Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2584786:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи. В ванне параллельно торцам погруженного зубчатого колеса с зазорами относительно этих торцов расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны и стенке корпуса, расположенной со стороны входа погруженного колеса при вращении в масляную ванну, с прилеганием без зазоров ко дну и этой стенке. Высота пластин выше верхнего уровня масляной ванны. В пластинах на участке между нижерасположенным колесом и стенкой корпуса, к которой крепятся пластины, выполнены заливные окна, низ которых расположен выше дна масляной ванны. Концы пластин, расположенные со стороны выхода вращающегося колеса из масляной ванны, по горизонтали перекрывают точку пересечения окружности вершин нижерасположенного колеса и верхнего уровня масляной ванны. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи - см., например, «Справочник машиностроителя: В 6-ти т. Т. 4., книга II. Под ред. Н.С. Ачеркана, 3-е изд., испр. и доп. - М.: Машгиз, 1963», стр. 746.

Недостаток данного смазочного устройства состоит в том, что нижерасположенное зубчатое колесо, погруженное в масляную ванну, при своем вращении оказывает нежелательное возмущающее действие на смазочный материал ванны - в направлении от входа колеса в масляную ванну до выхода его из ванны; при этом происходит нежелательное интенсивное (в зависимости от скорости вращения колеса в ванне) перемешивание и взбалтывание смазочного материала ванны; при этом происходит взмучивание осадка со дна ванны; может происходить и вспенивание смазочного материала. Все это ухудшает смазывающие свойства смазочного материала ванны и ухудшает процесс смазывания им трущихся поверхностей зубчатых колес передачи.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи, содержащей масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи - см. «Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Детали машин. Курсовое проектирование: Учеб. пособие для машиностроит. спец. техникумов. - М.: Высш. шк., 1984. - 336 с., ил.», стр. 131, рис. 8.1.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи; причем в ванне параллельно торцам нижерасположенного колеса с зазорами относительно этих торцов расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны и стенке корпуса, расположенной со стороны входа вращающегося колеса в масляную ванну, с прилеганием без зазоров ко дну и этой стенке; высота пластин выше верхнего уровня масляной ванны; в пластинах на участке между нижерасположенным колесом и стенкой корпуса, к которой крепятся пластины, выполнены заливные окна, низ которых расположен выше дна масляной ванны; а концы пластин, расположенные со стороны выхода вращающегося колеса из масляной ванны, по горизонтали перекрывают точку пересечения окружности вершин нижерасположенного колеса и верхнего уровня масляной ванны.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: зубчатая передача со смазочным устройством (вид сбоку в разрезе) - фиг. 1, то же (вид сверху в разрезе) - фиг. 2.

На чертеже показаны: масляная ванна с жидким смазочным материалом 1, верхний уровень 2 масляной ванны, корпус 3 передачи, нижерасположенное зубчатое колесо 4, парное зубчатое колесо 5, окружность вершин 6 колеса 4, точка 7 пересечения окружности 6 и верхнего уровня 2 масляной ванны, пластины 8 и 9, заливочное окно 10; глубина h масляной ванны; превышение h1 верха пластин (8, 9) над уровнем (2); расстояние h2 от низа заливочных окон (10) до днища ванны; направления вращения ω1 и ω2 зубчатых колес 4 и 5; зазоры Δ между пластинами 8, 9 и торцами колеса 4; величина перекрытия l.

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом 1, с верхним уровнем 2 и глубиной h, расположенную в корпусе 3 передачи. В масляную ванну погружено нижерасположенное зубчатое колесо 4 передачи, находящееся в зацеплении с парным колесом 5. Со стороны обоих торцов колеса 4 параллельно им расположены прямоугольные пластины 8 и 9 с превышением (h1) уровня 2 масляной ванны и с зазорами Δ относительно торцов колеса 4, укрепленные на дне ванны и стенке корпуса со стороны входа вращающегося колеса 4 в масляную ванну; пластины 8, 9 укреплены на дне и стенке без зазоров относительно них. В пластинах 8 и 9 выполнены заливные окна 10, расположенные на участке между входом колеса 4 в масляную ванну и стенкой корпуса, к которой крепятся пластины; низ окон (10) расположен выше (h2) дна масляной ванны. Противоположные концы пластин перекрывают (l) по горизонтали точку пересечения окружности вершин 6 колеса 4 и верхнего уровня 2 масляной ванны.

