Способ дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени



Способ дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени
Способ дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени

 


Владельцы патента RU 2609822:

Акционерное общество "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (RU)

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано при обучении экипажей объектов бронетанковой техники (БТТ) и при демонстрации тактико-технических возможностей объектов. Способ заключается в установке в районе рабочих мест экипажа видеокамер и радиотранслирующей аппаратуры, беспроводной передаче, в процессе обучения, данных с видеокамер и с телевизионных и тепловизионных каналов приборов наблюдения и прицеливания, в дистанционно расположенный узел, содержащий приемное устройство, монитор и блок записывающей аппаратуры, беспроводном приеме запроса из упомянутого узла. Инструктор, находящийся в дистанционно расположенном узле, в режиме реального времени, наблюдает и управляет действиями обучаемых. Обучаемые, по команде инструктора, корректируют свои действия. Информацию, накопленную в блоке записывающей аппаратуры, используют для анализа действий операторов и создания видеокопий. В процессе демонстрации объекта зритель, посредством монитора, наблюдает действия операторов и результаты этих действий в режиме реального времени. Технический результат - повышение качества и эффективности обучения экипажей объектов БТТ, снижение затрат на обучение, а также повышение информативности демонстрации тактико-технических возможностей объектов в процессе их презентации. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано при обучении операторов (экипажей) объектов бронетанковой техники (БТТ) и при демонстрации тактико-технических возможностей объектов.

Эффективность обучения операторов в значительной степени повышается при проведении обучения на реальном объекте БТТ, в реальных условиях, с обеспечением возможности корректировки действий экипажа дистанционно в режиме реального времени. В свою очередь, информативность демонстрации тактико-технических возможностей объектов БТТ повышается при создании эффекта личного присутствия зрителя на месте члена экипажа демонстрируемого объекта.

Известен способ автоматизированного обучения и оценки уровня подготовки экипажей (патент РФ №2063651 от 10.07.1996 г.), заключающийся в предварительной демонстрации перед каждым обучаемым правильных действий путем показа видеоизображения индивидуальных правильных действий и логической схемы взаимодействия между членами экипажа и контроле правильности выполнения действий обучаемых с указанием на допущенные ими ошибки. Для реализации способа, согласно патенту, используется специально разработанный учебно-действующий стенд.

Существенными недостатками известного способа являются:

- необходимость изготовления и обслуживания в процессе эксплуатации специального стенда;

- процесс обучения происходит не на реальном объекте БТТ и не в реальных условиях;

- дискретность процесса обучения, связанная с невозможностью корректировки ошибочных действий обучаемых в режиме реального времени.

Кроме того, осуществление способа не на реальном объекте и не в реальных условиях, а также отсутствие возможности дистанционного наблюдения за действиями экипажа, делает его неприемлемым для демонстрации возможностей объекта БТТ.

Известен способ обучения, реализуемый по патенту РФ №2483271 от 27.05.2013 г., включающий использование штатной аппаратуры объекта БТТ и съюстированного с ней информационного канала координатора, имитаторов цели, источника света снаряда, выстрела, пуска снаряда, его захвата и динамики полета к цели. Известный способ реализуется на реальном объекте БТТ и может быть использован на начальном этапе обучения для изучения материальной части и алгоритма функционирования аппаратуры.

К недостаткам данного способа следует отнести:

- ограниченность задач, решаемых при обучении, виртуальным процессом подготовки и ведения стрельбы;

- невозможность дистанционного управления действиями обучаемых в режиме реального времени;

- неприемлемость способа для демонстрации возможностей объекта БТТ.

По существенным признакам наиболее близким к заявленному является принятый за прототип способ для дистанционного наблюдения и управления транспортным средством по заявке на изобретение №2012128270/11 от 10.01.2014 г., включающий установку на транспортном средстве системы наблюдения, выполненной с возможностью передачи данных, беспроводную передачу указанных данных в дистанционно расположенный узел, беспроводной прием запроса из дистанционно расположенного узла на основе переданных данных.

Недостатком известного способа является то, что, обеспечивая дистанционное наблюдение за местоположением транспортного средства, он (способ) не обеспечивает дистанционного управления действиями оператора транспортного средства в процессе обучения операторов. Кроме того, данный способ неприемлем для демонстрации возможностей объектов БТТ.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение возможности дистанционного управления действиями операторов в процессе обучения на реальном объекте БТТ, в режиме реального времени, а также возможности, в процессе демонстрации (презентации) объектов БТТ, дистанционного наблюдения за действиями операторов и результатами этих действий в режиме реального времени, с эффектом личного присутствия зрителя на любом из рабочих мест операторов.

Техническим результатом является повышение качества и эффективности обучения экипажей объектов БТТ, снижение затрат на обучение за счет проведения обучения на реальном объекте БТТ, в реальных условиях и снижения вероятности нанесения ущерба технике в результате ошибочных действий экипажа путем оперативного вмешательства инструктора в действия экипажа в режиме реального времени.

Другим техническим результатом, достигаемым при реализации предлагаемого изобретения, является обеспечение максимальной информативности демонстрации тактико-технических возможностей объектов БТТ в процессе их презентации.

Для получения указанного совокупного технического результата в известном способе дистанционного наблюдения и управления, включающем установку на объекте БТТ (в прототипе - транспортное средство) системы наблюдения, выполненной с возможностью передачи данных, беспроводную передачу указанных данных в дистанционно расположенный узел, беспроводной прием запроса из дистанционно расположенного узла на основе переданных данных, согласно изобретению беспроводную передачу данных в дистанционно расположенный узел, содержащий приемное устройство, по крайней мере один монитор инструктора и по крайней мере один блок записывающей аппаратуры для сохранения информации о действиях операторов, и беспроводной прием запроса выполняют в процессе обучения операторов, передачу данных в дистанционно расположенный узел осуществляют посредством системы наблюдения, содержащей видеокамеры, установленные в районе рабочих мест операторов, и радиотранслирующую аппаратуру, при этом, дополнительно к информации, поступающей с видеокамер системы наблюдения, на приемное устройство передают информацию с телевизионных и/или тепловизионных каналов, установленных на объекте штатных приборов наблюдения и прицеливания операторов, преобразованные в видеоизображение данные с приемного устройства направляют на монитор и блок записывающей аппаратуры, при этом инструктор, находящийся в упомянутом дистанционно расположенном узле, в процессе обучения, в режиме реального времени, осуществляет наблюдение действий каждого из обучаемых (операторов) посредством упомянутого монитора и управление действиями обучаемых посредством выдачи запроса с указанием на допущенные обучаемыми ошибки, обучаемые, по приему запроса от инструктора, корректируют свои действия, а информацию, накопленную в блоке записывающей аппаратуры, используют для последующего анализа действий операторов и/или для создания видеокопий, кроме того, в процессе демонстрации объекта бронетанковой техники зритель, находящийся в упомянутом дистанционно расположенном узле, посредством упомянутого монитора, наблюдает действия каждого из операторов и результаты этих действий в режиме реального времени.

Выдача запроса может осуществляться по каналам внешней радиосвязи штатных средств связи, установленных на объекте.

Принципиальная схема реализации способа дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени, применительно к танку, представлена на чертеже, где:

1 - объект бронетанковой техники;

2 - видеокамеры;

3 - рабочее место наводчика;

4 - рабочее место механика-водителя;

5 - рабочее место командира;

6 - радиотранслирующая аппаратура;

7 - тепловизионный канал;

8 - телевизионный канал;

9 - прицел наводчика;

10 - прицел командира;

11 - монитор наводчика;

12 - монитор командира;

13 - приемное устройство;

14 - рабочее место инструктора;

15 - монитор инструктора;

16 - блок записывающей аппаратуры.

