Способ контроля функционирования топопривязчика

Изобретение относится к способам контроля качества функционирования мобильных комплексов навигации и топопривязки в процессе проведения различных видов испытаний. Технический результат - расширение функциональных возможностей. Для этого в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика дополнительно включены: проверка кузова-фургона транспортного средства на брызгозащищенность, проверка функционирования средств жизнеобеспечения и др. При этом обеспечена проверка работоспособности измерителя мощности дозы, автоматической прокладки маршрута и звуковых оповещений о возникновении возникающих соответствующих событий. В блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры дополнительно включены: проверка по определению точности формирования дифференциальных поправок местоположения топопривязчика при работе в режиме базовой контрольно-корректирующей станции, проверка точности и времени ориентирования топопривязчика с помощью теодолита и артиллерийской буссоли, проверка точности определения местоположения топопривязчика по цифровой карте местности. 3 ил.

 

Изобретение относится к способам контроля качества функционирования мобильных комплексов навигации и топопривязки в процессе проведения различных видов испытаний.

Известен способ контроля работоспособности и точностных характеристик навигационной аппаратуры топопривязчика (ТП) и средства, необходимые для его реализации (см. патент RU №2436044, G01C 21/00, 10.12.2011 г.). Данный способ принят за прототип. Способ заключается в том, что проверка точности работы топопривязчика производится по результатам прокладки маршрута между контрольными точками, после чего на основе определенных топопривязчиком значений координат и дирекционного угла направления продольной оси рассчитываются ошибки в определении координат и дирекционного угла и далее на основании полученных ошибок рассчитываются среднеквадратические ошибки определения координат и сравниваются с установленными предельными значениями. Процесс контроля навигационной аппаратуры топопривязчика разделен на три функциональных блока контрольных операций: блок операций по контролю работоспособности навигационной аппаратуры, блок контрольных операций, проводимых при первоначальном ориентировании, блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры. Блок операций по контролю работоспособности включает в себя проверки по следующим параметрам: время подготовки топопривязчика к работе, возможность выполнения работ без выхода расчета из топоривязчика на начальной и привязываемых точках, за исключением работ, проводимых с выносным оборудованием для топогеодезических определений и фиксации на местности элементов артиллерийской топогеодезической сети, возможность непрерывной работы топопривязчика до 24 часов без изменения точностных характеристик навигационной аппаратуры, возможность сохранения информации о своем местоположении при санкционированном выключении электропитания. Блок контрольных операций, проводимых при первоначальном ориентировании, включает в себя проверки по следующим параметрам: возможность начального ориентирования комплектом навигационного бортового оборудования с использованием исходных данных ориентирных направлений и автономно с помощью бортовых и выносных средств, входящих в состав топопривязчика, возможность аппаратуры ТП обеспечивать работу с начальными координатами, вводимыми как вручную, так и автоматически, передаваемыми с навигационной аппаратуры потребителей космической навигационной системы (НАП КНС). Блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры включает в себя проверки по следующим параметрам: точность определения приращений плановых координат в автономном режиме работы без использования информации о скорости от внешних источников, точность определения приращений плановых координат от пройденного пути с использованием информации о скорости от внешних источников, точность определения приращений плановых координат и высоты с непрерывной коррекцией в движении по сигналам НАП КНС и системы определения высоты (СОВ), точность определения дирекционного угла продольной оси базового шасси ТП и точность определения углов тангажа и крена в движении и на стоянке.

Недостатками прототипа являются:

- недостаточный объем операции по контролю работоспособности топопривязчика;

- недостаточный объем операции по контролю систем жизнеобеспечения;

- недостаточный объем контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры.

Предлагаемым изобретением решается задача по повышению эффективности проведения испытаний подвижных комплексов навигации и топопривязки.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в формировании способа контроля функционирования топопривязчика, обеспечивающего выполнение расширенного комплекса проверок работоспособности, в том числе систем жизнеобеспечения, и точностных характеристик топопривязчика.

Указанный технический результат достигается тем, что в предлагаемом способе контроля функционирования топопривязчика, заключающемся в том, что процесс контроля аппаратуры топопривязчика разделен на три функциональных блока контрольных операций: блок операций по контролю работоспособности топопривязчика, блок контрольных операций, проводимых при первоначальном ориентировании, блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры, новым является то, что в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика дополнительно включены: проверка кузова-фургона транспортного средства на брызгозащищенность, проверка функционирования средств жизнеобеспечения: проверка обеспечения создания фильтровентиляционной установкой избыточного давления не менее 100 Па, проверка возможности функционирования отопительно-вентиляционной установки в частичном и полном режимах работы и оценка ее эффективности, проверка возможности функционирования системы освещения кузова-фургона в режиме общего освещения, освещения в светомаскировочном и дежурном режимах, проверка обеспечения освещенности рабочего места оператора на уровне не менее 150 лк, проверка обеспечения перепада температуры на входе и выходе локальной системы терморегулирования воздуха не менее 6°С, проверка работоспособности измерителя мощности дозы и проверка возможности реализации автоматической прокладки маршрута по заданным точкам с отображением на цифровой карте местности маршрута движения и звуковых оповещений о возникновении каких-либо событий, возникающих в аппаратуре топопривязчика - подтверждения оперативных сообщений о неисправностях, о готовности топопривязчика к движению, сообщения о местонахождении топопривязчика на маршруте, в блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры дополнительно включены: проверка по определению точности формирования дифференциальных поправок местоположения топопривязчика при работе в режиме базовой контрольно-корректирующей станции, проверка точности и времени ориентирования топопривязчика с помощью теодолита и артиллерийской буссоли, проверка точности определения местоположения топопривязчика по цифровой карте местности.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки кузова-фургона транспортного средства на брызгозащищенность позволяет:

- проверить герметичность двери, окон, люка кузова-фургона в закрытом состоянии;

- проверить герметичность проемов, выполненных в панелях кузова-фургона для установки оборудования.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки обеспечения создания фильтроветиляционной установкой избыточного давления не менее 100 Па позволяет проверить воздухоснабжение герметизированного кузова-фургона, создание и уровень избыточного давления воздуха внутри него.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки возможности функционирования отопительно-вентиляционной установки в частичном и полном режимах работы и оценки ее эффективности позволяет:

- проверить функционирование отопительно-вентиляционной установки;

- время достижения в кузове-фургоне топопривязчика температуры (10±1)°С;

- оценить возможность обитаемости экипажа в кузове-фургоне при температурах окружающего воздуха от плюс 20 до минус 45°С;

- оценить возможность работы отопительно-вентиляционной установки в качестве вентилятора при температуре от плюс 50 до минус 45°С.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки возможности функционирования системы освещения кузова-фургона в режиме общего освещения, освещения в светомаскировочном и дежурном режимах позволяет проверить исправность всех приборов освещения кузова-фургона на всех режимах освещения.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки уровня освещенности рабочего места оператора позволяет:

- проверить исправность приборов местного освещения;

- проконтролировать уровень освещенности автоматизированного рабочего места оператора, который должен быть не менее 150 лк.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки обеспечения перепада температуры на входе и выходе локальной системы терморегулирования воздуха не менее 6°С позволяет:

- при испытаниях оценить время выхода локальной системы терморегулирования на рабочий режим;

- при испытаниях оценить холодопроизводительность системы.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки работоспособности измерителя мощности дозы позволяет:

- проверить работоспособность измерителя мощности дозы путем замера фонового уровня гамма-излучения по показаниям цифрового табло;

- оценить время установления рабочего режима.

Включение в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика проверки возможности реализации автоматической прокладки маршрута по заданным точкам с отображением на цифровой карте местности маршрута движения и звуковых оповещений о возникновении каких-либо событий, возникающих в аппаратуре топопривязчика, позволяет:

- проверить в полном объеме возможности программно-аппаратного комплекса по работе с цифровыми картами местности;

- продублировать звуковым сообщением оперативные сообщения, возникающие на мониторе компьютера программно-аппаратного комплекса;

- при звуковом сообщении сконцентрировать внимание членов экипажа на информации о готовности топопривязчика к движению, о его местонахождении на маршруте.

Включение в блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры проверки по определению точности формирования дифференциальных поправок местоположения топопривязчика при работе в режиме базовой контрольно-корректирующей станции позволяет:

- оценить уровень снижения ошибки при определении местоположения топопривязчика;

- оценить точность поправок в зависимости от количества находящихся в зоне видимости навигационных космических аппаратов ГЛОНАСС и GPS;

- оценить выдачу корректирующей информации в реальном масштабе времени в устройство сопряжения с каналом передачи корректирующей информации;

- проконтролировать регистрацию корректирующей информации и ее выдачу по требованию оператора за заданный временной интервал;

- оценить возможности базовой контрольно-корректирующей станции по непрерывному анализу качества навигационных полей ГЛОHACC и GPS.

Включение в блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры проверки точности и времени ориентирования топопривязчика с помощью теодолита и артиллерийской буссоли позволяет оценить соответствие погрешности и среднего времени ориентирования топопривязчика с данными нормативных документов на теодолит и на буссоль.

Включение в блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры проверки точности определения местоположения топопривязчика по цифровой карте местности позволяет оценить возможность оперативного определения координат топопривязчика или других объектов, нанесенных на карту, с достаточно высокой точностью.

Технические решения с признаками, отличающими заявляемое решение от прототипа, не известны и явным образом из уровня техники не следуют. Это позволяет считать, что заявляемое решение является новым и обладает изобретательским уровнем.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показана структура процесса контроля топопривязчика; на фиг. 2 - рабочее окно пункта меню «ЦКМ»; на фиг. 3 - рабочее окно режима «Работа с картой».

Способ контроля функционирования топопривязчика (ТП) осуществляется следующим образом. Процесс контроля топопривязчика разделен на три функциональных блока контрольных операций: блок операций по контролю работоспособности, блок контрольных операций, проводимых при первоначальном ориентировании, блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры. Блок операций по контролю работоспособности включает в себя проверки по следующим параметрам: время подготовки топопривязчика к работе, возможность выполнения работ без выхода расчета из топоривязчика на начальной и привязываемых точках, за исключением работ, проводимых с выносным оборудованием для топогеодезических определений и фиксации на местности элементов артиллерийской топогеодезической сети, возможность непрерывной работы топопривязчика до 24 часов без изменения точностных характеристик навигационной аппаратуры, возможность сохранения информации о своем местоположении при санкционированном выключении электропитания.

