Тренажер для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки операторов стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов. Пульт инструктора включает в себя электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули. Первый приемопередающий модуль установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины. Имитаторы боевых средств выполнены в виде пусковой трубы и пускового механизма учебного. Второй приемопередающий модуль установлен в пусковом механизме учебном. В состав тренажера входят имитаторы боевых средств различных типов переносных зенитных ракетных комплексов, имитатор воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом. Второй радиомодем установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков (операторов) переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК).

Известен принятый за прототип тренажер для обучения операторов ПЗРК (патент на полезную модель РФ №84959, F41G 3/26, 29.01.2009 г.), содержащий имитатор переносного зенитного ракетного комплекса, включающий имитатор пусковой трубы с установленным на ее прицельной оси целиком со световым индикатором «захвата» цели, пристыкованные к имитатору пусковой трубы имитатор наземного источника питания и имитатор пускового механизма с блоком пусковых устройств и звуковым излучателем, установленную в пульте инструктора электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули, установленные соответственно в пульте инструктора и на имитаторе пусковой трубы, в передней части которой установлена телекамера, продольная ось которой параллельна прицельной оси, второй вычислитель, установленный в имитаторе пускового механизма и включающий в себя процессорный модуль с подключенными к нему телевизионным автоматом «захвата» цели, блоком анализа «захвата» цели и системой пространственной ориентации, дисплейный модуль, установленный на месте прицельной мушки имитатора пусковой трубы и подключенный к одному из выходов процессорного модуля, другие выходы которого подключены соответственно к световому индикатору целика имитатора пусковой трубы и звукоизлучателю, при этом входы процессорного модуля второго вычислителя дополнительно подключены соответственно к телекамере, имитатору наземного источника питания, системе пространственной ориентации, блоку пусковых устройств и второму приемопередающему модулю, а первый приемопередающий модуль подключен к одному из входов вычислителя электронно-вычислительной машины.

В задней части имитатора пусковой трубы может быть установлен стакан с электроконтактом для установки в нем пиропатрона, подключенным к одному из выходов процессорного модуля.

Тренажер может снабжаться динамически подобным имитатором самолета (имитатором воздушной цели) с автопилотом и радиомодемом, при этом второй радиомодем установлен на рабочем месте инструктора и подключен к одному из входов вычислителя электронно-вычислительной машины.

Этот тренажер позволяет проводить контролируемое инструктором обучение по приведению имитатора ПЗРК в боевое положение, поиску цели, захвату, сопровождению и имитируемому пуску. Он также позволяет проводить обучение по различным целям как виртуально, так и в условиях реальной местности.

Однако имитатор переносного зенитного ракетного комплекса (точнее боевых средств ПЗРК, к которым относятся зенитная ракета в трубе, наземный блок питания и механизм пусковой - см. например «Техническое описание и инструкция по эксплуатации 9К38 ТО», Москва, Военное издательство, 1987 г.) этого тренажера имеет ограниченную степень приближения собственных характеристик к характеристикам боевого изделия.

В частности прицеливание стрелком производится по «картинке» на дисплее, установленном на месте мушки, что приводит к привитию операторам неправильных навыков по прицеливанию, контролю захвата и сопровождению цели.

Имитаторы боевых средств также имеют и другие конструктивно обусловленные отличия по внешнему виду, габаритным размерам, инерциальным (масса, центр масс, моменты инерции) характеристикам от характеристик боевых средств ПЗРК.

Срабатывание пиропатрона позволяет воспроизводить только светозвуковую картину работы стартового двигателя, при этом полноценную психофизиологическую тренировку оператора провести нельзя, т.к. невозможно проводить пуск макета ракеты, имеющего массу боевой ракеты, с помощью стартового двигателя, у которого время работы и импульс силы равны соответствующим параметрам двигателя боевого изделия, в частности потому, что в передней части имитатора пусковой трубы установлена телекамера.

Установка второго приемопередающего модуля на имитаторе пусковой трубы (в случае ее использовании для пусков макета ракеты) конструктивно нецелесообразна, в частности из-за весьма ограниченного ресурса такой трубы.

В состав тренажера входят имитаторы переносного зенитного ракетного комплекса только одного типа («Игла»), хотя в настоящее время на вооружении находятся ПЗРК нескольких типов, имеющие существенные конструктивные и эксплуатационные особенности.

В этом тренажере не предусмотрена возможность отработки боевой слаженности подразделений с распределением и передачей стрелкам-зенитчикам целеуказаний от вышестоящих звеньев управления в режиме реального времени. В то же время при боевой работе зенитчиков предусматривается использование автоматизированной системы управления огнем переносных зенитно-ракетных комплексов «Барнаул» 9С935, средства обеспечения стрельбы ночью СОСН 9С520, электронного планшета 1Л110-1.

Кроме того, тренажер не дает возможности проведения учебных пусков боевых ракет ПЗРК под контролем инструктора.

Задачей изобретения является обеспечение эффективности и качества боевой подготовки, включая тактическую, стрелков-зенитчиков.

Техническим результатом изобретения является разработка конструкции тренажера:

- оснащенного имитаторами боевых средств по внешнему виду и размерам, инерциальным (масса, центр масс, моменты инерции как до, так и во время пуска модели ракеты) характеристикам, алгоритму работы, манипуляционным усилиям на органы управления, световым и звуковым воздействиям, полностью аналогичным характеристикам боевых средств ПЗРК;

- позволяющего проводить полноценную подготовку стрелков-зенитчиков, в том числе психофизиологическую, с пусками макетов ракет;

- позволяющего проводить обучение навыкам работы с ПЗРК всех типов, имеющихся на вооружении Минобороны России;

- позволяющего отрабатывать боевую слаженность и тактику в составе различных подразделений (отделение, взвод и др.) с распределением и получением стрелками целеуказаний от вышестоящих звеньев управления в режиме реального времени при формировании мишенной обстановки имитатором воздушной цели, осуществляющим полет по заложенной траектории;

- дающего возможность проводить контролируемые инструктором учебные пуски боевых ракет.

Указанный технический результат достигается тем, что в тренажере для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов, содержащем имитаторы боевых средств переносного зенитного ракетного комплекса, пульт инструктора, включающий в себя электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули, первый приемопередающий модуль установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины, новым является то, что имитаторы боевых средств выполнены в виде пусковой трубы и пускового механизма учебного, в пусковой трубе установлен макет ракеты, к трубе на месте установки наземного блока питания подстыкован блок захвата цели, имитирующий работу оптической головки самонаведения ракеты, смонтированный в корпусе, повторяющем форму наземного блока питания переносного зенитного ракетного комплекса, тренажер комплектуется стартовыми двигателями, снаряженными пиротехническими элементами наполнения боевого изделия, пусковой механизм учебный состоит из корпуса, разъема, звукового излучателя, пускового крючка, контактной группы, электронного блока, второго приемопередающего модуля, электронный блок соединен с портом приемопередающего модуля, пусковой механизм имеет индивидуальный сетевой адрес, пусковая труба с макетом ракеты, блоком захвата цели, стартовым двигателем и пусковым механизмом учебным по внешнему виду и размерам, инерциальным характеристикам, алгоритму работы, прилагаемым к органам управления усилиям, световым и звуковым воздействиям на оператора аналогичны боевым средствам переносного зенитного ракетного комплекса.

В состав тренажера могут входить:

- имитатор стартового двигателя с излучателем звука;

- имитаторы боевых средств (пусковые трубы и механизмы пусковые учебные) различных типов переносных зенитных ракетных комплексов;

- имитатор воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом, при этом второй радиомодем установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины;

- электронные устройства для получения операторами целеуказаний от командного блока системы управления огнем переносных зенитных ракетных комплексов, соединенным с третьим приемопередающим модулем.

Выполнение имитаторов боевых средств в виде пусковой трубы и пускового механизма учебного, установка в пусковой трубе макета ракеты, подстыковка к трубе на месте установки наземного блока питания блока захвата цели, имитирующего функции оптической головки самонаведения ракеты, его монтаж в корпусе, повторяющем форму наземного блока питания переносного зенитного ракетного комплекса, комплектация тренажера стартовыми двигателями, снаряжение стартовых двигателей пиротехническими элементами наполнения боевого изделия, выполнение пусковой трубы с макетом ракеты, блоком захвата цели, стартовым двигателем и пусковым механизмом учебным по внешнему виду и размерам, инерциальным характеристикам, алгоритму работы, прилагаемым к органам управления усилиям, световым и звуковым воздействиям на оператора аналогичным боевым средствам переносного зенитного комплекса позволяет проводить полноценную подготовку стрелков-зенитчиков, в том числе психофизиологическую с пусками макетов ракет.

