Морская плавучая технологическая платформа для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при проектировании сооружений для эксплуатации в замерзающих морях. Морская плавучая платформа для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях содержит наружный борт корпуса, включающий по меньшей мере две дополнительные симметричные секции. Первая секция расположена на верхней секции и имеет форму многогранной правильной призмы или цилиндра с наружным диаметром, составляющим не более 0,9 от диаметра секции, на которой она размещена. Вторая дополнительная секция расположена в пределах участка верхней секции наружного борта корпуса с обратной конусностью, который в результате выполнен с двойным сломом в виде двух последовательно следующих друг за другом вдоль оси платформы конусообразных участков с обратной конусностью. Верхний участок имеет угол наклона образующей к горизонту около 30 градусов, а нижний - около 50 градусов. Суммарная высота участка с двойным сломом составляет не менее расчетной толщины льда в акватории соответствующего района эксплуатации платформы. Достигается возможность снижения влияния ледовых нагрузок на платформу и повышение мореходных качеств. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а более конкретно к форме корпуса плавучих платформ различного назначения, и может быть использовано при проектировании таких сооружений для эксплуатации в замерзающих морях.

Известны технические решения (патент РФ №2502629 от 09.12.2010 «Плавучая платформа и способ управления ею») для морской плавучей ледостойкой платформы для бурения и/или добычи и хранения, которая включает корпус с симметричными относительно центральной вертикальной оси платформы бортовыми стенками и закрытый снизу днищем. На палубе имеется технологическое оборудование различного назначения. Наружные бортовые стенки корпуса состоят по меньшей мере из трех секций, отсчитываемых от верхнего конца: секция уровня воды, диаметр которой уменьшается в направлении вниз по центральной оси и в пределах которой во время эксплуатации платформы в ледовых условиях должен располагаться уровень морской воды, средняя секция цилиндрической формы и нижняя секция, диаметр которой увеличивается по направлению вниз по центральной оси. Осадка платформы значительно меньше, чем ее диаметр, а центр плавучести платформы для погруженной части находится ниже центра тяжести платформы. На днище платформы имеется съемный элемент для соединения и направления якорных линий, райзеров и кабелей.

Однако в зимних условиях на платформу действуют значительные нагрузки от взаимодействия с ледяными образованиями. Кроме того, в условиях значительного морского волнения платформа испытывает качку, что негативно сказывается на работе технологического оборудования и условиях обитаемости. Существует потребность в дополнительном улучшении известной платформы в части изменения формы корпуса для одинаково эффективной эксплуатации в сложных природных условиях, как в ледовые периоды, так и в периоды чистой воды без остановки рабочих процессов, происходящих на платформе, согласно основному ее назначению.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение нагрузок от воздействия ледовых полей на морскую плавучую платформу, а также улучшение мореходных качеств платформы за счет снижения угловой качки в условиях значительного морского волнения.

Для этого у морской плавучей платформы для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях, имеющей корпус с симметричными относительно центральной вертикальной оси платформы бортовыми стенками и закрытый снизу, причем наружный борт корпуса включает по меньшей мере три секции, отсчитываемых сверху, верхняя из которых имеет форму перевернутых конуса или многогранной пирамиды с высотой, в пределах которой во время эксплуатации должен располагаться уровень морской воды, средняя секция имеет форму цилиндра или многогранной правильной призмы и нижняя секция имеет форму конуса или многогранной пирамиды, причем осадка платформы значительно меньше диаметра верхней конусообразной формы секции на уровне воды, а к днищу платформы крепится съемный элемент для соединения с корпусом якорных линий, райзеров и кабелей, по изобретению симметричный наружный борт корпуса платформы выполнен с дополнительными по меньшей мере двумя симметричными секциями, первая из которых расположена на верхней секции, имеющей форму перевернутых многогранной пирамиды или конуса, имеет форму многогранной правильной призмы или цилиндра с наружным диаметром, составляющим не более 0,9 от диаметра секции, на которой она размещена, и обеспечивающим в результате образование кольцевой горизонтальной площадки вокруг указанной дополнительной цилиндрической секции на поверхности основания упомянутой верхней секции. Вторая дополнительная секция расположена в пределах участка верхней секции наружного борта корпуса с обратной конусностью, который в результате имеет двойной слом в виде двух последовательно следующих друг за другом вдоль оси платформы конусообразных участков с обратной конусностью, верхний их которых имеет угол наклона образующей к горизонту около 30 градусов и в пределах которого во время эксплуатации должен находиться уровень морской воды, а нижний из них - около 50 градусов. Причем суммарная высота указанного участка с двойным сломом составляет не менее расчетной толщины льда в акватории соответствующего района эксплуатации платформы. При этом нижняя конусообразная секция наружного борта корпуса платформы имеет диаметр, составляющий не менее 1,1 диаметра средней цилиндрической секции наружного борта корпуса платформы.