В блок операций по контролю работоспособности ТП дополнительно включены: проверка кузова-фургона транспортного средства на брызгозащищенность, проверка функционирования средств жизнеобеспечения: проверка обеспечения создания фильтровентиляционной установкой избыточного давления не менее 100 Па, проверка возможности функционирования отопительно-вентиляционной установки в частичном и полном режимах работы и оценка ее эффективности, проверка возможности функционирования системы освещения кузова-фургона в режиме общего освещения, освещения в светомаскировочном и дежурном режимах, проверка обеспечения освещенности рабочего места оператора на уровне не менее 150 лк, проверка обеспечения перепада температуры на входе и выходе локальной системы терморегулирования воздуха не менее 6°С, проверка работоспособности измерителя мощности дозы и проверка возможности реализации автоматической прокладки маршрута по заданным точкам с отображением на цифровой карте местности маршрута движения и звуковых оповещений о возникновении каких-либо событий, возникающих в аппаратуре топопривязчика - подтверждения оперативных сообщений о неисправностях, о готовности ТП к движению, сообщения о местонахождении ТП на маршруте.

Проверка кузова-фургона транспортного средства на брызгозащищенность заключается в следующем:

- закрывают дверь, окна и люк кузова-фургона ТП;

- подвергают обрызгиванию дождевальной установкой все стороны кузова-фургона с интенсивностью (5±2) мм/мин в течение 5 мин. Обрызгивание осуществляется под углом 45° к вертикальным и горизонтальным плоскостям. Дождевание надколесных ниш производят снизу;

- вытирают кузов-фургон насухо от подтеков воды около проемов окон, двери и люков;

- производят осмотр внутри кузова-фургона.

- ТП считают выдержавшим контроль, если в кузове-фургоне не появились капли или подтеки воды.

Проверка обеспечения создания фильтровентиляционной установкой избыточного давления не менее 100 Па заключается в следующем:

- закрывают дверь, окно, люк и крышку заборного патрубка отопительно-вентиляционной установки;

- открывают заглушку на воздуховоде фильтровентиляционной установки;

- включают фильтровентиляционную установку;

- определяют избыточное давление по прибору, расположенному на щите контроля установки;

- топопривязчик считают выдержавшим контроль, если при работающем нагнетателе установки в кузове-фургоне обеспечивается избыточное давление не менее 100 Па (10 мм вод. ст.).

Проверка возможности функционирования отопительно-вентиляционной установки в частичном и полном режимах работы и оценка ее эффективности проводится следующим образом:

- открывают фильтр-кран топливной магистрали;

- включают отопительно-вентиляционную установку;

- через 30 с c момента включения включают электродвигатель на частичный режим работы;

- не более чем через 3 мин в кузов-фургон должен поступать теплый воздух;

- через 10-15 мин работы отопительно-вентиляционной установки в частичном режиме работы переводят ее в полный режим;

- ТП считают выдержавшим контроль, если отопительно-вентиляционная установка обеспечивает кузов-фургон теплым воздухом в частичном и полном режимах работы.

Оценка эффективности системы отопления при испытании на воздействие пониженной температуры:

- помещают топопривязчик в камеру холода, открывают дверь и крышку люка кузова-фургона;

- понижают температуру в камере до минус (50±2)°С и выдерживают топопривязчик при этой температуре в течение (50±0,1) ч;

- после выдержки закрывают дверь, крышку кузова-фургона и проверяют эффективность системы отопления, для чего включают систему отопления. При достижении в кузове ТП температуры (10±1)°С измеряют время достижения этой температуры;

- топопривязчик считается выдержавшим испытание, если время достижения в кузове-фургоне температуры (10±1)°С не превышает 1 ч 30 мин.

Проверка возможности функционирования системы освещения кузова-фургона в режиме общего освещения, освещения в светомаскировочном и дежурном режимах проводится следующим образом:

- проверку осуществляют переводом выключателей на панели ОСВЕЩЕНИЕ, расположенной над дверью кузова-фургона, в положения ОБЩЕЕ или ДЕЖУРНОЕ, СВЕТОМАСКИРОВКА или ОТКЛ;

- ТП считают выдержавшим контроль, если система освещения кузова-фургона обеспечивает общее (горят все лампы плафонов) и дежурное (горит один плафон) освещение, освещение в светомаскировочном режиме (при открытой двери включается светомаскировочный светильник над дверью, при закрытой - выключается светомаскировочный светильник, включаются плафоны общего и дежурного освещения).

Проверка обеспечения освещенности рабочего места оператора проводится следующим образом:

- включают общее и местное освещение в кузове-фургоне ТП;

- размещают на середине стола оператора датчик люксметра и измеряют освещенность;

- ТП считают выдержавшим контроль, если освещенность рабочего стола операторов не менее 150 лк.

Проверка обеспечения перепада температуры на входе и выходе локальной системы терморегулирования воздуха производится следующим образом:

- закрывают дверь, окна и люк кузова-фургона;

- закрепляют к входу и выходу локальной системы терморегулирования воздуха по термометру;

- устанавливают на пульте управления тумблер переключения режимов работы системы в положение ОХЛАЖДЕНИЕ, на рабочие места расчета поступает охлажденный воздух;

- в течение 15-20 мин снимают показания термометров;

- ТП считают выдержавшим контроль, если обеспечивается перепад температуры на входе и выходе системы не менее 6°С.