Приведенная схема вариативна и представлена для раскрытия сущности способа в конкретных вариантах исполнения, схема применима для иных объектов БТТ, например, с другим количеством членов экипажа, возможно одновременное использование нескольких мониторов инструктора и блоков записывающей аппаратуры и т.д.

Достижение заявленного совокупного технического результата при реализации способа происходит следующим образом. Объект БТТ 1, оснащенный штатными средствами радиосвязи, приборами наблюдения и прицеливания операторов, имеющими в своем составе тепловизионные и/или телевизионные каналы, дополнительно оснащают видеокамерами (ВК) 2, устанавливаемыми в районе рабочих мест наводчика 3, механика-водителя 4 и командира 5, и радиотранслирующей аппаратурой (РТА) 6. В процессе выполнения экипажем объекта определенных задач (обучение операторов ведению стрельбы, демонстрация тактико-технических возможностей, другие задачи) информация о действиях членов экипажа по видеоканалам с ВК 2 поступает на РТА 6, в свою очередь, информация с тепловизионных (ТТЛ) 7 и телевизионных (ТВ) 8 каналов прицела наводчика (ПН) 9 и прицела командира (ПК) 10 поступает на монитор наводчика (МН) 11 и монитор командира (МК) 12 и по дополнительным кабельным связям на упомянутую РТА, где видеоинформация трансформируется в радиосигнал, который по беспроводному коммуникационному каналу транслируется в удаленное от объекта приемное устройство (ПРУ) 13. При этом ПРУ может принимать радиосигналы от нескольких объектов БТТ одновременно. ПРУ трансформирует радиосигнал в видеоизображение и транслирует его на рабочее место инструктора 14, по крайней мере в один монитор инструктора (МИ) 15 и по крайней мере в один блок записывающей аппаратуры (БЗА) 16. При этом БЗА может быть расположен на удалении от рабочего места инструктора. В процессе обучения, инструктор, в режиме реального времени, осуществляет наблюдение действий каждого из операторов посредством МИ и управление действиями обучаемых. При ошибочных действиях одного из операторов, например, неправильный выбор типа снаряда оператором вооружения при подготовке к стрельбе, инструктор, например, по каналу внешней радиосвязи, выдает запрос (команду) оператору с указанием на допущенные ошибки. Оператор, по приему запроса от инструктора, корректирует свои действия. Информацию, накопленную в БЗА, используют для последующего анализа действий операторов, составления планов дообучения, устранения выявленных ошибок и/или для создания видеокопий. В процессе демонстрации (презентации) объектов БТТ находящийся на рабочем месте инструктора зритель, посредством МИ, наблюдает действия каждого из операторов и результаты этих действий в режиме реального времени с эффектом личного присутствия на любом из рабочих мест экипажа объекта БТТ.

Реализация заявленного способа позволяет оперативно выявить ошибки, а также все тонкости (особенности) действий членов экипажа с объектом БТТ и их взаимодействия между собой, провести оценку действий экипажа и оперативно составить план дообучения и устранения выявленных ошибок, а при необходимости инструктору осуществлять оперативное вмешательство в действия экипажа.

Кроме того, возможность осуществления дистанционного обучения операторов нескольких объектов БТТ одновременно позволяет осуществлять отработку элементов командной управляемости.