Кроме того, дополнительная цилиндрическая секция платформы может иметь в своей верхней части участок с обратной конусностью.

При этом основание верхней конусообразной секции наружного борта корпуса платформы, на которой расположена дополнительная цилиндрическая секция платформы, может быть оснащена цилиндрической вставкой.

Наряду с этим, морская платформа может быть оборудована движительно-рулевым комплексом на основе винто-рулевых колонок.

Дополнением наружного борта корпуса платформы симметричной секцией, имеющей форму правильной многогранной призмы или цилиндра, расположенной на верхней секции, имеющей форму перевернутых многогранной пирамиды или конуса, и наружный диаметр, меньший диаметра основания секции, на которой она размещена, обеспечивается образование кольцевой горизонтальной площадки вокруг указанной дополнительной цилиндрической секции на поверхности основания упомянутой конусообразной секции. Наличие данной площадки благоприятно сказывается на снижении угловой качки благодаря эффективному демпфированию за счет частичного входа указанной площадки в воду при волнении.

Нижняя конусообразная секция наружного борта платформы, имеющая больший диаметр по отношению к средней цилиндрической части корпуса, также оказывает благоприятное действие на уменьшение качки, прежде всего, вертикальной, за счет вовлечения дополнительных присоединенных масс воды. Кроме того, она также снижает возможность попадания битого льда под днище платформы, уменьшая нежелательные силовые воздействия на якорные линии и райзеры платформы.

Введение дополнительной секции, расположенной в пределах участка верхней секции наружного борта корпуса с обратной конусностью, который в результате имеет двойной слом в виде двух последовательно следующих друг за другом вдоль оси платформы конусообразных участков с обратной конусностью, благоприятно сказывается на противодействии платформы ледовым нагрузкам. Так, верхний конусообразный участок указанного слома, имеющий угол наклона образующей к горизонту около 30 градусов, осуществляет основной вид разрушения льда при контакте с поверхностью корпуса платформы - ломка вследствие изгиба ледяного покрова вниз, обусловленного конической формой корпуса, с образованием системы радиальных и окружных трещин. Назначение конусообразного участка с углом наклона образующей около 50 градусов, расположенного ниже слома - снизить значение составляющей ледовой нагрузки, связанной с разворотом и проталкиванием обломков ледяных образований при переходе с конусообразной поверхности с углом наклона образующей около 30 градусов к средней цилиндрической поверхности корпуса платформы.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется рисунками, где на фиг. 1 показана морская платформа для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях, на фиг 2 - морская платформа по фиг. 1 с дополнительными секциями и движительно-рулевым комплексом, где:

1 - дополнительная цилиндрическая секция;

2 - верхняя секция;

3 - кольцевая горизонтальная площадка;

4 - дополнительная секция;

5 - средняя секция;

6 - нижняя секция;

7 - днище;

8 - съемный элемент;

9 - якорные линии;

10 - райзеры;

11 - участок с обратной конусностью;

12 - верхняя палуба;

13 - цилиндрическая вставка;

14 - движительно-рулевой комплекс;

15 - технологическое и/или буровое оборудование.