Проверка работоспособности измерителя мощности дозы проводится следующим образом:

- после включения прибора нажимают на время не менее 10 с кнопку ПРОВЕРКА;

- ТП считают выдержавшим контроль, если измеритель мощности дозы работоспособен (при нажатии кнопки ПРОВЕРКА показания цифрового табло находятся в пределах 4-22 Р/ч).

Проверка возможности реализации автоматической прокладки маршрута по заданным точкам с отображением на цифровой карте местности маршрута движения и звуковых оповещений о возникновении каких-либо событий, возникающих в аппаратуре ТП, проводится следующим образом:

- включить систему электроснабжения ТП;

- курсором и нажатием левой кнопки манипулятора выбирают пункт меню «ЦКМ»;

- при выборе пункта меню «ЦКМ» выводится список задач;

- активировать задачу «Работа с картой», устанавливается ЦКМ;

- над начальной точкой испытательной трассы установить топопривязчик с допустимым отклонением ±1 м относительно места крепления автономной аппаратуры топопривязки и навигации. Ввести координаты XH, YH в компьютер программно-аппаратного комплекса. Визуально проконтролировать перемещение курсора на ЦКМ, в нижней строке окна проконтролировать индикацию координат данного места и убедиться в работоспособности ТП;

- для прокладки маршрута вводят количество точек, необходимое для прокладки маршрута;

- контролируют наличие индикации на ЦКМ проложенного маршрута;

- подают команду на движение топопривязчика через нанесенные контрольные точки, нанесенные на ЦКМ;

- ТП считают выдержавшим проверку, если после задания маршрута движения топопривязчика происходит его отображение на ЦКМ и при движении по маршруту выдаются голосовые оповещения о готовности топопривязчика к движению, сообщения о местонахождении топопривязчика на маршруте.

Проверка по определению точности формирования дифференциальных поправок местоположения топопривязчика при работе в режиме базовой контрольно-корректирующей станции проводится следующим образом:

- установить топопривязчик на контрольной точке (КТ) с известными координатами XH, YH и высотой HH испытательной трассы с допустимым отклонением центра расположения антенн аппаратуры спутниковой навигации ±1 м;

- включить аппаратуру спутниковой навигации и определить координаты и высоту топопривязчика по данным аппаратуры спутниковой навигации (АСН) XACH, YACH, HACH;

- вычислить ошибки НАП КНС по формулам:

δXACH=XACH-XKT, δYACH=YACH-YKT, δHACH=HACH-HKT;

- вычислить ошибки местоположения топопривязчика ( δ X А С Н Б К К С , δ Y А С Н Б К К С , δ H А С Н Б К К С ) с учетом поправок базовой контрольно-корректирующей станции (БККС) (δXACH, δYACH, δHACH):

δ X А С Н Б К К С = X А С Н δ X Б К К С δ X А С Н ,

δ Y А С Н Б К К С = Y А С Н δ Y Б К К С δ Y А С Н ,

δ H А С Н Б К К С = H А С Н δ H Б К К С δ H А С Н ;

- определить дифференциальные поправки местоположения топопривязчика: δXg, δYg, δHg;

- топопривязчик считают выдержавшим проверку, если БККС формирует дифференциальные поправки местоположения в соответствии с эксплуатационной документацией, а их использование снижает ошибки местоположения топопривязчика, т.е. выполняются условия: δ X А С Н Б К К С < δ X А С Н , δ Y А С Н Б К К С < δ Y А С Н , δ H А С Н Б К К С < δ H А С Н .

Проверка точности и времени ориентирования ТП с помощью теодолита и артиллерийской буссоли проводится следующим образом:

- установить ТП на удалении 15-20 м от КТ, с которой на видимый ориентир (труба, столб, торец строения и т.п.) известен азимут (Aop) или дирекционный угол (αop);

- последовательно подать команду на проведение подготовительных работ по расстановке:

- теодолита над КТ с допустимым отклонением ±1/3000 дальности до ориентира;

- буссоли ПАБ-2М в произвольном месте с удалением 15-20 м от ТП;

- одновременно с началом работ с помощью секундомера засечь время (tПОД), затрачиваемое на вынос, расстановку и горизонтирование оборудования: теодолита, буссоли;

- провести работы по ориентированию ТП с помощью теодолита и зафиксировать время (tT) их проведения в следующем порядке:

- навестись монокуляром теодолита на ориентир;

- снять отсчет с горизонтального лимба;

- навестись монокуляром теодолита на визир ТП и рассчитать азимут (дирекционный угол) на визир Aop (αop), изменив его на 180°(30-00);

- навести монокуляр визира топопривязчика на теодолит и снять отсчет βВИЗ;

- вычислить азимут (дирекционный угол) продольной оси топопривязчика:

АТПТП)=Aop(αop)-βВИЗ+180°(30-00), при этом учесть: если АТПТП)≥360°(60-00), то вычесть 360°(60-00), если АТПТП)<0°(00-00), то прибавить 360°(60-00);

- провести работы не менее 6 раз;

- определить среднее время ориентирования ТП по теодолиту:

T ¯ T = i = 1 n t T i n ,

где t T i - время ориентирования в i-й реализации;

n - количество реализаций;

