Судовой лопастной движитель

 

СССР

N 59074

Класс 65 Р 3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зареаистрироеино и Бюро изобретений Госпяана при СНК CCC Ð

П. Е. Ефремов.

Судовой лопастной движитель.

Заявлено 27 апреля 1939 года в НК РФ за М 1894

Опуолпковано 28 февраля 1941 года.

Изобретение ставит своей задачей дальнейшее усовершенствование известных уже судовых лопастных движителей с несколькими вертикально расположенными гребными лопастями, положение которых отноеительно цен:тральной оси движителя регулируется при помощи подвижного эксцентрика.

Для достижения этого, в целях упрощения управления ходом судна, перемещение эксцентрика относительно параллели-кулисы осуществляется- помощью шестерни, сидящей на вертикальном валу. При этом шестерня может воздействовать с одной стороны на зубчатую рейку, прикрепленную к нижней плоскости эксцентрика непосредственно, а с другой стороны — посредством паразитных шестерен, укрепленных на кулисе. Благодаря такому устройству имеется в виду получить возможность осуществлять управление движением судна и регулирование работы движителя независимо, не изменяя числа оборотов движителя на всех режимах от полного хода вперед до полного назад, через стоп.

На чертеже фиг. 1 изображает схематически боковой вид движителя в разрезе; фиг. l a — частичный вид сверху фиг. 1 с горизонтальным разрезом; фиг. 2 — лопасть движителя;. фиг. 3 — вид, сверху с нанесением кинематики движителя для переднего и заднего хода; фиг. 4 — устройство тяг, удерживающих эксцентриковый бугель в неизменном положении по отношению к ротору; фиг. 5 — боковой вид с частичным разрезом эксцентрика и бугеля; фиг. 6 — его горизонтальную проекцию; фиг. 7 и 8 — эксцентрик в сдвинутом положении: на величину эксцентриситета вправо (в 2-х проекциях).

Главный пустотелый вал 1 (фиг. 1), несущий ротор, верхней своей конической частью закреплен неподвижно в муфте 22, составляющей одно целое с фланцевой верхней крышкой статора 57. Вал 1 закреплен гайкой 65 со стопором. Движущаяся часть — ротор для подвееа на главном валу смонтирован на- двух роликовых подшипниках 23, 24 и для поддерживания в вертикальном положении поставлен в упорнь|й подшипник 25. Верхний подшипник 23 сердечником закреплен неподвижно на валу 1 гайкой 26. Для передачи давления от веса ротора на

r-лавный вал поставлена шайба 28, на которую сверху опирается обойма подшипника 23; нижняя обойма подшипника 25 опираетея в кольцевой выступ

59074 на главном валу. Второй роликоподшипник 24 укреплен на главном валу гайкой 42, Подшипники 23, 24 своими наружными обоймами закреплены неподвижно в ступице 29 цилиндрической формы при помощи верхней крышки

27 и нижней 41.

В нижней части ступицы 29 имеется фланец, на котором расположена коническая ведомая шестерня 32, крепя. щаяся к фланцу болтами 33 и приводящая во вращение ротор движителя через приводный от мотора вал 51, Вал 51 составляет одно целое с малой конической шестерней 31 (фиг. 1 и la), приводящей во вращение ротор

30 через посредство шестерни 32, и смонтирован на корпусе статора на двух подшипниках 52, 58. Последние закреплены на переборках 63 и 56 одного из трех кницеобразных сварных кронштейнов, прикрепленных к корпусу (статору) движителя. B подшипнике 52 имеется роликовый подшипник 53, закрепленный гайкой 54 на валу 51 и закрытый крышкой 55, Второй подшипник 58, поддерживающий вал 51, состоит из роликового подшипника 59 и опорного подшипника 60, укрепленных на валу 51. Подшипники 52 и 58 выполнены разъемными в горизонтальной плоскости для удобства сборки и монтажа вала, для чего в кронштейне имеются горловины сверху и с боков.

Вал 3, проходящий внутри вала 2, (фиг. 1), находящегося, в свою очередь, в полости главного вала 1, в нижней своей части несет кулису 21, неподвижно насаженную на шпонке помощью втулки 45 и закрепительной гайки 46. Кулиса предназначена для управления движением судна путем поворота сектора 69, насаженного на конусе и закрепленного гайкой 70 (фиг. 1). Нижний конец вала 3 помещен в подшипнике 47, прикрепленном болтами к днищевой части ротора— диску 50.

Кулиса 21 имеет вид параллели с накладками 40, крепящимися шурупами (фиг. 5 и 6). В этой параллели помещен своей нижней частью эксцентрик 9, могущий перемещаться вдоль нее на величину двойного эксцентриситета, для получения изменения режима работы движителя от переднего полного до заднего с промежуточными от полного до тихого и стоп; когда центр эксцентрика совмещен с осью ротора, то лопасть (фиг. 2) занимает положение с нулевым углом атаки по касательной к окружности движения лопастей. Для возможностей перемещения эксцентрика в днищевой части его имеется соответствующий вырез на двойную величину эксцентриситета (фиг. 5, 6).

Перемещение эксцентрика 9 относительно параллели-кулисы 21 производится следующим порядком. На пустотелом валу 2, в нижней его части, неподвижно насажена шестерня 4 (фиг. 1, 5 и 6), сцепляющаяся с одной стороны с зубчатой рейкой 5 непосредственно, а с другой стороны — с двумя паразитными шестернями 6, укрепленными на кулисе на штыревых пальцах с гайками 7. Рейка 5 соединена шурупами 44 (фиг. 1 и 5) с нижней частью эксцентрика 9.

Устройство передаточного механизма от эксцентрика 9 для приведения в колебательное движение лопастей состоит в следующем. На диске эксцентрика 9 туго насажена облицовка из текстолита в виде кольца 10, закрепленного изнутри эксцентрика шурупами, на которое надет бугель 11. С бугелем 11 соединены при помощи выточек и болтов 74 звездообразные диски с отростками 74 (фиг. 1 и 3) по количеству лопастей, в данном случае на

6 лопастей. В расточенные отверстия отростков 74 дисков поставлены бронзовые втулки 14 (фиг. 1 и 3), а в них подвижно на цапфах помещены направляющие втулки 13 шарнира для осуществления колебательного движения лопасти через посредство штоков 15, одним концом закрепленных помощью вилки на обойме 17, насаженной на гильзе 18, в корпус которой вставлена и закреплена гайками 37 и 38 лопасть

22 (фиг. 1 и 2).

Гильзы 18 (фиг, 1) смонтированы в подшипниках 34,20. Для возможности быстрой замены поврежденной лопасти достаточно вскрыть одну из горловин 75 (фиг. 1 и 3) и свернуть гайку и контргайку 37, 38, после чего лопасть 22 вышибается из гильзы 18, а

59074 вместо нее крепится гайкой новая лопасть, и горловина закрывается.

При смещении эксцентриситета для получения переднего или заднего хода и стоп, смещение линий, проходящих через центры цапф дисков, должно происходить параллельно, т. е. вдоль оси кулисы, и для удержания в этом положении эксцентрикового бугеля применено устройство двух тяг 76 (фиг. 3 и 4). Тяги одними концами соединены шарнирно шаровыми штырями, укрепленными на двух противоположных точках Е и Г (фиг. 3) верхнего звездообразного диска, а другими концами эти тяги соединены рычагами

К и М. Рычаги насажены неподвижно на вал 80, который помещен в двух опорных кронштейнах-подшипниках, прикрепленных к днищу ротора.

Предмет изобретения.

Судовой лопастной движитель с несколькими вертикально расположенными гребными лопастями, с применением подвижного эксцентрика, управляющего положением этих лопастей относительно центральной оси движителя, отличающийся тем, что перемещение эксцентрика 9 относительно параллели-кулисы 21 осуществляется при помощи шестерни 4, закрепленной на валу 2 и воздействующей на зубчатую рейку 5 с одной стороны непосредственно, и через паразитные шестерни 6, закрепленные на кулисе, — с другой стороны.

К авторскому свп етельству М 59074

Г5

ФИГ.7

Цена 35 коп

Госпланиздат

Отв. редактор П. В. Никитин

Тпп. «Сов. печ.>, М 49526. Зак. ¹ 1678 — 450

ШиГ4

| (

Судовой лопастной движитель Судовой лопастной движитель Судовой лопастной движитель Судовой лопастной движитель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх