Смазочное устройство зубчатой передачи



Смазочное устройство зубчатой передачи
Смазочное устройство зубчатой передачи

 


Владельцы патента RU 2588184:

Мендрух Николай Викторович (RU)

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью с минимальным зазором относительно этой окружности на теле зубчатого колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса укреплено внутреннее кольцо. Высота кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на внутренней поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок, имеющих в своем поперечном сечении вид треугольников. Между кольцевыми вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена канавка. В теле зубчатого колеса по окружности канавки выполнен ряд сквозных отверстий, на выходе снабженных выливными насадками, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса. Достигается повышение качества смазки. 1 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально и смазываемыми жидкими смазочными материалами методом струйного смазывания.

Известно смазочное устройство зубчатой передачи, осуществляющее смазывание зубчатых колес передачи струйным методом под давлением, которое содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, насос и струйную насадку, расположенную над зоной зацепления парных колес передачи - см., например, Справочник машиностроителя: В 6-ти т., Т. 4, кн. II. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Машгиз, 1963, стр. 746.

Недостаток данной конструкции смазочного устройства состоит в том, что жидкий смазочный материал, наносимый на трущиеся поверхности сопряженных зубчатых колес передачи с внутренним зацеплением, в случае вращения колес в горизонтальной плоскости, попадая на поверхность тела колеса с большим диаметром, внутри которого расположено колесо меньшего диаметра, растекается по поверхности этого тела; используемый смазочный материал также попадает на поверхности венцового колеса зубчатого колеса большего диаметра, затекая на нижние поверхности тела этого колеса; растекшийся смазочный материал активно окисляется окружающим воздухом, запыляется и загрязняется из окружающей среды. Все это приводит к ухудшению эксплуатационных свойств смазочного материала и ухудшает качество смазывания.

В качестве прототипа взята конструкция смазочного устройства зубчатой передачи с колесами, расположенными горизонтально, содержащее форсунку, масляную ванну с жидким смазочным материалом и насос, который забирает смазочный материал и передает его через форсунку на трущиеся поверхности сопряженных зубьев колес передачи, смазочный материал, стекая со смазываемых поверхностей, возвращается обратно в масляную ванну; смазывание осуществляется циркуляционно - см. Старосельский А.А., Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. - М.: Машиностроение, 1967», стр. 267, рис. 162.

Недостатки прототипа - те же, что и у аналога.

Изобретением решается задача повышения качества смазывания зубчатых передач с колесами внутреннего зацепления, расположенными горизонтально.

Для этого смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос и форсунку, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления неподвижного в пространстве. Зубчатое колесо состоит из ступицы, тела в виде диска, венцового колеса и зубчатого венца с зубьями; между внутренним торцом зубчатого венца и тела колеса расположен технологический зазор. Между ступицей колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле колеса перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса укреплено кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено второе (внутреннее) кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса; высота этого кольца по верху равна высоте внутреннего кольца. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на поверхности тела колеса укреплена пара равновеликих кольцевых накладок, имеющих в поперечном сечении вид прямоугольных треугольников, вершинами направленными друг к другу; между кольцевыми накладками в поверхности тела колеса выполнена канавка, концентрическая по отношению к колесу; в теле колеса по окружности центра канавки выполнен ряд сквозных отверстий, на выходе снабженных выливными насадками, к которым подсоединены патрубки, соединенные с выходным отверстием насоса.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен фрагмент зубчатой передачи (в сечении) с фрагментом смазочного устройства.

На чертеже показаны: форсунка 1; патрубок 2 форсунки (1); шестерня 3; ступица 4 колеса; тело 5 колеса, жестко укрепленное на основании 6 неподвижно в пространстве; венцовое колесо 7, зубчатый венец с зубьями 8, кольцо 9, торец 10 венцового колеса (7); кольцо 11, внутренняя поверхность 12 тела (5) колеса; кольцевые вставки 13 и 14; канавка 15; сквозное отверстие 16; выливная насадка 17; патрубок 18; муфта 19; диаметр Дш шестерни (3); диаметр Д1 внутренней окружности венцового колеса (7); высота h1 зубьев (8) зубчатого венца колеса; технологический зазор а; наружный диаметр Д2 кольца (9); зазор Δ1 между шестерней (3) и кольцом (9); высота в кольца (9), превышение h2 колец (9 и 11) над венцовым колесом (7); направление V1 подачи смазочного материала из форсунки (1); направление V2 поступления смазочного на насос; зазор Δ2 между шестерней (3) и верхом кольцевых вставок (13 и 14).

Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос (не показан) и форсунку 1 с подводящим патрубком 2, расположенную над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни 3 диаметром Дш и зубчатым венцом 8 зубчатого колеса внутреннего зацепления. Зубчатое колесо состоит из ступицы 4, тела 5 в виде диска, жестко укрепленного на основании 6 неподвижно в пространстве, венцового колеса 7 с внутренним диаметром Д1 и зубчатого венца 8 с зубьями высотой h1; между внутренним торцом зубчатого венца 8 и внутренней поверхностью 12 тела 5 колеса расположен технологический зазор а. Между ступицей 4 колеса и окружностью Д2, описываемой в проекции на тело 5 колеса точками вершин зубьев вращающейся парной шестерни 3, с минимальным зазором Δ1 относительно этой окружности, на теле 5 колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения колеса, укреплено кольцо 9 шириной в, превышающей ширину венцового колеса 7 на величину h2. На торце 10 венцового колеса 7 перпендикулярно ему установлено кольцо 11 с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру Д1 венцового колеса 7; высота кольца 11 равна величине h2. Между внутренними поверхностями венцового колеса 7 и кольца 9 на внутренней поверхности 12 тела 5 колеса укреплена пара равновеликих кольцевых накладок 13 и 14, имеющих в своем поперечном сечении вид прямоугольных треугольников, вершинами направленных друг к другу; между кольцевыми накладками (13 и 14) в поверхности (12) тела (5) колеса выполнена канавка 15, концентрическая по отношению к колесу; в теле (5) колеса по окружности центра канавки (15) выполнен ряд сквозных отверстий 16, на выходе из тела 5 снабженных выливными насадками 17, к которым подсоединены патрубки 18 (посредством муфт 19), соединенные с входным отверстием насоса.

Работает данное смазочное устройство следующим образом. Зубчатая пара - шестерня 3 и зубчатое колесо внутреннего зацепления, смазываются жидким смазочным материалом (V1) посредством форсунки 1, расположенной над зоной их зацепления, насосом через питающий патрубок 2. Зона смазывания ограничена кольцами 9 и 10, которые своими верхними частями, расположенными выше уровня венцового колеса 7, на величину h2. Кольцо 9, верхние поверхности кольцевых вставок 13 и 14 и профильная поверхность зубчатого венца колеса (с зубьями 8) образуют совместно масляную ванну. Верхняя часть ванны (верхние части колец 9 и 10) не позволяет смазочному материалу попадать на несмазываемые поверхности зубчатого колеса (венцовое колесо и др.); кольцо 9 не позволяет попадать смазочному материалу на участки тела колеса вне зоны зацепления колеса с шестерней. Нижние части масляной ванны позволяют (за счет наличия уклонов ее дна - кольцевых вставок 13 и 14) собирать стекший со смазываемых поверхностей шестерни и колеса смазочный материал и через канавку 15 и через отверстия 16 и патрубки 18 направить его (V2) к насосу, который посредством патрубка 2 питает форсунку 1. Между шестерней 3 и вставками 12 и 13 выполнен зазор Δ2.

По сравнению с прототипом предлагаемая конструкция смазочного устройства предотвращает разбрызгивание смазочного материала, локализовать зону смазывания, снизить загрязнение и окисление смазочного материала и тем самым позволяет повысить качество смазывания.

Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержащее насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, укрепленного на основании неподвижно в пространстве, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями, отличающееся тем, что между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни с минимальным зазором относительно этой окружности на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо с шириной, превышающей ширину венцового колеса, на торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса, высота этого кольца по верху равна высоте внутреннего кольца, между внутренними поверхностями венцового колеса и внутреннего кольца на внутренней поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок, имеющих в своем поперечном сечении вид треугольников, направленных вершинами друг к другу, между кольцевыми вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена канавка, концентрическая по отношению к зубчатому колесу, в теле зубчатого колеса по окружности канавки выполнен ряд сквозных отверстий, на выходе снабженных выливными насадками, к которым подсоединены патрубки, соединенные с входным отверстием насоса.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну, в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано в зубчатых передачах, работающих со смазыванием. Зубчатое колесо содержит ступицу 1 с посадочным отверстием 2, зубчатый венец 3 и тело 4 в виде диска, в котором между ступицей и зубчатым венцом выполнены упорядоченные цилиндрические отверстия 5, расположенные по окружности, соосной с осью колеса.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Смазочное устройство содержит масляную ванну, в которую погружено нижерасположенное зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению. Смазочное устройство зубчатой передачи, преимущественно с колесом внутреннего зацепления, расположенным горизонтально, содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов зубчатой передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями.