- определить средние квадратические отклонения ориентирования топопривязчика с помощью теодолита по формуле:

σ A o p T = i = 1 n ( A o p i A ¯ o p ) 2 n , σ α o p T = i = 1 n ( α o p i α ¯ o p ) 2 n , A ¯ o p ( α ¯ o p ) = i = 1 n A o p i ( α o p i ) n ,

где A o p i ( α o p i ) - значение угла азимута (дирекционного угла) ориентирования топопривязчика при i-й реализации;

n - количество реализаций;

- вычислить общее время ориентирования ТП по теодолиту ( T T ) по формуле:

T T = t П О Д + T ¯ T ;

- оценить соответствие погрешности и среднего времени ориентирования ТП с данными эксплуатационной документации на теодолит и ТП. При положительных результатах ТП считать выдержавшим проверку (в части ориентирования ТП по теодолиту);

- провести работы и зафиксировать время их проведения по ориентированию ТП с помощью буссоли ПАБ-2М в следующем порядке:

- навестись монокуляром буссоли на визир топопривязчика;

- определить в соответствии с эксплуатационной документацией на буссоль азимут (дирекционный угол) на визир A o p j ( α o p j ) и изменить его на 180°(30-00), где j - признак работы с ПАБ-2М;

- навестись визиром топопривязчика на буссоль и снять отсчет βВИЗ;

- вычислить азимут (дирекционный угол) продольной оси топопривязчика:

A Т П j ( α Т П j ) = A o p j ( α o p j ) β В И З + 1 8 0 ° ( 3 0 0 0 ) ,

при этом учесть: если AТПТП)≥360°(60-00), то вычесть 360°(60-00), если AТПТП)<0°(00-00), то прибавить 360°(60-00);

- провести работы не менее 6 раз;

- определить среднее время ориентирования ТП tГК(tБ) по буссоли:

T ¯ Г К ( Б ) = i = 1 n t Г К ( Б ) i n ,

где t Г К ( Б ) i - время ориентирования в i-й реализации;

n - количество реализаций;

- определить средние квадратические отклонения ориентирования топопривязчика с помощью буссоли по формулам:

σ A o p Б = i = 1 n ( A O P i Б A O P Б ¯ ) 2 n 1 , σ α o p Б = i = 1 n ( α O P i Б α O P Б ¯ ) 2 n 1 ,

где A O P i j ( α O P i j ) - значение угла азимута (дирекционного угла) ориентирования ТП при i-й реализации;

A O P j ¯ ( α O P j ¯ ) = i = 1 n A O P i j ( α O P i j ) n

n - количество реализаций;

- вычислить общее время ориентирования ТП по буссоли по формуле:

T Г К ( Б ) = t П О Д j + T ¯ Г К ( Б ) ;

- оценить соответствие погрешности и среднего времени ориентирования ТП по эксплуатационной документации на буссоль ПАБ-2М и ТП. При положительных результатах ТП считать выдержавшим проверки (в части ориентирования изделия по буссоли).

Проверка точности определения местоположения ТП по цифровой карте местности проводится следующим образом:

- после ввода начальных координат XH, YH, HH подать команду на движение ТП до ближайшей КТ, нанесенной на цифровую карту местности. На новой КТ точке остановить топопривязчик с допустимым отклонением ±1 м относительно места крепления автономной аппаратуры топопривязки и навигации;

- установить курсор на отображение контрольной КТ на цифровой карте местности (ЦКМ);

- найти разность координат, отображенных на ЦКМ - XЦКМ, YЦКМ, HЦКМ и координат контрольной точки XК, YК, HК:

ΔX=XЦКМ-XК, ΔY=YЦКМ-YК, ΔH=HЦКМ-HК;

- сместить курсор на 2-2,5 см относительно исходного положения и вновь провести работы 6 раз;

- вычислить среднюю квадратическую ошибку определения местоположения по ЦКМ:

σ x = i = 1 n δ x i 2 n , σ y = i = 1 n δ y i 2 n , σ н = i = 1 n δ н i 2 n ,

где δxi, δyi, δнi - значения ошибок в i-й реализации;

n - общее число реализаций;

- провести работы на 2-3 различных точках при масштабах ЦКМ, соответствующих масштабам топографических карт: 1:50000; 1:100000; 1:200000;

- ТП считают выдержавшим проверку, если значения σx, σy не превышают величин более ±0,5 мм масштаба карт ЦКМ, а σн не превышает ±5 м.

Таким образом, в предлагаемом изобретении решена задача по достижению технического результата, заключающегося в формировании способа контроля функционирования топопривязчика, обеспечивающего выполнение расширенного комплекса проверок работоспособности, в том числе систем жизнеобеспечения, и точностных характеристик топопривязчика.