При работе передачи (вращении ω1 и ω2 зубчатых колес 4 и 5) нижерасположенное зубчатое колесо 4, погруженное в масляную ванну с жидким смазочным материалом 1, своими зубьями захватывает смазочный материал и переносит его в зону зацепления с парным колесом 5, осуществляя смазывание сопряженных зубьев обоих колес. Возмущающее воздействие вращающегося колеса 4 на смазочный материал 1 масляной ванны нейтрализуется наличием пластин 8 и 9, отделяющих зону вращения колеса 4 (зубьев его зубчатого венца и торцов тела и торцов зубчатого венца) на смазочный материал ванны. Наличие пластин 9 и 10, расположенных вдоль торцов колеса 4, задает требуемое направление движения смазочного материала 1 ванны при вращении (ω1) в нем колеса 4 (показано стрелками - см. фиг. 2). Наличие заливных окон 10 (расположенных выше дна ванны, позволяет осуществлять сепарацию загрязнений, содержащихся в смазочном материале и очистку этого смазочного материала.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства зубчатой передачи позволяет снизить возмущающее действие, оказываемое на смазочный материал ванны вращающимся в нем нижерасположенным зубчатым колесом передачи, а также задать перемещению смазочного материала в масляной ванне оптимальные направления и очищать от загрязнений смазочный материал. Все это позволяет повысить качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с картерным смазыванием методом погружения, содержащее масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено колесо зубчатой передачи, отличающееся тем, что в масляной ванне параллельно торцам погруженного зубчатого колеса с зазорами относительно этих торцов расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне масляной ванны и стенке корпуса, расположенной со стороны входа погруженного зубчатого колеса в масляную ванну при вращении с прилеганием без зазоров ко дну и этой стенке, высота прямоугольных пластин выше верхнего уровня масляной ванны, в прямоугольных пластинах на участке между погруженным зубчатым колесом и стенкой корпуса, к которой крепятся прямоугольные пластины, выполнены заливные окна, низ которых расположен выше дна масляной ванны, а концы прямоугольных пластин, расположенные со стороны выхода из масляной ванны вращающегося погруженного зубчатого колеса, по горизонтали перекрывают точку пересечения окружности вершин погруженного зубчатого колеса и верхнего уровня масляной ванны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Передача // 2583826
Изобретение относится к смазке передачи. Передача содержит первую деталь (6), входящую в контакт со второй деталью (1, 3), подвижной относительно первой детали.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых редукторах. Зубчатый редуктор содержит передачу, смазываемую жидким смазочным материалом, расположенную в закрытом корпусе с масляной ванной.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо зубчатой передачи.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса. Каждое отверстие с обоих торцов тела перекрыто парой пробок 6 П-образного сечения в радиальной плоскости зубчатого колеса. Достигается уменьшение разбрызгивания смазки. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо. С обоих торцов погруженного зубчатого колеса расположена пара скребков, укрепленных на корпусе передачи неподвижно относительно погруженного зубчатого колеса и прилегающих к его торцам по всей своей длине. Скребки расположены выше верхнего уровня смазочного материала масляной ванны, нижние концы скребков расположены на вертикальной оси симметрии погруженного зубчатого колеса выше нижних точек окружностей, описываемых точками соприкосновения поверхностей торцов тела погруженного зубчатого колеса при его вращении с верхним уровнем смазочного материала. Верхние концы скребков подведены к точке пересечения окружности вершин зубчатого венца погруженного зубчатого колеса с начальной окружностью парного зубчатого колеса. С обоих торцов парного зубчатого колеса со стороны входа его в зацепление с погруженным зубчатым колесом расположена пара аналогичных скребков, нижние концы которых расположены на вертикальной плоскости симметрии парного зубчатого колеса между окружностями впадин его венца и вала. Верхние концы этих скребков соединены с верхними концами скребков