Конструкция пускового механизма учебного, состоящая из корпуса, разъема, звукового излучателя, пускового крючка, контактной группы, электронного блока обеспечивает воспроизведение функций пускового механизма из состава боевых средств ПЗРК (см. например «Техническое описание и инструкция по эксплуатации 9К38 ТО», Москва, Военное издательство, 1987 г.).

Введение в состав механизма второго приемопередающего модуля, соединение электронного блока с портом приемопередающего модуля, снабжение пускового механизма индивидуальным сетевым адресом позволяет осуществлять информационный радиообмен имитатора ПЗРК с ЭВМ и проводить одновременное обучение группы стрелков.

Применение имитатора стартового двигателя с излучателем звука позволяет проводить под контролем инструктора имитацию пуска ракет с воспроизведением звуковой картины работы стартового двигателя.

Использование в тренажере имитаторов боевых средств (пусковых труб и пусковых механизмов учебных) различных переносных зенитных ракетных комплексов позволяет проводить обучение навыкам работы с ПЗРК всех типов, имеющихся на вооружении.

Введение в состав тренажера имитатора воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом, установка второго радиомодема в пульте инструктора и подключение его к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины дает возможность обучать стрелков-зенитчиков с применением мишенной обстановки, формируемой имитатором воздушной цели, осуществляющим полет по заложенной траектории.

Использование совместно с имитатором воздушной цели электронных устройств для получения операторами целеуказаний от командного блока системы управления огнем переносных зенитных ракетных комплексов, введение третьего приемопередающего модуля, соединение его с командным блоком системы управления позволяет отрабатывать боевую слаженность в составе различных подразделений с распределением и получением стрелками целеуказаний от вышестоящих звеньев управления в режиме реального времени.

Конструкция пускового механизма учебного, состоящая из корпуса, разъема, звукового излучателя, пускового крючка, контактной группы, электронного блока обеспечивает воспроизведение функций пускового механизма из состава боевых средств ПЗРК. Введение в состав механизма второго приемопередающего модуля, соединение электронного блока с портом приемопередающего модуля, снабжение пускового механизма индивидуальным электронным адресом позволяет осуществлять информационный радиообмен имитатора ПЗРК с ЭВМ и проводить одновременное обучение группы стрелков.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Совокупность конструктивных элементов, их взаимное расположение, форма выполнения элементов, связь между ними, геометрическая форма выполнения элементов позволяют обеспечить высокие эффективность и качество боевой подготовки стрелков-зенитчиков, включая тактическую, при полном соответствии процесса обучения реальному процессу боевой работы с проведением психофизической подготовки.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где изображена структурная схема варианта исполнения тренажера.

Тренажер для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов содержит имитаторы 1 боевых средств переносного зенитного ракетного комплекса, пульт 2 инструктора, включающий в себя электронно-вычислительную машину 3 в составе вычислителя 4 с подключенными к нему клавиатурой 5, манипулятором «мышь» 6 и видеомонитором 7, первый 8 и второй 9 приемопередающие модули, первый приемопередающий модуль 8 установлен в пульте 2 инструктора и подключен к одному из портов вычислителя 4 электронно-вычислительной машины 3, имитаторы 1 боевых средств выполнены в виде пусковой трубы 10 и пускового механизма 11 учебного, в пусковой трубе 10 установлен макет 12 ракеты, к трубе 10 на месте установки наземного блока питания подстыкован блок 13 захвата цели, имитирующий работу оптической головки самонаведения ракеты, смонтированный в корпусе, повторяющем форму наземного блока питания переносного зенитного ракетного комплекса. Тренажер комплектуется стартовыми двигателями 14. Стартовые двигатели снаряжены пиротехническими элементами наполнения боевого изделия. Пусковой механизм 11 учебный состоит из корпуса 15, разъема 16, звукового излучателя 17, пускового крючка 18, контактной группы 19, электронного блока 20, второго приемопередающего модуля 9. Электронный блок 20 соединен с портом приемопередающего модуля 9, пусковой механизм 11 имеет индивидуальный сетевой адрес, пусковая труба 10 с макетом 12 ракеты, блоком 13 захвата цели, стартовым двигателем 14 и пусковым механизмом 11 учебным по внешнему виду и размерам, инерциальным характеристикам, алгоритму работы, прилагаемым к органам управления усилиям, световым и звуковым воздействиям на оператора аналогичны боевым средствам переносного зенитного ракетного комплекса.

В состав тренажера могут входить:

- имитатор 21 стартового двигателя с излучателем звука;

- имитаторы боевых средств (пусковые трубы 10 и механизмы 11 пусковые учебные) различных типов переносных зенитных ракетных комплексов;

- имитатор 22 воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом 23, при этом второй радиомодем 24 установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя 4 электронно-вычислительной машины 3;

- электронные устройства 25 для получения операторами целеуказаний от командного блока 26 системы управления огнем переносных зенитных ракетных комплексов, соединенного с третьим приемопередающим модулем 27;

- имитатор наземного радиозапросчика «свой-чужой» 28.

Учеба с помощью тренажера проводится следующим образом.

Тренажер доставляется на полигон, составные части извлекаются из упаковок и соединяются в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Подается электрическое питание на пульт 2 инструктора, который включает в себя электронно-вычислительную машину (ЭВМ) 3 в составе вычислителя 4 с подключенными к нему клавиатурой 5, манипулятором «мышь» 6 и видеомонитором, первый приемопередающий модуль 8, подключенный к одному из портов вычислителя 4 электронно-вычислительной машины 3, второй радиомодем 24, подключенный к другому порту.

Подается электрическое питание на командный блок 26 системы управления огнем переносных зенитных ракетных комплексов и на соединенный с ним третий приемопередающий модуль 27. Устанавливается радиообмен между модулем 27 и первым приемопередающим модулем 8 пульта инструктора.

Включается находящееся у обучаемого стрелка электронное устройство 25 приема целеуказания от командного блока.

В оперативную память ЭВМ заносится индивидуальный сетевой адрес пускового механизма.

Работа на тренажере может производиться в практическом или учебном режимах.

При работе в практическом режиме из специальной упаковки извлекается стартовый двигатель 14 и пристыковывается к макету 12 ракеты, зафиксированному с помощью стопора в пусковой трубе 10, которая является аналогом пусковой трубы боевого средства ПЗРК.

К контактному устройству пусковой трубы 10 подсоединяются контакты электрической связи двигателя. После чего к трубе 10 подстыковывается учебный пусковой механизм 11 в корпусе 15, электрическое соединение механизма с трубой осуществляется посредством разъема 16.

Включается электрическое питание имитаторов боевых средств, при этом устанавливается радиообмен между первым приемопередающим модулем 8 пульта инструктора и вторым приемопередающим модулем 9 пускового механизма. На видеомониторе 7 отражается индивидуальный сетевой адрес учебного пускового механизма.

Включается бортовое питание имитатора воздушной цели, инструктор вводит программу полета имитатора 22 воздушной цели в электронно-вычислительную машину 3.

Между электронно-вычислительной машиной 3 и имитатором 22 воздушной цели осуществляется радиообмен посредством радиомодемов 23 и 24, установленных в имитаторе и пульте соответственно. Производится запуск имитатора 22 воздушной цели, который, имея в своем составе автопилот и систему навигации, осуществляет полет в соответствии с программой, передавая свои траекторные данные на пульт инструктора.

Информация о параметрах движения имитатора воздушной цели с пульта инструктора поступает на командный блок 26 системы управления огнем переносных зенитных ракетных комплексов.

По команде инструктора обучаемый стрелок-зенитчик:

- включает электронное устройство 25 приема целеуказания от командного блока 26, с помощью котрого получает данные о средстве воздушного нападения - имитаторе воздушной цели (направление, дальность, скорость и т.д.);

- включает имитатор 28 наземного радиозапросчика «свой-чужой», находящийся на пусковой трубе, и принимающий информацию командный блок 26;

- кладет пусковую трубу 10 на плечо;

- проводит прицеливание на имитатор 22 воздушной цели с помощью механического прицела трубы;

- переводит рычаг накола пусковой трубы в положение «накол»;

- при правильном прицеливании в отрезок времени, определенный алгоритмом работы ПЗРК, блок 13 захвата цели формирует состояние «захват», соответствующая электрическая команда через разъем 16 поступает в пусковой механизм 11 для обработки электронным блоком 20;

- стрелок-зенитчик, сопровождая имитатор воздушной цели посредством прицела, переводит пусковой крючок 18 на учебном пусковом механизме 11 в среднее положение, а затем до упора, при этом задействуются контакты группы 19 и в электронный блок 20 поступают электрические команды, а стопор утапливается и снимает фиксацию макета 12 ракеты;

- электронный блок 20 производит анализ поступивших сигналов и при их соответствии алгоритму работы ПЗРК выдает соответствующие команды на световые индикаторы трубы и пускового механизма, звуковой излучатель 17 и электровоспламенитель 14 стартового двигателя;

- электровоспламенитель инициирует пиротехнические элементы наполнения двигателя, в результате возникающей реактивной тяги происходит выброс макета ракеты из пусковой трубы, при этом стрелок испытывает психофизическое воздействие, тождественное воздействию при работе с боевым изделием.

В учебном режиме вместо стартового двигателя подстыковывается имитатор 21 стартового двигателя, и в конце цикла работы воспроизводится звуковой сигнал, имитирующий срабатывание стартового двигателя.

При оборудовании тренажера имитатором 28 наземного радиозапросчика «свой-чужой» стрелок проводит распознавание государственной принадлежности цели.

Действия стрелка отображаются на мониторе и сохраняются в памяти компьютера: последовательность, длительность воздействия на органы управления и т.д.

В конце цикла автоматически выставляется оценка обучаемого.

В состав тренажера могут входить имитаторы боевых средств различных типов переносных зенитных ракетных комплексов.

Тренажер дает возможность проводить одновременное обучение нескольких стрелков-зенитчиков.

Эффективность и правильность предлагаемых технических решений подтверждены результатами Государственных испытаний тактического учебно-тренировочного полевого комплекта 9Ф663М.

1. Тренажер для обучения операторов переносных зенитных ракетных комплексов, содержащий имитаторы боевых средств переносного зенитного ракетного комплекса, пульт инструктора, включающий в себя электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули, первый приемопередающий модуль установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины, имитаторы боевых средств выполнены в виде пусковой трубы и пускового механизма учебного, отличающийся тем, что второй приемопередающий модуль установлен в пусковом механизме учебном, в состав тренажера входят имитаторы боевых средств различных типов переносных зенитных ракетных комплексов, имитатор воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом, при этом второй радиомодем установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины.

2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в его состав входят электронные устройства для получения операторами целеуказаний от командного блока системы управления огнем переносных зенитных ракетных комплексов.



 

Похожие патенты:

Устройство для контроля параметров тепловизионных систем относится к оборудованию для контроля параметров наземных тепловизионных приборов (ТВП) наблюдения и прицеливания военного назначения в полевых условиях и может быть использовано при испытаниях и оценке качества ТВП.

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. Учебный тренажер содержит рабочее место (РМ) 1 командира и оператора пусковой установки (ПУ), РМ 7 руководителя тренировки, РМ 11 начальника станции, РМ 16 офицера управления ПУ, РМ 19 оператора второго, РМ 24 оператора первого, РМ 34 инструктора ПУ, РМ 38 командира зенитно-ракетного комплекса, сетевое оборудование, обеспечивающее управление и коммутацию в тренажере.

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может использоваться для имитации стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов с имитацией поражения и обстрела цели.

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер, установленный сбоку стрелкового оружия, содержит продольное основание, предплечник из съемного соединительного устройства, закрепляемого на предплечье стрелка, и поводков с шарниром на основании тренажера, взаимодействующих с предплечьем стрелка через соединительное устройство, двуплечий рычаг, шарнирно установленный на основании и взаимодействующий одним плечом с водилом на поводке предплечника, прицельные приспособления из мушки и целика с прорезью, установленные в одной плоскости с зазором, видеоустройство, изображение мишени.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам и может быть использовано для обучения специалистов (номеров расчета) подразделений реактивных систем залпового огня сухопутных войск (РСЗО СВ), а также для комплексной тренировки специалистов звена управления подразделений РСЗО СВ.
Изобретение относится к техническим средствам обучения и подготовки операторов переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), используемым в процессе учебных стрельб с пуском боевых ракет.

Изобретение относится к оптическому приборостроению и может быть использовано для имитации стрельбы прямой наводкой в широком диапазоне дальностей. Лазерный имитатор стрельбы содержит оптически связанные объектив, транспарант, осветитель и лазер с устройством питания, при этом он оснащен сканирующим устройством, расположенным между лазером и транспарантом, и приводом, связанным со сканирующим устройством.
Изобретение относится к области спортивных высших достижений и может быть использовано при подготовке стрелков преимущественно в биатлоне. Способ обучения стрельбе при переменном ветре осуществляют с использованием компьютерного комплекса.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). Учебно-тренировочный комплект содержит изделие тренировочно-практическое, представляющее собой пусковую трубу, в которой установлен имитатор ракеты; механизм тренировочно-практический, механизм учебный, прибор контроля, источник питания, двигатель стартовый, имитатор двигателя стартового, блок контроля, зарядное устройство и комплект кабелей.

Изобретение относится к средствам для обучения, тренировки и контроля процесса прицеливания. Стрелковый тренажер содержит оружие, формирователь изображения мишени, формирователь изображения прорези прицела, формирователь изображения мушки, установленный на шарнире, проекционное устройство, нижний и верхний поводки, установленные на шарнире, водило, экран, установленный на оружии.

Изобретение относится к проекционным мишеням. Согласно способу на экранную поверхность проецируют изображения мишенного объекта посредством двух проекторов, первый из которых осуществляет проецирование видимого изображения, а второй проектор - термограммы мишенного объекта. Мишенное устройство для осуществления способа содержит экранную поверхность, два проектора изображения, один из которых работает в видимом, а второй - в инфракрасном диапазоне излучения, а также управляющий компьютер, соединенный с ними соответствующими информационными каналами. В качестве второго проектора используется инфракрасный лазер, дополнительно снабженный системами наведения и регулировки мощности. Управляющий компьютер соединен с тепловизором дополнительным информационным каналом. Технический результат - повышение достоверности характеристик проецируемого мишенного объекта и ситуационных условий тренировочной стрельбы. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к лазерной технике и может быть использовано для имитации стрельбы в условиях симуляции реального боя. Достигаемый технический результат - повышение точности имитации стрельбы при различных дальностях до имитируемой цели, возможностью определения точки попадания с высокой степенью точности. Способ лазерной имитации стрельбы заключается в том, что формируют имитирующее выстрел лазерное излучение, принимают и регистрируют его. В момент выстрела осуществляют кратковременное формирование лазерного информационного поля, состоящего из системы вертикальных и горизонтальных полос одной угловой величины. Каждую из вертикальных и горизонтальных полос формируют за счет двух тактов сканирования лазерного пучка в одном направлении и одного такта сканирования во встречном. Центр лазерного информационного поля и ствол оружия настраивают соосно. Положение центра информационного поля относительно имитируемой цели определяют с помощью трех фотоприемников, установленных на ней в вершинах треугольника известной величины. Каждый из фотоприемников формирует сигналы в виде троек импульсов. По интервалу времени между ними определяют координату фотоприемника в лазерном информационном поле и отклонение фотоприемника от его центра. Производят корректировку пеленгационной характеристики, после чего принимают решение о степени повреждения имитируемой цели. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Группа изобретений относится к способу и тренажеру для создания комбинированной реальности при подготовке военных специалистов сухопутных войск. Для создания комбинированной реальности обучаемым предъявляют фоно-целевую обстановку в виде гибридной физической реальности, ставят задачу поиска, обнаружения и выбора цели, ее опознавания и идентификации, с помощью средств позиционирования определяют и отслеживают пространственные координаты имитаторов пусковых установок комплексов вооружения относительно гибридной физической реальности и углы наведения, отображают на экранах оптических блоков имитаторов пусковых установок рассчитанную на основании отслеженных данных позиционирования проекцию виртуальной реальности, синтезированную определенным образом, затем в режиме виртуальной реальности действия обучаемых протоколируют и сохраняют в базе данных, используют гибридную физическую реальность для дидактического разбора процесса выполнения задачи. Тренажер для создания комбинированной реальности содержит имитатор фоно-целевой обстановки в виде гибридной физической реальности, рабочие места обучаемых, рабочее место руководителя занятий, объединенные в локальную вычислительную сеть определенным образом. Рабочие места обучаемых содержат компьютерные модули, имитаторы пусковых установок, устройства регистрации. Имитатор фоно-целевой обстановки содержит указатели позиций. Имитатор пусковой установки содержит микродисплей, оптический блок, органы управления и наведения. Рабочее место руководителя занятий содержит компьютерный модуль, блок управления имитатором фоно-целевой обстановки, блок питания. Обеспечивается приближение условий тренировки к реальным. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к способам обучения стрельбе. Способ включает использование стрелкового тренажера «СКАТТ» и электронного мишенного оборудования ASCOR. Кардиомонитор в режиме реального времени записывает пульсограмму стрелка, колебания его грудной клетки фиксируют при помощи тензометрического устройства, преобразующего динамические усилия в электрические сигналы. Характер колебаний определяют стетофонендоскопом со вставленным в него микрофоном. Перемещение грудной клетки в пространстве оценивают при помощи акселерометра. Акустическое радиотехническое устройство при срабатывании ударно-спускового механизма или датчика спуска позволяет синхронизировать частоту сердечных сокращений с выстрелом. Достигается нахождение оптимального варианта выстрела относительно ударов сердца. 1 з.п. ф-лы, 10 ил., 1 табл.

Устройство предназначено для обучения стрелковому делу из боевого, спортивного, учебного оружия. Анатомической формы мишень состоит из фигуры мишени, механизма подъема, блока системы управления, канала управления, пульта управления, отличается тем, что для имитации перемещающегося на поле боя солдата механизм подъема мишени содержит корпус, электромотор, системы электрических выключателей концевого выключения, редуктор, кривошипно-шатунный механизм, взаимодействующий со вторым ведомым шатуном, причем к обоим шатунам присоединены одна и более лаги, на которых располагается остов мишени, причем поднятие мишени со стороны обучаемого стрелка производится с реальной скоростью подъема атакующего солдата, а остов мишени может быть выполнен плоским, или полуобъемным, или объемным, а также выполненным по размерам и форме среднестатистического человека, а вся поверхность мишени является зоной поражения и делится на множество сегментов, на которых расположены датчики в виде покрытий, поверхность которых выполнена из токопроводящих материалов, которые способны при пробитии их пулей замкнуть токопроводящие слои и создать сигнал при поражении сегмента мишени, при этом каждый сегмент имеет оценку уровня поражения при попадании пули, определяемую контроллером и обозначающую: безусловное ранение незащищенных частей мишени, изображающей тело бойца, с определением степени тяжести ранения, а в зонах, наиболее уязвимых у человека, защищенных индивидуальными средствами броневой защиты, формируется сигнал степени тяжести поражения с учетом факторов: дальность, класс защиты и показателей эффективности стрелкового оружия, причем на роботизированной, анатомической формы мишени установлены: имитатор огневых средств в виде оптической системы из светодиодов, имитирующих разную частоту стрельбы, канал управления по проводам или радиоканал с приемно-передающими средствами связи между базовым радиокомплексом пультом управления и абонентским радиокомплексом, выполненным на корпусе механизма подъема мишени и узле управления, обеспечивая прямую передачу команд на роботизированную, анатомической формы мишень и обеспечивая обратную связь для передачи информации о зонах поражения мишени, причем контроллер выполнен с возможностью определения степени поражения и уровня защищенности мишени, и при наличии «легкой» или «средней» степени «ранения» подается команда на подъем дополнительных мишеней анатомической формы, до 4 штук, расположенных рядом с основной роботизированной, анатомической формы мишенью, имитирующих действия раненого бойца или не получившего ранение, но поменявшего свою позицию, при этом механизм подъема мишени крепится к грунту или к механической транспортной платформе. Обеспечивается подъем мишени и дополнительных мишеней с реальной скоростью подъема атакующего солдата, а также обеспечивается оценка уровня поражения, имитация огневых средств. 9 ил.

Предлагаемое изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть применено в тренажерах для подготовки операторов комплексов управляемого вооружения при тренировках в режимах «обучение», «самоподготовка» с целью приобретения, поддержания и совершенствования соответствующих навыков «боевой» работы. Имитатор пусковой установки (ПУ) включает поворачивающийся относительно оси крепления визирный канал оператора, имитатор вертлюга с приводами вертикального и горизонтального наведения, тормозное устройство, механизм пуска, узел микроЭВМ, размещенные в габаритном корпусе имитатора пусковой установки. Корпус установлен на опоре, закрепленной на столе рабочего места оператора. Головные телефоны оператора подключены через имитатор пусковой установки к аудиовыходу блока управления и контроля. Присоединительный элемент габаритного корпуса выполнен в виде штыря. Рукоятка фиксирует имитатор ПУ в горизонтальной плоскости. Опора выполнена в виде полой трубы и включает цилиндрический ползун с резьбовым наконечником, внутри которого расположена демпфирующая пружина, стопорный и траспортировочные винты и фиксатор поворота. Техническим результатом является приближение условий подготовки операторов к реальным. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано при обучении экипажей объектов бронетанковой техники (БТТ) и при демонстрации тактико-технических возможностей объектов. Способ заключается в установке в районе рабочих мест экипажа видеокамер и радиотранслирующей аппаратуры, беспроводной передаче, в процессе обучения, данных с видеокамер и с телевизионных и тепловизионных каналов приборов наблюдения и прицеливания, в дистанционно расположенный узел, содержащий приемное устройство, монитор и блок записывающей аппаратуры, беспроводном приеме запроса из упомянутого узла. Инструктор, находящийся в дистанционно расположенном узле, в режиме реального времени, наблюдает и управляет действиями обучаемых. Обучаемые, по команде инструктора, корректируют свои действия. Информацию, накопленную в блоке записывающей аппаратуры, используют для анализа действий операторов и создания видеокопий. В процессе демонстрации объекта зритель, посредством монитора, наблюдает действия операторов и результаты этих действий в режиме реального времени. Технический результат - повышение качества и эффективности обучения экипажей объектов БТТ, снижение затрат на обучение, а также повышение информативности демонстрации тактико-технических возможностей объектов в процессе их презентации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к системам имитации стрельбы и может быть использовано в качестве учебно-тренировочного средства для обучения боевых расчетов и экипажей при проведении тренировок и тактических учений. Расчетно-измерительный блок включает в себя корпус, в котором размещены модуль приема-передачи данных, вычислительный модуль, модуль первичной обработки данных, модуль хранения данных, датчик температуры, барометр, магнитометр, приемники глобальной системы позиционирования с антеннами, гироскоп, акселерометр, модуль питания и аккумуляторная батарея. Техническим результатом изобретения является повышение точности определения географических координат точек попадания снарядов при имитации стрельбы. 1 ил.
Изобретение относится к тренажерам для обучения стрельбе из стрелкового оружия и может быть использовано на учебных полигонах, а также в тирах. Устройство содержит оптический излучатель, мишень, средство имитации отдачи, имитатор звука выстрела, макет стрелкового оружия, масса которого совпадает с массой действующего аналога стрелкового оружия, и электронный блок. Оптический излучатель в виде газового лазера размещен в стволе макета стрелкового оружия. Электронный блок выполнен с возможностью при нажатии на спусковой крючок макета огнестрельного оружия осуществлять включение газового лазера, средства имитации отдачи и имитатора звука выстрела. Мишень содержит, по меньшей мере, один фотоприемник, настроенный на длину волны оптического излучения, генерированного газовым лазером. Имитатор шума огневого контакта с противником выполнен в виде магнитофона, подключенного к наушникам. Видеомагнитофон обеспечивает создание голографического изображения оптической имитации огневого контакта. Техническим результатом изобретения является обеспечение возможности проведения обучения стрельбе из стрелкового оружия в условиях, приближенных к реальному огневому контакту без использования реального огнестрельного оружия. 2 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к средствам, обеспечивающим обучение стрельбе из имитаторов стрелкового оружия и гранатометов, а именно к средствам имитации и идентификации точек прицеливания лазерных излучателей имитаторов. Способ характеризуется тем, что осуществляют калибровку для определения и записи срединных координат индикаторов в системе координат видеокамеры (1). Затем последовательно включают пары лазер (6) - световой индикатор (5) от первой до последней пары инициируемой последовательностью синхроимпульсов, поданных от генератора синхроимпульсов, и фиксируют видеокамерой (1) координаты пятна лазера (6) и соответствующего ему индикатора (5). Проводят анализ кадра видеокамеры (1) посредством использования имеющихся координат индикаторов (5), выявленных в процессе калибровки. При этом идентификацию лазерных точек прицеливания осуществляют без секторального разделения области стрельбы. Обеспечивается увеличение эффективности идентификации лазерных точек прицеливания. 3 ил.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки операторов стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов. Пульт инструктора включает в себя электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули. Первый приемопередающий модуль установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины. Имитаторы боевых средств выполнены в виде пусковой трубы и пускового механизма учебного. Второй приемопередающий модуль установлен в пусковом механизме учебном. В состав тренажера входят имитаторы боевых средств различных типов переносных зенитных ракетных комплексов, имитатор воздушной цели с автопилотом, системой навигации и первым радиомодемом. Второй радиомодем установлен в пульте инструктора и подключен к одному из портов вычислителя электронно-вычислительной машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Наверх