Способ контроля функционирования топопривязчика, заключающийся в том, что процесс контроля аппаратуры топопривязчика разделен на три функциональных блока контрольных операций: блок операций по контролю работоспособности топопривязчика, блок контрольных операций, проводимых при первоначальном ориентировании, блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры, отличающийся тем, что в блок операций по контролю работоспособности топопривязчика дополнительно включены: проверка кузова-фургона транспортного средства на брызгозащищенность, проверка функционирования средств жизнеобеспечения: проверка обеспечения создания фильтровентиляционной установкой избыточного давления не менее 100 Па, проверка возможности функционирования отопительно-вентиляционной установки в частичном и полном режимах работы и оценка ее эффективности, проверка возможности функционирования системы освещения кузова-фургона в режиме общего освещения, освещения в светомаскировочном и дежурном режимах, проверка обеспечения освещенности рабочего места оператора на уровне не менее 150 лк, проверка обеспечения перепада температуры на входе и выходе локальной системы терморегулирования воздуха не менее 6°C, проверка работоспособности измерителя мощности дозы и проверка возможности реализации автоматической прокладки маршрута по заданным точкам с отображением на цифровой карте местности маршрута движения и звуковых оповещений о возникновении каких-либо событий, возникающих в аппаратуре топопривязчика - подтверждения оперативных сообщений о неисправностях, о готовности топопривязчика к движению, сообщения о местонахождении топопривязчика на маршруте, в блок контрольных операций по определению точностных характеристик навигационной аппаратуры дополнительно включены: проверка по определению точности формирования дифференциальных поправок местоположения топопривязчика при работе в режиме базовой контрольно-корректирующей станции, проверка точности и времени ориентирования топопривязчика с помощью теодолита и артиллерийской буссоли, проверка точности определения местоположения топопривязчика по цифровой карте местности.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области навигации и топопривязки, в частности к способам представления и использованиям цифровой топогеодезической информации, и предназначено для определения навигационно-топогеодезических параметров для наземных подвижных объектов.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение в системах мультимодальной навигации. Технический результат - расширение функциональных возможностей.

Нахождение наивыгоднейшего пути судна на основе гидрометеорологической обстановки, определяемой по параметрам с внешних источников. Вычисление пути базируется на среднестатистических данных о гидрометеорологической обстановке на климатическом пути судна, который в дальнейшем является его «осью», за основу расчета может быть также взята дуга большого круга.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах ориентации летательных аппаратов. Технический результат - повышение точности.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение, например, в системах навигации и управления подвижных объектов (ПО) наземного транспорта при формировании геометрии траектории движения ПО.

Изобретение относится к области управления системами навигации и ориентации, в частности к коррекции их погрешностей, численных критериев степени наблюдаемости навигационных комплексов (НК) с инерциальной навигационной системой (ИНС).

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Способ управления комбинированной силовой установкой гибридного транспортного средства заключается в том, что в навигационную систему транспортного средства вводят данные о проходимом маршруте в 3D-формате и по сигналам навигационной системы электрическую машину переводят в режим генератора при торможении транспортного средства перед перекрестками, на участках с ограничением скорости движения, на участках спуска и при зарядке аккумуляторной батареи от двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в системах измерения и индикации, обеспечивающих поддержку процесса пилотирования летательных аппаратов.

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в системах контроля целостности коммуникаций спутниковых навигационных систем. Технический результат - расширение функциональных возможностей.