Предлагаемая морская платформа для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях имеет корпус, состоящий из круглых в плане секций различной конфигурации (фиг. 1). Корпус имеет симметричные относительно центральной вертикальной оси платформы бортовые стенки. Дополнительная цилиндрическая секция 1 (фиг. 1) имеет форму многогранной правильной призмы или цилиндра с наружным диаметром, меньшим диаметра основания конусообразной секции 2. Диаметр секции 1 составляет не более 0,9 диаметра основания конусообразной секции 2. Разность диаметров обеспечивает образование кольцевой горизонтальной площадки 3, которая на волнении частично погружается в воду и вовлекает дополнительные присоединенные массы. Верхняя секция 2 имеет форму перевернутых многогранной пирамиды или конуса, угол наклона образующей к горизонту составляет около 30 градусов. Во время эксплуатации в ледовых условиях в пределах секции располагается уровень морской воды. Вниз по вертикальной оси располагается подобная дополнительная секция 4, которая также имеет форму перевернутых конуса или многогранной пирамиды с углом наклона образующей к горизонту около 50 градусов. Образуемый секциями 2 и 4 двойной слом предназначен для снижения ледовых нагрузок, связанных с разворотом и проталкиванием обломков ледяных образований вдоль платформы. Суммарная высота указанного участка с двойным сломом составляет не менее расчетной толщины льда в акватории эксплуатации платформы. Средняя секция 5 имеет форму цилиндра или многогранной правильной призмы, а нижняя секция 6 имеет форму конуса или многогранной пирамиды. При этом нижняя секция 6 имеет диаметр, составляющий не менее 1,1 диаметра средней секции 5 и закрыта снизу днищем 7. В днище 7 платформы имеется съемный элемент 8 для соединения платформы с якорными линиями 9 системы удержания и райзерами 10.

Кроме того, морская плавучая платформа на дополнительной цилиндрической секции 1 (фиг. 2) платформы может иметь участок с обратной конусностью 11, наличие которого позволяет снизить заливаемость верхней палубы 12 платформы.

Также для такой платформы на основании верхней секции 2 (фиг. 2) наружного борта корпуса может быть расположена цилиндрическая вставка 13. Это позволяет обеспечить удобство монтажа набора корпуса, что снизит трудоемкость сборочных работ при строительстве платформы.

Платформа может быть оборудована движительно-рулевым комплексом 14 (фиг. 2) в виде винторулевых колонок в количестве, обеспечивающем ее движение с необходимой скоростью.

Эксплуатация платформы осуществляется в водах с постоянным или частичным присутствием льда. На плоской верхней палубе 12 (фиг. 2) согласно основному назначению платформы располагается технологическое и/или буровое оборудование 15. Удерживаемый на якорных линиях 9 корпус платформы подвержен нагрузкам от волнения и ледяных образований. В безледовый период уровень воды находится на уровне верхней секции 2. При значительном морском волнении кольцевая горизонтальная площадка 3 между секциями 1 и 2 частично погружается в морскую воду и благодаря этому амплитуды угловой качки снижаются. Благодаря наличию участка с обратной конусностью 11, которая выполняет роль волнового дефлектора, снижается заливаемость верхней палубы 12. Во время эксплуатации платформы в ледовых условиях уровень воды также располагается в пределах верхней секции 2. При столкновении ледяных образований с верхней секцией 2 платформы происходит ломка льда за счет его изгиба по направлению вниз. После этого обломки ледяных образований попадают на дополнительную секцию 4, расположенную между верхней секцией 2 и средней секцией 5, где они разворачиваются и проталкиваются вдоль корпуса платформы, в результате чего снижаются ледовые нагрузки на ее корпус. Обломки ледяных образований, попадающие на нижнюю секцию 6, отводятся ею в сторону, и тем самым предотвращается их попадание под днище 7 платформы и исключается повреждение якорных линий 9 и райзеров 10. В случае возникновения вероятности столкновения с критичными ледяными образованиями, платформа отсоединяется от съемного элемента 8 (фиг. 2) и за счет работы движительно-рулевого комплекса 14 платформа отходит на безопасное расстояние от точки эксплуатации. После ухода критичных ледяных образований платформа возвращается на точку эксплуатации и ее работа возобновляется.