1. Способ дистанционного наблюдения и управления действиями операторов объекта бронетанковой техники в процессе их обучения и дистанционного наблюдения в процессе демонстрации объекта в режиме реального времени, включающий установку на объекте системы наблюдения, выполненной с возможностью передачи данных, беспроводную передачу указанных данных в дистанционно расположенный узел, беспроводной прием запроса из дистанционно расположенного узла на основе переданных данных, отличающийся тем, что беспроводную передачу данных в дистанционно расположенный узел, содержащий приемное устройство, по крайней мере один монитор инструктора и по крайней мере один блок записывающей аппаратуры для сохранения информации о действиях операторов, и беспроводной прием запроса выполняют в процессе обучения операторов, передачу данных в дистанционно расположенный узел осуществляют посредством системы наблюдения, содержащей видеокамеры, установленные в районе рабочих мест операторов, и радиотранслирующую аппаратуру, при этом дополнительно к информации, поступающей с видеокамер системы наблюдения, на приемное устройство передают информацию с телевизионных и/или тепловизионных каналов, установленных на объекте штатных приборов наблюдения и прицеливания операторов, преобразованные в видеоизображение данные с приемного устройства направляют на монитор и блок записывающей аппаратуры, при этом инструктор, находящийся в упомянутом дистанционно расположенном узле, в процессе обучения, в режиме реального времени, осуществляет наблюдение действий каждого из обучаемых (операторов) посредством упомянутого монитора и управление действиями обучаемых посредством выдачи запроса с указанием на допущенные обучаемыми ошибки, обучаемые, по приему запроса от инструктора, корректируют свои действия, а информацию, накопленную в блоке записывающей аппаратуры, используют для последующего анализа действий операторов и/или для создания видеокопий, кроме того, в процессе демонстрации объекта бронетанковой техники зритель, находящийся в упомянутом дистанционно расположенном узле, посредством упомянутого монитора наблюдает действия каждого из операторов и результаты этих действий в режиме реального времени.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что выдача запроса осуществляется по каналам внешней радиосвязи штатных средств связи, установленных на объекте.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горному делу и предназначено для определения пространственного положения взрывных шпуров. Технический результат - упрощение конструкции устройства, а также снижение трудоемкости работы при обучении навыкам глазомерного определения направления бурения шпуров.

Группа изобретений относится к способу и системе контроля готовности экипажа космического аппарата (КА) к внештатным ситуациям. Для контроля готовности экипажа к внештатным ситуациям моделируют внештатную ситуацию, определяют готовность космонавтов к внештатной ситуации путем сравнения параметров текущих координат космонавтов, используя излучатели и детекторы инфракрасного излучения, с заданными значениями, Система контроля готовности экипажа содержит средства отображения визуальной информации, блок моделей систем КА, блок управления тренировкой, блок задания внештатных ситуаций, блок задания параметров эталонных действий, блок определения уровня подготовки, блоки излучателей инфракрасных импульсных сигналов, радиоприемные устройства, позиционно-чувствительные детекторы инфракрасного излучения, оптические системы, блоки формирования данных приема инфракрасных сигналов, радиоприемо-передающие устройства, блок формирования команд управления излучением и приемом инфракрасных сигналов, синхронизатор, блок задания расположения детекторов инфракрасного излучения, блок задания параметров оптических систем, блок определения параметров направлений от детекторов на излучатели, блок определения координат местоположений излучателей, блок индикации фиксированных положений космонавтов и блок определения параметров относительного положения излучателей при фиксированном положении, блок определения параметров положения космонавтов, блок анализа и регистрации информации о выполненных действиях космонавтов, блок задания эталонных положений космонавтов, блок моделирования параметров событий нештатных ситуаций, блоки аудиовоспроизведения, блоки аудиозаписей, средства сопряжения радиоустройства с экраном и блоками аудиозаписи и воспроизведения, система обмена данными, соединенные определенным образом.

Изобретение относится к области приводов кинематических систем, используемых, например, для тренажеров полета, а более конкретно к линейным приводам. Линейный привод (2) для перемещения груза (3) содержит стойку (4), связанную с грузом (3) с помощью шарового шарнира, и пластину (6), подвижную в передвижении вдоль оси (5), принадлежащей плоскости основания (9) привода (2).

Изобретение относится к созданию имитационной модели движения транспортных и пешеходных потоков, использующейся в тренажерах для обучения вождению. Техническим результатом является создание высокоточной имитационной модели дорожного движения с возможностью гибкой настройки взаимоотношений между множеством участников дорожного движения.