Изобретение относится к системам составления карт, которые могут быть использованы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Сущность: система включает блок (1) обработки данных о чрезвычайной ситуации, связанный с автоматизированным рабочим местом (2) диспетчера.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение в судовых навигационных системах для выработки параметров угловой ориентации корпуса судна. Технический результат - повышение точности. Для этого выход приемника спутниковых навигационных сигналов соединен со входом сумматора; выход сумматора соединен со входом интегрирующего устройства; интегрирующее устройство выполнено с возможностью интегрировать сигналы сумматора и вырабатывать выходной сигнал, содержащий информацию о параметрах угловой ориентации корпуса судна. Масштабирующее устройство выполнено с возможностью преобразовывать поступающие на его вход сигналы, причем коэффициент преобразования равен коэффициенту преобразования сигналов приемника спутниковых навигационных сигналов, деленному на произведение коэффициента преобразования сигналов гироскопических датчиков угловых скоростей и коэффициента преобразования сигналов интегрирующего устройства, выход масштабирующего устройства соединен со входом инвертора; инвертор выполнен с возможностью инвертировать сигналы масштабирующего устройства, выход инвертора соединен со входом сумматора. 2 н. и 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к области приборостроения, а именно к бортовым цифровым программно-аппаратным комплексам. Техническим результатом является повышение эффективности управления топопривязчиком. Программно-аппаратный комплекс топопривязчика содержит бортовую цифровую вычислительную машину, устройства, обеспечивающие взаимосвязь с бортовым оборудованием, программно-алгоритмические средства, блок согласования, периферийное устройство. Программно-аппаратный комплекс оснащен системой автоматизированного встроенного контроля работоспособности систем и сборочных единиц, входящих в состав программно-аппаратного комплекса и топопривязчика, с возможностью отображения информации о текущем состоянии систем и сборочных единиц, причем программно-алгоритмические средства выполнены с возможностью выполнения задачи по определению и контролю поправки для работы с установленным на топопривязчике визиром, которая вводится в панельный компьютер, значений коэффициентов механического датчика скорости и доплеровского датчика скорости, угловых поправок этих датчиков, характеризующих проекции динамических осей топопривязчика относительно бесплатформенной инерциальной системы, значений поправок для определения крена и тангажа, значений поправки на местное время. 5 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам для ориентации инвалидов по зрению. Способ информирования инвалидов о прибывающих на остановку транспортных средствах общего пользования состоит в размещении на транспортных средствах общего пользования радиомодулей, пультов водителей и звукоизлучателей и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, при этом абонентское устройство инвалида автоматически передает в радиоэфир сигнал запроса, после чего радиомодуль каждого транспортного средства, находящегося в данный момент в зоне действия абонентского устройства, по получении сигнала запроса передает в радиоэфир ответ на полученный сигнал запроса, абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех радиомодулей, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, который по получении этого сигнала запроса на передачу информации передает в радиоэфир сообщение о транспортном средстве, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого радиомодуля информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений, затем радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя сигнал для водителя и подает команду на установленный на транспортном средстве звукоизлучатель, который воспроизводит звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к открытой двери транспортного средства. Сигнал запроса абонентского устройства содержит его персональные данные, радиомодуль каждого транспортного средства передает в радиоэфир ответ со случайной задержкой, а носимое абонентское устройство автоматически направляет сигнал запроса тому радиомодулю транспортного средства, ответ от которого был получен первым. При отсутствии необходимости инвалида в этом транспортном средстве его абонентское устройство по команде инвалида направляет сигнал запроса на передачу информации радиомодулю транспортного средства, ответ от которого был получен вторым. Поочередные по командам инвалида передачи сигналов запросов на все радиомодули, находящиеся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, осуществляют до тех пор, пока инвалидом не будет сделан выбор необходимого ему транспортного средства, после чего абонентское устройство по команде инвалида подает в радиоэфир сигнал о посадке, после приема которого радиомодуль выбранного инвалидом транспортного средства передает на пульт водителя сигнал для водителя, при этом на пульте водителя по получении этого сигнала отображается информация о посадке инвалида, а после открытия дверей транспортного средства радиомодуль автоматически передает в радиоэфир принимаемое и воспроизводимое абонентским устройством инвалида разрешение на посадку в транспортное средство. Система для реализации способа содержит установленные на каждом транспортном средстве радиомодуль, пульт водителя и звукоизлучатель и носимые абонентские устройства, находящихся на руках у инвалидов, при этом каждый из радиомодулей включает блок формирования, хранения и передачи информации, блок приема, обработки и хранения информации, блок хранения и передачи звукового сигнала ориентирования, радиоантенну и приемопередатчик, а каждое носимое абонентское устройство включает в себя блок приема, обработки и хранения информации, блок преобразования полученной цифровой информации в аналоговые речевые сообщения и их хранения, блок формирования и передачи сигнала запроса на подачу звукового сигнала ориентирования, средства воспроизведения речевой информации, блок тактильного воздействия, радиоантенну и приемопередатчик. Радиомодуль дополнительно имеет блок хранения и передачи сигнала на пульт водителя, который снабжен блоком приема сигналов радиомодуля и блоком отображения информации. Использование изобретения позволяет повысить информированность инвалидов по зрению при их передвижении по городской территории. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Способ формирования пакетов включает в себя подготовку данных, содержащих инструкции движения для передачи в транспортное средство. Этот представленный способ также включает определение количества данных для передачи в первом пакете в компьютерную систему транспортного средства, соединенную с сервером, осуществляющим способ, на основании необходимости передачи в транспортное средство первого пакета с первой инструкцией для водителя. Этот способ дополнительно включает в себя добавление определенного количества данных и передачу первого пакета данных по каналу связи от сервера в транспортное средство. Данный способ также включает в себя повторение шагов по определению, добавлению и передаче, пока не будут исчерпаны данные для отправки. Таким образом, пакеты, полученные транспортным средством, обрабатывают для выдачи данных в порядке, который зависит от первой инструкции для водителя в каждом пакете. Повтор шагов зависит от остающихся для передачи данных. Изобретение позволяет осуществлять передачу информации своевременно. 10 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к области фотограмметрии, аэрокосмической съемке и может быть использовано для определения угловых элементов внешнего ориентирования получаемого при съемке изображения местности. Согласно способу на снимке, представленном на экране монитора, находят объект с известными размерами, увеличивают его изображение до получения читаемых границ пикселей, подсчитывают количество пикселей, укладывающихся в размер объекта в направлении изменения угла наклона плоскости изображения. С помощью математических формул рассчитывают теоретический (Lтеор) и фактический (Lфакт) размеры проекции стороны пикселя изображения, а угол наклона плоскости изображения (α) рассчитывают по формуле α = arccos L т е о р . L ф а к т . Технический результат - упрощение процесса обработки снимков. 3 ил.

Изобретение относится к геодезии и может быть использовано для создания топогеодезических сетей для подготовки боевых действий ракетных войск, артиллерии и противовоздушной обороны сухопутных войск. Определяют стратегические направления, слабо обеспеченные в топогеодезическом отношении, формируют специальные геодезические сети и артиллерийские топогеодезические сети, создают на стратегических направлениях структурные подразделения топогеодезического обеспечения с топопривязчиком со свойствами высокоточного геодезического комплекса, определяют топопривязчиком топогеодезические данные, реализуют режим базовой контрольно-корректирующей станции и передачу объектам автоматизированной системы управления войсками сформированных дифференциальных поправок, полученных в результате анализа качества информации навигационных полей космических навигационных систем. Изобретение позволяет повысить эффективность топогеодезического обеспечения сухопутных войск. 1 ил., 1 табл.

