Вульвовая носовая оконечность судна

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 25.Х.1971 (№ 1708193/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22.Х.1973. Бюллетень ¹ 44

Дата опубликования описания 5.III. 1974

Гасударственный камитет

Савета Министров СССР ва делам изааретений и открытий

Авторы изобретения

В. Н. Бегизов, В. К. Климов, М. H Никитин, И. М. Родина, Л. А. Сиротникова и В. Я. Ткачев

Заявитель

БУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА

Изобретепйе отйосится к области судостроения и судоремонта и предназначено для снижения сопротивления воды движению судна.

Известны бульбовые носовые оконечности судов с бульбовой наделкой для нейтрализации волнового сопротивления, расположенной между ватерлинией в балласте и в полном грузу.

Однако такие бульбовые носовые оконечноСти при значительной протяженности диаметрального контура бульба и большом весе конструкции требуют сложного изготовления и монтажа, что в ряде случаев делает невозможной установку носовых бульбов, в особенности наделочных, при модернизации судов, без больших переделок по корпусу и якорному устройству. Кроме того, известные бульбы, как правило, располагаются в нижнем районе подводной части судна и эффективны при плавании судна только в одном состоянии загрузки; либо в грузу, либо в балласте.

Цель изобретения — повышение эффективности бульбовой наделки при различных осадках судна и уменьшение ее объема и веса, а также облегчение ее монтажа на существующих безбульбовых судах.

Для этого бульбовая паделка выполнена с наклонной к горизонту осью симметрии и верхней своей кромкой примыкает к основному корпусу в точке, расположенной впереди носового перпендикуляра над ватерлинией в полном грузу, а нижней кромкой плавно сопряжена с основным корпусом выше основной линии, причем точка пересечения носового перпендикуляра с бульбовой наделкой в нижней ее части расположена на расстоянии не менее /з осадка в полном грузу.

Угол наклона 1 оси симметрии бульбовой наделки целесообразно выполнить б= (34 — 105/Fr) где Fr — число Фруда.

На фиг. 1 показано сечение нулевого теоретического шпангоута носовой оконечности судна; на фиг. 2 — диаметраль носовой оконечности; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2, полуширота носовой оконечности.

Нулевой шпангоут бульба (фиг. 1) образован лекальной кривой проходящей через точки 1, 2 и 3. Точка 1 лежит на ГВЛ. Точка 2 лежит на пересечении наклонной прямой 4 и поперечной оси 5, содержащей максимальную ординату наделки. Наклонная прямая 4 проведена из точки 6 под углом не менее а = 15 к диаметрали. Точка 6 расположена над

ГВЛ на расстоянии, равном подъему носовой волны, величина которого определяется по формуле:

h=й Fr" à, ЗО где Fr — число Фруда, 404687

L — длина судна между перпендикулярами, k — безразмерный коэффициент, причем

k = 0,2 для быстроходных судов (Fr=0,25 — 0,30), /г =0,3 — для среднескоростных судов (Fr = 0,20 — 0,25), k = 0,4 — для . тихоходных судов (I r = 0,15 — 0,20) .

Поперечная ось 5 располо>кена под ГВЛ

»а расстоянии, которое определяется по формуле:

Ь,«7 — т — h, где Т вЂ” осадка в грузу, Тд — осадка в балласте.

В любом случае это расстояние составляет не меньше 0,25 Т. Ось 5 пересекает ДП судна на нулевом шпангоуте в точке 7. Точка 3 расположена над основной линией на расстоянии не менее /з осадки в грузу.

Контур нулевого шпангоута плавно сопрягается кривой 8 с контуром нулевого теоретического шпангоута в надводной части корпуса.

Бульб ориентирован в продольном направлении вдоль наклонной оси 9 симметрии (фиг. 2), составляющий с горизонтом угол д, пропорциональный относительной скорости судна, но не превышающий величины, определяемой по формуле:

О,р,„— — 34 — 105, Ось 9 проходит через точку 7. Расстояние носовой точки 10 диаметрально сечения бульба от нулевого шпангоута выбрано предельно допустимым по конструктивным и эксплуатационным соображениям, но не превышает 4О/о длины судна. Верхняя кромка 11 контура бульба образована прямой линией, проведенной из точки 1 под углом О к ГВЛ не более

30 и содержит участок 12 плавного перехода к исходному корпусу в точке 13 притыкания.

Точка 13 расположена над ГВЛ па расстоянии, не превышающем подъема носовой волны h. Нижняя кромка бульба 14 пересекает носовой перпендикуляр в точке 3 и плавно сопрягается с исходной линией корпуса выше основной линии, причем линия сопряжения является дугой окружности, вписанной в угол, образованный контуром исходного форштевня и прямолинейным участком нижней кромки.

Сечение бульба по ватерлинии, проходящей через точку 10 (фиг. 3), образовано в носовой части бульба участком эллипса 15, сопрягающимся с прямой 16, параллельной диаметральной плоскости, и участком 17 плавного перехода к исходному корпусу.

10 Для предпочтительного варианта кормовая часть сечения бульба может быть образована кривыми 18 и уменьшаться по ширине в кормовом направлении при неизменных вертикальных размерах бульба. При этом сужение

15 .сечения не должно превышать 10 /о максимальной его ширины.

Предмет изобретения

1. Бульбовая носовая оконечность судна с бульбовой наделкой для нейтрализации волнового сопротивления, расположенной между

25 ватерлиниями в балласте и в полном грузу, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности бульбовой наделки при различйых осадках судна и уменьшения ее объема и веса, а также облегчения ее монтажа на

30 существующих безбульбовых судах, бульбовая наделка выполнена с наклонной к горизонту осью симметрии и верхней своей кромкой примыкает к основному корпусу в точке, расположенной впереди носового перпендикуляра над

35 ватерлинией в полном грузу, а нижней кромкой плавно сопряжена с основным корпусом выше основной линии, причем точка пересечения носового перпендикуляра с бульбовой наделкой в нижней ее части расположена tta

40 расстоянии не менее /з осадка в полном грузу.

2. Бульбовая носовая оконечность, отлича ощаяся тем, что угол наклона 1 оси симметрии бульбовой наделки составляет д= (34 — 105) Fr где Fr — число Фруда.

404687

ДП вЂ” 70 мапл алласт

НЕЯ ЛИН !>!

АЛ Фиг, !

Фг!2, 2

78 Риг.5

Составитель В. Ткачев

Тех ред T. Ускова

Редактор Т. Пилипенко

Корректор Е Хмелева

Типография, пр. Сапунова, 2

3 а к аз 501/10 Изд. № 1011 Тира>к 496 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4,5

Вульвовая носовая оконечность судна Вульвовая носовая оконечность судна Вульвовая носовая оконечность судна 

 

Похожие патенты:

Катамаран // 2101207
Изобретение относится к водным средствам перемещения, а именно к плавсредствам для туризма, водного слалома и спортивного сплава по горным рекам

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования судов, применимых на неосвоенных транспортом реках

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных пассажирских судов

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Изобретение относится к водному транспорту и касается конструирования быстроходных катеров

Катамаран // 2106279

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции днища корпуса глиссирующей амфибии

Судно // 2108257
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования транспортных катамаранов

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования быстроходных судов, оборудованных комплексов автоматических управляемых интерцепторов и движущихся в переходном режиме или в режиме глиссирования
Наверх