Изобретение относится к военной области, а именно к тренажерам для обучения стрельбе по движущимся мишеням. Тренажер содержит экран, усилитель, блок обработки, оружие, кинопроектор.

Использование: изобретение относится к гидроакустике и может использоваться в системах подводной цифровой связи в условиях высокого уровня помех от многолучевости распространения акустического сигнала; сущность: защита от помех многолучевости и реверберации достигается применением в передатчике и приемнике синтезаторов сетки синхронно перестраиваемых частот для передачи и приема каждого отдельного бита кодовой последовательности в сочетании с управляющими тактовыми генераторами, осуществляющими байтовую и битовую синхронизацию данных; технический результат: повышенная помехоустойчивость к внутрисимвольной и межсимвольной интерференции акустических лучей при высокой скорости передачи данных и увеличенной дистанционности канала связи.

Изобретение относится к области тренажеров и симуляторов железнодорожного транспорта для обучения машинистов тягового подвижного состава. Тренажер включает в себя блок моделирования с устройством формирования сигналов имитации, модуль модели системы безопасности, модуль рабочего места машиниста с монитором, модуль рабочего места инструктора.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для контроля работоспособности авиационной пеленгационной аппаратуры и имитации сложной фоно-целевой обстановки.

Научно-исследовательский тренажерный комплекс моделирования операций управления ледовой обстановкой вокруг морских плавучих и гравитационных сооружений содержит универсальный навигационный тренажер, блок физического моделирования движения ледокольных судов.

Тренажер // 2582520
Изобретение относится к тренажерам. Тренажер содержит, по крайней мере, одну проходную секцию и, по крайней мере, один промежуточный соединительный модуль, выполненные в виде рамных конструкций прямоугольного сечения и имеющих согласованные по размеру торцевые рамы, в которых по периметру выполнены соединительные отверстия для соединения между собой, по крайней мере, одной проходной секции и, по крайней мере, одного промежуточного соединительного модуля, а также, по крайней мере, одну секцию-препятствие и, по крайней мере, одну сменную кассету с разрушаемыми или не разрушаемыми элементами, выполненную с возможностью установки в промежуточный соединительный модуль.

Предлагаемое изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть применено в тренажерах для подготовки операторов комплексов управляемого вооружения при тренировках в режимах «обучение», «самоподготовка» с целью приобретения, поддержания и совершенствования соответствующих навыков «боевой» работы.

Устройство предназначено для обучения стрелковому делу из боевого, спортивного, учебного оружия. Анатомической формы мишень состоит из фигуры мишени, механизма подъема, блока системы управления, канала управления, пульта управления, отличается тем, что для имитации перемещающегося на поле боя солдата механизм подъема мишени содержит корпус, электромотор, системы электрических выключателей концевого выключения, редуктор, кривошипно-шатунный механизм, взаимодействующий со вторым ведомым шатуном, причем к обоим шатунам присоединены одна и более лаги, на которых располагается остов мишени, причем поднятие мишени со стороны обучаемого стрелка производится с реальной скоростью подъема атакующего солдата, а остов мишени может быть выполнен плоским, или полуобъемным, или объемным, а также выполненным по размерам и форме среднестатистического человека, а вся поверхность мишени является зоной поражения и делится на множество сегментов, на которых расположены датчики в виде покрытий, поверхность которых выполнена из токопроводящих материалов, которые способны при пробитии их пулей замкнуть токопроводящие слои и создать сигнал при поражении сегмента мишени, при этом каждый сегмент имеет оценку уровня поражения при попадании пули, определяемую контроллером и обозначающую: безусловное ранение незащищенных частей мишени, изображающей тело бойца, с определением степени тяжести ранения, а в зонах, наиболее уязвимых у человека, защищенных индивидуальными средствами броневой защиты, формируется сигнал степени тяжести поражения с учетом факторов: дальность, класс защиты и показателей эффективности стрелкового оружия, причем на роботизированной, анатомической формы мишени установлены: имитатор огневых средств в виде оптической системы из светодиодов, имитирующих разную частоту стрельбы, канал управления по проводам или радиоканал с приемно-передающими средствами связи между базовым радиокомплексом пультом управления и абонентским радиокомплексом, выполненным на корпусе механизма подъема мишени и узле управления, обеспечивая прямую передачу команд на роботизированную, анатомической формы мишень и обеспечивая обратную связь для передачи информации о зонах поражения мишени, причем контроллер выполнен с возможностью определения степени поражения и уровня защищенности мишени, и при наличии «легкой» или «средней» степени «ранения» подается команда на подъем дополнительных мишеней анатомической формы, до 4 штук, расположенных рядом с основной роботизированной, анатомической формы мишенью, имитирующих действия раненого бойца или не получившего ранение, но поменявшего свою позицию, при этом механизм подъема мишени крепится к грунту или к механической транспортной платформе.

