Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства

 

1111 491069

ОЛИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.08.74 (21) 2053589/27-11 с присоединением заявки ¹ (51) М. Кл, G Olm 17/00

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий

Опубликовано 05.11.75. Б1оллетень № 41

Дата опубликования описания 22.02.76 (53) УДК 629.113.001.45 (088.8) (72) Авторы изобретения

М. А. Андронов, Ю. С. Чухустов, Ф. Е. Межевич, Н. В. Тимофеева и И. В. Наумов (71) Заявитель

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

ОБЗОРНОСТИ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

ГосУдаРственный комитет (,3) Приори е

Изобретение относится к измерительным приборам для определения угловых пространственных параметров поля геометрической видимости с рабочего места оператора с учетом его антропометрических данных и бинокулярности зрения и может быть использовано для определения параметров обзорности кабин и кузовов транспортных средств.

Известно устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства, содержащее воспроизводящий места положений глаз и центров поворота головы оператора элемент, выполненный в виде пластины, смонтированной на установленном внутри кабины кронштейне, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения в виде механического или оптического трассирующего элемента, смонтированного в поворотной вокруг вертикальной оси стойке с основанием, устанавливаемым в места положений глаз оператора на пластине, а также на поворотном рычаге с основанием, монтируемым на пластине в местах, соответствующих положениям центров поворота головы оператора.

Недостатками известного устройства являются неудобства переналадки в процессе измерений, при которой необходима связанная с демонтажом и монтажом перестановка стойки приспособления для трассирования в мсста положений глаз оператора и поворотного рычага в места положений центров поворота головы, выполненных в виде соответствующих отверстий на пластине и поворотном рычаге, 5 и недостаточная точность непосредственных измерений углоь видимости и границ поля зрения, определяемых поворотом глаз в области их предельных значений из-за обусловленной конструкцией устройства разнесенности по

10 высоте центров поворота глаз относительно вертикальнои и горизонтальной осей, что требует корректировки результатов таких непосредственны.; измерении с помощью коэффициентов, полученных расчетным путем.

Цель изобретения — повышение удобства пользования и точности измерений.

Для этого в предлагаемом устройстве пластина и поворотный рычаг выполнены со

20 сквозными прорезями и параллельными расположенными по пх обеим сторонам пазами, основания стойки и поворотного рычага образованы шарнирно соединенными с ними и оснащенными угловыми шкалами каретками, 25 снабженными каждая центральным винтом и полозьями, входящими соответственно в прорезь и пазы, а трассирующий элемент смонтирован на стойке посредством оснащенного шкалами универсального шарнира, одна

ЗО из осей которого горизонтальна, а другая—

491069 перпендикулярна оси трассирующего элемента.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид с частичными разрезами деталеи; на фиг. 2 — устройство с приспособлением для трассирования, смонтированным на поворотном рычаге; на фиг. 3 — устройство, смонтированное на кронштейне установочного приспособления; на фиг. 4 в установка устройства в кабине.

Устройство для измерения параметров обзорности содержит пластину 1, монтируемую в кабине на кронштейне 2 установочного приспособления (фиг. 3), поворотный рычаг 3 и приспособление 4 для трассирования линий наблюдения.

11ластина 1 выполнена со сквозной прорезью 5 и параллельными, расположенными по ее обеим сторонам пазами 6, предназначенными для монтажа основания 7 приспособления для трассирования, которое представляет собои каретку с угловой шкалой 8, центральным ьинтом 9, входящим в прорезь 5, и полозьями 10, входящими в пазы 6 пластины.

Основание 7 может перемещаться вдоль прорези 5 и пазов 6 между крайним левым положением на пластине, соответствующим крайнему левому положению левого глаза на эллипсе А (фиг. 4), являющемся геометрическим местом точек возможных положений левого глаза, и крайним правым положением на пластине, соответствующим крайнему правому положению правого глаза на эллипсе Б, являющемся аналогичным геометрическим местом точек для правого глаза. Основание 7 может фиксироваться гайкой 11 винта 9 в указанных крайних, а также в среднем положении, соответствующем точкам эллипса Б, определяющего возможные положения глаз по высоте. На пластине выполнена также другаз сквозная прорезь 12 и параллельные ей пазы 13, предназначенные для монтажа основания 14 поворотного рычага 3, образованного кареткой с угловой шкалой 15, центральным винтом 16, входящим в прорезь 12, и полозьями 17, входящими в пазы 13 пластины. Основание 14 поворотного рычага может перемещаться вдоль прорези 12 и пазов 13, занимая крайние положения на пластине, соответствующие предельным положениям центров поворота головы.

На поворотном рычаге выполнены сквозная прорезь 18 и пазы 19 для монтажа основания 7 приспособления для трассирования.

Длина прорези 18, определяющая крайние положения на поворотном рычаге приспособления для трассирования, равна базисному расстоянию ме;кду центрами глаз, а рассто".ние от середины прорези до центрального винта 16 основания 14 поворотного рычага соответствует удаленности глаз от центра поворота головы.

Указанные антропометрические величины выбираются средними для контингента операторов, а крайние положения основания 14 по5

60 б5

4 воротного рычага на пластине выбраны, исходя из положений центров поворота головы на эллипсе геометрического места точек центров поворота головы в начале поворота головы в соответствующую сторону, который начинается после предельного (около 30 ) поворота глаз и продолжается до совпадения оптической оси глаз с объектом наблюдения при неизменном предельном угле поворота глаз.

