Мобильный аэрологический комплекс



Мобильный аэрологический комплекс
Мобильный аэрологический комплекс

 


Владельцы патента RU 2634486:

Акционерное общество "Уральское производственное предприятие "Вектор" (АО "УПП "Вектор") (RU)

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для получения информации о параметрах атмосферы на разных высотах. Сущность: комплекс содержит машину аппаратную, выполненную на колесном шасси (1) с кабиной (2) и кузовом-фургоном (3), радиозонды, антенну (8) приема сигналов радиозонда, антенну (24) радиостанции. Аппаратура комплекса и антенна (8) приема сигналов радиозонда выполнены радионавигационными. Антенна (8) приема сигналов радиозонда имеет круговую диаграмму направленности, оснащена механизмом (9) подъема и установлена на задней части крыши кузова-фургона (3). Между кузовом-фургоном (3) и кабиной (2) образован открытый отсек (15) для оборудования, в котором установлены метеостанция (16) на подъемной мачте, электроагрегат (17) и баллоны (22) с газом. Технический результат: уменьшение трудоемкости и сокращение времени подготовки комплекса к проведению работ с радиозондом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области метеорологии и предназначено для получения информации о параметрах атмосферы на высотах зондирования и у поверхности земли, расчета метеорологических телеграмм и других документов и передачу их потребителям.

Известно устройство радиопеленгационного метеорологического комплекса РПМК-1 «Улыбка» (см. www.arms-expo.ru/armament/samples/1511/60063), принятого за прототип, который содержит аппаратную машину, агрегатную машину, одноосный прицеп и радиозонды. Аппаратная и агрегатная машины выполнены на колесном шасси «Урал-43203» и содержат кабину и кузов-фургон, в котором устанавливают необходимое оборудование для управления радиопеленгационной антенной, установленной на крыше аппаратной машины. Кузов-фургон выполнен в виде металлической сварной конструкции из двух отсеков с лестницами и дверями в задней и боковой стенках. Кроме того, в стенках и крыше кузова выполнены дверцы, закрывающие лючки со спецоборудованием. Антенна размещена на передней части крыши кузова-фургона аппаратной машины. На прицепе расположены баллоны с легким газом для подъема радиозондов и палатка. Во время работы комплекса радиозонд подвешивается к шарам-баллонам, наполняемым легким газом, и свободно выпускается в атмосферу. Антенна имеет узкую диаграмму направленности в азимутальной и угломестной плоскости. Для наведения диаграммы направленности антенны на радиозонд в процессе его полета она снабжена высокоточным электромеханическим приводом. Антенна работает в приемном режиме, с помощью соответствующей системы управления постоянно следит за радиозондом и получает от него координатно-телеметрическую информацию о параметрах атмосферы. Пространственные координаты радиозонда определяются на основе радиопеленгационного метода путем измерения текущих значений азимута и угла места радиозонда, а также вычисления высоты подъема с помощью датчика давления, установленного на радиозонде.

Недостатками известного устройства являются:

- сложность конструктивного исполнения антенны, двухкоординатного электромеханического привода и системы управления, обеспечивающей режим слежения за радиозондом;

- сложность компоновочного решения изделия, которое состоит из двух машин и прицепа;

- значительное время, затрачиваемое на перевод изделия из походного положения в рабочее и обратно.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является создание компактного изделия для работы в сокращенном режиме времени при развертывании аэрологического комплекса на позиции из походного положения в рабочее.

Технический результат настоящего изобретения заключается в уменьшении трудоемкости и сокращении наполовину времени подготовки изделия к проведению сеанса работ с радиозондом.

Заявленный технический результат достигается тем, что в мобильном аэрологическом комплексе, содержащем машину аппаратную, выполненную на колесном шасси с кабиной и кузовом-фургоном, антенну приема сигналов радиозонда, радиозонды,

- аппаратура комплекса и антенна приема сигналов радиозонда выполнены радионавигационными,

- на задней части крыши кузова-фургона установлена антенна приема сигналов радиозонда с круговой диаграммой направленности и механизмом подъема/складывания,

- между кузовом-фургоном и кабиной образован открытый отсек для оборудования,

- в открытом отсеке для оборудования установлены, по меньшей мере, метеостанция на подъемной мачте, электроагрегат, баллоны с газом,

- метеостанция на подъемной мачте выполнена съемной и может быть отнесена от аппаратной машины на расстояние, определяемое длиной кабеля,

-дополнительная антенна приема сигналов ГНСС установлена на крыше кузова-фургона.