Изобретение относится к способам обучения стрельбе. Способ включает использование стрелкового тренажера «СКАТТ» и электронного мишенного оборудования ASCOR.

Группа изобретений относится к способу и тренажеру для создания комбинированной реальности при подготовке военных специалистов сухопутных войск. Для создания комбинированной реальности обучаемым предъявляют фоно-целевую обстановку в виде гибридной физической реальности, ставят задачу поиска, обнаружения и выбора цели, ее опознавания и идентификации, с помощью средств позиционирования определяют и отслеживают пространственные координаты имитаторов пусковых установок комплексов вооружения относительно гибридной физической реальности и углы наведения, отображают на экранах оптических блоков имитаторов пусковых установок рассчитанную на основании отслеженных данных позиционирования проекцию виртуальной реальности, синтезированную определенным образом, затем в режиме виртуальной реальности действия обучаемых протоколируют и сохраняют в базе данных, используют гибридную физическую реальность для дидактического разбора процесса выполнения задачи.

Изобретение относится к лазерной технике и может быть использовано для имитации стрельбы в условиях симуляции реального боя. Достигаемый технический результат - повышение точности имитации стрельбы при различных дальностях до имитируемой цели, возможностью определения точки попадания с высокой степенью точности.

Изобретение относится к проекционным мишеням. Согласно способу на экранную поверхность проецируют изображения мишенного объекта посредством двух проекторов, первый из которых осуществляет проецирование видимого изображения, а второй проектор - термограммы мишенного объекта.

Изобретение относится к техническим средствам обучения и тренировки операторов стрелков-зенитчиков переносных зенитных ракетных комплексов. Пульт инструктора включает в себя электронно-вычислительную машину в составе вычислителя с подключенными к нему клавиатурой, манипулятором «мышь» и видеомонитором, первый и второй приемопередающие модули.

Устройство для контроля параметров тепловизионных систем относится к оборудованию для контроля параметров наземных тепловизионных приборов (ТВП) наблюдения и прицеливания военного назначения в полевых условиях и может быть использовано при испытаниях и оценке качества ТВП.

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов зенитно-ракетных комплексов. Учебный тренажер содержит рабочее место (РМ) 1 командира и оператора пусковой установки (ПУ), РМ 7 руководителя тренировки, РМ 11 начальника станции, РМ 16 офицера управления ПУ, РМ 19 оператора второго, РМ 24 оператора первого, РМ 34 инструктора ПУ, РМ 38 командира зенитно-ракетного комплекса, сетевое оборудование, обеспечивающее управление и коммутацию в тренажере.

Изобретение относится к лазерным учебно-тренировочным средствам и может использоваться для имитации стрельбы из стрелкового оружия и гранатометов с имитацией поражения и обстрела цели.
Наверх