Предложенная морская плавучая платформа для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях обеспечивает снижение на нее ледовых нагрузок, а также в условиях значительного морского волнения обладает улучшенными мореходным качествами благодаря снижению амплитуд угловой качки. В связи с чем может эксплуатироваться как в периоды чистой воды, так и в ледовых условиях, что выгодно отличает ее от прототипа.

1. Морская плавучая платформа для бурения и/или добычи и хранения в ледовых условиях, имеющая корпус с симметричными относительно центральной вертикальной оси платформы бортовыми стенками и закрытый снизу, причем наружный борт корпуса включает по меньшей мере три секции, отсчитываемые от верхнего конца, одна из которых имеет форму перевернутых конуса или многогранной пирамиды с высотой, в пределах которой во время эксплуатации в ледовых условиях должен располагаться уровень морской воды, средняя секция имеет форму цилиндра или многогранной правильной призмы и нижняя секция имеет форму конуса или многогранной пирамиды, причем осадка платформы значительно меньше диаметра верхней секции конической формы на уровне воды, а на днище платформы имеется съемный элемент для соединения и направления якорных линий, цепей, райзеров и кабелей, отличающаяся тем, что симметричный наружный борт корпуса платформы выполнен с дополнительными по меньшей мере двумя симметричными секциями, первая из которых расположена на верхней секции, имеющей форму перевернутых многогранной пирамиды или конуса, имеет форму многогранной правильной призмы или цилиндра с наружным диаметром, меньшим диаметра основания секции, на которой она размещена, составляющим не более 0,9 ее диаметра и обеспечивающим в результате образование кольцевой горизонтальной площадки вокруг указанной дополнительной цилиндрической секции на поверхности основания упомянутой верхней секции, вторая дополнительная секция расположена в пределах участка верхней секции наружного борта корпуса с обратной конусностью, который в результате имеет двойной слом в виде двух последовательно следующих друг за другом вдоль оси платформы конусообразных участков с обратной конусностью, верхний из которых имеет угол наклона образующей к горизонту около 30 градусов и в пределах которого во время эксплуатации должен находиться уровень морской воды, а нижний из них - около 50 градусов, причем суммарная высота указанного участка с двойным сломом составляет не менее расчетной толщины льда в акватории соответствующего района эксплуатации платформы, при этом нижняя конусообразная секция наружного борта корпуса платформы имеет диаметр, составляющий не менее 1,1 диаметра средней цилиндрической секции наружного борта корпуса платформы.

2. Морская плавучая платформа по п.1, отличающаяся тем, что дополнительная цилиндрическая секция платформы может иметь в своей верхней части участок с обратной конусностью.

3. Морская плавучая платформа по п.1, отличающаяся тем, что основание верхней конусообразной секции наружного борта корпуса платформы, на которой расположена дополнительная цилиндрическая секция платформы, может быть оснащена цилиндрической вставкой.

4. Морская плавучая платформа по п.1, отличающаяся тем, что она может быть оборудована движительно-рулевым комплексом в виде винторулевых колонок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидротехническим устройствам, в частности к плавучим несамоходным самоподъемным буровым платформам для поиска и разведки залежей углеводородов на мелководных морских акваториях.

Группа изобретений относится к водозаборному блоку трубопроводов, который может быть подвешен к морской структуре. Блок содержит пучок из первого трубчатого канала и второго трубчатого канала, которые по существу простираются бок о бок в направлении длины.