Изобретение относится к средствам информирования и ориентации инвалидов по зрению при их передвижении по городской территории. Способ состоит в размещении на стационарных объектах стационарных радиоинформаторов и размещении на инвалидах носимых абонентских устройств, автоматической передаче носимым абонентским устройством в радиоэфир сигнала запроса, по получении которого каждый стационарный радиоинформатор, находящийся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, передает в радиоэфир ответ, содержащий его персональные данные, а абонентское устройство поочередно получает и запоминает полученные ответы от всех стационарных радиоинформаторов, находящихся в данный момент в зоне действия этого абонентского устройства, и автоматически направляет сигнал запроса на передачу информации стационарному радиоинформатору, который по получении этого сигнала запроса передает в радиоэфир сообщение о стационарном объекте, на котором он установлен, а абонентское устройство воспроизводит полученную от этого стационарного радиоинформатора информацию в виде звуковых повторяющихся сообщений. При этом стационарный радиоинформатор стационарного объекта подает звуковой сигнал ориентирования, по которому инвалид определяет необходимое направление движения к выбранному им стационарному объекту. Сигнал запроса абонентского устройства содержит его персональные данные. Каждый стационарный радиоинформатор передает в радиоэфир ответ со случайной задержкой, а абонентское устройство автоматически направляет сигнал запроса тому стационарному радиоинформатору, ответ от которого был получен первым, при этом при отсутствии необходимости инвалида в этом стационарном объекте его абонентское устройство по команде инвалида направляет сигнал запроса на передачу информации стационарному радиоинформатору, ответ от которого был получен вторым. Поочередные по командам инвалида передачи сигналов запросов на все стационарные радиоинформаторы, находящиеся в данный момент в зоне действия абонентского устройства, осуществляют до тех пор, пока инвалидом не будет сделан выбор необходимого ему стационарного объекта, после чего абонентское устройство по команде инвалида передает в радиоэфир сигнал выбора стационарного радиоинформатора. В системе информирования и ориентирования инвалидов для реализации способа стационарные радиоинформаторы установлены на стационарных объектах и имеются носимые абонентские устройства. Каждый из стационарных радиоинформаторов включает блок хранения сжатых звуковых файлов, блок формирования, обработки и хранения информации, блок приема от абонентских устройств сигналов запроса, сигналов разрешения на передачу информации и сигналов вызова, блок формирования звукового сигнала ориентирования, радиоантенну и приемопередатчик, а каждое носимое абонентское устройство включает средства тактильного воздействия, блок обработки и хранения информации, блок формирования передаваемых стационарным радиоинформатором сигналов запроса, сигналов разрешения на передачу информации, сигналов вызова и сигнала выбора стационарного радиоинформатора, блок преобразования полученной от стационарных радиоинформатора цифровой информации в аналоговое речевое сообщение, средства воспроизведения речевой информации, радиоантенну и приемопередатчик. Использование изобретения позволяет расширить арсенал средств информирования и ориентации инвалидов по зрению. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области авиационного приборостроения и может найти применение в системах измерения и индикации, обеспечивающих пилотирование летательных аппаратов (ЛА) в случае отказа его основных пилотажно-навигационных систем. Технический результат - повышение надежности и функциональных возможностей. Для этого в интегрированную систему резервных приборов (ИСРП) ЛА введены первое и второе устройства гальванической развязки, первый, второй, третий узел диодной развязки и накопитель электроэнергии, подключенный через первый узел диодной развязки к борт-сети, через второй узел диодной развязки к шине питания блока ориентации, подключенной через третий узел диодной развязки к силовому выходу коммутатора напряжения, первое устройство гальванической развязки подключено между выходом устройства контроля напряжения аккумулятора и первым управляющим входом блока ориентации, второй управляющий вход которого подключен через второе устройство гальванической развязки к выходу устройства контроля борт-сети ЛА. 1 ил.

Изобретение относится к морской гидрометеорологии и может быть использовано для определения поля дрейфа морских льдов. Способ заключается в совмещении пары последовательных спутниковых изображений одного и того же участка ледовой поверхности, совмещении неподвижных деталей изображений, придании изображениям взаимно-исключающих световых или цветовых контрастов. Направление дрейфа определяется по ориентации перпендикуляра к контурам минимальной и максимальной интенсивности вокруг дрейфующего объекта, а пройденное им расстояние - по максимальному размеру одного из участков минимальной или максимальной яркости в направлении дрейфа одного и того же ледяного образования. Технический результат - снижение трудоемкости процесса. 3 ил.

Изобретение относится к области космического приборостроения и может быть использовано при создании и эксплуатации гирокомпасной системы ориентации (ГСО) ИСЗ для около круговых орбит. Технический результат - повышение точности. Для этого обеспечивают трехканальную автокомпенсацию инструментальных погрешностей системы путем построения приборной орбитальной системы координат (ОСК), номинально совпадающей с текущей ОСК, при неограниченных курсовых углах ИСЗ, совершения программных поворотов ИСЗ на четыре заданных курсовых угла, выработки и введении представительных (более полных) поправок на погрешности системы по крену, курсу и тангажу в соответствии с приведенными алгоритмами при сохранении динамики и непрерывности режима гирокомпасирования системы. При этом рассмотрен вариант технического решения задачи о программных поворотах ИСЗ с заданной скоростью на любые курсовые углы для бортовой научной аппаратуры и для коррекции высоты и плоскости орбиты при сохранении режима и точности работы системы. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх