пар (29-34) зубчатых колес механизма переключения передач и с установленными с возможностью перемещения вдоль оси опорами синхронных элементов (35, 36, 37) сцепления.

Изобретение относится к насосным устройствам с двумя ступенями для автомобильных трансмиссий. Насосное устройство (10) содержит ступень (11) низкого давления насоса и ступень (12) высокого давления насоса.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра.

Изобретение относится к машиностроению, а именно - к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев укреплены смазкоудерживающие элементы, расположенные вдоль всей длины их боковых поверхностей. Сечения смазкоудерживающих элементов в плоскости вращения колеса по всей их ширине идентичны сечениям зубьев в этой плоскости. Обеспечивается повышение технологичности конструкции зубчатых колес и повышение надежности их работы. 2 ил.

Изобретение относится к коробке передач с вращающимся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике валом и, в частности, к снабжению этого подшипника смазочным материалом. Коробка передач содержит вращающийся, по меньшей мере, в одном смазываемом подшипнике (45; 46; 58) вал (18; 3, 4; 12; 13). Вдоль первого вала (18; 3, 4; 12; 13) проходит смазочный канал (44; 54; 55; 56) для смазки подшипника (45; 46; 58). В смазочном канале (44; 54; 55; 56) расположена турбина (47) с радиально входящими в него, ориентированными наискось к оси первого вала (18; 3, 4; 12; 13) лопатками (51). Технический результат: создание коробки передач, которая обходится без внешнего насоса для подачи смазочного материала под повышенным давлением. 12 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых пластичными смазочными материалами. Зубчатое колесо состоит из тела и зубчатого венца с зубьями. На торцах зубьев вдоль всей длины их боковых поверхностей расположены смазочные карманы в виде полок, причем каждая полка является частью цельного элемента, имеющего по всей своей длине в поперечном сечении Г-образную форму и одной своей частью укрепленного на торце зуба. Обеспечивается повышение прочности конструкции зубчатого колеса и повышение надежности его работы. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания закрытых зубчатых редукторов с масляными ваннами, преимущественно тихоходных, с колесами большого диаметра. Устройство для подачи жидкой смазки редуктора, имеющего корпус с масляной ванной, представляет собой разбрызгиватель смазки, выполненный в виде короба с заливными отверстиями в его стенках. Короб укреплен на одном плече коромысла, установленного на шарнире в корпусе редуктора и снабженного пружиной и ограничителем перемещения по вертикали. Второе плечо коромысла периодически контактирует с кулачком, укрепленным на приводном валу с возможностью принудительного погружения короба в ванну. Короб снабжен верхней крышкой, выполненной в виде решетки, составленной из пластин, плоскости которых образуют ячейки решетки, а снаружи ячейки снабжены суживающимися соплами, сопряженными с пластинами, и перпендикулярными к крышке. Обеспечивается повышение эффективности подачи смазки на трущиеся элементы редуктора. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес реверсивных полуобкатных зубчатых передач с плоскими боковыми поверхностями зубьев, смазываемых периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару смазковозвращающих плоских гибких пластин. Крепеж пластин выполнен посредством консолей. Консоли установлены на корпусе передачи шарнирно, с возможностью принудительного поворота пластин в плоскости вращения колеса с обеспечением одномоментного контакта пластин с набегающими боковыми поверхностями зубьев по всей их длине, для чего консоли снабжены управляемым приводом. Центры поворота консолей расположены на окружности впадин зубчатого венца. К центру поворота консолей с пластинами со стороны тела зубчатого колеса примыкает элемент V-образной формы в плане, симметрично расположенный относительно радиальной плоскости зубчатого колеса и обращенный вершиной к центру поворота. Элемент жестко укреплен на корпусе передачи и имеет минимальный зазор относительно тела колеса и высоту сторон, соизмеримую с расстоянием от торцов зубчатого венца до консолей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания зубчатых колес полуобкатных зубчатых передач, имеющих зубья с плоскими боковыми поверхностями, смазываемыми периодически пластичными смазочными материалами. Смазочное устройство содержит пару плоских гибких пластин, укрепленных неподвижно относительно вращающегося зубчатого колеса, перпендикулярно обоим торцам его зубчатого венца, пластины ориентированы вдоль зубьев. Расстояние между пластинами меньше, чем ширина зубчатого венца. Пластины повернуты относительно радиальной плоскости зубчатого колеса с обеспечением возможности их контакта с набегающими боковыми поверхностями зубьев одномоментно по всей длине этих поверхностей. Обеспечивается упрощение конструкции смазочного устройства. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, установленную на оси, укрепленной в корпусе передачи, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. Вспомогательная шестерня выполнена составной, состоящей из нескольких отдельных, идентичных друг другу шестерен. Шестерни установлены на одной оси и разнесены вдоль ширины зубчатого венца смазываемого колеса. Суммарная величина ширины всех отдельных шестерен не превышает расчетную ширину одной цельной смазочной шестерни. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для смазывания быстроходных ступеней многоступенчатых зубчатых передач с картерным смазыванием методом погружения посредством вспомогательных смазочных шестерен. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит вспомогательную смазочную шестерню, погруженную в масляную ванну и находящуюся в зацеплении с расположенным над ней колесом быстроходной ступени передачи. На боковых рабочих поверхностях зубьев шестерен выполнены углубления, ориентированные поперек этих поверхностей. Обеспечивается повышение эффективности смазывания. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в закрытых зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения, корпуса которых снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Зубчатый редуктор содержит корпус с масляной ванной, в которую погружено, как минимум, одно колесо зубчатой передачи. Стенки корпуса снаружи снабжены охлаждающими ребрами. Площадь оребрения стенок корпуса по его периметру в плане выполнена переменной, изменяющейся от максимума до минимума прямо пропорционально изменению степени нагревания этих стенок при работе редуктора. Обеспечивается уменьшение массы и габаритов редуктора. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения с вертикально расположенным нижним зубчатым колесом. Масляная ванна содержит корпус для жидкого смазочного материала, в который погружается нижняя часть нижнего зубчатого колеса, и смазкостабилизирующий сетчатый элемент, жестко укрепленный на корпусе ванны. Сетчатый элемент выполнен плоским, установлен параллельно уровню смазочного материала, ниже этого уровня и выше нижней точки окружности погружаемого нижнего зубчатого колеса. В сетчатом элементе выполнена прямоугольная прорезь для погружаемого нижнего зубчатого колеса, с обеспечением зазоров по его периметру в плане между ним и сетчатым элементом. Обеспечивается повышение эффективности смазывания передачи. 2 ил.
Наверх