Изделие может быть выполнено на гусеничном шасси.

Выполнение аппаратуры комплекса и антенны приема сигналов радиозонда имеют минимальные размеры за счет использования радионавигационного исполнения и принципа работы, не требующего слежения антенны за радиозондом (см. патент №106758 «Система радиозондирования атмосферы на основе сигналов GPS/ГЛОННАС»), что позволяет обеспечить компактность изделия и упрощает режим слежения за радиозондом. Установка антенны с механизмом подъема на задней части крыши кузова-фургона, отнесенная на максимальное расстояние от экипажа, обеспечивает необходимые эргономические требования. Антенна имеет круговую диаграмму направленности и не требует управления по угловым координатам. Радиозонд снабжен датчиками метеорологических параметров и навигационным приемником сигналов ГНСС ГЛОНАСС, обеспечивающим определение его пространственных координат. Передатчик радиозонда передает в пакетном режиме координатно-телеметрическую информацию на мобильный аэрологический комплекс, аппаратура которого обеспечивает обработку принятой информации и представление ее в стандартном формате. Выполнение кузова-фургона из двух отсеков, каждый с входными дверями, обеспечивает независимый вход-выход членов экипажа для проведения параллельно выполняемых работ, причем один отсек кузова-фургона выполнен отапливаемым для создания комфортных условий работы экипажа в холодное время года. Выполненный между кузовом-фургоном и кабиной открытый отсек для оборудования, которое устанавливают на позиции для работы изделия, позволяет исключить, по сравнению с прототипом, необходимость в прицепе и агрегатной машине. Размещение в открытом отсеке метеостанции на подъемной мачте электроагрегата, баллонов с газом и другого оборудования обеспечивает требования безопасности и быстрый доступ к ним членам экипажа. Выполнение метеостанции на подъемной мачте с возможностью отнесения ее от аппаратной машины на расстояние, определяемое длиной кабеля, уменьшает микроклиматическое влияние прочего оборудования и увеличивает точность измерения метеопараметров. Все необходимое оборудование размещено компактно на одной аппаратной машине. Кроме того, значительно уменьшается трудоемкость и наполовину время развертывания изделия для получения информации о параметрах атмосферы на высотах зондирования и ухода с позиции после проведения работ. Снижение трудоемкости позволяет уменьшить численность экипажа изделия с пяти до трех человек.

Сущность предложенного технического решения поясняется чертежами, где:

на фиг. 1 изображен общий вид мобильного аэрологического комплекса на правый борт,

на фиг. 2 изображен вид на стенку кузова-фургона в открытом отсеке,

на фиг. 3 изображен вид сзади на мобильный аэрологический комплекс.

Мобильный аэрологический комплекс содержит машину аппаратную, выполненную на колесном шасси 1, например, КАМАЗ 43114, с кабиной 2 и кузовом-фургоном 3. Кузов-фургон 3 выполнен из двух отсеков 4 и 5 с входными дверями 6 и 7. Отсек 5 выполнен отапливаемым. На крыше установлены антенна 8 приема сигналов радиозонда с механизмом подъема 9, накрышный блок 10 кондиционера и антенна приема сигналов ГНСС 11. На задней стенке кузова-фургона 3 размещены запасное колесо 12, два трапа 13 и батареи аккумуляторные 14. Между кузовом-фургоном 3 и кабиной 2 образован открытый отсек 15 для оборудования. В отсеке 15 установлены метеостанция 16 на подъемной мачте, электроагрегат 17 и огнетушитель 18. Отопительная установка 19, компрессор 20 кондиционера, фильтровентиляционная установка 21 и баллоны 22 с газом расположены в отсеке 15 на стенке кузова-фургона 3. Светодиодный прожектор 23 и антенна радиостанции 24 размещены в отсеке 15 на задней стенке кабины.

Работает устройство следующим образом.

В походном положении мобильного аэрологического комплекса все оборудование находится в сложенном положении.

Изделие выходит на позицию. Трапы 13 снимаются с транспортных мест и устанавливаются под входными дверями 6 и 7. С помощью механизма подъема 9 антенна приема сигналов радиозонда 8 поднимается в вертикальное рабочее положение. Включается электроагрегат 17. В зависимости от погодных условий дополнительно могут включаться кондиционер 10 или отопительная установка 19. В темное время суток включается светодиодный прожектор 23. Метеостанция 16 поднимается вверх на подъемной мачте. При необходимости метеостанция 16 вместе с подъемной мачтой может быть снята из открытого отсека и отнесена от аппаратной машины.

Изделие подготовлено к проведению сеанса работ с радиозондом.

Таким образом, предлагаемое компоновочное решение мобильного аэрологического комплекса с оборудованием, размещенным на одном изделии, позволяет более рационально организовать необходимые подготовительные работы на позиции и сократить время на выполнение поставленных задач.

1. Мобильный аэрологический комплекс, содержащий машину аппаратную, выполненную, например, на колесном шасси с кабиной и кузовом-фургоном, антенну приема сигналов радиозонда, радиозонды, антенну радиостанции, отличающийся тем, что аппаратура комплекса и антенна приема сигналов радиозонда выполнены радионавигационными, при этом антенна приема сигналов радиозонда имеет круговую диаграмму направленности, оснащена механизмом подъема и установлена на задней части крыши кузова-фургона, причем между кузовом-фургоном и кабиной образован открытый отсек для оборудования, в котором установлены по меньшей мере метеостанция на подъемной мачте, электроагрегат, баллоны с газом.

2. Комплекс по п.1, отличающийся тем, что кузов-фургон выполнен из двух отсеков с входными дверями, из которых по меньшей мере один выполнен отапливаемым.

3. Комплекс по п.2, отличающийся тем, что метеостанция на подъемной мачте выполнена съемной и может быть отнесена от аппаратной машины на расстояние, определенное длиной кабеля.

4. Комплекс по п.3, отличающийся тем, что мобильный аэрологический комплекс дополнительно снабжен антенной приема сигналов ГНСС.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для определения направления и скорости ветра в вертикальном разрезе. Сущность: в интересующую область пространства запускают беспилотный летательный аппарат (БПЛА), для которого заранее определена калибровочная зависимость между наклоном вектора тяги, вектором скорости ветра, углом поворота корпуса БПЛА, атмосферным давлением, влажностью, температурой и суммарной мощностью, развиваемой двигателями БПЛА.

Изобретение относится к измерительной технике и может найти применение для определения усредненного вектора скорости ветра. Технический результат – расширение функциональных возможностей.
Изобретение относится к области приборостроения, в частности к метеорологии, и может найти применение для определения усредненных значений вертикальных и горизонтальных составляющих скорости ветра и его направления.
Изобретение относится к метеорологии, а именно к способам обнаружения штормовой погоды в океане. Согласно способу обнаружения шторма в океане со спутника облучают поверхность океана оптическим излучением и принимают отраженный сигнал.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для измерения пространственных распределений параметров атмосферы. Сущность: система включает летательный аппарат (2) с измерительной аппаратурой (4) на борту, устройство (1) для транспортировки летательного аппарата в виде шара-зонда или аэростата, а также устройство управления полетом летательного аппарата.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для указания параметров ветра при посадке летательного аппарата. Сущность: устройство развертывается вдоль воздушной траектории по направлению к поверхности земли, например, после сброса с летательного аппарата в полете.

Устройство для обнаружения аэрозолей содержит летательный аппарат, имеющий диэлектрический элемент, такой как окно (10), размещенный в его корпусе (12), так что поверхность диэлектрического элемента образует часть наружной поверхности летательного аппарата.

Изобретение относится к измерительным океанографическим приборам, предназначенным для определения характеристик окружающей среды, преимущественно - пограничного слоя атмосферы и океана. Технический результат - повышение точности определения параметров заданного пограничного слоя приводной среды. Сущность: радиозонд-буй содержит: газонаполненную оболочку 1, к которой посредством стропа 2 прикреплен приборный блок, который включает в себя электрически соединенные верхний приборный блок (контейнер) 3, закрепленный вверху стропа 2, преимущественно вблизи оболочки 1, и нижний приборный блок (контейнер) 4, прикрепленный к нижнему концу стропа 2.
Изобретение относится к области дистанционного зондирования ледяного покрова и может быть использовано для обнаружения айсбергов. Сущность: получают спутниковые радиолокационные снимки.

Изобретение относится к области метеорологии и может быть использовано для диагностики конвективных опасных метеорологических явлений (гроза, град, шквал, ливень).

Изобретение относится к области электротехники, а именно к океанологическим измерениям, и может быть использовано для контроля солености морской воды на разных акваториях Мирового океана.

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано при разработке систем радиозондирования атмосферы (CP) построенных на основе применения радиолокационного метода измерения пространственных координат аэрологического радиозонда (АРЗ) и использования сигналов спутниковых навигационных радиоэлектронных систем (СНРС) ГЛОНАСС/GPS для определения текущих координат аэрологического радиозонда (РЗ), направления и скорости ветра, а также передачи координатной и телеметрической информации на наземную базовую станцию (БС).

Изобретение относится к радиотехнике и геофизике, а именно к средствам мониторинга состояния ионосферы и измерения ее параметров с использованием космических аппаратов спутниковых радионавигационных систем.

Изобретение относится к области радиофизики и может быть использовано для контроля за солнечной, геомагнитной и сейсмической активностью, за предвестниками землетрясения, извержения вулканов, цунами, процессами грозовой активности, динамикой мощных штормовых циклонов, а также для обнаружения ядерных и иных крупных взрывов и пожаров, больших аварийных выбросов на атомных электростанциях, запусков комических аппаратов и ракет, излучений мощных радиопередающих комплексов радиолокационного и связного назначения, средств специального воздействия на ионосферу с целью управления ее параметрами..

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в системах радиозондирования атмосферы на основе использования сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС).

Изобретение относится к радиотехнике и радиоэлектронике, предназначено для дистанционного зондирования атмосферы и может быть использовано в радиолокации, навигации и связи.

Устройство предупреждения об аэрологических явлениях для летательного аппарата содержит бортовое оборудование, способное к выявлению метеорологических явлений, модуль для сбора и хранения метеорологических данных, модуль для создания сводки по собранным метеорологическим данным, модуль для отправки сводок, модуль для приема сводок от окружающих летательных аппаратов, модуль для обработки, консолидации принятых сводок и формированию предупреждений, модуль содействия обходу, модуль ввода, модуль интерактивного диалога, модуль для опроса окружающих летательных аппаратов и сбора от них данных.

Изобретение относится к области физики ионосферы и может быть использовано для пассивного определения ионосферных параметров. Сущность: выполняют двухчастотный прием спутниковых сигналов ГЛОНАСС/GPS.

Изобретение относится к способам дистанционных исследований атмосферы, основанных на использовании эффекта Доплера и применении фазоманипулированных сигналов, и может быть использовано для измерения скорости ветра.

Изобретение представляет собой способ и устройство для радиолокационного измерения полного вектора скорости движения метеорологического объекта на основе измерения составляющих этого вектора скорости в ограниченной области пространства, определяемой шириной диаграмм направленности антенны, за короткое время без сканирования.

Изобретение относится к техническим средствам обработки объектов и местности и предназначено для полной дегазации, дезактивации и дезинфекции. Мобильный комплекс дегазации, дезактивации и дезинфекции содержит комплект оборудования, жестко смонтированного на автомобиле, жидкостную систему, взаимосвязанные большую цистерну и малую цистерну, водоподогреватель (5) для малой цистерны, циркуляционный насос, дымовой генератор (6) для постановки маскирующих аэрозольных завес, а также для дезинфекции и дезинсекции, осветительный прибор «световая башня» (7), мотопомпу (8), автономную бензиновую электростанцию, шкаф управления (10) и кабинный пульт управления (11).
Наверх