Изобретение относится к плавучим средствам, предназначенным для специальных целей, а именно к понтонам, плавучим докам и другим плавучим сооружениям. Плавучая платформа содержит по крайней мере три пластмассовых пустотелых плавучих элемента с по крайней мере четырьмя проушинами каждый и связывающие пластмассовые пустотелые плавучие элементы между собой и установленные в соответствующих проушинах элементы крепления.

Предложены морское основание (2) и способ опускания плиты (28) против вертикальной качки плавучего морского основания (2). Морское основание (2) содержит плавучую конструкцию (4, 6), сборку (7) фермы, соединенную с плавучей конструкцией, и толстую плиту (28) против вертикальной качки, соединенную со сборкой фермы.

Изобретение относится к системе транспортировки криогенной текучей среды на шельфе. Плавучая конструкция находится на поверхности моря и содержит установки для обработки.
Группа изобретений относится к области строительства и может быть использована для оперативного возведения плавучих сооружений. Сооружение строится на ровной площадке, залитой бетоном, и может иметь форму сферы, полусферы или любую другую.

Изобретение относится к области морской ледотехники, касается создания ледостойких платформ для освоения месторождений нефти и газа на шельфе замерзающих морей и решает задачу по уменьшению смещения технологической плавучей платформы при ее развороте под действием внешних сил со стороны ледовых образований за счет повышения скорости ее разворота, по защите турели и райзерных линий от контакта с килем тороса и с притопленными корпусом льдинами.

Изобретение относится к средствам обеспечения подводно-технических работ (ПТР), а также подъема на борт затонувших объектов значительных масс и габаритов в условиях волнения и течения.

Изобретение относится к области судостроения и касается модульных плавучих конструкций для различного типа сооружений. Предложена модульная полупогружная конструкция 1, содержащая платформу для размещения на борту различных типов сооружений вблизи морского побережья или берегов озер и рек.
Изобретение относится к средствам освоения континентального шельфа. Морская плавучая платформа содержит подводный водоизмещающий модуль, поддерживающий надводный модуль посредством жестких опорных колонн со связующими элементами, и натяжные связи, закрепленные на донных якорях.

Изобретение относится к полупогружному плавучему основанию для морских работ, которое пригодно для работы в льдистых водах и в свободных ото льда водах. Плавучее основание содержит рабочую палубу, по меньшей мере один нижний корпус, по существу вертикальную соединительную конструкцию между нижним корпусом и рабочей палубой, балластную систему. Соединительная конструкция имеет водную часть, возможно промежуточную часть и ледокольную часть, скомпонованные друг на друге. Ледокольная часть имеет замкнутый конический контур. Плавучее основание имеет ледокольную осадку для льдистых вод и водную осадку для свободных ото льда вод. При водной осадке суммарная площадь сечения водной части соединительной конструкции, пересекающей водную поверхность, меньше суммарной площади сечения ледокольной части соединительной конструкции, пересекающей водную поверхность при ледокольной осадке. Технический результат заключается в улучшении эксплуатационных характеристик плавучего основания. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к строительству подводных аппаратов и может быть использовано при выполнении подводных буровых работ. Для строительства подводной буровой системы изготавливают общий корпус с различными робототехническими устройствами и отдельных элементов полых сосудов сферической формы. Общий корпус выполняют тороидальной формы. В нижней боковой части корпуса равномерно по кругу фиксируют полые сосуды сферической формы. Гребные винты выполняют спиралевидной формы. Один конец гребного винта с возможностью совместного вращения соосно фиксируют со штопором, а другой - с возможностью разворота в вертикальной плоскости функционально соединяют с редуктором привода, который герметично фиксируют внутри полых сосудов сферической формы. Достигается возможность увеличения глубины погружения и возможность фиксации подводного аппарата на донной поверхности. 2 ил.
Наверх