Передача // 2583826
Изобретение относится к смазке передачи. Передача содержит первую деталь (6), входящую в контакт со второй деталью (1, 3), подвижной относительно первой детали.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе зубчатой передачи и в которую погружено зубчатое колесо передачи.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, имеющим верхний уровень, расположенную в корпусе передачи и в которую погружено зубчатое колесо.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, и в которую погружено зубчатое колесо передачи. В масляной ванне, вдоль плоскости вращения колеса, установлен ряд вертикальных пластинчатых перегородок, укрепленных на дне ванны и стенках корпуса, ориентированных параллельно плоскости вращения колеса. Перегородки имеют высоту большую, чем высота верхнего уровня масляной ванны. На участках перегородок, совпадающих в плане с нижерасположенным колесом, выполнены вырезы, с образованием зазоров между перегородками и колесом. В перегородках выполнены сквозные окна, низ которых расположен выше дна ванны. А окна соседних перегородок расположены в шахматном порядке. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 4 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо, и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом в поверхности тела зубчатого колеса выполнен вырез, концентрический относительно кольца. Поверхности выреза наклонены относительно друг друга. В нижней части выреза, по его окружности, в теле зубчатого колеса выполнен ряд сквозных отверстий, снабженных снаружи зубчатого колеса выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с картерным смазыванием, смазываемых методом погружения. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит масляную ванну с жидким смазочным материалом, расположенную в корпусе передачи, в которую погружено зубчатое колесо передачи. В ванне, параллельно торцам зубчатого колеса, с зазорами относительно этих торцов, расположена пара прямоугольных пластин, укрепленных на дне ванны и прилегающих ко дну без зазора по всей своей длине. Высота пластин выше верхнего уровня масляной ванны. Пластины по своей длине перекрывают точки соприкосновения окружности вершин зубчатого колеса с верхним уровнем масляной ванны, а со стороны входа колеса в масляную ванну концы пластин разведены в стороны от его торцов. Обеспечивается повышение качества смазывания зубчатой передачи. 2 ил.

Изобретение относится к зубчатым передачам с колесами внутреннего зацепления. Смазочное устройство зубчатой передачи содержит насос, соединенный патрубком с форсункой, расположенной над зоной зацепления парных элементов передачи - шестерни и зубчатого колеса внутреннего зацепления, включающего ступицу, тело в виде диска, венцовое колесо и зубчатый венец с зубьями. Между ступицей зубчатого колеса и окружностью, описываемой в проекции на тело зубчатого колеса точками вершин зубьев вращающейся шестерни, с минимальным зазором относительно этой окружности, на теле зубчатого колеса, перпендикулярно ему и соосно относительно оси вращения зубчатого колеса, укреплено внутреннее кольцо. На торце венцового колеса, перпендикулярно ему, установлено кольцо с внутренним диаметром, равным внутреннему диаметру венцового колеса. Между внутренними поверхностями венцового колеса и внутренним кольцом на поверхности тела зубчатого колеса укреплена пара кольцевых вставок. Между вставками в поверхности тела зубчатого колеса выполнена вставка, концентрическая относительно зубчатого колеса, по окружности канавки в ее дне выполнен в теле зубчатого колеса ряд сквозных отверстий, снабженных на выходе выливными насадками. Достигается повышение качества смазывания зубчатых передач. 1 ил.

Изобретение относится к способу смазывания зубчатой передачи, преимущественно реверсивной с вертикально расположенными зубчатыми колесами. Способ включает нанесение смазочного материала под давлением на боковые поверхности зубьев зубчатых колес посредством питателей, укрепленных неподвижно относительно вращающихся зубчатых колес. Нанесение смазочного материала осуществляют на набегающие боковые поверхности зубьев ведомых зубчатых колес со стороны вершин зубьев на участки боковых поверхностей, прилегающие к этим вершинам. Питатели располагают в районах верха колес и снабжают каждый из них несколькими выходными отверстиями. Выходные отверстия располагают поперек зубчатых венцов между их торцами по линиям, перпендикулярным этим торцам. Смазывание каждого зубчатого колеса осуществляют за время полного его оборота. Смазочный материал подают циклично в периоды прохождения выходных отверстий питателей над участками впадин зубчатых венцов колес, задавая при этом режим подачи смазочного материала, не допускающий самопроизвольного отрыва подаваемого смазочного материала от выходных отверстий питателей. Достигается повышение качества смазывания. 8 ил.
Наверх