11риспособление для трассирования представляет собой поворотно установленную на основании 7 стойку 20, в которой с помощью горизонтальной оси 21 универсального шарнира 22 смонтирован трассирующий элемент

23, ось которого перпендикулярна другой оси

24 универсального шарнира. Универсальный шарнир оснащен угловой шкалой 25, определяющей наклон плоскости оси трассирующего элемента к горизонту, и угловой шкалой 26, определяющей поворот оси трассирующего элемента в этой плоскости. Трассирующий элемент, который может быть выполнен в виде телескопического выдвижного штока 27 или оптического прибора (на чертежах не изображен), фиксируется в любых положениях поворота вокруг осей универсального шарнира гайками 28.

Для измерения параметров обзорности кабины пластина 1 устройства монтируется на имеющем продольную, вертикальную и поперечную регулировки кронштейна 2 установочного приспособления, представляющего собой портальный штатив с выдвижными опорами

29, устанавливаемыми на пол кабины так, чтобы отверстия 30 промежуточной детали штатива совпали с положением контрольной точки Я сиденья оператора (фиг. 4), являющейся началом системы координат для установки пластины 1 с учетом коррекции, зависящей от наклона спинки сиденья.

Последовательно перемещая основание 7 приспособления для трассирования в пределах прорези 5 пластины из левого крайнего в правое крайнее положение, определяют по шкале 26 предельные углы видимости влево и вправо, совмещая конец телескопического штока 27 с точками на границах прозрачных и непрозрачных частей кабины или зоны ветрового стекла, очищаемой стеклоочистителем.

При среднем по длине прорези 5 пластины положении основания 7 приспособления для трассирования по шкале 25 определяют предельные углы видимости в вертикальной плоскости при положениях пластины по вертикали, соответствующих положениям центра универсального шарнира 22 в предельных точках эллипса Б.

Установив основание 14 поворотного рычаrà 3 в прорезь 12 и пазы 13 пластины, а основание 7 приспособления для трассирования— в прорезь 18 и пазы 19 поворотного рычага (фиг. 2), определяют по угловой шкале 15 и фиксируют угол поворота рычага 3 при предельном повороте (шкала 26) лимитирующего глаза в соответствующую сторону по совме491069 щению штока 27 с объектом набл1оденпя, после чего при неизменном угле поворотного рычага (поворот головы) определяют бинокулярное затенение по шкале 26 приспособления для трассирования из его положений на поворотном рычаге, соответствующих левому и правому глазам.

Предмет изобретения

Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства, содержащее воспроизводящий места положений глаз и центров поворота головы оператора элемент, выполненный в виде пластины, смонтированной на установленном внутри кабины кронштейне, и приспособление для трассирования в пространстве линий наблюдения в виде трассирующего элемента, смонтированного в поворотной вокруг вертикальной оси стойке с основанием, устанавливаемым в места положений глаз оператора на пластине, а также на поворотном рычаге с основанием, монтируемым на пластине в местах. соответствующих положениям центров поворота головы опера5 тора, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства пользования и точности измерений, пластина и поворотный рычаг выполнены со сквозными прорезями и napaëлельными расположеннымп по их обеим сто10 ронам пазами, основания стойки и поворотного рычага образованы шарнирно соединенными с ними и оснащенпымп угловыми шкаламп каретками, снабженными каждая центральным винтом и полозьями, входящими соответI5 ственно в прорезь и пазы, а трассирующий элемент смонтирован па стойке посредством оснащенного угловыми шкалами универсального шарнира, одна из осей которого горизонтальна, а другая — перпендикулярна оси

20 трассирующего элемента.

491069

Составитель А. Смольская Текред T. Курилко

Корректор Е, Рожкова

Редактор С. Титова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 187/9 Изд. № 142 Тираж 902 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства Устройство для измерения параметров обзорности кабины транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам определения эффективности подвески транспортных средств, а именно к способу определения эффективности действия амортизаторов в подвеске колесного автомобиля

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к устройствам для определения положения колесной пары в рельсовой колее, измерения ширины рельсовой колеи непосредственно под подвижным составом (локомотивом, автомотрисой и т.д.), и может быть использовано для проведения исследований кинематического взаимодействия подвижного состава и пути в горизонтальной плоскости

Изобретение относится к динамометрии и может быть использовано для определения величины и направления динамической равнодействующей кинетической энергии, накопленной движущимся транспортным средством при воздействии на последнее внешних возмущающих сил в плане 360o плоскости дороги при изменениях режима равномерного движения транспортного средства, например, автомобиля, и торможении, ускорении, центробежных сил на поворотах, закруглениях и наклонах дорожного полотна, боковых порывов ветра, изменениях сил сцепления в пятне контакта колеса и дороги и других параметров, вызывающих рассогласование продольной оси автомобиля относительно продольной оси дороги, вызывающих необходимость корректирования ранее заданного водителем направления движения

Изобретение относится к технике испытаний и исследований рабочих процессов в автомобильных рулевых управлениях и может быть использовано как в процессе доводки вновь создаваемых конструкций рулевых управлений, так и в процессе эксплуатации и ремонта для контроля и диагностики их эксплуатационных свойств

Изобретение относится к устройствам для испытания шин транспортных средств в дорожных и полевых условиях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля уменьшения толщины реборды железнодорожных колес подвижных составов
Наверх