погруженного зубчатого колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено зубчатое колесо. На стороне выхода из масляной ванны при вращении колеса установлен скребок, жестко укрепленный посредством кронштейнов неподвижно относительно вращающегося колеса. Одна часть скребка расположена над верхним уровнем смазочного материала ванны под острым углом к горизонтали в сторону набегания на нее колеса. Эта часть прилегает к обоим торцам колеса с перекрытием обоих торцов зубчатого венца и части обоих торцов тела колеса - между зубчатым венцом и окружностью, описываемой точками соприкосновения поверхности торцов тела с верхним уровнем смазочного материала. Со стороны вершин зубчатого венца эта часть скребка прилегает к окружности вершин зубчатого венца - по всей ширине зубчатого венца. Другая часть скребка, являющаяся продолжением первой со стороны вершин зубчатого венца, отогнута вниз по вертикали и погружена в масляную ванну на глубину, соизмеримую с глубиной погружения в нее вершин зубчатого венца колеса. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью с минимальным зазором относительно этой окружности на теле зубчатого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса укреплено внутреннее кольцо. Высота кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на внутренней поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок, имеющих в своем поперечном сечении вид треугольников. Между кольцевыми вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена канавка. В теле зубчатого колеса по окружности канавки выполнен ряд сквозных отверстий, на выходе снабженных выливными насадками, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазки. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи. В масляной ванне, вдоль плоскости вращения колеса, установлен ряд вертикальных пластинчатых перегородок, укрепленных на дне ванны и стенках корпуса, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Перегородки имеют высоту большую, чем высота верхнего уровня масляной ванны. На участках перегородок, совпадающих в плане с нижерасположенным колесом, выполнены вырезы, с образованием зазоров между перегородками и колесом. В перегородках выполнены сквозные окна, низ которых расположен выше дна ванны. А окна соседних перегородок расположены в шахматном порядке. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом в поверхности тела зубчатого колеса выполнен вырез, концентрический относительно кольца. Поверхности выреза наклонены относительно друг друга. В нижней части выреза, по его окружности, в теле зубчатого колеса выполнен ряд сквозных отверстий, снабженных снаружи зубчатого колеса выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны и прилегающих ко дну без зазора по всей своей длине. Высота пластин выше верхнего уровня масляной ванны. Пластины по своей длине перекрывают точки соприкосновения окружности вершин зубчатого колеса с верхним уровнем масляной ванны, а со стороны входа колеса в масляную ванну концы пластин разведены в стороны от его торцов. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом на поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок. Между вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена вставка, концентрическая относительно зубчатого колеса, по окружности канавки в ее дне выполнен в теле зубчатого колеса ряд сквозных отверстий, снабженных на выходе выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес. Нанесение смазочного материала осуществляют на набегающие боковые поверхности зубьев ведомых зубчатых колес со стороны вершин зубьев на участки боковых поверхностей, прилегающие к этим вершинам. Питатели располагают в районах верха колес и снабжают каждый из них несколькими выходными отверстиями. Выходные отверстия располагают поперек зубчатых венцов между их торцами по линиям, перпендикулярным этим торцам. Смазывание каждого зубчатого колеса осуществляют за время полного его оборота. Смазочный материал подают циклично в периоды прохождения выходных отверстий питателей над участками впадин зубчатых венцов колес, задавая при этом режим подачи смазочного материала, не допускающий самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала от выходных отверстий питателей. Достигается повышение качества смазывания. 8 ил.
Наверх