Натяжное устройство цепной передачи
Владельцы патента RU 2695933:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный университет инженерных технологий" (ФГБОУ ВО "ВГУИТ") (RU)
Изобретение относится к машиностроению. Натяжное устройство цепной передачи содержит корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка. Посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения. Обеспечивается снижение динамических нагрузок, упрощение конструкции натяжного устройства цепной передачи. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных агрегатах, содержащих цепные передачи.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является натяжное устройство цепной передачи содержащее корпус, установленный в нем механизм перемещения с валом, расположенной на нем звездочкой, посадочная поверхность звездочки выполнена сфероидальной, между ней и валом установочного элемента размещена пружина, форма поверхности которой эквидистантна посадочной поверхности звездочки (А.С. 998787 опубл. 23.02.83 бюл. №7).
Недостатком данного устройства является низкое обеспечение демпфирования колебания цепи, сложность изготовления (монтажа).
Технической задачей изобретения является снижение динамических нагрузок, упрощение конструкции.
Техническая задача изобретения достигается тем, что в натяжном устройстве цепной передачи, содержащем корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка, новым является то, что посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения.
Технический результат изобретения заключается в снижении динамических нагрузок, упрощении конструкции.
На фиг.1 изображен продольный разрез предлагаемого устройства; на фиг. 2 местный вид вала с усеченными полыми цилиндрами.
Предлагаемое устройство состоит из корпуса 1, установленного в нем механизма перемещения 2, закрепленный в последнем установочный элемент 3 с валом 4, установленной на него звездочкой 5, посадочная поверхность которой выполнена цилиндрической, а между ней и валом установочного элемента находятся усеченные полые цилиндры 6, соосно сопряженные с валом установочного элемента. При этом усеченные полые цилиндры 6 по отношению к валу 4 установочного элемента 3 и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки 5 установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения
Осевое перемещение усеченных полых цилиндров 6 и звездочки предотвращают кольца 7, контактирующие с установочным элементом 3 и корпусом 1.
Устройство работает следующим образом. При движении цепи (не показана) контактирующая с ней звездочка 5 посаженная на вал 4 установочного элемента 3 механизма перемещения 2 расположенного в корпусе 1 само устанавливается в плоскости движения цепи вследствие контакта цилиндрической посадочной поверхности звездочки 5 и наружной боковой поверхности усеченных полых цилиндров 6, соосно сопряженных с валом 4 установочного элемента 3, торцов звездочки 5 с кольцами 7 установочного элемента 3, корпусом 1. При этом происходит снижение динамических нагрузок действующих на звездочку: во-первых за счет создания демпфирующего масляного слоя между посадочной поверхностью звездочки 5 и наружной поверхностью усеченных полых цилиндров 6 (так как они образуют шарнир); во-вторых, за счет демпфирующей способности масляного слоя между внутренними поверхностями усеченных полых цилиндров 6 и валом 4 (так как они также образуют шарнир).
Создание слоя смазки в обоих случаях невозможно без усеченных полых цилиндров 6. Именно данные усеченные полые цилиндры 6 позволяют увеличить количество масла между звездочкой и валом то есть увеличить толщину демпфирующего масляного слоя. Полости между усеченными полыми цилиндрами 6, посадочной поверхностью звездочки 5 и валом 4 будут удерживать масло, способствовать созданию качественного масляного слоя между внутренней поверхностью усеченных полых цилиндров 6 и валом 4. Все эти факторы повышают демпфирующие способности предлагаемого устройства.
В зависимости от интенсивности колебаний можно увеличивать (уменьшать) наружную (внутреннюю) боковую поверхность усеченных полых цилиндров, имея их набор.
Использование предлагаемого устройства позволит:
- упростить конструкцию, так как цилиндрическое отверстие в ступице выполнить проще, чем сфероидальное (по сравнению с прототипом).
- значительно снизить динамические нагрузки за счет демпфирующей способности слоя смазки между цилиндрической поверхностью в ступице и наружной боковой поверхностью усеченных полых цилиндров, а также между внутренней поверхностью усеченных полых цилиндров и валом установочного элемента.
- регулировать демпфирующие способности масляного слоя за счет изменения боковых поверхностей усеченных полых цилиндров, имея их набор.
- увеличить сохранность (удержание) масла за счет полостей, создаваемых усеченными полыми цилиндрами (между валом и цилиндрической поверхностью звездочки), благодаря чему образуются масляные демпфирующие слои между внутренним диаметром усеченных полых цилиндров и валом, между внешними диаметрами усеченных полых цилиндров и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки.
Натяжное устройство цепной передачи, содержащее корпус, установленный в нем механизм перемещения, закрепленный на нем установочный элемент с валом, на котором расположена звездочка, отличающееся тем, что посадочная поверхность звездочки выполнена цилиндрической, а вокруг вала соосно с ним между его поверхностью и цилиндрической посадочной поверхностью звездочки размещены усеченные полые цилиндры, при этом усеченные полые цилиндры по отношению к валу установочного элемента и к цилиндрической посадочной поверхности звездочки установлены с возможностью их взаимного вращательного перемещения относительно друг друга с образованием шарнирного соединения.